Программа математического кружка "Умнички" для детей 5-6 лет
рабочая программа по математике (старшая группа) на тему

Бабаева Наталья Александровна

Данный материал разработан на основе программ «Игралочка» и «Раз- ступенька, два- ступенька», авторы Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина, Е.Е.Кочемасова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_umnichki_5-6_let.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с №4

Программа

математического кружка для старшей группы «Умнички»  на 2017-2018 у.год.

Педагог:  Бабаева Наталья Александровна.

        г. Калининград

                           Пояснительная записка.

Хорошие родители делают все для того, чтобы развить у детей логическое мышление: ведь, владея им, малыши становятся умнее, а поскольку логическое мышление лежит в основе всех школьных предметов, то и обучение для развитых детей становится легким и успешным, кроме того, важно помнить, что мыслить  последовательно, судить доказательно и разумно опровергать не правильные выводы должен уметь и физик, и поэт, и тракторист, и химик. Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а  сформированность  такого мышления - гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем . Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктует необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства связи и зависимости открывают ребенку самостоятельность, когда им самим устанавливаются важнейшие  закономерности. Знания- не самоцель обучения, конечной целью является вклад в умственное развитие ребенка. Работа в математическом кружке позволяет приобщить ребенка к игровому взаимодействию, обогатить математическими представлениями, интеллектуально развить ребенка. С помощью кружка «Юный математик» ребенок научится ориентироваться в пространстве и во времени, концентрировать свое внимание. Занимательные задачи на развитие логики, внимания, памяти не только хорошо подготовят малыша к школьной жизни, но и разовьет в нем желание открывать для себя новое и неизвестное. На занятиях используются логические игры на развитие сообразительности, творческих способностей, умения мыслить не стандартно. Занятия проводятся в игровой форме 1 раза в неделю по 25 минут, учитывая дошкольный возраст детей. Занятия проводятся по программе «Игралочка» и «Раз- ступенька, два- ступенька», авторы Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина, Е.Е.Кочемасова с использованием рабочих тетрадей.

                 

                   

                                  Задачи кружка «Умнички»:

1.Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2.Увеличение объема памяти и внимания.

3.Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).

4.Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

5.Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6.Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

      Ожидаемые результаты по программе  «Игралочка»

 основным результатом должно стать дальнейшее формирование у детей интереса к познанию, их продвижение в развитии внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом у детей формируются следующие основные умения:

1.Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов по цвету, форме, размеру и др. свойствам.

2.Умение продолжить и самостоятельно составить ряд из предметов или фигур, содержащих до трех изменяющихся признаков.

3.Умение в простейших случаях находить общий признак группы, состоящей из 4-5 предметов, находить «лишний» предмет.

4.Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

5.Умение соотносить запись чисел 1-10 с количеством и порядком предметов.

6.Умение изображать графически «столько же» предметов, сколько в заданной группе, содержащих до 5 предметов.

7.Умение сравнивать. Опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10, определять больше и меньше.

8.Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр, конус, параллелепипед.

9.Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине, измерять длину и вместимость предметов с помощью условных мер.

Ожидаемые результаты  по программе «Раз-ступенька, два- ступенька» 

предполагается  продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения:

1.Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

2.Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

3.Умение находить части целого и целое по известным частям.

4.Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать двумя способами.

5.Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

6.Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.

7.Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.

8.Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.

9.Умение соотносить цифру с количеством предметов.

10.Умение измерять длину предметов непосредственно с помощью условной мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.

11.Умение узнавать и называть квадрат. Круг, треугольник.

12.Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.

13.Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).

14.Умение называть части суток, последовательность дней в неделе.

              К концу года дети 5-6 лет должны уметь:

1.Уметь считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

2.Определять место того или иного числа в ряду по его отношению к предыдущему и последующим числам.

3.Различать количественный и порядковый счет в пределах 10.

4.Знать числа от 1 до 10  и новую счетную единицу- десяток.

5.Правильно использовать и писать математические знаки +,  -, =,>,<.

6.Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине.

7.Измерять меркой.

8.Называть и различать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб).

9.Рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку.

10.Выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.

11.Видеть геометрические фигуры в предметах окружающего мира.

12.Знать части суток, дни недели, времена года. Месяцы.

Тематическое  планирование

№ занятия

Тема

Кол-во занятий

1-2

Повторение.

2

3-4

Свойства предметов и символы.

2

5

Таблицы.

1

6

Число 9. Цифра 9.

1

7

Число 0. Цифра 0.

1

8

Число 10. Запись числа 10.

1

9

Сравнение групп предметов. Знак =.

1

10

Сравнение групп предметов. Знаки = и  ≠.

1

11-13

Сложение.

3

14-16

Вычитание.

3

17-19

Сложение и вычитание.

3

20

Знаки > и <

1

21

На сколько больше? На сколько меньше?

1

22

На сколько длиннее (выше)?

1

23-25

Измерение длины.

3

26

Объёмные и плоскостные фигуры.

1

27

Сравнение по объёму.

1

28-29

Измерение объёма.

