конспект занятия по ФЭМП
план-конспект занятия по математике на тему

Федорова Светлана Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_femp.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП

в средней группе на тему: «ПАРА»

Цель:

  1. уточнить понимание детьми значения слова «пара» как двух предметов, объединенных общим признаком;
  2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
  3. закрепить счетные умения, геометрические и пространственные представления, умение определять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине;
  4. тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, инициативность, сформировать опыт самоконтроля и коррекции своих ошибок.

Материалы к занятию:

Демонстрационный материал: игрушка Зайца, лэпбук «Занимательная Математика»: варежка с орнаментом, изображение коньков, варежек, лыж, ботинок, носков. Схематичное  изображение мужчины, женщины, мальчика, девочки (семьи)

Раздаточный материал: варежка, вырезанная из бумаги, геометрические фигуры (из лэпбука «Занимательная математика»), лыжи – полоски разной длины.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Дети собираются около фланелеграфа, где выставлена картина, где изображены зимние забавы детей.

Воспитатель:  Какое сейчас время года? (Зима)

                        Чем вы любите заниматься зимой?

Воспитатель говорит детям о том, что заяц тоже захотел покататься на коньках, и предлагает детям помочь Зайцу собраться.

  1. Актуализация знаний и затруднение в игровой ситуации.

Игра «Собираемся на каток» (начало).

Дидактические задачи:

  1. актуализировать знания детей об окружающем мире;
  2. создать мотивационную ситуацию для уточнения представлений детей о понятии «пара»;
  3. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление.

Воспитатель: Какие вещи нужны Зайцу для того, чтобы пойти кататься на коньках?

Дети перечисляют предметы одежды, а также коньки.

Воспитатель выставляет на фланелеграф изображение брюк, шапки, свитера, шарфа, одной варежки, одного носка, одного конька, а также нескольких предметов летней одежды. Рядом сажает Зайца и предлагает детям одеть его для катания на коньках.

Дети должны заметить, что с помощью выставленных предметов одеть зайца на каток невозможно.

Воспитатель: Сумели ли вы одеть зайца на прогулку? (нет.)

                       Почему вы не можете этого сделать?

Как правило, дети отвечают, что не хватает одного конька, носка и одной варежки.

  1. Открытие нового знания.

      Игра «Собираемся на каток» (окончание).

Дидактические задачи:

  1. уточнить значение слова «пара», его правильное использование в речи;
  2.  сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
  3. Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать память, речь, творческие способности, инициативность, логическое мышление.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы заяц всё – таки пошел кататься на коньках? (Надо дать ещё один конек, носок и варежку, чтобы их было по два.)

Воспитатель создает условие для того, чтобы высказались больше детей, особенно тех, кто не проявляет инициативы, хвалить тех, кто предлагает свои версии.

После ответов детей воспитатель выставляет на фланелеграфе ещё одно изображение конька, носка и варежки.

Воспитатель: Молодцы!

                      Чего ещё бывает только по два?

По мере того как дети называют лыжи, ботинки, перчатки, воспитатель выставляет их изображение на фланелеграфе.

                        Почему этих предметов не может быть по одному?  (Потому                     что у нас две руки, две ноги, и т.д.)

Воспитатель делает вывод: есть предметы, которые используются только вместе. Их называют парой: пара коньков, пара…(лыж), пара… варежек) и т.п. (Говоря «пара» воспитатель показывает на картинку, а дети продолжают: лыж и т.д.)

Физминутка:  Есть две ножки, чтоб бежать

                           Есть две ручки, чтоб махать

                           Есть два глаза, чтобы видеть

                           Есть два ушка, чтобы слышать

                           Нос один, второго нет

                           Ротик скажет всем «привет».

  1. Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Подбери лыжи».

Дидактические задачи:

  1. закрепить умение составлять пары предметов, счетные умения, умение сравнивать предметы по длине;
  2. тренировать мыслительные операции анализ, синтез и сравнение, развивать пространственные представления, речь, логическое мышление.

