Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста (4года - 5лет) «Блоки Дьенеша»
рабочая программа (средняя группа)

Вахрушева Снижана Григорьевна

учебно-методический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_denesha.docx63.76 КБ

Предварительный просмотр:


                                   

№ п/п

Содержание

Стр.

Паспорт Программы

I

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

1.1.1

Цель и задачи Программы

1.1.2

Принципы и подходы к формированию Программы

1.1.3

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы

1.2.1

Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии ФГОС ДО

1.2.2

Целевые ориентиры  на этапе завершения дошкольного образования

1.2.3.

Педагогическая диагностика

II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО  и содержанием Программы

2.2.

Комплексно-тематическое планирование

III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Материально-техническое обеспечение Программы

3.2.

Объем образовательной нагрузки (учебный план)

3.3.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

IV.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

4.1.

Контроль за реализацией Программы

4.2.

Механизм реализации Программы

Список литературы        

                                           

Паспорт программы

Наименование дополнительной образовательной услуги

Парциальная образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста (4года - 5лет) «Блоки Дьенеша» (Программа ДОУ)

Основание для разработки программы

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.

2. Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. №1014.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

4.Письмо Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».

5."Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049 -13 от 15.05.2013 №26.

Заказчик программы

Родители (законные представители)

Разработчик программы

Воспитатели: Вахрушева Снижана Григорьевна

Исполнители программы

Педагогические работники, отвечающие за реализацию программы

Цели программы

Развитие логического мышления  у детей дошкольного  возраста (4года-5лет) через развивающую игру «Логические блоки Дьенеша»

Задачи программы

  • Формировать умение детей сравнивать предметы по их свойствам (цвет, форма, размер, толщина); ориентироваться по карточкам – признакам,  
  • Способствовать развитию действий классификации и обобщения, умения выявлять свойства предметов,
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу.                                          

Ожидаемые конечные результаты

В процессе реализации программы дошкольники:

  • научатся анализировать, сравнивать, сопоставлять,
  • будет развита самостоятельность,
  • научатся выполнять мыслительные операции и доводить начатое до конца.

Организация контроля

за реализацией Программы

Контроль за реализацией программы осуществляет

Заведующий ДОУ

Заместитель заведующего по ВМР

Совет педагогов

Совет родителей (законных представителей)

Срок реализации Программы

1 учебный год

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Каждая мама и каждый папа мечтают о том, чтобы их любимый малыш рос умным и был всесторонне развит. А желание каждого малыша – играть в разные интересные игры. Детских методик, которые помогают родителям развивать своих детей, существует великое множество. Система Золтана Дьенеша не столь популярна среди родителей, но, тем не менее, логические игры этого великолепного детского педагога из Венгрии заслуживают внимания и воспитателей и родителей. Ведь благодаря его системе у ребёнка развивается логическое мышление, аналитические способности, комбинаторика, формируются навыки, которые необходимы для выполнения логических задач: умение определять свойства предметов, способность называть эти свойства, умение адекватно определять их отсутствие, удерживать в своей памяти одновременно несколько свойств, обобщать или разделять свойства различных предметов. Именно блоки Дьенеша дают первое представление о таких сложных понятиях как алгоритмы, логические операции, кодирование информации. Дьенеш помогает детям и их родителям сделать сложную науку математику простой и доступной для каждого.

В раннем возрасте игры с такими блоками способствуют также и развитию речи. Ведь в игре малышу приходится строить свои предложения с частицами «не», союзами «и», «или». У дошкольников процесс развития математических представлений и логических структур мышления намного ускоряется. Но самое главное то, что детям любого возраста нравятся эти игры, которые не только очень интересные, но и очень полезные.

Одним из необходимых условий создания для ребёнка – дошкольника комфортной обстановки в учреждении является положительное эмоционально окрашенное общение с взрослыми. Совместные игры детей со взрослыми и детьми, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делают пребывание ребёнка в дошкольном учреждении радостным.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективными являются логические блокиДьенеша. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Последнее десятилетие этот материал завоёвывает всё большее признание у педагогов нашей страны. Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста.  

Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством   ознакомления маленьких детей с формой предметов и геометрическими фигурами, а также игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с цветом, размером и толщиной объектов.                                                       Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.                                                

1.1.1. Цель и задачи Программы

Цель: развитие логического мышления у детей дошкольного возраста (4года - 5лет) через развивающую игру «Логические блоки Дьенеша».

