«Формы и методы в ФЭМП детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал по математике (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Опыт работы
Тема: «Формы и методы в ФЭМП детей дошкольного возраста»
В последние десятилетия осуществляется педагогический эксперимент направленный на выявление более эффективных методов математического развития детей дошкольного возраста, определение содержания обучения, выяснения возможностей формирования у детей представлений о величине, установлении взаимосвязей между счетом, и измерением (Р. Л. Берзина, Н. Г. Белоус, 3. Е. Лебедева, Р. Л. Непомнящая, Л. А. Левинова, Т.В. Тарунтаева,).
Слайд 3
- Непосредственно образовательная деятельность
Содержание всей работы по развитию математических способностей реализую в трех формах педагогического процесса: фронтальная, групповая, индивидуальная.
При фронтальной форме работы участвуют все дети, их активность обеспечивается постановкой разнообразных вопросов.
В НОД использую разнообразные по форме занятия (игры-путешествия, математический театр которые включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой, соревнования).
Включаю в непосредственную образовательную деятельность знакомых сказочных персонажей, которые ставят перед детьми разные задачи, просят их научить чему-то, и вместе с детьми доводят поставленную проблему до логического конца.
При знакомстве с числом устраиваю праздник-знакомства, рассказываю о проявлении числа в жизни природы и окружающем мире, дети рисуют, лепят цифры. В конце обычно, цифра приносит для детей развивающие книги, игры. Использую музыкальное сопровождение.
Групповая форма работы предполагает дифференцирование заданий с учетом индивидуальных возможностей, уровня развития детей.
В индивидуальной деятельности взрослого с детьми большое значение отдаю дидактической игре. Индивидуальная работа обеспечивает контроль за усвоением;
Знания, полученные в ходе организации образовательной деятельности необходимо закреплять в повседневной жизни.
- В форме совместной деятельности взрослого с детьми (в т.ч. с родителями) в режимных моментах провожу эксперименты, беседы, наблюдения, математические игры разного вида, загадываю математические загадки, головоломки.
- Самостоятельная деятельность
Слайд 4 В своей работе я использую следующие методы:
словесные, наглядные, практические, игровые.
Работая с детьми с ОВЗ необходимо развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память.
Поэтому нужно задействовать больше анализаторов наглядных, словесных, практических и тогда результативность будет выше.
В своей работе я использую методы и приемы комплексно.
Причём наглядные и словесные методы при ФЭМП не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам.
Выбор методов зависит от того,
- подводим мы детей к первичному овладению знаний или совершенствуем, знания и умения;
- от программных задач;
- от возрастных и индивидуальных способностей детей;
- наличии необходимых дидактических средств и т.д.
Слайд 5 Словесный метод
Использую:
- Репродуктивный метод –основан на простом воспроизведении способа действий когда действия детей полностью регламентируются взрослым в виде образца, пояснения, правила. Строгое следование им предотвращает возможные ошибки.
Я использую этот метод при изучении нового материала, первоначальном усвоении практических действий. Детям предлагаю по вопросам рассказать,
- что они сделали,
- как выполнили задание, для чего.
- Продуктивный – метод хорош когда у детей сформированы умения, дети полностью или частично должны способ действий открыть сами. Говорю, что надо сделать, но не сообщаю и не демонстрирую способа действия. Помощь оказывается не прямо, а в косвенной форме, предлагаю детям подумать и ещё раз попробовать.
На основе сформированных навыков. Задаю вопросы, пользуясь усвоенной терминологией:
- «Расскажи, как выполнял задание»,
- «Для чего разложил предметы в два ряда?»,
- «Что узнал, выполнив задание?»,
- «Докажи, что числа 3 и 4 не равны»,
- «Расскажи, как можно сравнить эти предметы».
Слайд 6 Художественное слово часто подкрепляется наглядностью при помощи карточек о цифре, дне недели, физминутки…
Физические упражнения для физкультминуток подбираются с учетом лексической темы, особенностей возраста.
При формировании временных представлений у детей,- рекомендуется стихотворение, С.Маршака посвященных временам года. Он называется «Круглый год». Ему же принадлежит в полном смысле математическое стихотворение «Веселый счет».
