Дидактические игры для обучения детей порядковому счету. (средней группе)
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему
В детском саду дошкольники знакомятся со счетом. Математические задачи и упражнения со счетом учат детей думать, логически мыслить, расширяют их представления об окружающем мире
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_dlya_obucheniya_detey_poryadkovomu_schetu.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для обучения детей порядковому счету.
Благодаря дидактическим играм ребенок поймет, что такое счет и зачем он нужен. А, кроме того, ему не нужно будет потом напрягать память, т.к. цифры он уже знает. Процесс счета должен войти в привычку.
Игры можно проводить на занятии и в свободное от занятий время, со всеми детьми и с небольшими подгруппами.
Ведь, чтобы счет вошел в привычку, ребенок должен считать часто. Приведенные игры нужны, чтобы с одной стороны, избегать монотонности, а с другой – научить его считать разными способами.
Большинство игр связано с движением. Включение этих игр в занятие внесет разнообразие, снизит утомляемость детей.
В результате он начнет считать все, что его окружает. Поощряйте это его стремление. Ежедневные упражнения в счете готовят ум к вычислениям.
Разработкой дидактической игры и дидактического материала занималась Ф.Н. Блехер, она разработала основной дидактический материал, необходимый на занятиях по формированию элементарных математических представлений для всех возрастных групп.
В работе по обучению детей счету она предлагает использовать некоторые настольные игры по счету «Мы считаем», «Динь-динь», «Кому сколько?». Вместо отдельных предметов дети в дальнейшем могут получить нанизанные бусы (или шарики). Ребенок приносит проволочку с таким количеством бус, сколько показывает числовая карточка. Собранные вместе предметы (нанизанные бусы) нагляднее, чем разрозненные, указывают на то, что счетом определяется группа.
При изучении порядкового счета Ф.Н. Блехер предлагает использовать игру «Скажи, который ушел». На стол ставятся одинаковые игрушки куколки или оловянные солдатики, животные, птицы и т.п. на одинаковом расстоянии одна от другой. Дети расставляют их в «линеечку» и пересчитывают. Кто-либо из детей закрывает глаза или отворачивается. В это время убирается одна игрушка из ряда. По- пустому месту дети должны определить, «который ушел - второй, третий, пятый и т. д» Начинают игру с трех игрушек, постепенно доводя до 10. Если игра усложняется, то убирается не один предмет, а два. Например 2-й и 4-й и т. п.
Дидактические игры и дидактический материал, который предложила Ф.Н. Блехер мы используем до сих пор на занятиях по обучению счету в детском саду.
Дидактические игры по обучению детей порядковому счету.
«Матрешки»
Цель. Упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.
Материал. Цветные косынки (красная, зеленая, желтая, синяя и т. д.) - от пяти до десяти штук.
Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд – это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешка, и выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах.
Правила игры. Водящий не должен подсматривать, как меняются местами матрешки. Водящему нельзя подсказывать. Если водящий правильно заметит, как поменялись местами матрешки, то одну из них он назначает водящей, а сам становится матрешкой.
«Встань на свое место»
Цель. Упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.
Материал. Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами – от двух до десяти.
Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними десять стульев. Ведущий (воспитатель) раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу ведущего: «Числа! Встаньте по порядку!» каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке. Играющие показывают карточки и ведущий проверяет, правильно ли они заняли свои места.
Дети меняются карточками. Игра продолжается.
Правила игры. Пуговицы считать только за спиной. Число пуговиц на карточке является порядковым номером ребенка. Если кто-то считает, что его порядковый номер тот, который уже занят, то он становится сзади ребенка, стоящего на этом месте. Тому, кто занял не свое место, предлагают три раза подпрыгнуть, или проскакать четыре шага на одной ноге, или хлопнуть в ладоши пять раз.
Вариант игры. На стулья можно поставить такие же карточки, что и у детей. Играющие должны найти карточку, на которой столько же пуговиц, сколько они сосчитали на ощупь.
«Не ошибись».
Цель. Упражнять детей в количественном и порядковом счете.
Материал. На каждого ребенка полоска плотной бумаги, разделенная на десять квадратов; десять маленьких карточек, равных величине квадрата на полоске бумаги, с изображенными на них кружками от одного до десяти.
Содержание игры. Дети кладут перед собой полоски бумаги и маленькие карточки. Ведущий называет какое-либо число, а дети должны найти карточку, на которой столько же кружков, и положить ее на соответствующий порядковый номер квадрата.
Ведущий может называть числа от 1 до 10 в произвольном порядке.
В результате игры все маленькие карточки должны быть расположены по порядку: от одного до десяти.
Правила игры. Класть карточку можно лишь после того, как ведущий назовет число. Выигрывает тот, кто правильно расположит все карточки по порядку. Победителей приветствуют аплодисментами.
Вариант игры. Вместо называния чисел, ведущий может ударять в бубен.
«Кто следует за тобой».
