Статья на тему: "Условия и средства формирования геометрических представлений дошкольников"
статья по математике на тему

Нечаева Анна Олеговна

Важность формирования геометрических представлений объясняется тем, что  научные понятия часто формируются на основе представлений, которые в процессе формирования схематизируются и обобщаются. Переход осуществляется от конкретного к абстрактному в процессе абстрагирования от несущественных деталей. Это означает, что представления играют важную роль в формировании мышления дошкольников, поскольку являются компонентами мышления и, в то же время, основой для формирования такой его формы, как понятие. Представления носят более конкретный и частный характер, нежели понятия – степень их абстрактности соответствует возрастным особенностям дошкольников. Поэтому в дошкольном возрасте целесообразно формировать именно представления, частным случаем которых являются математические представления.

Согласно требованиям ФГОС ДО, геометрические представления формируются в единстве с предпосылками учебной деятельности. Во всех действующих программах математического развития дошкольников предусматривается формирование элементов познавательных и регулятивных учебных действий: сравнения, эмпирического обобщения, классификации, сериации, моделирования, контроля и целеполагания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Условия и средства формирования геометрических представлений дошкольников

Определим сначала, что в педагогике означает термин «условия». В философском энциклопедическом словаре понятие «условие» трактуется следующим образом:

1) как среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать;

2) как обстановка, в которой что–либо происходит.

И в первом, и во втором значениях общим является то, что условия – это категория отношения объекта с окружающим миром, без которого он существовать не может.

В педагогике под условиями обычно понимают факторы, обстоятельства, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы. А.С. Белкин, Л.П. Качалова, Е.В. Коротаева и др. рассматривают педагогические условия как то, что способствует успешному протеканию чего-либо, как педагогическую комфортную среду, как совокупность мер педагогического воздействия, обеспечивающую достижение цели обучения.

Наиболее обоснованными, на наш взгляд, являются определения, данные Н.М. Борытко и В.И. Андреевым, так как в них выступает на передний план роль педагога, создающего условия.

Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата. В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения … целей».

В приведенных определениях указывается на две стороны понятия «педагогические условия»:

- во-первых, это обстоятельство, влияющее на формирование конструктивных умений (в качестве обстоятельств выступают методы, педагогические средства, качества учителя и др.);

-во-вторых, это результат педагогических действий.

В литературе выделяются разные условия успешного формирования геометрических представлений старших дошкольников. Так, Н.В. Деменкова формулирует три группы условий.

1) Организационно-педагогические:

- включение действий из состава аналитико-синтетической деятельности (разные виды анализа, сравнения, синтеза, обобщения, классификация) в качестве элементов в цели и содержание  дошкольного образования;

- построение критериальной базы для оценки сформированности геометрических представлений дошкольников.

2) Дидактические:

- уточнение номенклатуры геометрических представлений дошкольников;

- применение комплексной системы заданий по развитию геометрических представлений;

- использование методов, активизирующих самостоятельную познавательную деятельность обучающихся;

3) Психолого-педагогические:

- интеграция деятельностного и эмоционально-ценностного аспектов; обучения;

- стимулирование познавательного интереса и мотивации дошкольников к овладению геометрическими представлениями;

- формирование благоприятного психологического климата, создание ситуации успеха.

Все указанные условия в той или иной комбинации отмечают и другие авторы (А.К. Артемов, Н.А. Лошкарева, А.В. Усова, А.В. Качалов и др.). Соблюдение названных условий обеспечивает реализацию деятельностного подхода в обучении, учет психологических и дидактических закономерностей процесса обучения.

Рассмотрим подробнее пути создания этих условий в процессе формирования геометрических представлений дошкольников.

1) Организационно-педагогические условия.

- Разработка программ формирования названных действий. Отбор математического содержания, наиболее благоприятного для формирования тех или иных видов действий;

- Анализ и выбор методических комплексов, соответствующих поставленной цели обучения;

- разработка диагностических материалов для мониторинга формирования геометрических представлений.

2) Дидактические условия.

- Точное формулирование и решение методической задачи каждого занятия;

- Определение операционного состава формируемого действия из состава аналитико-синтетической деятельности и подбор геометрических заданий, направленных на формирование основных операций из этого состава.