2

30-32

Повторение.

3

План-программа кружка

1

Повторение

  1. Повторить порядковый счёт до 8, числа и цифры.

2)Повторить формы геометрических фигур, способ сравнения путём наложения, приложения.

  1. Д/и « Найди пару»
  2. Игра «Команда»
  3. Физкультминутка «Отдых в лесу»
  4. «Кто быстрее»
  5. Итог занятия.

2

Повторение

  1. Количественный и порядковый счёт до 8 и обратно.
  2. Свойства предметов

1.«Разложи лекарства»

2. «Наведи порядок»

3 .«Разложи по коробкам»

4 .Итог занятия.

3

Свойства предметов и символы

1) Повторить формы плоских фигур, пространственные отношения.

2)способы обозначения свойств предметов с помощью символов.

  1. Д/И «Продавцы»
  2. Игра «Покупатели»
  3. Физкультминутка. «Тяжёлая покупка»
  4. Итог занятия.

4

Свойства предметов и символы

  1. Тренировать умение понимать и использовать символы.
  2. Счёт до 8, форма геометрических фигур.
  3. Пространственные отношения.

1.«Не забудь»

2. «Забор»

3. Физкультминутка «Новоселье»

4. Итог занятия.

5

Таблицы

  1. Сформировать представление о таблице.
  2. Тренировать счётные умения.

1.  «Дом»

2.  Кто, где живёт?»

3. Физкультминутка «Новоселье»

4.  Итог занятия.

6

Число 9, цифра 9

  1. Познакомить с цифрой 9
  2.  Учить сравнивать численность двух групп предметов.
  1. «Садовники»
  2. «Письмо»
  3. Физкультминутка «В группы соберись!»

4.  Работа в тетради. С.11 №1.

5. Итог занятия.

7

Число и цифра 0

1) Сформировать представление о числе 0.

2) Соотносить цифры с количеством.

1. «Билеты»

2. «Грибы»

3. Физкультминутка «Осенние листочки»

4.  Работа в тетради. С. 13 №1.

5. Итог занятия.

8

Число 10. Запись числа 10.

1)Сформировать умение считать до 10, различать запись числа 10 и соотносить с предметами.

2) Тренировать мыслительные операции.

1. «Сбор урожая»

2.  «Напиши число»

3.Физкульминутка «Яблонька»

4.  Работа в тетради. С.15. № 1,2

5. Итог занятия.

9

Сравнение групп предметов. Знак =.

  1. Сформировать представление о равных группах предметов, умение устанавливать их равенство.
  2. Тренировать умение выделять и называть свойства предметов.
  1. «Поездка на трамвае»
  2. «Новогодние подарки»
  3. Физкульминутка «Собираемся в школу»

4.  Работа в тетради.с.17 № 1.

5. Итог занятия.

10

Сравнение групп предметов.

Знаки =  и ≠.

  1. Сформировать представление о равных и не равных группах предметов.
  2. Закрепить счёт в пределах 10.

1.«Посадка в самолёт»

2.«Сравни грузы»

3.Физкультминутка «Спортсмены строятся»

4.  Работа в тетради. С. 19 №1,2.

5. Итог занятия.

11

Сложение.

  1. Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи с помощью знака +.
  2. Тренировать мыслительные операции.
  1. «Разбитая ваза»
  2. «Письмо бабушке»
  3. Физкультминутка «Трамвай»

4.  Работа в тетради. С.21 №1.

5. Итог занятия.

12

Переместительное свойство сложения.

  1. Сформировать представление о переместительном свойстве сложения.
  2. Тренировать умения выполнять действие сложения.

1. «Фрукты»

2. Физкультминутка «Деление на пары»

3. Работа в тетради. С.23 № 1,2.

4.  Итог занятия.

13

Сложение.

  1. Сформировать представление о сложении мешков и сложении чисел.
  2. Закрепить представление о смысле сложения групп предметов.

1. «Билеты на автобус»

2.«Рецепт»

3.Физкультминутка «Чунга-чанга»

4. Работа в тетради. С. 25 № 2.

5.  Итог занятия.

14

Вычитание.

  1. Сформировать представление о вычитании как об удалении части из целого, о записи вычитания с помощью знака -.
  2. Тренировать умение сравнивать предметы по свойствам.

1.«Покупка подарков»

2.«Распределение подарков»

3.Физкультминутка «Стоп».

4.Работа в тетрадях (с 27 1а, 1-б, 1-в)

5.Итог занятия.

15

Вычитание.

1)Закрепить представление о смысле вычитания, умение выполнять действие вычитания групп предметов.

2)Тренировать навыки самоконтроля.

1. «Вкусный завтрак»

  1. Работа в тетради с 29№ 1,2.

3.«Деление на пары»

4. «Разложи по местам»

5. Итог занятия.

16

Вычитание.

  1. Тренировать умение записывать вычитание с помощью знака -.
  2. Тренировать навыки счёта в пределах 10.

1.Работа в тетрадях с 31 №1.

2.«Фотограф»

3.Работа в тетради с 31 №2

  1. Итог занятия.

