Дидактический материал
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему
Пояснительная записка
Актуальность. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что современный человек должен обладать экономическим мышлением, деловыми качествами, способностью к предпринимательству. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту. Экономическое воспитание - новая область в воспитании наших детей, особенно дошкольников. В его теории и практике еще много противоречий и нерешенных вопросов. Но актуальность такого воспитания бесспорна. Она вызвана требованиями времени.
Экономическое воспитание дошкольников — специально продуманная система работы педагога-воспитателя, направленная на формирование у дошкольников элементарных экономических знаний и экономического сознания.
А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь».
Новизна игры состоит в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир.
Именно с целью непрерывного экономического образования разработана и изготовлена многофункциональная игра «Занимательная пицца», рассчитанная на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Дети в игровой форме соприкасаются с экономическими категориями, такими, как деньги, продукт, труд, стоимость.
В игре представлен информационный и игровой материал для воспитанников, педагогов детского сада, родителей.
В дошкольном учреждении необходимо создать условия для полноценного экономического воспитания и оборудовать педагогический процесс так, чтобы наглядный материал иллюстрировал экономические вопросы.
В доступной для дошкольников форме дается представление о деньгах, их достоинстве, детям разъясняют такие понятия: «покупка», «товар», формируют правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости.
Детей знакомят с понятиями с современными профессиями экономического профиля: бизнесмен, рекламодатель, директор ресторана, кафе, продавец и т.д. Здесь же дети узнают о трудовых династиях, о том, что людей, которые честно и хорошо работают, общество ценит и уважает. Самое же главное состоит в объяснении, что в результате труда людей появляется продукт — вещь, предмет, проект, идея и т.д., что за свой труд взрослые получают деньги, на которые покупают все необходимое для жизни.
Игра позволяет интересно и продуктивно проводить досуг, одновременно осваивая важнейшие навыки, которые непременно найдут применение в дальнейшей жизни. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».
Цель дидактического материла: Формирование экономического сознания дошкольника, приближенного к реальной жизни. Развитие элементарных математических, экономических представлений.
Задачи:
1. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результата труда людей).
2. Формировать потребности в основах экономических знаний и усвоение основных экономических понятий
3. Развитие ответственности, предприимчивости, расчетливости и самостоятельности.
Описание игры. Многофункциональная игра «Занимательная пицца» изготовлена из фетра, разного цвета. Это мягкий, приятен на ощупь материал, напоминает детям мягкость и эластичность теста. В качестве дополнения для пиццы использованы: ингредиенты из фетра: мясные, овощные, грибы, пуговицы, «Занимательная пицца» - это развивающая игра направленная на решение одновременно несколько задач и предназначена для детей в возрасте от 4 до 7 лет.
Деятельный подход – основной принцип реализации задач этой проблемы. В зависимости от содержания знаний ведущим является определенный вид деятельности:
Усвоение знаний из области финансовых категорий (деньги, цена, стоимость, продавать и т.п.) успешнее всего происходит в предлагаемых играх: дидактических, настольно, ролевых (“Магазин выпечки”, “Кафе-пиццерия”, “Семья”, “Детское кафе”, «День Рождение» и др). Дети успешнее всего осваивают навыки в процессе разных видов продуктивной деятельности, в ходе которых действуют с необходимыми материалами.
Дидактические игры | Сюжетно-ролевые игры |
1.Маленький кулинар 2.Придумай свой рецепт 3.Вкусные фигурки 4.Считайка | 1.Лучший продавец 2. Пекарня 3.Магазин 4.Кафе |
Воспитание качества экономности реализуется в процессе использования различных материалов, средств для осуществления замысла; суть рациональности (разумности) – в умении планировать процесс деятельности, применять наиболее выгодное решение.
Говоря о методах и средствах экономического воспитания, необходимо выделить специальную работу по формированию у детей полезных навыков и привычек.
1. Научить детей уважать людей, умеющих хорошо трудиться и зарабатывать деньги.
2. Учить на доступном дошкольникам уровне осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.
3. Учить не только бережливости, рациональности, расчетливости, экономности, трудолюбию, но и щедрости, материальной взаимопомощи (на примере меценатства). |
Игра построена на нескольких важных теоретических положениях, связанных с развитием личности ребенка:
· всякая личность развивается в деятельности;
· базовой деятельностью человечества является труд;
·сущность экономического воспитания заключается в формировании разумных потребностей и бережного отношения к окружающей природе и миру вещей.