- Разработка систем вопросов к каждому заданию, создающих ситуацию, в которой дошкольники в процессе выполнения осознавали свой способ деятельности.

Пример. Требуется «создать» геометрический узор.  Дети выполняют создание узора из геометрических фигур под руководством учителя. Пример беседы:

Приготовьте набор геометрических фигур. Достаньте красный квадрат и проложите его на середину парты.

Справа от красного квадрата положите зеленый треугольник.

Справа от зеленого треугольника положите еще один зеленый треугольник.

Справа от зеленого треугольника положите красный квадрат.

Справа от этого красного квадрата положите зеленый треугольник.

 Догадайтесь, какую фигуру нужно положить справа от этого треугольника так, чтобы порядок в ряду фигур не нарушался?

Объясните, почему должен быть зеленый треугольник.

Какой должна быть следующая фигура? Почему? Если на этот вопрос дети не ответили, то проводится следующая беседа:

 Сравните фигуры. Чем они похожи и чем отличаются? (цветом, формой, количеством). Как изменяются эти признаки? (Одна фигура – красный квадрат, две – зеленые треугольники, затем снова один красный квадрат, затем один зеленый треугольник).

 Какой вывод можно сделать? (Следующей фигурой в ряду будет еще один зеленый треугольник)).

 Сколько всего фигур выложили? Сколько из них квадратов? А сколько не-квадратов?

 В приведенном примере показывается,  как можно организовать беседу в процессе формирования умений собрать объект из готовых частей (умение синтезировать и расчленять объект, выделять его составные части (умение анализировать).

3) Психолого-педагогические условия.

- Планирование системы поощрений обучающихся в случае их активного участия в поисковой деятельности;

- Ориентировка на личностные качества детей и их степень подготовленности к восприятию нового материала и участию в общем поиске (подбор широких или узких вопросов для каждого ребенка в соответствии с его возможностями ответа);

- Создание ситуации свободного выбора. В существующей методике обучения дошкольники часто лишены свободного выбора, цель деятельности им навязывается извне, педагогом их действия строго регламентированы, функцию целеполагания целиком берет на себя педагог. Это сковывает инициативу обучающихся. Поэтому в настоящее время говорят о создании ситуации «свободного выбора», т.е. такой ситуации, когда дошкольники как бы сами определяют цель деятельности, учебную задачу они принимают как бы свободно выбранную ими. Но такая «свобода выбора» только кажущаяся, в действительности она управляется педагогом. «Свобода выбора», т.е. желание детей и цели обучения должны совпадать.

- Организация групповых форм образовательной деятельности, где дошкольники выясняют условия совместного выполнения задания, выбирают способ решения, обсуждают полученные результаты, то есть, учатся организовывать совместное действие, как в группах, так и между группами, организуя взаимные проверки. Таким образом, формируется ответственность коллектива за творческие успехи всех, стимулируется товарищеская взаимопомощь.

Итак, для того, чтобы геометрические представления дошкольников были сформированы, необходимо создать условия, обеспечивающие их формирование в единстве с элементами универсальных учебных действий. Для этого нужно активизировать познавательную деятельность детей, включая их в поиск. Таким образом, при проектировании   геометрических заданий для дошкольников нужно ставить две цели: формирование геометрических представлений и способов действий и формирование элементов универсальных учебных действий. Предполагается, что эти цели достигаются в единстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников

Педагогический опыт работы  на тему:   «Сказка как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста».     Ст...

"Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников".Консультация для педагогов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида № 400городского округа Самара       Сказка как средство формирования н...

Декор учебно-опытного участка как средство формирования экологических представлений дошкольников

Правильное оформительское решение учебно-опытного участка,  заинтересованность, инициатива, творческий подход педагогов к данной проблеме является  эффективным средством экологического воспи...

Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников.

Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников....

Обобщение педагогического опыта педагога. Тема: "Авторская и народная сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников"

Сказка - древнейший жанр народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальн...

Статья «Использование видео технологии, как средство формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в условиях информационной цивилизации, для которой характерна принципиально новая образовательная среда, высокотехнологич...