Ирина Помораева Элементарные мат представления
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему
Занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе детского сада.
Планы занятий
Издание 3-е, исправленное и дополненное
Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3-4_irina_pomoraeva_elementarnye_mat_predstavleniya.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ирина Помораева, Вера Позина
Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада
Планы занятий
Издание 3-е, исправленное и дополненное
Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
Помораева Ирина Александровна – методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию г. Москвы, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №15, заслуженный учитель России.
Позина Вера Арнольдовна – методист, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №4, отличник народного просвещения.
Предисловие
Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике во второй младшей группе.
В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 3–4 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, что, в свою очередь, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.
Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности, что повышает активность ребенка в осмыслении и самостоятельном выполнении математических заданий. Знания, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью в работе с детьми как в дошкольном учреждении, так и дома можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для малышей» (М.: Мозаика-Синтез).
В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов и педагогов, позволяющий расширить содержание работы с детьми четвертого года жизни и повысить их интерес к заданиям с математическим содержанием.
Примерное распределение программного материала на год
Учитывая адаптационный период детей, занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе проводятся со второй половины сентября один раз в неделю (32–34 занятия в год).
I квартал
Сентябрь
Занятие 1
• Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур.
Занятие 2
• Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький.
Октябрь
Занятие 1
• Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало.
Занятие 2
• Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного.
Занятие 3
• Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного.
• Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем.
Занятие 4
• Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словамиодин, много, ни одного.
• Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.
Ноябрь
Занятие 1
• Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.
• Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного.
Занятие 2
• Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.
• Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словамидлинный – короткий, длиннее – короче.
Занятие 3
• Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.
• Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.
Занятие 4
• Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.
• Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.
II квартал
Декабрь
Занятие 1
• Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине.
• Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.
Занятие 2
• Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.
• Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
• Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словамидлинный – короткий, длиннее – короче.
Занятие 3
• Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну.
• Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.
Занятие 4
• Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько – сколько.
• Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.
Январь
Занятие 1
• Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.
• Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
Занятие 2
• Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словамиширокий – узкий, шире – уже.
• Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словамипо много, поровну, столько – сколько.
• Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
Занятие 3
• Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру.
• Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
• Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине.
Занятие 4
• Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
• Продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.
Февраль
Занятие 1
• Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
• Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
• Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу.
Занятие 2
• Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий – низкий, выше – ниже.
• Упражнять в определении пространственных направлений от себя.
• Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько – сколько.
Занятие 3
• Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словамивысокий – низкий, выше – ниже.
• Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами поровну, столько – сколько.
Занятие 4
• Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько.
• Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словамивысокий – низкий, выше – ниже.
III квартал
Март
Занятие 1
• Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько, поровну.
• Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.
Занятие 2
• Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, столько – сколько, больше – меньше.
• Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
Занятие 3
• Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше.
• Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь.
Занятие 4
• Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
• Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один).
• Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.
Апрель
Занятие 1
• Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).
• Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Занятие 2
• Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).
• Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький.
• Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа.
Занятие 3
• Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много.
• Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа.
• Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.
Занятие 4
• Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.
• Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.
Май
Занятие 1
• Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениямистолько – сколько, больше – меньше.
• Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.
• Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д.
Занятие 2
• Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.
Занятия 3–4
Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы.
Планы занятий
Сентябрь
Занятие 1
Программное содержание
• Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Большие и маленькие красные шары, большие и маленькие зеленые кубы; 2 коробочки красного и зеленого цветов; игрушки: мишка, грузовик.
Раздаточный материал. Маленькие красные шары, маленькие зеленые кубы.
Методические указания
I часть. Воспитатель ввозит в группу грузовик, в кузове которого находятся медведь, шары и кубики, и спрашивает: «Кто к нам приехал? (Дети рассматривают мишку.) Что привез мишка в грузовике?»
Воспитатель предлагает детям найти шар (дает понятие шар): «Что вы нашли? Какого цвета шар?»
Воспитатель просит показать, что можно делать с шаром. (Катать.)