Связь между трудом, деньгами и возможностью удовлетворять свои потребности дети могут усваивать и через собственные игры. Так, в старших группах можно иногда проводить игру «магазин». В магазине будут «продаваться» сделанные детьми вещи. Платить за вещи можно «детсадовской валютой» - изготовленными детьми деньгами. Можно придумать деньгам название (ведь в каждой стране деньги называются по-разному), например «садики». Дети пекут пиццу, придумывают самостоятельно свой рецепт и зарисовывают его, рисуют рекламу. Качество товара должно быть высоким. Воспитатель принимает его и выплачивает изготовителям определенную сумму. Потом пиццу продают, выставляют в витрине «Магазина», «Кафе», и дети сами определяют и рассчитывают, что они могут купить сейчас или сколько нужно еще заработать. Дети с большим интересом участвуют в этих играх и постепенно начинают осознавать зависимость между качеством и стоимостью, вложенным трудом и возможностью удовлетворять свои потребности.
Так, играя, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.
В процессе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Так, я придумала для детей игру в процессе ознакомления с которой , дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
В игре представлен информационный и игровой материал для воспитанников, педагогов детского сада, родителей.
Дидактический материал игры «Занимательная пицца» содержит в себе:
Материал для педагогов и родителей:
Методические рекомендации по использованию дидактического материала
Картотека игр, с различным уровнем сложности
Игровой материал для детей:
«Тесто для пиццы»
Пицца, разделенная на 6 частей
Набор ингредиентов для пиццы из фетра (мясные, овощные, грибы), пуговицы
Меню: карточки – рецепты изображением количеством ингредиентов
Деньги в банкнотах, различного достоинства
Памятки по экономическому развитию для родителей
Основные преимущества пособия:
· Игра развивает у детей внимание, операции синтезами анализа;
· Повышает интерес к познавательной активности ;
· Приятная текстура ткани и материалов создает дополнительный акцент на мелкую моторику рук;
· Играть можно сидя ,стоя - а это профилактика быстрой утомляемости ;
· Совместная игра развивает коммуникативные навыки;
· Раскрывает творческий потенциал ребенка;
· Формирует у ребенка социальную позицию;
· Учит обдуманному расходованию финансов.
Правила игры увлекательны и содержат несколько вариантов игры разного уровня сложности.
Ожидаемые результаты использования дидактического материла:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обложка | 131.09 КБ |
картотека | 137.59 КБ |
картотека2 | 18.07 КБ |
рецепт | 563.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический конкурс
педагогов образовательных организаций Костромской области в 2018 году
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра
Игра 1 «Маленький кулинар»
Возраст детей: 4года
Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве, тренировке памяти, учить концентрировать внимание
Задание:
- Испеки согласно предоставленному рецепту;
Цель: Учить работать по схеме(Рецепту);
- Собери всю пиццу из различных кусков пиццы;
Цель: Воспитывать умение доводить начатое дело до конца;
- Найди отличия
Цель: Развивать усидчивость, внимание;
- Найди одинаковые кусочки
Цель: Развивать внимание;
- Продолжи последовательность.
Цель: Развивать логическое мышление ;
Дидактическая игра
Игра 2: «Придумай рецепт»
Возраст детей :4-5лет
Цель: Обобщать знания детей о классификации мясных ингредиентов , овощей и т.д. Развивать речь детей ,активизировать и пополнять словарь детей.
Задания:
- Распредели продукты на группы и овощи, грибы, мясные ингредиенты;
Цель: Продолжать учить классифицировать на группы;
- Создай новый рецепт
Цель: Развивать мышление, пополнять словарь детей;
- Придумай название пицце.
Цель : Развивать воображение.
Дидактическая игра
Игра 4: «Цветная дорожка»
Возраст детей: 4-5 лет
Цель: Развивать зрительную память, развивать цветовосприятие упражнять в различии ,узнавании и назывании цветов спектра и оттенков.
Задания:
- Выложи цветную дорожку из кусочков пиццы;
Цель: Продолжать закреплять цвета;
- Выложи дорожку по цвету радуги из кусочков пиццы.
Цель: Развивать память ,цветовосприятие
Дидактическая игра
Игра5: «Считай-ка»
Возраст детей : 5-6лет
Цель : Закреплять знания графического изображения числа .Закреплять умения обозначать количество предметов цифровой. Учить анализировать ,сравнивать ,делать выводы.
Задания :
- Посчитай сколько всего кусочков;
Цель : Закреплять счет и отчет предметов ,соотношение числа и количества;
- Найди соседа числа;
Цель: Продолжать закреплять математические знания;
- Посчитай ингредиенты на кусочке ,выложи рядом соответствующую цифру.
Цель :Развивать элементарные математические представления;
- Сравни на ощупь (большая, маленькая ,плоские ,выпуклые) (пуговицы)
Цель : Закреплять умение сравнивать предметы;
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра
Возраст детей 5-6 лет
Игра 5: «Лучший продавец»
Цель: Учить решать простейшие экономические задачи. Сформировать бережное отношение к окружающему миру ,а также научить детей обдуманному расходованию финансов. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 5-7 лет. Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по экономике.