Дети собираются около фланелеграфа, на котором в один ряд расположены (слева направо) изображения мужчины, девочки, женщины и мальчика.

Воспитатель:  Кого вы видите на фланелеграфе? (Людей)

                           Сколько на фланелеграфе людей?

                           Сколько на картинке детей, взрослых? (Двое детей и двое взрослых.)

                           Все изображенные на картинке люди – одна семья.                     Покажите маму, папу.

                           Кто в этой семье дочка, сын?

Семья собралась пойти на лыжах, но лыжи перепутались. Воспитатель предлагает детям помочь подобрать лыжи каждому члену семьи.

Дети садятся за столы. На столе у каждого две пары вырезанных из картона лыж, лежащие вперемешку.

Воспитатель: Сколько в паре должно быть лыж? (две)

                        Одинаковой или разной длины должны быть лыжи в одной паре?   (одинаковые)

                       Как вы думаете, кому надо отдать длинные лыжи? (взрослым) А короткие? (детям).

                       Подберите пары лыж по длине.

Дети подбирают лыжи (составляют пары), сравнивая их по длине.

  1. Игра «Холодно».

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию.

Дети собираются около воспитателя.

Воспитатель предлагает им представить, что они тоже пошли кататься на лыжах.

- Умеете ли вы кататься на лыжах?

-  Бывает ли, что вы падаете, когда съезжаете с горки?

Воспитатель предлагает детям встать в пары и отряхнуть друг друга от снега.

Дети разбиваются на пары, отряхивают друг друга.

Воспитатель предлагает детям представить, что замерзли руки.

Упражнение «Ежики» (Пальцы рук соединить между собой в «замок». Раскрываем и закрываем «замок» по ходу стихотворения)

- Ежик, ежик колкий

- Покажи иголки!

- Вот так, вот так,

-Покажи иголки! (выполняют движения)

-Ежик, ежик колкий («замок» раскрыт)

- Спрячь свои иголки! (руки в кулак)

- Вот так, вот так,(вращение кулочками)

- Спрячь свои иголки!

Игра «Укрась  рукавичку».

Дидактические задачи:

  1. закрепить представление о квадрате, круге, треугольнике, умение определять, называть и сравнивать свойства предметов, пространственные отношения «вверху», «внизу», «посередине», «справа», «слева»;
  2. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, сформировать опыт самоконтроля и коррекции своих ошибок.

Дети садятся за столы. У каждого ребенка имеется вырезанная из альбомного листа рукавичка и геометрические фигуры. Воспитатель рассказывает о том, что на катке заяц потерял одну рукавичку и просит детей украсить  ему рукавичку, чтобы была пара.

Воспитатель на короткое время показывает детям рукавичку, внизу которой наклеены геометрические фигуры.

Дети должны запомнить количество и расположение фигур и выложить на своей рукавичке точно такой же узор.

После того, как задание будет выполнено всеми детьми, оно проверяется.

Воспитатель снова показывает первую варежку и задает вопросы:

-  Сколько фигур нарисовано на варежке?

-  Чем фигуры похожи? (одинаковый размер)

-  Чем они отличаются? (цветом, формой)

-  Какая фигура стоит посередине? (желтый круг)

-  Какая фигура расположена справа от желтого круга, слева от желтого круга?

-  Кто выполнил это задание правильно?

-  Кто ошибся?

-  В чём твоя ошибка?

Дети исправляют ошибки, если они есть, и заяц благодарит детей.

  1. Итог занятия.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

Воспитатель: Кому вы сегодня помогли и чем? (Зайцу помогли одеться на прогулку, семье помогли подобрать лыжи.) Кому было сложно? Что именно было выполнять сложно? Понравилось вам помогать Зайке?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли оказать помощь, потому что понимают, что такое пара, умеют сравнивать по длине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...

Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2

Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).Тема: Как растения помогают освоить азы математики.Цель: Учить рассматривать растения в определённой п...

Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС

Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОСКонспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе: задачи, материалы, ход занятия....