Аналогичные задания дети выполняют с кубом. (Действия с кубом обозначаются словом ставить.)
II часть. Игровое упражнение «Спрячь куб (шар)».
Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей взять в одну руку шар, а в другую – куб и спрятать одну из фигур за спину. Остальные дети должны отгадать, что спрятал ребенок и что осталось у него в руке.
III часть. Воспитатель просит детей помочь мишке разложить в коробки шары и кубы: шары нужно класть в красную коробку, а кубы – в зеленую.
В процессе выполнения задания воспитатель уточняет у детей: «Что ты положил в коробку? Сколько шаров (кубов)? Они одинакового цвета? Чем еще отличаются шары и кубы?» (Большие и маленькие.)
Мишка благодарит детей за помощь и прощается с ними.
Занятие 2
Программное содержание
• Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Большая и маленькая куклы, 2 кроватки разного размера; 3–4 больших кубика.
Раздаточный материал. Маленькие кубики (по 3–4 шт. для каждого ребенка).
Методические указания
I часть. В гости к детям приходят две куклы. Ребята вместе с воспитателем рассматривают их, выясняют, что одна кукла большая, а другая маленькая, дают им имена.
Затем воспитатель обращает внимание детей на кроватки: «Кроватки одинаковые по размеру? Покажите большую кроватку. А теперь маленькую. Где кровать для большой куклы, а где для маленькой? Уложите кукол спать. Давайте споем им колыбельную „Спят усталые игрушки“».
II часть. Игровое упражнение «Построим башенки».
Воспитатель расставляет на столе большие и маленькие кубики, предлагает детям сравнить их по размеру, а затем построить башенки. Воспитатель на ковре строит башню из больших кубиков, а дети сооружают башенки из маленьких кубиков. По окончании работы все вместе рассматривают постройки, показывают большую (маленькую) башню.
Октябрь
Занятие 1
Программное содержание
• Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Кукла.
Раздаточный материал. Матрешки (на две больше, чем детей).
Методические указания
Воспитатель. К кукле Кате в гости пришли матрешки, и мы все вместе будем водить вокруг нее хоровод. Посмотрите, сколько матрешек пришло в гости? (Много.) Возьмите по одной матрешке и поставьте их в хоровод вокруг куклы Кати.
Дети расставляют матрешек.
Воспитатель. Сколько кукол? Сколько матрешек в хороводе? Все матрешки встали в хоровод? Сколько матрешек не водят хоровод? (Мало.)
В заключение дети под музыку водят хоровод вокруг куклы и матрешек.
Занятие 2
Программное содержание
• Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Петрушка, корзина.
Раздаточный материал. Мячи одинакового цвета и размера (по одному для каждого ребенка).
Методические указания
I часть. Петрушка приносит детям корзину с мячами.
Воспитатель. Что принес Петрушка? Какого цвета мячи? Сколько мячей принес Петрушка?
Петрушка высыпает мячи на пол. По его просьбе дети берут по одному мячу.
Воспитатель (по очереди обращается к детям). Сколько мячей ты взял? Сколько мячей в корзине? (Вводится понятие ни одного.) Что надо сделать, чтобы у Петрушки в корзине стало много мячей?
Дети складывают мячи в корзину.
Воспитатель. Сколько мячей ты положил? Сколько мячей стало в корзине? Сколько мячей у тебя в руках?
II часть. Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч».
Воспитатель читает стихотворение С.Я. Маршака:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился
И уже не возвратился,
Закатился в огород,
Докатился до ворот.
Вот подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул, вот и все.
Дети прыгают в такт стихотворению. По окончании стихотворения они разбегаются.
Игра повторяется несколько раз.
Занятие 3
Программное содержание
• Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного.
• Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Кукла, корзина, круг, картонный поезд без колес, поднос, салфетка, таз с водой.
Раздаточный материал. Круги одинакового размера и цвета, уточки.
Методические указания
Игровая ситуация «Подарки от куклы Маши».
I часть. Из корзины куклы Маши воспитатель достает круг и сообщает детям: «Это круг (обводит его рукой)». Затем уточняет название предмета: «Что это?» Нескольким детям он предлагает рукой обвести круг.
II часть. Воспитатель предлагает детям взять из корзины Маши по одному кругу и спрашивает: «Какой формы фигуры? Какого они цвета?» Дети по просьбе воспитателя обводят рукой контур круга и выясняют, что круг можно катать.
Воспитатель показывает детям поезд: «Можно ли ехать на этом поезде? (Нет.) Почему? (Нет колес.)» Воспитатель просит детей подготовить поезд к поездке. Ребята присоединяют к поезду колеса (круги) и под музыку «едут» в парк кормить уточек.
III часть. Воспитатель снимает с подноса салфетку и спрашивает: «Кто это? (Уточки.) Сколько уточек?» (Много.)
Дети берут по одной игрушке, а воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас взял уточек? Сколько уточек осталось на подносе?»
Воспитатель предлагает детям поиграть с уточками. Под музыку «уточки» бегают, клюют зернышки.
Воспитатель ставит на стол таз с водой и просит детей сделать так, чтобы в тазике стало много уточек. Дети пускают своих уточек в тазик. Воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас пустил уточек? (Одну.) Сколько уточек в тазике? (Много.) Сколько уточек осталось у вас в руках?(Ни одной.)»
Кукла Маша прощается с ребятами. Дети «едут» домой.
Занятие 4
Программное содержание
• Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.
• Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Машина, мешочек, большой и маленький круги одинакового цвета.
Раздаточный материал. Овощи (по количеству детей), глина (пластилин), дощечки для лепки, салфетки.
Методические указания
I часть. Игровая ситуация «Собираем урожай овощей».
На полу имитация огорода. Воспитатель предлагает детям посмотреть, что растет на огороде. Ребята перечисляют овощи. Воспитатель обобщает их ответы («это овощи»), затем выясняет: «Сколько овощей выросло на огороде?»
Воспитатель предлагает собрать овощи в машину (ввозит машину). Дети берут по одному овощу, а воспитатель уточняет: «Какой овощ ты взял? Сколько овощей ты взял?»
Дети по очереди кладут овощи в машину и комментируют: «Я положил одну морковку (свеклу, картошку…)» Действия детей воспитатель сопровождает словами: «Овощей в машине становится больше». Когда ребята наполнят машину, воспитатель выясняет: «Сколько овощей в машине?»
II часть. Игра «Чудесный мешочек».
В машине с овощами дети находят чудесный мешочек. Они достают из него круг, сообщают название фигуры и какого она цвета.
Воспитатель прикрепляет круг на фланелеграф и предлагает кому-нибудь из детей обвести фигуру рукой.
Аналогичные действия выполняются с другим кругом.
Затем дети выясняют, чем похожи фигуры и чем они отличаются.
III часть. Игровое упражнение «Испечем оладушки».
Дети лепят из глины (пластилина) большие и маленькие оладушки. Затем воспитатель предлагает положить большие оладушки на большой круг, маленькие – на маленький.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ирина Помораева Элементарные мат представления
Занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе детского сада.Планы занятийИздание 3-е, исправленное и дополненноеБиблиотека «Программы воспитания и обучения в...
Ирина Помораева Элементарные мат представления средняя группа
Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада...
Ирина Помораева Элементарные мат представления подготовительная группа
Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада...
"Формирование элементарных математических представлений" Авторы И. А. Помораева, В. А. Позина Старшая группа (5-6 лет)
quot;Формирование элементарных математических представлений" Авторы И. А. Помораева, В. А. Позина Старшая группа (5-6 лет)...
Ирина Александровна Помораева, Вера Арнольдовна Позина. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада.
Ирина Александровна Помораева, Вера Арнольдовна Позина. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А. "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...
Перспективный план по формированию элементарных математических представлений. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений» в подготовительной к школе группе
Перспективный план «Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений»В подго...