Задания:
- Собери кусочек пиццы из мясных «ингредиентов» и продай его;
Цель: Закреплять такие понятия как деньги ,побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни;
- Собери кусочек пиццы из овощных «ингредиентов» и продай его
Цель: Закреплять понятие деньги, побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни;
- Разрекламируй свою пиццу и продай ее дороже.
Цель : Продолжать развивать фантазию и творчество ,расширять словарный запас ,развивать речь.
Сюжетно ролевая игра
Возраст детей 4-5 лет
Игра 6: «Пекарня»
Цель : Закрепить знания детей о профессии пекари, менеджеры, технологи. Формировать дружеские взаимоотношения и культуру поведения во время общения. Развивать диалогическую речь. Активизировать словарь по теме игры: названия продуктов, хлебобулочных изделий. Формирование экономического сознания дошкольника.
Задания:
- Испеки разноцветную пиццу
Цель: Закреплять знание цветов, развивать мелкую моторику.
- Придумай свое хлебобулочное изделие ,и продай его.
Цель: Развивать воображение, элементарных экономических представлений
Сюжетно-ролевая игра
Возраст детей 4-5 лет
Игра 7: «Магазин»
Цель: Систематизировать представления детей о работе магазина, продолжать формировать простейшие формы ролевого поведения продавца ,кассира. Формировать умение вести расчет за покупки условной денежной единицей.
Задания:
- Продай овощные ингредиенты.
Цель: Развивать интерес к сюжетно-ролевой игре .Продолжать развивать элементарные математические представления
- Продай мясные ингредиенты.
Цель: Учить взаимодействию во время игры. Продолжать развивать элементарные математические представления.
- Разложи и продай товар .
Цель: Формировать умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
Сюжетно –ролевая игра
Возраст 4-5лет
Игра 8: «Кафе»
Цель: Закреплять ранее полученные знания и расширять представления детей о труде работников кафе. Продолжать знакомить с такими понятиями как6 ценник, товар, покупка. Развивать экономическое сознание дошкольника.
Задания:
- Приготовь и продай мясной салат.
Цель: Развивать мелкую моторику рук, закреплять понятие о ценовой политике работы кафе.
- Приготовь овощное блюдо.
Цель: Развивать воображение ,творческие способности дошкольника.
- Разрекламируй весь товар кафе и продай его .
Цель: Развивать фантазию. Продолжать формировать экономическое сознание дошкольника ,приближенное к реальной жизни.
Предварительный просмотр:
Рецепт№1
Тесто
Грибы
Колбаса
Сыр
Рецепт№2
Тесто
Огурец
Оливки
Сыр
Рецепт№3
Тесто
Брокколи
Яйцо
Сыр
Рецепт №4
Тесто
Бекон
Перец
Сыр
Рецепт №5
Тесто
Помидор
Брокколи
Сыр
Рецепт№1 Пицца «Кобаса с грибами» Цена 10 рублей
Рецепт№2 Пицца «Огуречная» Цена 5 рублей
Рецепт №3 Пицца «Яичная» Цена 6 рублей
Рецепт№4 «Беконная» Цена 15 рублей
Рецепт №5 «Помидорная» Цена 7рублей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного дидактического материала для интеллектуального развития дошкольников
Подборка игр для интеллектуального развития дошкольников (Воскобович, Никитин и т.д.)...
Формирование элементарных математических представлений дошкольников средствами дидактических и развивающих игр на тему: "Использование дидактического материала на ОД по ФЭМП"
Использование дидактических игр в ОД....
Доклад для воспитателей : «Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания, и универсального дидактического материала»
«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стре...
Дидактический материал "Дидактическая игра с прищепками "Веселый огород""
Малышам понравятся новые, яркие и необычные дидактические игры или «настольный театр» с разноцветными прищепками. Эти пособия для развития мелкой моторики несложно изготовить своими руками...
Дидактический материал в работе с детьми с нарушением зрения. Дидактическая игра «Умные пальчики»
В настоящее время число детей с нарушением зрения постоянно растет, поэтому педагогу необходимо иметь представление о видах нарушений зрения, их проявлениях, особенностях развития детей со зрительными...
Рецензия на дидактический материал "Сборник дидактических игр по ФЭМП "Весёлая математика"
рецензия...
Рекомендации для родителей по теме: "Вот какие стали мы большие"Материал содержит дидактический материал для совместной работы с детьми по теме: " Миром правит доброта"
Материал содержит дидактический материал для совместный работы с детьми по теме: " Вот какими стали мы большими"...