Программа математического кружка "Умнички" для детей 5-6 лет
рабочая программа по математике (старшая группа) на тему
Данный материал разработан на основе программ «Игралочка» и «Раз- ступенька, два- ступенька», авторы Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина, Е.Е.Кочемасова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_umnichki_5-6_let.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с №4
Программа
математического кружка для старшей группы «Умнички» на 2017-2018 у.год.
Педагог: Бабаева Наталья Александровна.
г. Калининград
Пояснительная записка.
Хорошие родители делают все для того, чтобы развить у детей логическое мышление: ведь, владея им, малыши становятся умнее, а поскольку логическое мышление лежит в основе всех школьных предметов, то и обучение для развитых детей становится легким и успешным, кроме того, важно помнить, что мыслить последовательно, судить доказательно и разумно опровергать не правильные выводы должен уметь и физик, и поэт, и тракторист, и химик. Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления - гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем . Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктует необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства связи и зависимости открывают ребенку самостоятельность, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности. Знания- не самоцель обучения, конечной целью является вклад в умственное развитие ребенка. Работа в математическом кружке позволяет приобщить ребенка к игровому взаимодействию, обогатить математическими представлениями, интеллектуально развить ребенка. С помощью кружка «Юный математик» ребенок научится ориентироваться в пространстве и во времени, концентрировать свое внимание. Занимательные задачи на развитие логики, внимания, памяти не только хорошо подготовят малыша к школьной жизни, но и разовьет в нем желание открывать для себя новое и неизвестное. На занятиях используются логические игры на развитие сообразительности, творческих способностей, умения мыслить не стандартно. Занятия проводятся в игровой форме 1 раза в неделю по 25 минут, учитывая дошкольный возраст детей. Занятия проводятся по программе «Игралочка» и «Раз- ступенька, два- ступенька», авторы Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина, Е.Е.Кочемасова с использованием рабочих тетрадей.
Задачи кружка «Умнички»:
1.Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2.Увеличение объема памяти и внимания.
3.Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).
4.Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
5.Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6.Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Ожидаемые результаты по программе «Игралочка»
основным результатом должно стать дальнейшее формирование у детей интереса к познанию, их продвижение в развитии внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом у детей формируются следующие основные умения:
1.Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов по цвету, форме, размеру и др. свойствам.
2.Умение продолжить и самостоятельно составить ряд из предметов или фигур, содержащих до трех изменяющихся признаков.
3.Умение в простейших случаях находить общий признак группы, состоящей из 4-5 предметов, находить «лишний» предмет.
4.Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
5.Умение соотносить запись чисел 1-10 с количеством и порядком предметов.
6.Умение изображать графически «столько же» предметов, сколько в заданной группе, содержащих до 5 предметов.
7.Умение сравнивать. Опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10, определять больше и меньше.
8.Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр, конус, параллелепипед.
9.Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине, измерять длину и вместимость предметов с помощью условных мер.
Ожидаемые результаты по программе «Раз-ступенька, два- ступенька»
предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения:
1.Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
2.Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
3.Умение находить части целого и целое по известным частям.
4.Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать двумя способами.
5.Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
6.Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
7.Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
8.Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
9.Умение соотносить цифру с количеством предметов.
10.Умение измерять длину предметов непосредственно с помощью условной мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.
11.Умение узнавать и называть квадрат. Круг, треугольник.
12.Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
13.Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
14.Умение называть части суток, последовательность дней в неделе.
К концу года дети 5-6 лет должны уметь:
1.Уметь считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
2.Определять место того или иного числа в ряду по его отношению к предыдущему и последующим числам.
3.Различать количественный и порядковый счет в пределах 10.
4.Знать числа от 1 до 10 и новую счетную единицу- десяток.
5.Правильно использовать и писать математические знаки +, -, =,>,<.
6.Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине.
7.Измерять меркой.
8.Называть и различать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб).
9.Рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку.
10.Выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.
11.Видеть геометрические фигуры в предметах окружающего мира.
12.Знать части суток, дни недели, времена года. Месяцы.
