Методическая разработка "Калейдоскоп дидактических игр с математическим содержанием"
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему

План-конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaleydoskop1.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

совместной образовательной деятельности

с детьми младшей группы.

«Калейдоскоп дидактических игр с математическим содержанием».

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Покровская И. В.

Тема: «Как звери к зиме готовятся».

Цель: Сформировать у детей способность к самостоятельной работе с математическим материалом.

Задачи: Учить детей различать предметы по форме и классифицировать их по этому признаку. Учить обозначать предметы символами, выделяя один признак и абстрагируясь от других. Учить выстраивать логическую последовательность. Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики. Развитие познавательных способностей и речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к самостоятельной деятельности. Развитие коммуникативных навыков, умения работать, не мешая другим, навыков совместной работы. Воспитывать интерес к живой природе.

Интегрирование по областям: Познание, развитие речи, коммуникация, социализация.

Технологии: Технология формирования предпосылок самостоятельной деятельности.

Демонстрационный материал: Фланелеграф, иллюстрации с изображением зимнего леса, белочки, шишки ели и сосны, грецкие орехи, крупные ягоды (боярышник). Объемные геометрические формы – блоки Дьенеша, знаки-символы.

Раздаточный материал: Дидактические игры с математическим содержанием.

Ожидаемый результат: У детей формируется навык и стремление к самостоя-тельной работе. Дети учатся контролировать результат и исправлять ошибки.

Ход занятия.

Воспитатель

Дети

Вводное упражнение

- Мы сначала будем хлопать:

Раз – два – три,

А потом, мы будем топать:

Раз – два – три,

А сейчас мы повернемся:

Раз – два,

И друг другу улыбнемся –

Ты и я.

Дети повторяют движения, стараясь выдержать ритм и счет.

- Ребята, давайте вспомним, как мы помогали белочке сделать запасы на зиму.

Что мы собирали?

- А где живет белочка?

- Правильно, белочка дикий зверь и живет в лесу. Вот мы с вами и отправимся в лес.

На фланелеграф выставляются иллюстрации с изображением зимнего леса.

- Шишки и орешки.

- В лесу.

             

- Маленькие ножки идут по дорожке,

А большие ноги идут по дороге.

С ножки на ножку,

В ямку – бух!

Провалились в ямку, надо выбираться:

Карабкаемся, карабкаемся…

И выбрались!

- Пришли мы в гости к белочке, а вот и мешочек с ее запасами. Посмотрим, что она собрала себе на зиму.

(Выставляются: мешочек с орехами, ягодами, шишками ели и сосны, и игрушка-фигурка белочки).

Сначала из мешка достаются шишки.

    - Что это?

-Они одинаковые?

-Почему же они такие разные?

Идут на носочках маленькими шагами.

Идут большими шагами, высоко поднимая ноги.

Подпрыгивают с ноги на ногу.

Присели.

Перебирают руками и медленно поднимаются.

Встали, руки вверх и через стороны вниз.

-Шишки.

- Нет, одни – большие (длинные), а другие – маленькие.

- Они с разных деревьев.

- Еловые.

- Сосновые.

- Орехи и ягодки.

- Дети берут в каждую руку по ореху и шишке и ощупывают их, ощущая разницу.

- В корзину с «треугольником».

- В корзину с «кругом».

- Орехи и ягоды круглые, а шишки «похожи» на треугольник.

Дети опускают руку в мешочек, ощупывают предмет и называют его. Показывают всем: «Правильно?». Относят в соответствующую корзину.

Правильно, длинные шишки с ели. Они называются еловые.

- Как называются шишки с елки?

- А маленькие шишки с сосны. Они называются сосновые.

- А что я теперь достала из мешка?

(Из мешочка достаются орехи и ягоды).

- Возьмите каждый по одному орешку и по одной шишке. Подержите в ручках – они разные на ощупь.

- Сложите все снова в мешочек, и сейчас мы с вами поможем белочке разложить ее запасы по отдельным корзинкам.

(Выставляются две корзинки, одна со знаком-символом «треугольник», вторая со знаком «круг»).

- Как вы думаете, в какую корзину мы будем складывать шишки?

- А орехи с ягодами?

- Почему?

- Опускайте руку в мешочек, вот так (показываю). Определяйте не глядя, что вы достаете, и относите в «нужную» корзинку.

- Аналогично проводится упражнение с заменой природного материала на блоки Дьенеша: сначала – «Волшебный мешочек», затем – сортировка по признаку «форма».

- А теперь, мы с вами составим красивые бусы из ягодок и орехов. Бусы будем составлять так, чтобы рядом не оказалось двух орехов или двух ягод. После ягоды всегда будем  брать орех, а после ореха – ягоду.

Я кладу первым орешек, что мы положим следующим?

- После ягоды?

- Посмотрите, какие красивые «бусы» у нас получились. Теперь каждый из вас может составить свои бусы.

(Детям предлагается серия игр на чередование одного признака: цвета, формы или размера).

- После того, как вы составите бусы, вы можете выбрать себе другую игру. Эти игры вы хорошо знаете, но я вам напоминаю, что, прежде чем перейти к следующей игре, вы должны показать мне, что у вас получилось, и обязательно «убрать» за собой (привести игру в первоначальный вид), чтобы другие ребята после вас могли тоже поиграть.

Предлагаемые дидактические игры с математическим содержанием (как вариант):

--«Продолжи ряд»;

-- «Выложи логическую последова-тельность» (что сначала – что потом);

-- «Составь цепочку по заданию» (вы-полнение простого линейного алгоритма действий);

- «Подбери количество» (карточки с «точечками» и раздаточный материал).

- «Разложи по возрастанию».

- Ягоду.

- Орех.

- Дальше дети по очереди выкладывают «бусины», совместно контролируя ошибки.

Каждый ребенок получает карточку с заданием и раздаточный материал.

Дети выбирают себе игру и выполняют задание. Завершив, они показывают результат воспитателю и, если задание выполнено не правильно, ребенку предлагается самостоятельно найти и исправить ошибку. Если ребенок не может справиться с этим, то задание выполняется поэтапно под контролем воспитателя. Обязательно надо получить  правильный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием "Кондитерская фабрика"

Этот конспект соединяет в себе любимую детскую деятельность - сюжетно-ролевую игру и одновременное, ненавязчивое закрепление математических знаний, полученных на занятии....

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием "Автозаправочная станция"

Предлагаемый конспект содержит некоторые идеи организации сюжетно-ролевых игр с одновременным закреплением математических знаний детей....

Доклад на тему" дидактические игры с математическим содержанием"

В своем докладе я подчеркиваю, что дидактические игры способствуют наилучшим образом усвоения элементарных математических представлений в детском саду....

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

Аннотация Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Проблема внимания с...

Перспективное планирование дидактических игр с математическим содержанием, направленных на развитие логического мышления

в перспективном планировании выстроена система использования  дидактических игр, направленных на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на учебный год...

Перспективное планирование дидактических игр с математическим содержанием, направленных на развитие логического мышления

в перспективном планировании выстроена система использования  дидактических игр, направленных на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на учебный год...

Методическая разработка дидактической игры с математическим содержанием

Методическая разработка дидактической игры с математическим содержаниемсредняя группа...