Цель: развитие памяти, мышления; умения определить прямую и обратную последовательность, место чисел в натуральном ряду; умение ориентироваться в пространстве.
Материал: Карточки – рисунки для каждого ребенка, план групповой комнаты (или игровой площадки на улице).
Содержание: 1 –игра «Кто следует за тобой».
- Жили-были числа. Стояли они друг за другом. Каждый знал, кто за кем следует, кто кому предшествует. Но однажды они разбежались.
Детям предлагается навести порядок, пользуясь стрелками. Стрелка направлена от меньшего числа к большему. Это означает, что число, от которого идет стрелка, меньше того числа, к которому она направлена. Заполнить схему ребенку помогают вопросы:
О чем говорит эта стрелка?
На кого она показывает?
Кому и что она говорит?
Дети обсуждают порядок следования чисел.
Воспитатель делает вывод:
- Числа поняли, что живут они по интересному правилу. Они идут друг за другом так, что каждое следующее больше предыдущего на один, а каждое предыдущее меньше последующего тоже на один.
В постоянстве этого правила дети убеждаются с помощью рисунка, где используются цифры. (Если занятие на улице, то можно рисовать на асфальте или чертить на земле).
Далее занятие усложняется: числа соединяются так, чтобы стрелка была направлена от большого числа к меньшему (б).
«Сосчитай правильно».
Цель. Упражнение в порядковом счете предметов по осязанию.
Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами — от двух до десяти.
Содержание. Дети становятся в ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли!»— дети передают карточки друг другу слева направо. По сигналу: «Стоп!» — перестают передавать карточки. Затем, ведущий называет числа: «2, З и т. д.», а дети, в руках у которых карточка с таким же числом пуговиц, показывают ее.
Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой. Игра продолжается.
«Сколько?» (игра со стихами)
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом, упражнять в счете.
Материал: четверостишия, в содержании которых присутствуют числа.
Содержание: воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
Вот жаворонок с нивушки
Взвился и полетел.
Вы, слышите, как весело
Он песенку запел?
Три зайца от охотника
Прыжками в лес бегут.
Скорей, скорее, зайчики,
В лесу вас не найдут!
Две лодочки по озеру
Широкому плывут;
Гребцы сидят на лавочках
И весело гребут.
Четыре скачут лошади,
Во весь опор летят,
И слышно, как по камешкам
Подковы их стучат.
Воспитатель спрашивает детей: Сколько было жаворонков на нивушке? Сколько зайцев спряталось от охотника? Сколько лодочек плыло по озеру? Сколько скакало лошадей? Выслушав ответы детей, он предлагает поиграть:
- Я буду вам читать стихотворение, а вы будете изображать то «жаворонка» летящего, «лодочку», «лошадей». Причем «жаворонки» летят по одному, «зайцы» объединяются по трое в одну группу и поскачете как зайчики в лес и т.д.
Воспитатель читает текст повторно. Дети выполняют соответствующие движения.
Правила игры: Объединяются в пары, в тройки и т.д. только после соответствующих слов стихотворения. Дети имитируют движения зайца, жаворонка, лошадей, гребцов.
«Живая неделя».
Цель: Закрепить порядковый счет, название дней недели.
Материал: карточки с цифрами от 1 до 17.
Содержание: 7 детей строятся у доски и пересчитываются по порядку.
1-й ребенок делает шаг вперед и говорит:
«Я – первый день недели – понедельник».
Какой день недели следующий?
«Я - второй день недели – вторник».
Какой день недели следующий? И т.д.
Дети задают вопросы дням недели: «Когда будет выходной?»
Таким образом, в игровой форме прививаются ребенку знания по формированию счетной деятельности. Ребенок, сам того не подозревая учится количественному и порядковому счету, учится считать в возрастающем и убывающем порядке, уметь узнавать цифры подряд и вразбивку, знать предыдущее и последующее числа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Дидактическая игра в обучении детей математики». средняя группа
План самообразования по теме«Дидактическая игра в обучении детей математики». средняя группа...
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики.» вторая младшая группа
Отчет по самообразованию педагога по теме:«Дидактические игры в обучении детей основам математики.»вторая младшая группа...
«Дидактические игры в обучении детей родной речи – Хальмг кел дасхлհнд дидактическ наадд олзлհн»
laquo;Дидактические игры в обучении детей родной речи –Хальмг кел дасхлհнд дидактическ наадд олзлհн»...
Конспект занятия на тему : «Дидактические игры в обучении детей основам математики» для детей средней группы .
Цель: Обучать детей основам математики через дидактическую игру, развитие интеллектуальных способностей....
Проект: «Дидактические игры в обучении детей основам математики» (старшая группа)
Проект: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»(старшая группа)...
картотека : дидактические игры по обучению детей счете
Игры на упражнения в количественном счете Для детей 6 – 7 лет «Живые числа»Цель. Упражнение в счете (прямом и обратном) в пределе 10.Материал. Карточки с нарисо...
Проект: «Дидактические игры в обучении детей основам математики» (старшая группа)
В основу проекта положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развив...