БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Гончарова Вероника Ильинична

Программное содержание: дать обобщающее понятие по теме «космос».

Развивать логическое мышление, внимание, память, интерес к данной теме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bolshoe_kosmicheskoe_puteshestvie.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Большое космическое путешествие (тематическая неделя «космос»)

программное содержание: дать обобщающее понятие по теме «космос».

Развивать логическое мышление, внимание, память, интерес к данной теме.

1 день (утро)

«Подготовка к путешествию».

Вы любите путешествовать? Почему? Для чего люди путешествуют? На чем можно путешествовать? В любую точку Земли можно добраться на средствах передвижения (назовите). Только одно средство передвижения может доставить к тому чего на Земле нет. Что это? (космический корабль).

Какое путешествие будет самым загадочным, таит в себе неизведоное, новое?

Что бы отправиться в такое путешествие нужно много знать о звездах , планетах и не только. Кто нам может рассказать об этом лучше всего? (космонавт, звездочет, астроном).

Мы пойдем в гости к астроному на метеоплощадку.

Астроном: Здравствуйте земляне!

В: Почему астроном нас так назвал?

Астр: Если смотреть на землю с очень большого расстояния, как она выглядит? (похожа на шар).

А знаете ли вы, вокруг чего вращается наша планета?

(земля вращается вокруг солнца)

А задав такие вопросы в древности, мы получили бы совсем другие ответы.

В древности люди думали, что Земля –плоская  и похожа на огромное блюдо. На этом блюде расположены горы и равнины, леса и поля , реки и озера. Сверху блюдо прикрывает небесный свод. Он твердый и напоминает колпак. Днем небесный свод голубой, и по нему плывет золотое солнце, а ночью свод становится темным , и на нем зажигаются месяц и звезды. Люди считали, что звезды  -это маленькие гвоздики с золотыми шляпками, прибитые молоточком к небесному своду.

Если я у вас спрошу, на чем лежит Земля ? Что вы ответите?

А в прежние времена народы думали, что Земля лежит на трех могучих слонах великанах. Другие думали, что Землю держат огромные киты. Кто- то считал, что небеса и Земля похожи на яйцо, которое снесла огромная космическая птица. И землю и небо наши предки считали  живыми существами Землю они называли матерью, относились к ней с величайшим уважением и любовью..

Почему же у древних народов сложились такие представления о Земле?

Подумайте, почему же Земля казалось им плоской? Представьте , что вы вышли во двор. Посмотрите на ноги? Земля ровная, плоская. Вот и в древние времена, когда люди знали только небольшие участки Земли , наша планета им казалась плоской. Чтобы убедиться в том, что Земля круглая , нужно увидеть ее с очень большого расстояния (показ слайдов Земли из космоса).

Вы любознательные? Я слышал вы хотите отправится в путешествие? А не в кругосветное ли плавание?

И раньше люди тоже хотели многое узнать. Люди научились строить корабли и плыли к неизведанным землям. Открывали новые острова, материки. Знаменитым путешественником был Магеллан . Он первым отправился в кругосветное путешествие. Почему кругосветное?

За три года Магеллан объехал всю Землю с запада на восток. Уже тогда мореплватели догадывались , что Земля это шар.

А вот другой ученый Николай Коперник перевнул все представления людей о Земле и Солнце. Он назвал Солнце – центром мира и объяснил , что Земля вращается вокруг солнца.

А позже мой коллега Галилео Галилей изобрел телескоп. Что это такое и для чего он нужен?(это прибор для наблюдения за звездами)

Вы знаете , что Земля круглая. А почему ее называют голубой планетой?

(слайды Земной поверхности)

Большая часть Земли занимает вода , она голубого цвета, желтые и коричневые участки – это земля (горы, пустыни, леса, равнины..) Окутывает земной шар бледно голубая пелена , это воздух.

Почему же именно земля пригодна для жизни?

Вода, воздух, свет, и тепло – это то без чего ни одно живое существо не сможет прожить.