Задачи:

  • Вызвать интерес детей к игре с блоками Дьенеша;
  •  Развивать пространственные представления, речь, внимание, мелкую моторику,
  • Воспитывать дружелюбие, самостоятельность.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа построена на следующих принципах:

Принцип  развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Сочетается с принципами научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

Принципединства  воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.

Принцип возрастной адекватности,  предполагающий подбор педагогам содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.

 Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса, предусматривающий решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольников.

Принцип учета соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом.        

Концептуальные подходы:

  • Возрастной – учет возрастных возможностей и способностей воспитанников;
  • Личностно-ориентированный подход – подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих проявления активности, самостоятельности, самовыражения и творчества.

  • Индивидуальный – учет индивидуальных особенностей воспитанника, гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия по отношению к каждому ребенку.
  • Средовой подход – организация игрового пространства с целью позитивного продвижения в развитии самовыражения, самостоятельности, творческих способностей, активности.

1.1.3.Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

Характеристика образовательного учреждения

Учредитель

Департамент образования администрации города Нижневартовска

Тип образовательного учреждения

Дошкольное образовательное учреждение

Наименование образовательного учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад № 60 «Золушка»

Вид

Детский сад

Статус учреждения

Муниципальное

Юридический адрес

Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, г. Нижневартовск, ул. Мира 23 Б, тел. 41-37-35

Регистрационное свидетельство

Серия № НВ-11 регистрационный №92643

Телефон/факс

(3466) 41-01-63

Е-mail

 60zoluchka@mail.ru 

Сайт

http://sad60.edusite.ru/

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста

 (4года -5лет)

На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.

        Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Они охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. Нередко дошкольник  4-5 лет многократно обращается к взрослому с одними и теми же вопросами, и от взрослого требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать на них ответы.

        Внимательное, заботливое отношение взрослого к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей.

        Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка, открытию им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос «почему? ».

        В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

    В среднем возрасте у ребенка активно проявляются:
стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
   Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
    Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
   Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
    Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
    Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

1.2. Планируемые результаты

1.2.1.Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии ФГОС

 Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

1.2.2.Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

-ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

- ребенок подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, может соблюдать правила безопасного поведения;

-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности.

-различает условную и реальную ситуации, способен к принятию собственных решений.

В процессе реализации программы дошкольники:

  • научатся анализировать, сравнивать, сопоставлять,
  • будет развита самостоятельность,

научатся выполнять мыслительные операции и доводить начатое до конца.

1.2.3. Педагогическая диагностика

      Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, апрель) в ходе совместной деятельности.

Для определения через развивающие игры с блоками Дьенеша.

п/п

Ф.И.

воспитанника

Знание 4 свойств (цвет, форма, величина, толщина)

Умение находить по карточке-схеме

Умение  классифицировать по разным признакам

Подбор блоков по 2-3 свойствам

Общий

балл

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1

2

3

Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно выполняет задание.

Средний уровень (2 балла) – испытывает затруднения при выполнении заданий,требуется незначительная помощь взрослого.

Низкий уровень (1 балл)-  не может без помощи взрослого выполнить задание.

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО  и содержанием Программы

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей и охватывает следующую  структурную единицу, представляющую определенные направления развития и образования детей (образовательные области) (п.2.6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования")

        Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

2.2. Комплексно - тематическое планирование

Логические  блоки Дьенеша представляют собойнабор из 48 геометрических фигур:                                                                                                                                                                     а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);                                                                                                           б) трех цветов (красные, синие и желтые);                                                                                                    в) двух размеров (большие и маленькие);                                                                                                        г) двух видов  толщины (толстые и тонкие).                                                                                                                      В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.                                                                                 Каждая геометрическая фигура характеризуется  четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, толщиной.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки(5x5 см).

На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств.

  • цвет обозначается пятном;
  • форма - контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный);
  • величина - силуэт домика (большой, маленький);  
  • толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).                              

Недели

Название  д/и

Цель

Сентябрь

1-2

Знакомство с блоками Дьенеша. Д/и «Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету (форме, размеру)»

(с показом, без показа).

Знакомить с логическими блоками, повторить название геометрических фигур, основных цветов. понятия «большой- маленький».

3-4

Д/и « Волшебный мешочек».

Д/и «Что изменилось».

 Учить детей находить геометрические фигуры наощупь. Закрепить знание о цвете.

Развитие у детей внимания, памяти и связной речи.

Октябрь

5-6

Д/и «Найди не такую».

Д/и «4-й лишний».

Продолжать знакомить с логическими блоками.

Развитие умение выделить существенные признаки.

7-8

Д/и «Продолжи ряд».

Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд. 

Ноябрь

9-10

Д/и  «Найди пару».

Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь

11-12

Д/и  «Второй ряд».

Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь. умение находить закономерности.

Декабрь

13-14

Д/и   «Клад».

Д/и  « Игра с одним обручем».

  Развивать связную речь, память, внимание.

Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-цвет), развитие речи.

15-16

Д/и  «Чего не хватает».

Д/и  «Игра с двумя обручами»

 Развитие мышления, внимания, учит делать умозаключения.

Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-форма).

Январь

17-18

Знакомство с карточками с изображенными свойствами. Д/и  «Кто быстрее соберет».

 Познакомить детей с карточками  с изображенными свойствами блоков.

19-20

Д/и «Заселим в домики».

(2 признака)

Закреплять умение детей ориентироваться по карточкам- признакам. Учить детей классифицировать   блоки по 2 признакам.

Февраль

21-22

Д/и «Переводчик».

Д/и «Художник».

Знакомить детей с знаками – Х

 Развитие творческого мышления.

23-24

Д/и « На свою веточку».

Учить детей определять свойства блоков по карточкам.

Март

25-26

Д/и «Кто хозяин».

Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь.

27-28

Д/и «Игра с двумя обручами».

Учить детей обобщать, классифицировать, развивать связную речь.

Апрель

29-30

Д/и «Заселим в домики».

(3 признака)

Учить детей классифицировать   блоки по 3 признакам.

31-32

Д/и «На свою веточку».

Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь.

Май

33-34

Д/и «Волшебный мешочек».

Учить детей находить геометрические фигуры наощупь.

35-36

Д/и  «Художник».

Развитие творческого мышления.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Материально-техническое обеспечение Программы

Материально-техническое обеспечение реализации Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания отвечает:

-санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

-правилам пожарной безопасности;

-возрасту и индивидуальным особенностям развития детей;

-требованиям развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО;

-оснащено учебно-методическим комплектом.

Для реализации данной программы в дошкольном образовательном учреждении созданы максимальные условия. В группе дошкольного возраста (4г.-5л.)  имеется центр активности: "Центр познавательного развития".

3.2. Объем образовательной нагрузки (учебный план)

Наименование услуги

Форма проведения

Количество детей

Длительность занятия (мину-ты)

Количество занятий в неделю на одну группу

Количество занятий

 в месяц

Количество занятий

в год

Парциальная образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста (4года- 5лет) «Блоки Дьенеша» (Программа ДОУ)

Групповая

10

15

1

4

36

3.3.Организация развивающей предметно-пространственной среды

п/п

Наименование

Количество

1

Развивающая игра «Блоки Дьенеша»

10

2

Столы и стулья в соответствии с ростовыми показателями детей

10

VI. Заключительный раздел

4.1 Контроль за реализацией программы.

Вид контроля

Содержание контроля

Форма предоставления информации

Текущий контроль

организация занятий с детьми

справка

Итоговый контроль

уровень усвоения программы воспитанниками, посещающими занятия в начале, середине, конце учебного года.

справка

Фронтальный контроль

соблюдение санитарно-гигиенических требований к режиму занятий

справка

Инспекционный контроль

проверка результатов деятельности с целью установления использования исполнения законодательства

справка

4.2. Механизм реализации программы

Список литературы

1. «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от  3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.

2. «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).                                                                            

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных программ, методик, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.        Наблюдая за детьми ...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных программ, методик, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.Наблюдая за детьми старшей группы, мы отметили, что дети очень...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша

Разработать систему мероприятий по созданию условий для самостоятельного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша

В работе представлены актуальность, становление опыта, теоретическая база. Что такое блоки и зачем они нужны. Представлены различные игры и задания с блоками. Организация учебного процесса. Различные ...

Рабочая программа для детей дошкольного возраста (4года – 5лет) общеразвивающей направленности

Рабочая программа для детей дошкольного возраста (4-5 лет)разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е....