Сказка «Теремок» — поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало их трое. Прибежала лисица, и стало их четверо. Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой? Сказка «Три медведя» — это математическая - сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить
В «Красной шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики.
В сказке «Про козлёнка, который умел считать до десяти» — дети вместе с козлёнком пересчитывают героев сказки, легко запоминают количественный счёт до 10.
Слайд 7 Наглядный метод
Для удержания внимания, заинтересованности, необходимо наличие разнообразного демонстрационного и раздаточного материала.
Слайд 8 В нашей группе создана картотека. Наглядность для каждого занятия хранится в пластиковом пронумерованном конверте.
Слайд 9 -10 Счетный демонстрационный и раздаточный материал мы подбираем в зависимости от лексической темы недели.
Эту наглядность я вырезала из столовых салфеток и заламинировала.
Слайд 11 Занятия с использованием новых информационных технологий.
Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным и доступным для восприятия детей. В практике использую мультимедийные презентации поскольку учебный материал, легче усваивается дошкольниками (звук, видео, графика, анимация).
Мы проводим физкультурные минутки, организуем просмотр обучающих мультфильмов с математическим содержанием.
Включение мультимедийных технологий дополняет традиционную программу.
Слайд с12 – 19 Практический метод предполагает организацию
- Упражнений в форме задания
- Может организовываться как действие с демонстрационным материалом
- Или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом
Слайд 13 Работа с раздаточным материалом
В ходе работы с раздаточным материалом, после выполнения любого задания, я использую метод опроса. Спрашиваю то одного, то другого ребенка, что, как и почему он делает. Один ребенок может выполнять в это время задание у доски и пояснять свои действия. Сопровождение действия речью позволяет детям его осмыслить.
По мере накопления умения выполнять те или иные действия ребенку можно предложить сначала высказать предположение, что и как надо сделать (построить ряд предметов, сгруппировать их и пр.), а потом выполнить практическое действие. Так учим детей планировать способы и порядок выполнения задания.
Усвоение правильных оборотов речи обеспечивается многократным их повторением в связи с выполнением разных вариантов заданий одного типа.
Слайд 14 -15 Перспективным методом обучения является моделирование: Дети использовали модели (заместители) при воспроизведении количества предметов (покупали в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировали фишками).
Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения. Зависимости между ними с помощью цвета и длины.
Цель использования палочек Кюизенера: развитие способности группировать предметы по цвету, величине, освоение способов измерения с помощью условной мерки, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов, развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы.
Слайд 16 – 17 – 18 Обследование предметов во время прогулок, экскурсий.
Прогулки и экскурсии - богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок по улице, в парк - обращается внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов. (сосчитай, сколько проехало легковых машин; сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья; назови три предмета разной длины, ширины, высоты. Играя на прогулке, мы - считаем, сравниваем камушки, веточки, листья, цветы, комки снега, сосульки. Я знакомила детей с разными понятиями, например «далеко-близко». Гуляя вокруг детского сада находили длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты.
Экскурсии и наблюдения могут быть организованы как в условиях дошкольного учреждения, так и во время семейных прогулок.
Экскурсии могут быть ознакомительными, уточняющими ранее полученные представления, закрепляющими, то есть итоговыми. Например, они наблюдают следующие ситуации: покупатели приобретают продукты и платят деньги (количественные представления); школьники идут в школу (временные представления); пешеходы переходят улицу (пространственные представления); строители строят дом, и на стройке работают различные по высоте краны (представления о величине) и т.п. В ходе экскурсий внимание детей обращается на особенности жизни людей в разное время года и суток.
Слайд 19 Экспериментирование и опыты.
Детям предлагается, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар), чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу), чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.
Слайд 20 Игровой метод
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Основное назначение – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, названии множеств предметов, чисел.
Игра как метод предполагает использование на занятиях отдельных элементов разных видов игр (Д/и, предметные, настольно – печатные, словесные, сюрпризный момент, сюжетная игра, соревнование).