Как вы думаете в космосе есть воздух? (нет)

На Земле можем мы увидеть воздух? (он невидимый) А как же мы знаем, что он есть?

Давайте проверим, есть ли воздух и можем мы это доказать?

Мы отправляемя в нашу научную лабораторию.

Опыты с воздухом:

«Ловим воздух» (в пакеты) –воздух занимает разные объемы.

«Пузыри» (стакан с водой , соломинки) – пузыри , в воде  это воздух, он выходит наружу , потому что легче воды.

Мы выяснили, что воздух есть. Помогает делать воздух чистым –растения. (они поглощают угл. газ, выделяют кислород). Поэтому, когда приходишь в лес или парк , так дышится легче, воздух свежий.

Сегодня вы узнали о представлении о Земле древних людей. Что необходимо для жизни .Эти знания вам пригодятся в вашем путешествии.  

 Но чтобы быть настоящим космонавтом нужно пройти школу подготовки космонавтов. Желаю удачи.

игровая пауза между занятиями.

Кто готов многое узнать. Тогда для вас открывается центр подготовки космонавтов.

Чтобы знать как правильно построить ракету, расчитать расстояние от Земли до других планет. Нужна очень важная наука – математика.

(занятие по математике с включеним игр на космическую тему.,( алгоритмы для выбора стр. материала для ракеты, измерит. деятельность (как рассчитать расстояния до планет),и др.

Прогулка

п. и «Частички воздуха» , «Солнышко и дождик».

с. р. «Фотографы» (снимки земли)

«Готовимся к полету: что нужно для путешествия» (из окр. среды)

вечер

«Спутники Земли» (лепка)

В: Какая сегодня погода? Какая будет завтра? Откуда вы узнали? Как можно заранее узнать погоду?

Помогают в этом специальные метеоспутники.  (показ слайдов или картинок)

Что есть на спутниках ? (солнечные батареи, спец фотоаппараты и видео камеры).

В. показывает нарисованный земной шар. Представьте , что спутники сломались, надо нам построить новые. (вылепить из пластилина)

Слушание аудиозаписи.(о космосе).

2 день (утро )Кто первым полетел в космос?»(беседа,  игровая пауза,

Развитие речи )

_ «Готовим космический обед»

Для длительного путешествия необходимо заготовить продукты и научиться готовить космический обед. Каждый день необходимо готовить завтрак, обед. ужин из тех продуктов которые есть на космическом корабле.

Карточки с изображением продуктов.

Сначала надо составить меню.

завтрак (где находятся продукты)

картинки

масло

лежит

?

хлеб

лежит

?

салат

лежит

?

обед (картинки)

картофель

суп      

какой?

горох

суп

какой?

мясо

котлеты

какие?

овощи

рагу

какое?

клюква

компот

какой?

ужин «Пирог» (из чего печем пирог?)

(разложить картинки в определенной последовательности): мука, яйца, сахар, соль, масло).

Как готовить? (положить, замесить, раскатать, испечь)

Сервируем стол  (закрепить навыки сервировки стола).

вечер

«Тренировка для команды будущих космонавтов».

Игра «Передай по рации сведения о себе».

Чтение литературы о космосе

3 день (утро)

«Центр подготовки космонавтов открывает свою работу».

Космонавты очень смелые, сильные, умелые. Они много тренируются и умеют хорошо ориентироваться в космическом пространстве. Сейчас мы проведем небольшую тренировку для космонавтов:

Правую руку вверх,

Правую руку вниз,

Правой рукой потрясем

И повернемся кругом.

Левую руку вверх,

Левую руку вниз,

Левую руку стряхнем

И повернемся кругом.

Правую ногу вперед,

Правую ногу назад,

Правую ногу встряхнем

И повернемся кругом.

Левую ногу вперед,

Левую ногу назад,

Левую ногу стряхнем

И повернемся кругом.

Всем туловищем вперед, всем туловищем назад,

Сделаем круг плечами

И повернемся кругом.

Разминка окончена.

Теперь нужно научиться строить космический корабль. посмотрите , что это за рисунок на доске? Подойдем поближе и рассмотрим его. ( блоки Дьенеша подбор  по схеме).

Теперь нужно сделать пульт.

связь с землей

поворот налево

иллюминаторы

снижение скорости

старт

ускорение

свет

поворот направо

стоп

Возьмите листок(9 клеток) и карандаш. Найдите среднюю клетку и нарисуйте треугольник. Это кнопка –старт.

В нижней правой клетке нарисуйте квадрат: это будет кнопка –стоп.

Найдите левую верхнюю клетку и нарисуйтепрямоугольник: кнопка связь с землей–

В верхней правой клетке нарисуем овал. Эту кнопку  мы будем нажимать, когда нужно открыть или закрыть иллюминаторы.

В средней верхней клетке нарисуем стрелочку спрАва налево. Это поворот налево.

В СРЕДНЕЙ НИЖНЕЙ КЛЕТКЕ НАРИСУЕМ СТРЕЛОЧКУ СЛЕВО НАПрАВО : поворот направо. В средней левой- нарисуем стрелочку вниз: это снижение скорости, в средней правой – стрелочку вверх –увеличение скорости. Теперь возьмите красный кружок и покажите где вы сейчас находитесь. Итак нажимаем кнопку старт. Считаем : 10,9,8,7,6.5,4,3.2,1..0

 Нажимаем на кнопку ускорение и т.д.

На какую планету вы бы хотели полететь? А вы знаете как расположены планеты? До какой планеты долететь быстрее , а до какой дальше.

Что бы это знать , надо пойди к астроному. (ксерокопия)

Теперь давайте попробуем расположить планеты в определенной последовательности. (модели планет и солнца, вырезанные из бумаги.) По ходу задаются вопросы о размере планеты. расстояниии от солнца и от Земли.

вечер Рисование «Космический корабль»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «уЗНАЙ ПО СИЛУЭТУ»

4 день (утро)

«Полет на луну и прогулка по лунной поверхности»

Представьте что во время полета нам нужно будет приземлиться на луне. Есть ли там условия для жизни?

На планете нет воздуха –надеть скафандры,

на планете невесомость – движения плвные медленные.

день быстро сменяется ночью –нужно успеть найти безопасный ночлег.

Давайте познакомимся с луной поближе. (фото). сведения от астронома

Теперь нам надо построить луноход, чтобы передвигаться по луне быстрее. (аппликация) «Луноход»

Ситуации:

луноход сломался, требуется ремонт, нужно надеть скафандры, выйти и отремонтировать.

Луноход попал  на темную сторону Луны, в полосу лунной ночи. Температура резко упала, двигатель переохладился и заглох. Как быть? Можно сязаться по рации и вызвать помощь, можно попытаться добраться до корабля пешком, (большими прыжками, так как там есть невесомость)

Во время обследования луны космонавты нашли минералы. Нужно их не только сфотографировать , но и забрать коллекцию. и тд.

вечер ( развитие речи)

Дидактическое упр. «Потому что»

Цепочка слов (слова-синонимы)

Собери слово по слогам (лу-но-ход, по-лет, ра-ке-та).

Составь предложение с этими словами.

Кроссворд

5 день(утро)

«Тренировочные полеты» Исследуем звезды.

  1. В гости к астроному
  2. Соедини все звезды в созведия (соедини точки, назови созвездия)
  3. Звездная карта

Рисование «На какую планету ты бы хотел полететь?»

вечер

Комплексное открытое занятие «Большое космическое путешествие» (с участием родителей).

Большое космическое путешествие

(комплексное занятие с участием родителей).

Цель: 1. Закрепить знания детей о космосе (планеты солнечной системы, созвездия, первые космонавты)

2. Закрепить математические представления: прямой и обратный счет, количественные отношения, геометрические фигуры и их свойства.

3. Развивать логическое мышление , внимание и память.

4. Развивать связную речь, звуко-буквенный  анализ слов, слоговой состав слова.

5. Развивать и обогащать словарный состав.

6. Воспитывать интерес к знаниям, взаимопомощь , умение работать сообща.

Ход занятия:

1. Сегодня завершил свою работу центр подготовки космонавтов.  Сегодня мы вручаем значки космонавтов. Но для того чтобы получить значок , нужно ответить на вопрос.

  1. Как называется наша планета?
  2. Назовите планеты солнечной системы.
  3. Что вы можете рассказать о них? (стихи о планетах).
  4. Какую планету называют красной? (марс)
  5. Как называется самая маленькая планета? (
  6. Какая планета самая близкая к Солнцу?
  7. Назови планеты соседей Земли.
  8. У какой планеты есть кольца?
  9. Как по другому называется скопление звезд ?
  10. Кто первым совершил полет?
  11. Кто из космонавтов первым совершил полет?

Все вы достойны значка космонавта (в. надевает значки).

2.Звучит зловещая музыка, , на волшебном экране появляются тени.

Космич. пираты: Мы , космические пираты завладели почти всеми планетами  и скоро, очень скоро мы будем на планете Земля. Нам никто не сможет помешать. Скоро мы станем завоевателями космоса и будем делать то что захотим: разрушать, грабить, уничтожать.

В: Это же настоящие космические пираты! Они могут разрушить весь мир. Что делать?

Мы спасем мир, Мы будем космическими спасателями. Ведь мы уже многому научились. Давайте разобьемся на две команды (сред. и старш).

Что бы отправится в космическое путешествие, что сначала нужно сделать?

Построить космические корабли из специального космического материала.

Перед вами схема, по которой нужно отобрать косм. материал, ведь не весь материал подходит для строительства. (дети подг. гр. берут по одной геом. фигуре и через алгоритм доказывают, что этот материал пригоден  для строительства ракет).

В: материал выбран. Теперь наши строители будут строить ракету   (на листе нарисована  ракета (схематично из треугольников, квадратов, прямоугольников).

(дети средней группы , по условн. обозначениям прикладывают геом. фигуры к схемам).

3. Теперь нам нужны скафандры – спец одежда Вот они. Ну что же с ними случилось? Они разорвались на части. На сколько частей? Как же их собрать?.

Чтобы выбрать правильно две половинки, слушайте одно условие .  (таблица).(ср. и ст.)

4. Теперь можно и в путешествие. Но корабль  почему то стоит на месте. Мы не знаем название ракеты.

Надо спросить у главного конструктора.. Он все знает о ракетах и сможет нам помочь)

Констр.:  1 команда (средняя) угадайте название ракеты: Карточка. Потом

м

и

р

(составить слово из букв)

2 ракета называется так (стар)-

)1. 1 звук согласный , звонкий не мягкий , пара звуку ф

2. в середине : звук согласный , глухой , не мягкий , выберите его среди этих звуков: а, с, з.

в

о

с

т

о

к

  1. в середине , рядом со звуком «с»  еще один согласный : глухой , твердый, дружит со звуком «д».
  2. последний звук в этом слове дружит со звонким звуком «Г».
  3. Угадайте какой звук стоит после «В»?
  4. Какой звук стоит перед «К»?
  5. Что за слово?(восток)

Полетим мы все вместе на одной ракете. В НАЗВАНИИ ЭТОЙ РАКЕТЫ 6 ЗВУКОВ (6 БУКВ)

5. В: Ребята , а вы не видели волшебного пульта?  Как же мы будем управлять ракетами? И связь с землей нам нужна. Что- то говорил о пульте астроном. Надо позвать его.

астроном. Ребята, я знал . что вы самые храбрые, смелые. Я помогу вам построить волшебный пульт. Только слушайте внимательно. Возьмите волшебные карточки и фигуры .Найдите среднюю нижнюю  клетку и положите треугольник(старт). В верхнюю левую – прямоугольник(связь с землей), в верхнюю правую – овал (чтобы открыть иллюминаторы), в верхнюю среднюю -круг( световая скорость), в нижнюю правую –квадрат (стоп). (наклеивают формы).

6. Нашли старт и нажимаем (звучит музыка) , на экране появляются две ракеты (мир, восток).Начинаем отсчет:10,9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2,1,0 пуск. Мы полетели.

 (летим по стрелке. Нам надо попасть на Луну. (дети идут по направлению стрелок и попадают в муз. зал , на двери фото луны.

В: смотрите мы приближаемся к планете. Нажимаем  стоп. Выходит лунтик (взрослый) . Приветствую вас земляне. Я лунтик. Я живу на луне.

В : ребята , а ведь мы с вами попали на луну. Луна , это , что? (спутник Земли)

А где же остальные жители планеты? Я остался один, после того как пираты побывали у нас  на луне а было это вот так:

Игра «Лунатики»

Дети ходят по кругу . Лунтик вручает им круги с цифрами. Когда ребенок услышит число 10 он берет музыкальный инструмент под цифрой 10, садится в центр круга и начинает играть. и т.д.

Лунтик: Посмотрите , сколько вокруг камней. Это метеориты . Жить на Луне из-за этого невозможно.

В: давайте поможем лунтику .Для того, чтобы расчистить Луну от камней  нужно в синий кратер положить все синие фигуры, а в зеленый –все круги. Подходим по одному берем камень, называем цвет, форму и размер и говорим куда этот камень нужно положить. (средняя). Посмотрите правильно сделано задание? Хорошо, а сейчас подумайте и скажите, какие камни будут лежать  в пересечении синего и желтого кратеров? (синие круги).

7. Летим дальше. Я вижу планету . Что это за планета? (сатурн)

(на мольберте –фото сатурна).  Что- то  здесь не в порядке. Раньше эта планета переливалась всеми цветами радуги, а теперь она пожожа на кусок льда.

Космические пираты убрали все краски с планеты. Надо помочь вернуть радугу.

(на мольберте читсый лист. Дети подходят и рисуют радугу по очереди, проговаривая стихотворение)

физминутка «Секрет» (танцуют под музыку)

8. Включ. позывные из космоса .Кто то сообщает нам , что терпит бедствие. Скорее!

 (дети идут на позывные из космоса, переходят в помещение)

(за экраном появляется планета марс, а потом  марсиане. Они говорят на незнакомом  языке.

Ребята, как мы будем с ними общаться . на каком языке? (русский ,)

Лунтик: Давайте попробуем рассказать о себе

М : с какой вы планеты?

Д: Земля.

М: Расскажите какая ваша земля? (красивая, большая , голубая. прекрасная…)

На что похожа Земля? – на шар, шар на круг, круг на солнце, солнце на одуванчик, одуванчик, на цыпленка, цыпленок на комоек, комочек на снежок, снежок на вату, вата на пух, пух на перышко, перышко на … (родители тоже участвуют)

В: Чем мы можем вам помочь?

Пираты заколдовали нашу планету и превратили в кусок льда.

В: Что нужно для жизни на планете? (вода, воздух, тепло, свет).

М: Помогите собрать эти волшебные слова из слогов.

(дети собирают слова из слогов)

М: Вы знаете волшебные слова. Осталось только превратить нашу планету в пригодную для жизни. Если вы решите задачи, то мы сможем здесь жить.

9. Мы это сможем сделать , если найдем ответ на вопрос.

(логические задачки), ответ(цифра, соответствует цвету: голубой – вода, желтый- песок, коричневый -земля.  белый –воздух. зеленый –трава. Дети отгадывают , выбирают цифру и ищут ее на планете, переворачивают часть листка (пр. 3 – вода, голубого цвета).

Смотрите . теперь на этой планете есть все , что нужно для жизни.

10. В: А нам пора возвращаться на Землю.

Что это там  впереди? Это черные дыры, звезды большого размера, которые обладают огромной силой притяжения. Они могут притягивать к себе и корабли, и кометы и даже целые планеты. К ним нам приближаться нельзя. А у голубых звезд очень сильное опасное излучение. К ним тоже приближаться нельзя. Срочно надо отправлять сообщение на землю. Нажимаем на связь с землей. Родители помогите нам. У вас есть звездная карта, на которой отмечены черные и голубые звезды. Вы должны проложить маршрут к планете Земля. Вы должны точно двигаться от звезды к звезде, придерживаясь только горизонтального или вертикального направления. Наискосок двигаться нельзя. Только не приближайтесь к черным и голубым звездам.(родителям дается карта, они отмечают маршрут).

Посмотрите , какое скопление звезд. Это созвездия . Вот интересно, как они называются?. Для того чтобы это узнать нужно соединить все звезды , по порядку.

Вот и звездный маршрут проложен.(родители передают карту)

 Нажимаем старт, скорость . Вперед.(дети идут за воспитателем не наступая на черные и синие круги, заходят в зал , там фото Земли.

А вот и Земля.

  1. наше путешествие окончено. (музыка)
  2. Всем участникам спасателям планет вручается награда.(медали за спасение планет)

Оборудование:

  1. Волшебный экран (белая ткань и освещение), марсиане (для теневого театра), 2 ракеты , планеты: луна, марс, сатурн, неиз. планета, солнечная система.
  2. Значки космонавтов, награды(медали ) за спасение мира.
  3. алгоритм (схема), геом. фигуры из цв. картона, 2 схемы ракет
  4. таблица для выбора скафандров (2 таблицы), разрезанные на 2 половинки скафандры по количеству детей.
  5. карточки для звуко-букв. анализа (мир, восток), наборы букв.
  6. пульт: на каждого ребенка листок , разлинованный на 6 клеток и набор фигур и стрелок.
  7. наборы блоков, 3 обруча
  8. бубны, цифры от 0 до 10
  9. слова: воздух, вода, тепло, свет, земля.
  10. звездная карта(схема, фломастер)
  11. обведи по точкам созвездия (на каждого ребенка)
  12. логические задачи, 2 круга(планета голубого цвета, 2- разрезанная на сектора , каждый сектор, обозначается цифрой (1,2,3,4.5), каждая цифра определенного цвета.Син.-вода, желт –суша, пески, коричн –земля, белая- воздух, зеленая –трава.
  13. Персонажи: ведущий, лунтик, астроном, конструктор.
  14. 2 мольберта, столы и стулья для каждой команды.
  15. Музыкальное сопровождение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно - интеллектуальное развлечение "Большое космическое путешествие"

Развитие потребности в движениях, потребности в здоровом образе жизни, совершенствование психофизических качеств....

Большое космическое путешествие

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе...

Конспект подгруппового логопедического занятия "БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" в подготовительной к школе группе для детей с ОНР(3 год обучения, сильная подгруппа)

Основная цель занятия -  закрепить навык  согласования числительных с существительными в косвенных падежах, что особенно трудно детям с ОНР. Также дети учатся работать по символам -пик...

Проект "Большое космическое путешествие"

Проект "Большое космическое путешествие"   Цель: последовательное введение ребенка в мир элементарных знаний о космосе и первооткрывателях космоса. Задачи: развивать интерес к ...

"Большое космическое путешествие"

ИИтоговое досуговое мероприятие по теме "Космос" для старшего дошкольного возраста. Сценарий....

Конспект итогового мероприятия по проектной деятельности "Большое космическое путешествие"

Материал, изложенный в конспекте, будет интересен тем, кто работает с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша и математическим планшетом....

КВН "Большое космическое путешествие"

Сценарий КВН "Большое космическое путешествие". Участники КВН дети,  родители и педагог....