Тематическое планирование
№ занятия | Тема | Кол-во занятий |
1-2 | Повторение. | 2 |
3-4 | Свойства предметов и символы. | 2 |
5 | Таблицы. | 1 |
6 | Число 9. Цифра 9. | 1 |
7 | Число 0. Цифра 0. | 1 |
8 | Число 10. Запись числа 10. | 1 |
9 | Сравнение групп предметов. Знак =. | 1 |
10 | Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠. | 1 |
11-13 | Сложение. | 3 |
14-16 | Вычитание. | 3 |
17-19 | Сложение и вычитание. | 3 |
20 | Знаки > и < | 1 |
21 | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 |
22 | На сколько длиннее (выше)? | 1 |
23-25 | Измерение длины. | 3 |
26 | Объёмные и плоскостные фигуры. | 1 |
27 | Сравнение по объёму. | 1 |
28-29 | Измерение объёма. | 2 |
30-32 | Повторение. | 3 |
План-программа кружка
1 | Повторение |
2)Повторить формы геометрических фигур, способ сравнения путём наложения, приложения. |
|
2 | Повторение |
| 1.«Разложи лекарства» 2. «Наведи порядок» 3 .«Разложи по коробкам» 4 .Итог занятия. |
3 | Свойства предметов и символы | 1) Повторить формы плоских фигур, пространственные отношения. 2)способы обозначения свойств предметов с помощью символов. |
|
4 | Свойства предметов и символы |
| 1.«Не забудь» 2. «Забор» 3. Физкультминутка «Новоселье» 4. Итог занятия. |
5 | Таблицы |
| 1. «Дом» 2. Кто, где живёт?» 3. Физкультминутка «Новоселье» 4. Итог занятия. |
6 | Число 9, цифра 9 |
|
4. Работа в тетради. С.11 №1. 5. Итог занятия. |
7 | Число и цифра 0 | 1) Сформировать представление о числе 0. 2) Соотносить цифры с количеством. | 1. «Билеты» 2. «Грибы» 3. Физкультминутка «Осенние листочки» 4. Работа в тетради. С. 13 №1. 5. Итог занятия. |
8 | Число 10. Запись числа 10. | 1)Сформировать умение считать до 10, различать запись числа 10 и соотносить с предметами. 2) Тренировать мыслительные операции. | 1. «Сбор урожая» 2. «Напиши число» 3.Физкульминутка «Яблонька» 4. Работа в тетради. С.15. № 1,2 5. Итог занятия. |
9 | Сравнение групп предметов. Знак =. |
|
4. Работа в тетради.с.17 № 1. 5. Итог занятия. |
10 | Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠. |
| 1.«Посадка в самолёт» 2.«Сравни грузы» 3.Физкультминутка «Спортсмены строятся» 4. Работа в тетради. С. 19 №1,2. 5. Итог занятия. |
11 | Сложение. |
|
4. Работа в тетради. С.21 №1. 5. Итог занятия. |
12 | Переместительное свойство сложения. |
| 1. «Фрукты» 2. Физкультминутка «Деление на пары» 3. Работа в тетради. С.23 № 1,2. 4. Итог занятия. |
13 | Сложение. |
| 1. «Билеты на автобус» 2.«Рецепт» 3.Физкультминутка «Чунга-чанга» 4. Работа в тетради. С. 25 № 2. 5. Итог занятия. |
14 | Вычитание. |
| 1.«Покупка подарков» 2.«Распределение подарков» 3.Физкультминутка «Стоп». 4.Работа в тетрадях (с 27 1а, 1-б, 1-в) 5.Итог занятия. |
15 | Вычитание. | 1)Закрепить представление о смысле вычитания, умение выполнять действие вычитания групп предметов. 2)Тренировать навыки самоконтроля. | 1. «Вкусный завтрак»
3.«Деление на пары» 4. «Разложи по местам» 5. Итог занятия. |
16 | Вычитание. |
| 1.Работа в тетрадях с 31 №1. 2.«Фотограф» 3.Работа в тетради с 31 №2
|
17 | Сложение и вычитание. |
|
4.Работа в тетради с.33 №1,2 5. Итог занятия.