Слайд 21
Играем дидактические игры с наглядностью, типа «Лото»,
В словесные - «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Исправь ошибку», «Назови соседей», дети научились свободно оперировать числами и сопровождать словами свои действия.
Слайд 22
Используем сюжетно-дидактические игры математического содержания, отражающие бытовые явления общественные события. Например, на неделе с лексической темой «Родина» на занятии мы отправились в «Путешествие по Челябинской области».
Слайд 23
А вечером мы играли в сюжетно – ролевую игру «Магазин».
Любая дидактическая игра, включенная в занятие, должна не только решать задачу расширения или за крепления знаний ребенка, но и выполнять коррекционные задачи, т.е. способствовать развитию зрительных, слуховых и кинестетических ощущений, мелкой моторики, внимания, памяти, мышления.
Слайд 24 Самостоятельная игровая деятельность
Так же в самостоятельной деятельности детей использую математические игры, которые не только продают в магазинах, но и публикуют в различных детских журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками. На игровом поле обычно изображены различные картинки или даже целая история и имеются пошаговые указатели. Согласно правилам игры, участникам предлагается бросить кубик и, в зависимости от результата, выполнить определенные действия на игровом поле. Например, сделав то количество шагов, которое выпало на кубике, и попав в определенную область игры, ему предлагается выполнить какие-то конкретные действия, например, перескочить на три шага вперед или вернуться в начало игры (ориентировка на плоскости) и т. д.
Слайд 25 Игры головоломки
«Танграм», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра» - дети выкладывают силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода.
«Колумбово яйцо» - силуэты птиц, самостоятельно придумывают фигуры воинов, балерин.
Традиция нашей группы – игра в шашки. Это игра развивает у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Учу детей обдумывать каждый ход, соблюдать правила игры.
Ведь шашки являются одной из самых распространённых народных игр в мире. Шашки – незаменимый «тренажёр» для выработки умения мыслить абстрактно, логически; умения планировать очередной ход; игра воспитывает усидчивость.
Работа с семьёй
Использую разнообразные формы работы с родителями. Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, показывала фрагменты занятий, делала выступления на родительских собраниях, знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, успешно планировали в уме, приучали детей к умственному труду.
Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие.
Организовывала с детьми математические вечера досуга, приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей.
Районное методическое объединение воспитателей коррекционных групп.
Опыт работы.
Тема: «Формы и методы в ФЭМП детей
дошкольного возраста».
Выполнила
Ермолина Елена Николаевна
воспитатель группы коррекционной
направленности для детей с ТНР
МКДОУ «Д/с № 8».
Коркино, 18.10. 2018
Планирование образовательного процесса Основано на принципах:
- научности,
- систематичности,
- Постепенность в усложнении программного материала
- индивидуального подхода к ребенку.
На занятиях ставятся
- образовательные,
- развивающие задачи,
- задачи по развитию речи,
- воспитанию качеств личности и черт характера.
Киска
То прогнет,
То выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -
Это делает зарядку
Наш Маркиз -
Пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке:
Когти, шерсть и аппетит.
Физминутки.
Текст произносится до начала выполнения упражнений.
– До пяти считаем, гири выжимаем,
– Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки
– Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим,
– Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов,
– Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз),
– Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас
– На носочки встанем, Потолок достанем
– Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз)
– Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас.
– Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза)
Ф/минутка.
Начинается разминка
Встали, выровняли спинки.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок
Руку правую вперед, в кулачок, на бочок.
Руку левую вперед, в кулачок, на бочок.
Руку правую вверх, в кулачок, на плечо.
Руку левую вверх, в кулачок, на плечо.
Крутим мельницу вперед
А потом наоборот.
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол.
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по совершенствованию форм и методов коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Коммуникативное поведение – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными ф...
консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей....
Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей.
Формы экологического воспитания: 1.1 Занятия. Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлен...
Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Формы и методы экологического воспитаниядетей дошкольного возраста...
Методическая разработка "Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Консультация для воспитателей раскрывает суть основных методов и приемов экологического воспитания дошкольников , учитывая требования ФГОС ДО...
Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка хоро...
Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка хоро...