Игры и задания с использованием палочек Кюизенера
материал по математике (средняя группа) на тему

Штиуи Кристина Вячеславовна

Что касается использования этого дидактического материала для занятий, то конкретных вариантов применения, за время внедрения методики Кюизенера, наработано великое множество. Практики, специалисты по пропедевтике математических знаний, работающие с дошколятами, предлагают, к примеру, вот какие варианты занятий, которые можно проводить с детьми в возрасте от двух до четырёх лет:

Знакомимся с палочками. Вместе с ребёнком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.

Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1 до 10 и обратно.

Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребёнку нужно найти место для недостающих палочек.

Можно строить из палочек, как из конструктора, объёмные постройки: колодцы, башенки, избушки и т. п.

Раскладываем палочки по цвету, длине. «Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?» «Положи столько же палочек, сколько и у меня». «Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, жёлтая, красная, жёлтая» (в дальнейшем алгоритм усложняется).

Выложите несколько счётных палочек Кюизенера, предложите ребёнку их запомнить, а потом, пока малыш не видит, спрячьте одну из палочек. Ребёнку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

Выложите несколько палочек, предложите ребёнку запомнить их взаиморасположение и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.

Выложите перед ребёнком две палочки: «Какая палочка длиннее? Какая короче?» Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.

Выложите перед ребёнком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»

Задание найти любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.

Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.

Попросите показать вам красную палочку, синюю, жёлтую. Покажи палочку, чтобы она была не жёлтой.

Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: «Какие они по длине? Какого они цвета?»

Постройте поезд из вагонов разной длины начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным.

Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от жёлтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее жёлтого, короче синего.

Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребёнка «поставить палочки парами».

Назовите число, а ребёнку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера (1 — белая, 2 — розовая и т. д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребёнок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображёнными на них точками или цифрами.

Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.

Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.

Сколько белых палочек уложится в синей палочке?

С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т. п.

«Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе».

«Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом».

«Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?»

«Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу».

Положите параллельно друг другу три бордовые счётные палочки Кюизенера, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире остальных, а какая самая узкая.

«Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке». (Получится квадрат).

«Положи синюю палочку между красной и жёлтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной»

«С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на неё и назови какого она цвета» (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).

С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?»

«С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек жёлтая, то можешь определить цвет другой палочки?»

«У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай её цвет».

«Назови все палочки длиннее красной, короче синей», — и т. д.

«Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке».

Строим из палочек Кюизенера пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая на самом верху, какая между голубой и жёлтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.

«Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладём три белых палочки — им соответствует голубая», — и т. д.

«Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке».

Из каких двух палочек можно составить красную? (состав числа)

У нас лежит белая счётная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.

Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)

Насколько голубая палочка длиннее розовой?

«Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной».

«Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон».

«Составь поезд из двух жёлтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек».

Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?


 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подвижные игры с использованием палочек Кюизенера

Данные игры помогут разнообразить подвижную деятельность детей...

Подбор заданий с использованием палочек Кюизенера для коррекции цветового представления детей с нарушением зрения

Содержание коррекционной работы по развитию зрительного восприятия определяется наличием специфических трудностей , возникающих у детей с нарушением зрения, в процессе осуществления ими практической и...

Игры и упражнения на развитие логического мышления с использование палочек Кюизенера

Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружка«Ступеньки творчества» ( с использованием палочек Кюизенера, игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет)

Пояснительная запискаРабочая программа по дополнительному образованию кружка «Ступеньки творчества»  ОО «Познание»  (для детей 5-7лет).Одна из важнейших задач воспита...

Игры с использованием палочек Кюизенера

Примерный перечень игр с палочками Кюизенера (первого года обучения)....

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе с использованием авторской игры: «Кормушки для снегирей», из палочек Кюизенера, в рамках конкурса «От призвания к признанию»

Обобщение и закрепление у детей представлений о зимующих и перелётных птицах в совместной деятельности, с использованием математических знаний в игровой ситуации....