|
18 | Сложение и вычитание. |
| 1.«На огороде» 2.Физминутка «Поварята» 3.Работа в тетради. С 35 №1. 4.«По порядку становись» 5.Итог занятия. |
19 | Столько же , больше, меньше. |
| 1. «Команды» 2.Физминутка «По росту становись!» 3.Работа в тетради. С 37 № 1, с 38№2. 4. Итог занятия. |
20 | Знаки > и < |
| 1.«За картошкой» 2. «Столбики» 3. Работа в тетради с. 39 №1. 4.Физминутка «Живые числа» 5.Итог занятия. |
21 | На сколько больше? На сколько меньше? |
| 1. «Переучет» 2. «Прятки с числами» 3. Физминутка «Мы весёлые ребята» 4. Работа в тетрадях с. 41 №1,2,3. 5. Итог занятия. |
22 | На сколько длинее (выше)? |
| 1.«Сравни по высоте и длине» 2.»Покупка» 3. «В спортивном магазине» 4. Итог занятия. |
23 | Измерение длины | 1) закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой.
| 1. «Шарф» 2. «Дорога» 3. «Мост» 4. Работа в тетради с.46 №3. 5. Итог занятия. |
24 | Измерение длины |
| 1. «Поводок» 2. «Выложи узор» 3. Физминутка «Мёд и пчёлы» 4. Работа в тетрадях с. 48№3 5. Итог занятия. |
25 | Измерение длины | 1) Закрепить, что сравнивать по длине можно только тогда, когда измерения ведутся одинаковой меркой. 2) Закрепить представление о числовом ряде, сравнении чисел, тренировать счётные умения. | 1. «Покупки» 2. Работа в тетрадях. С. 49 № 1. 3. Физминутка «Живые числа» 4. «Сравни числа» 5. Итог занятия. |
26 | Объёмные и плоскостные фигуры. |
| 1. «На что похоже?» 2. «Прятки» 3. «Фотографы» 4. Работа в тетради с. 52 №2,3 5. Итог занятия. |
27 | Сравнение по объему. | 1) Формировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объёму. 2) Закрепить сравнение по высоте, смысл сложения и вычитания. | 1. «Переход через границу» 2. «Найди чашку» 3. «Составь задачу» 4. Итог занятия. |
28 | Измерение объема |
| 1. «Разные кастрюли» 2. « Повара» 3. Физминутка «Яблоки» 4. Итог занятия. |
29 | Измерение объема | 1) Сформировать представление о сравнении по объёму с помощью измерения. 2) закрепить представление о сравнении чисел. | 1. «Одинаковые бочки» 2. «Наполни бочку» 3. Физминутка «На речке» 4. Работа в тетради с.57 № 1. 5. Итог занятия. |
30-32 | Повторение. | Занятия проводятся с помощью тетрадей для закрепления материала, пройденного на предыдущих занятиях. Проводится диагностика знаний и умений детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа математического развития детей подготовительной группы с учётом ФГТ
Программа НОД "Познание" - развитие математических способностей детей подготовительной группы с интеграцией образовательных областей " Коммуникация", "Познание","Социализация", "Художественная литерат...
Программа «Математические ступеньки» (Е.В. Колесникова «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.)
Программа «Математические ступеньки» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет....
Внедрение программы математического развития детей дошкольного возраста в системе "Школа 2000..."
Сообщение для воспитателей из учебно-математического пособия Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова "Игралочка"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей математического кружка «Считалочка» для детей дошкольного возраста 5-6 лет
Цель программы: Расширение кругозора математических представлений у детей дошкольного возраста, формирование интереса к занятиям математики. Задачи программы: • развитие логического мышления и ос...
Презентация "Программы математического развития детей дошкольного возраста"
quot;Программы математического развития детей дошкольного возраста"...
Районный семинар-практикум Тема: «Модернизация математического образования на дошкольном уровне общего образования в соответствии с Концепцией развития математического образования в России на основе комплексной программы математического развития «Мате:
14 декабря 2017 г. на семинаре - практикуме сотрудники детского сада им.Ю.А.Гагарина поделились промежуточными результатами своей деятельности с п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА . Развитие творческих и математических способностей детей дошкольного возраста (5-7 лет). Подготовка детей к школе по методикам Воскобовича
Основные принципы, заложенные в основу игр Воскобовича - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытн...