Статья "ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
занимательные факты по математике (младшая группа) на тему

Андрианова Елена Владимировна

      Аннотация.  В статье раскрываются особенности  использования занимательного материала и их разнообразие для формирования математических  представлений.

     Ключевые слова: занимательный материал, игры, бизиборд

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья22.24 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ  МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Андрианова Е.В. воспитатель

МАДОУ «Детский сад  № 393»

Сормовский район, г. Нижний Новгород.

      Аннотация.  В статье раскрываются особенности  использования занимательного материала и их разнообразие для формирования математических  представлений.

     Ключевые слова: занимательный материал, игры, бизиборд

      Занимательный игровой математический материал рассматривается как одно из средств, обеспечивающих развитие интереса детей к игровой деятельности и  представлений о свойствах предметов у детей в процессе использования занимательного материала.

    Мною созданы условия для освоения воспитанниками первичных математических представлений. Разработана развивающая предметно-пространственная и информационная среда в соответствии с ФГОС дошкольного образования и ООП.  Материал и оборудование условно разделила на группы:

  1. Наглядно-демонстрационный материал (картинки, карточки с изображением геометрических фигур, частей суток, плоскостные и объёмные фигурки, наборы геометрических фигур).
  2. Игровой материал, выполненный собственными руками.
  3. Мини-лаборатория, где  сосредоточены жидкие и сыпучие вещества, предметы различные по весу, размеру, форме.
  4. Занимательный математический материал: упражнения («Математическая мозаика», «Геометрическое лото»); дидактические игры: «Один-много», «Собери узор», «Бабочки», «Большие-маленькие», «Арифметика», «Парочки»; художественно-литературный материал:  задачи - стихи, задачи-шутки, загадки, несложные сказки.

    Мной была разработана программа, ориентированная на формирование математических представлений детей. Были  определены  направления работы с детьми:

1 направление – это подбор и внесение  игрового материала. Цель – знакомство с материалом, играми и  сенсорными эталонами (цвет, форма, величина). Накопление сенсорного и математического опыта.

2 направление – закрепление полученных знаний и умений в игровой деятельности. Цель – развивать и закреплять умение выделять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходство и различия объектов.

3 направление – использование детьми занимательного материала  в практической деятельности, обобщение умений и использование игр в совместной и самостоятельной деятельности. Цель – развивать творческие способности, воображение,  самостоятельность.

   Мной были подобраны игровые задания:

 по освоению формы: «Собери любой предмет», «Волшебная мозаика», «Что бывает круглым», «Цветные квадраты», «Матрешки», «Волшебные счеты», «Умная книга»;

 по освоению цвета:  «Цветные палочки», «Цветные человечки», «Умная книга», «Цветные кубики»;

 по освоению размера: «Матрёшки», «Шары» «Домики и дорожки»;

 игровые  задания с геометрическими фигурами «Сложи квадрат»,  «Чудесный мешочек», «Геометрическое лото»,  «Назови фигуру»;

 игры-эксперименты с природным материалом: игры с палочками, «Пирожные», «Ловля рыбок» (цвет, величина),  «Следы на песке» (количество, величина). Для закрепления знаний использовала лепбук «Математик», книгу «Проверь себя». В процессе действий с игровым материалом  дети научились сравнивать, стали самостоятельными, активными.

   Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:

1.  «Геометрические фигуры»;

2.  «Цвета»;

3.  «Развиваем творчество»;

4.  «Большой, маленький».

    В процессе совместной деятельности интерес детей привлек такой вид занимательного материала как бизиборд. Бизиборд –  развивающая доска , которая содержит много различных интерактивных элементов: кнопок, застёжек, пуговиц, щеколд которые вызывают неподдельный интерес у ребенка.  

    При знакомстве с различными свойствами предметов, вначале я не стремилась к тому, чтобы ребенок запоминал названия этих свойств, я старалась научить его действовать с предметами, развивая тактильные ощущения. Затем вводила  в образовательный процесс дидактические игры и упражнения на «Волшебной доске» для накапливания сенсорного опыта и окружающего мира.