17

Сложение и вычитание.

  1. Закрепить представление о сложении и вычитании.
  2. Тренировать умение выделять и называть свойства предметов.
  1. «Найди свою группу».
  2. «Разные фигуры»
  3. Физкультминутка«Переменка»

4.Работа в тетради с.33 №1,2

5. Итог занятия.

 

18

Сложение и вычитание.

  1. Закрепить представления о сложении и вычитании.
  2. Умение составлять числовой ряд.

1.«На огороде»

2.Физминутка «Поварята»

3.Работа в тетради. С 35 №1.

4.«По порядку становись»

5.Итог занятия.

19

Столько же , больше, меньше.

  1. Уточнить представления о сравнении групп предметов
  2. Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков.

1. «Команды»

2.Физминутка «По росту становись!»

3.Работа в тетради. С 37 № 1, с 38№2.

4. Итог занятия.

20

Знаки > и <

  1. Cформировать представление о знаках.
  2. Закрепить знания о сложении и вычитании.

1.«За картошкой»

2. «Столбики»

3. Работа в тетради с. 39 №1.

4.Физминутка «Живые числа»

5.Итог занятия.

21

На сколько больше? На сколько меньше?

  1. Сформировать представление о сравнении чисел на основе их расположения в числовом ряду.
  2. Тренировать счётные умения.

1. «Переучет»

2. «Прятки с числами»

3. Физминутка «Мы весёлые ребята»

4. Работа в тетрадях с. 41 №1,2,3.

5. Итог занятия.

22

На сколько длинее (выше)?

  1. Закрепить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6.

1.«Сравни по высоте и длине»

2.»Покупка»

3. «В спортивном магазине»

4. Итог занятия.

23

Измерение длины

1) закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой.

  1. Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины, формирование умения использовать мерку для измерения длин отрезков.

1. «Шарф»

2. «Дорога»

3. «Мост»

4. Работа в тетради с.46 №3.

5. Итог занятия.

24

Измерение длины

  1. закрепить умение практически измерять длину отрезков с помощью мерки.
  2. Закрепить представление о числовом ряде.

1. «Поводок»

2. «Выложи узор»

3. Физминутка «Мёд и пчёлы»

4. Работа в тетрадях с. 48№3

5. Итог занятия.

25

Измерение длины

1)  Закрепить, что сравнивать по длине можно только тогда, когда измерения ведутся одинаковой меркой.

2) Закрепить представление о числовом ряде, сравнении чисел, тренировать счётные умения.

1. «Покупки»

2. Работа в тетрадях. С. 49 № 1.

3. Физминутка «Живые числа»

4. «Сравни числа»

5. Итог занятия.

26

Объёмные и плоскостные фигуры.

  1. Формировать представление о том, чем отличаются плоские и объёмные фигуры.
  2. Повторить названия знакомых фигур.

1. «На что похоже?»

2. «Прятки»

3. «Фотографы»

4. Работа в тетради с. 52 №2,3

5. Итог занятия.

27

Сравнение по объему.

1) Формировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объёму.

2) Закрепить сравнение по высоте, смысл сложения и вычитания.

1. «Переход через границу»

2. «Найди чашку»

3. «Составь задачу»

4. Итог занятия.

28

Измерение объема

  1. Закрепить представления о сравнении сосудов с помощью переливания.
  2. Закрепить пространственные отношения «Слева-справа».

1. «Разные кастрюли»

2. « Повара»

3. Физминутка «Яблоки»

4. Итог занятия.

29

Измерение объема

1) Сформировать представление о сравнении по объёму с помощью измерения.

2) закрепить представление о сравнении чисел.

1. «Одинаковые бочки»

2. «Наполни бочку»

3. Физминутка «На речке»

4. Работа в тетради с.57 № 1.

5. Итог занятия.

30-32

Повторение.

Занятия проводятся с помощью тетрадей для закрепления

материала, пройденного на предыдущих занятиях.

Проводится диагностика знаний и умений детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа математического развития детей подготовительной группы с учётом ФГТ

Программа НОД "Познание" - развитие математических способностей детей подготовительной группы с интеграцией образовательных областей " Коммуникация", "Познание","Социализация", "Художественная литерат...

Программа «Математические ступеньки» (Е.В. Колесникова «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.)

Программа «Математические ступеньки» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет....

Внедрение программы математического развития детей дошкольного возраста в системе "Школа 2000..."

Сообщение для воспитателей из учебно-математического пособия Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова "Игралочка"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей математического кружка «Считалочка» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Цель программы: Расширение кругозора математических представлений у детей дошкольного возраста, формирование интереса к занятиям математики. Задачи программы: • развитие логического мышления и ос...

Презентация "Программы математического развития детей дошкольного возраста"

quot;Программы математического развития детей дошкольного возраста"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА . Развитие творческих и математических способностей детей дошкольного возраста (5-7 лет). Подготовка детей к школе по методикам Воскобовича

Основные принципы, заложенные в основу игр Воскобовича  - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытн...