Дидактические игры по ФЭМП на проулке
консультация по математике (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 15.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Дидактические игры по математике на прогулке»
Весна в самом разгаре, а значит развивающие занятия пора переносить на улицу. Например, осваивать математику во время прогулок.
Совсем не обязательно готовится заранее и четко определять, какие новые понятия давать малышу. Просто во время прогулки рассказывайте, показывайте, рисуйте, считайте и обсуждайте все в игровой форме. Вы и не заметите, как пролетит время, и удивитесь результатам.
Воспользуйтесь нашими подсказками и прогулки станут развивающими без дополнительных усилий.
Счет
Каждый раз, выходя из дома, считаем ступеньки, машины во дворе, детей на площадке или формочки, взятые на прогулку.
Стоить заметить, что счет бывает не только количественный, но и порядковый. Предметы можно не просто считать, а и определять их порядок. Отличие состоит в том, какой вопрос задаем — «Сколько всего?» или «Какой по порядку?»
Самые простые примеры: Вдоль дороги стоят машины разных цветов. Задаем вопрос малышу: какая по порядку (по счету) красная машина? Или наоборот: назови какого цвета четвертая в ряду машина.
Сделали из песка куличики и определяем, каким по порядку будет каждый и сколько их будет всего. И так далее.
Таким образом, упражняясь постоянно в счете, мы формируем у малыша умение соотносить количество предметов с числом.
Цифры
Посчитали, теперь можно и цифры написать. Возьмите цветные мелки и напишите цифры, пусть ребенок тоже нарисует или обведет, напишет цифры по порядку.
Конечно, писать подряд 1,2,3,4,5… не так уж и интересно. А если нарисовать ступеньки и задать задачку: сколько ступенек нужно преодолеть муравью до самой вершины? Напиши возле каждой цифру.Или предложите нарисовать классики и подписать, а потом и попрыгать вместе.
Не взяли с собой на прогулку мелки? Не беда: чертим цифры палочкой на земле или пальцем на песке.
Простые задачи
Именно на практике, гуляя и наблюдая, ребенку будет понятен смысл задачек на сложение и вычитание. Наверняка, вы уже много раз пользовались таким приемом и решали «жизненные» задачи. На ветке сидят три птички, одна улетела. Сколько осталось? Или: из песка мама сделала три куличика, а дочка два. Сколько всего получилось?
Аналогичным способом, можно вводить умножение и деление. Три девочки сделали по два куличика. Сколько всего получилось? Или двое ребят нашли 10 шишек и разделили их поровну. Сколько получил каждый?
Геометрические фигуры
Рисуем, наблюдаем вокруг, какие предметы похожи на круг, а какие имеют форму квадрата. На какую фигуру похож дом, колесо машины, крыша домика?
Складываем фигуры из палочек. Из трех — треугольник, из четырех — четырехугольник, из пяти — пятиугольник и так далее. Считаем палочки и называем фигуру по количеству палочек.
Математика не ограничивается только счетом, цифрами и фигурами. Есть и другие понятия, которые можно легко изучить вместе с малышом на прогулке:
Короткий — длинный
Даже сидя на лавочке, можно изучать новые понятия и делать открытия. Возьмите две палочки и сравните их. Они могут быть разной длины или одинаковые, поломайте их на части. Какие получились, короткие, длинные или равные по длине?
Соберите много палочек и проводите эксперименты с ними: сортируйте на короткие и длинные, сложите из коротких одну длинную, выложите фигуры.
Большой — маленький, больше — меньше
Когда используют критерий большой — маленький, то сравнивают по определенным признакам. Сравнивать величину будем не только визуально, а по вмещаемому количеству. Например: Автобус больше машины, потому что в нем помещается больше людей. Ведро больше чашки, потому что в ведре помещается пять (шесть, семь) чашек песка.
Желательно сначала практически проверить и вместе сделать вывод.
Широкий — узкий
Такие важные понятия можно практически увидеть, а в следствии и понять. Где? Дорога — широкая, а тротуар — узкий. Выберите во дворе участок дороги (не проезжую часть) и измеряйте шагами. Сколько шагов насчитали на тротуаре, а на дороге? Где больше?
Ряд, последовательность
Не обязательно малышам давать определения к понятиям. Достаточно показать, как выглядит ряд предметов, и попросить повторить по образцу: собрали палочки и камешки — выложите по очереди или чередуя две палочки и один камешек. А ребенок повторит.
Быстро — медленно
Понятие времени. Кто как передвигается? Кто быстрее дойдет, взрослый или ребенок, что быстрее едет, велосипед или машина?
Пара
Понятие для старших дошкольников. Когда счет уже освоен, ребенок считает до 10, 20 и больше расширяйте кругозор на основе имеющихся понятий. Пара — это два, один плюс один, вместе два. Мама и ребенок — это пара.
Осмотритесь вокруг — кто идет парами? Назовите несколько примеров. Если ребенок посещает садик, то сразу вспомнит, что на прогулки дети ходят парами. Парными могут быть и предметы, обратите внимания на части тела — пусть постарается назвать их.
У птиц — пара крыльев и пара ног, у велосипеда — пара колес, у машины — две пары колес!
Ведем диалог с ребенком и даем задания согласно его возрасту. Методом наводящих вопросов развиваем логическое мышление, учим делать выводы, размышлять, обсуждать. Если ребенок не может дать ответ на вопрос, подсказывайте сами. Это в школе нужно отвечать на вопросы, а на прогулках играть. И пусть игровая наука будет в радость, а не в тягость!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение дидактической игры в ФЭМП у детей дошкольного возраста
Данная статья рассказывает о значении дидактических игр в ФЭМП у детей дошкольного возраста...
Дидактические игры по ФЭМП во второй младшей группе
В данной статье представлены методы и приемы организации дидактических игр по ФЭМП во второй младшей группе...
Дидактические игры по ФЭМП на проулке
консультация для воспитатлей...
Дидактические и обучающие игры «Дидактические игры по ФЭМП»
Дидактические и обучающие игры «Дидактические игры по ФЭМП» (подготовительная группа)...
Дидактическая игра по ФЭМП "Поезд" (словесная игра)
Дидактическая игра по ФЭМП "Поезд" для младшей группы (словесна игра)...
Дидактические игры Картотека игр Дидактические игры по ФЭМП для детей 1 младшей группы
Дидактические игрыКартотека игр Дидактические игры по ФЭМП для детей 1 младшей группы...
Дидактическая игра по ФЭМП "Игры с мишками"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31530338","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 30px; width: 300px;"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fi...