      Для развития мелкой моторики я и родители изготовили бизиборды на темы: «Фрукты»,  «Веселые замочки»;

для  восприятия звуков «Молоточки»;

для тактильных ощущений «Удивлялка»;

 для усвоения сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) «Считалка».  Работа строилась с учетом гендерного подхода, поэтому для мальчиков предлагала волшебные доски «Мальчики-строители», «Спасатели», а для девочек «Девочки – умелицы», «Косички».  Задания на бизибордах были разнообразного характера, например,  «Помоги Зайцу найти красные морковки», «Помоги Мишке застегнуть куртку», «Открой замочек у сундука» и др. Производя действия с предметами на бизибордах, ребёнок исследует предметы и их свойства, находят связь между действием и полученным  результатом. В процессе деятельности давала детям возможность разобрать предмет, посмотреть, что внутри. Если у ребёнка возникали трудности при выполнении заданий, я  создавала  ситуацию успеха, использовала образец, собственный пример, подводила к самостоятельному решению.

   Дидактический материал вызвал у детей большой интерес, желание действовать. Так же была изготовлена сенсорная книга, с помощью которой я  закрепляла  навыки детей. В процесс создания развивающих досок – бизибордов большую помощь оказали родители. Формы работы с бизибордом: образовательная деятельность (занятия); совместная деятельность, индивидуальная деятельность

   Обогащение математических представлений осуществлялось и через сюжетно – дидактические игры, такие как «Магазин», «Гараж», закрепляла знания порядкового и количественного счёта в театрализованных играх «Репка», «Теремок».

     Организовывала работу с родителями, используя традиционные и нетрадиционные формы работы: консультации «Как научить детей играть», телефон доверия, круглый стол, видео уроки, консультирование через электронную почту и сайт детского сада, оформление семейных опытов и фотовыставок.  Используя данные формы работы,  я старалась привлечь  родителей к совместной деятельности.

      Итоговый мониторинг по математическому и сенсорному развитию показал положительную динамику в развитии детей. У детей систематизировались  знания о цвете, форме, величине, появился интерес к играм. Таким образом, проделанная мною работа показала важность использования занимательного математического материала как средства развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"СТРОИМ ДОМ". ПРОЕКТ по математическому развитию младших дошкольников.

Проект «Строим теремок» по математическому развитию детей младшего возраста (3-4 года) с использованием блоков Дьенеша....

Дидактическая игра как средство математического развития младших дошкольников

Цель исследования  – разработать, обосновать модель и реализовать  программу деятельности воспитателя по применению дидактической игры для математического развития младших  дошкол...

Статья "Игры с палочкамми Кюизинера как средство математического развития старших дошкольников

стаья о том, как проводить работу с палочками Кюизинера через дидактические игры на развитие памяти, мышления, навыков счета....

Презентация: Интеграция образовательных областей в математическом развитие младших дошкольников

Интеграция– это состояние (или процесс,ведущий к такому состоянию) связанности,взаимопроникновения и взаимодействия отдельныхобразовательных областей содержания дошкольногообразования, обеспечив...

Комплексы дидактических игр по математическому развитию младших дошкольников

Картотека дидактических игра по развитию математических представлений для детей младшего дошкольного возраста разработана на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования, соотв...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Театрализованная деятельность как средство речевого развития младших дошкольников» «В гостях у Сказки…»

Программное содержание: развитие связной диалогической речи, активизация словаря, интонационной выразительности речи, памяти, внимания, умение использовать мимику и жесты для изображения героев с...

Презентация опыта работы по обучению детей элементам геометрии как средство математического развития младших дошкольников

Презентация опыта работы  по обучению детей элементам геометрии как средство математического развития младших дошкольников. Через презентацию показала каккие игры с геометрическим содержанием я и...