Семинар - практикум для воспитателей "Счетные палочки"
консультация по математике (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
«Счетные палочки как средство интеллектуального развития дошкольника»
Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игр. Об одной многофункциональной игрушке, которая может развивать и интеллектуальные, и творческие способности, сегодня и пойдет речь. С этой игрушкой можно играть по-разному, использовать в творческих занятиях, сюжетно-ролевых играх, использование на занятиях по математике, в конструировании, развитии речи (например, количество слов в предложении). Что же это за игрушка? Это хорошо нам знакомые обыкновенные счетные палочки!(слайд) Каким же образом такая простая и почти примитивная игра, как счетные палочки, могут помочь ребенку развивать абстрактное мышление, формировать базовые дошкольные знания и становиться с каждым днем умнее и изобретательнее? Конечно, для того чтобы заинтересовать современного ребенка, стоит потрудиться. Обязательно, представляем наши палочки «волшебными». И на примере показываем, что считать, (слайд) рисовать, (слайд) изображать различные фигуры(слайд) могут именно они. А дальше все зависит от нашего воображения и творчества при занятиях с детьми (слайд). Насколько интересно и занимательно мы сможем построить игру, поставить задачу или волшебное превращение - от этого зависит результат интеллектуального занятия. Задачи на смекалку, игры – переложи палочку получи новую фигуру; (слайд) сложи фигуру по словесному описанию; (слайд) на что похоже буква Д; (слайд) головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес (слайд). Дети могут, не отвлекаясь, упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру. Это является хорошим средством воспитания у детей дошкольного возраста интереса к математике, к логике и доказательности суждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Игры и упражнения с палочками являются одним из эффективных средств в работе по развитию речи и обучению грамоте. Включение в эту работу упражнений по выкладыванию букв формирует знание зрительных образов букв (слайд) и умение соотносить звук с буквой, (слайд) что важно для последующего обучения чтению. Кроме того, упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера. Упражнения со счетными палочками развивают ручную умелость, ловкость, координацию, внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с понятием «симметрия». В младшем дошкольном возрасте детям вместо палочек можно предлагать карандаши, (слайд) так как им трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами. Составление фигур начинается с простого изображения. Упражнения выполняются совместно со взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребёнку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце, дорожку или забор. Показ образцов изображений сопровождается стихами, загадками, потешками, изображениями реальных предметов. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности. В среднем дошкольном возрасте изображения, предлагаемые детям усложняются: они состоят из двух – трёх частей. Это может быть (слайд) телевизор, ёжик, флажок и др. В этом возрасте детям выдаются разноцветные счётные палочки. Результаты детской деятельности рассматриваются и анализируются. В старшем дошкольном возрасте предлагаемые фигуры усложняются: теперь они состоят из большого количества элементов, (слайд) которые дошкольники могут объединить одним небольшим сюжетом. Дети уже в состоянии выполнять самостоятельно задание. Дошкольникам старших групп можно предложить спички (слайд.) Это усложняет задачу: от детей требуются более чёткие движения пальцев рук и пальцев. Обязательным условием остается анализ результатов деятельности. В этом возрасте ребятам необходимо предлагать составить фигуры из заданного количества спичек, что способствует формированию навыков счёта. Выполняют дети и творческие задания (слайд), по замыслу, дающие возможность проявить свою фантазию. Кроме того, дошкольники выполняют задание на выкладывание ритмического рисунка, что развивает умение слышать и воспроизводить ритм, а также играют в игры на развитие внимания с использованием выполненных детьми изображений (слайд). Дошкольники шестилетнего возраста способны создавать изображения, состоящие из множества деталей, проводить анализ изображения, а также придумывать и выкладывать различные фигуры: людей, животных, (слайд) растения, машины и т. п. Старшим дошкольникам нравятся соревнования: каждый самостоятельно выкладывает придуманные им фигуры из заданного количества палочек (слайд). Играть можно на время или на использование определённого количества палочек. «Кто раньше выложит фигуру», «Использовать в фигуре семь палочек» (слайд). Когда фигуры готовы, дети показывают их друг другу, проверяя, сколько использовано палочек, и фигуры с «неправильным» числом палочек не засчитываются.
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Игры со счётными палочками называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе, решения, как правило, идёт преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.
Игра со счётными палочками – это не только увлекательное занятие, которое способствует развитию мышления, пространственной ориентировки, но и доставляет детям удовольствие, вызывает у них положительные эмоции!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар практикум "Занимательные игры с палочками Кюизенера"
Занимательный материал по математике с использованием палочек Кюизенера...
Семинар-практикум для родителей Использование палочек Кюизенера в развитии дошкольников
Информация для родителей о использовании палочек Кюзенера....
Семинар - практикум для родителей с использованием блоков Дьениша и палочек Кюизенера "Играя, учимся".
Семинар - практикум для родителей с использованием блоков Дьениша и палочек Кюизенера "Играя, учимся".Дать представление родителям о технологии игр по сенсорному и математическому развитию....
Презентация к семинару - практикуму для родителей с использованием логических блоков З. Дьениша и палочек Дж. Кюизенера.
.Презентация к семинару - практикуму для родителей с использованием логических блоков З. Дьениша и палочек Дж. Кюизенера....
Семинар-практикум «Занимательные игры с палочками Кюизенера»
Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставят в тупик взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность с...
Семинар-практикум «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»...
Семинар-практикум для педагогов «Палочки Кюизенера, как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития»
Цель: повысить интерес педагогов ДОУ к использованию палочек Кюизенера в процессе развития математических способностей дошкольников....
- Мне нравится (1)