Образовательный проект "Путешествие с цветными палочками"
проект по математике (средняя группа) на тему
В материале представлен проект по развитию элементарных математических представлений у детей средней группы посредством цветных палочек Кюизенера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_s_tsvetnymi_palochkami.doc | 185.62 КБ |
Предварительный просмотр:
3.
Образовательный проект Путешествие с цветными палочками
Развитие элементарных математических представлений посредством цветных палочек Кюизенера
(средняя разновозрастная группа)
Воспитатель
I квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 83 «Игрушка» г. Воркуты
Косинова Ирина Владимировна
ВИД ПРОЕКТА: интеллектуально - познавательный.
ТИП ПРОЕКТА: межпредметный.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: долгосрочный. Участники проекта: дети средней разновозрастной группы.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: математическое, интеллектуальное и творческое развитие детей.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
Одна из универсальных технологий - палочки Кюизенера, их также называют цветными числами, счётными палочками, цветными палочками, цветными линеечками. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются в систему предматематической подготовки детей к школе. Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно. Используя цветные числа, реализуется один из важнейших принципов дидактики - принцип наглядности. Игры - занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счётом, измерением, простейшими вычислениями. Кроме того, палочки помогают в решении образовательных, воспитательных, развивающих задач.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
- Определить педагогические основы проблемы формирования и развития логического мышления у детей среднего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности.
- Создать условия для возникновения у дошкольников потребности в саморазвитии творчества, самопознания и самооценки через практическую деятельность.
- Формировать проектно - исследовательские умения и навыки дошкольников.
4. Разработать наглядные материалы, оказывающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей среднего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
- Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
- Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
- Осваивать прямой и обратный счёт.
- Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
- Усвоить отношения между числами (больше - меньше, больше - меньше на...), пользоваться знаками сравнения.
- Помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания.
- Научить делить целое на части и измерять объекты.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Познакомить со свойствами геометрических фигур.
- Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.).
- Развивать логическое мышление, внимание, память.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: По итогам реализации проекта дети должны научиться:
- легко справляться с задачами интеллектуального содержания, используя поиски различных средств достижения цели;
- осознавать поставленную цель и предвидеть результат;
- анализировать, сравнивать, доказывать, делать умозаключения;
- овладеть коммуникативными способностями в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Знакомство с Палочками Кюизенера.
- Использование дидактических игр: «Цветные коврики», «Играем с цветом», «Подбери цифру», «Цветные числа», «По порядку становись!», «Больше - меньше» и т.д.
- Разучивание комплексов упражнений пальчиковой гимнастики, упражнений для глаз, физкультминуток.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Целесообразно организовывать развитие и обучение детей с использованием палочек Кюизенера:
- вне занятий - наличие наборов палочек в предметно - развивающей среде группы (учебная зона);
- в совместной и самостоятельной игровой деятельности (конструирование из палочек, моделирование);
- на занятиях (комплексных, интегрированных), обеспечивающих наглядность, системность и доступность, смену видов деятельности.
Комплект цветных чисел состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и размеров. Каждая палочка представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением 1кв.см. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Отбор призм не произволен, а связан с определённым соотношением по величине.
В семейство «красных» входят числа кратные 2: число 2 обозначается розовым цветом; число 4 обозначается красным цветом; число 8 обозначается вишнёвым цветом.
Семейство «синих» состоит из чисел кратных 3: число 3 обозначается голубым цветом; число 6 обозначается фиолетовым цветом; число 9 обозначается синим цветом.
Число 6 кратное 2 и 3 является результатом сочетания красного и синего цветов.
Числа кратные 5 обозначены оттенками жёлтого цвета: число 5 обозначается жёлтым цветом; число 10 обозначается оранжевым цветом.
Число 10 кратное 2 и 5 является результатом сочетания красного и жёлтого цветов. Наименьшая палочка в наборе имеет длину 1 см и является кубиком белого цвета.
Число 7 обозначается чёрным цветом.
Заниматься с палочками дети могут индивидуально или небольшими подгруппами, кроме того возможна и фронтальная работа со всей группой детей. Однако она не должна быть ведущей, так как накопление детского опыта происходит в повседневной детской деятельности, в игре. Важно осуществлять подбор игр, учитывая индивидуальные способности, возрастные возможности каждого ребёнка, а также уровни развития детей.
Знакомить детей с палочками можно уже с 1,5-2 лет. Сначала дети знакомятся с палочками, манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда, заборчики, ворота и т.д. Когда дети наиграются можно обратить внимание на цвет палочек: выкладывать красные дорожки, поезд с голубыми вагонами, жёлтые заборчики; на размер: строить одинаковые по высоте заборы (они должны быть одинаковой длины и цвета), высокие или низкие домики.
Разнообразить игры маленьких детей с цветными палочками нужно хорошо известными нам приёмами: для матрёшки в красном сарафане выложить красную дорожку, а для матрёшки в жёлтом сарафане - жёлтую. Для большого медведя строим широкую вишнёвую дорожку, а для маленького мишутки - узкую голубую. Таким образом воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, что важно на первых порах обучения.
Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа. Составляя лесенку и прыгая по ступенькам, не предполагают, что скоро они не будут называть палочки по цвету, а белый кубик будут называть «единичкой», голубую палочку «троечкой» и т.д.
Строя песочницы для кукол, дети приобщаются к моделированию. Моделированием можно заниматься с детьми раннего возраста. Маленькие дети с интересом строят гаражи для машин, песочницы для кукол, которые могут быть разного цвета, размера, формы. Дети постарше моделируют по рисунку, а потом по схеме. Желательно сначала предложить детям цветную схему в натуральную величину палочек. Дети накладывают палочки на схему. А потом. Со временем, учатся выкладывать на столе, на ковре. Затем можно предложить моделировать произвольно, перенести эти модели на бумагу, т.е. создать схему.
Моделируя геометрические фигуры, дети постигают их свойства, сходства и различия.
Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
- Игра «Цветные коврики»
Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание.
Ход игры.
Дети берут одну какую - либо палочку (например, жёлтую) и составляют её из нескольких других, в сумме равных длине первой. Каждый «коврик» заканчивается палочкой, состоящей из белых палочек, которая носит название «бахрома». Дети описывают «коврик».
- Цветом: жёлтый - это белый и красный; красный и белый; розовый и голубой; голубой и розовый; белый, белый, белый, белый и белый.
- Числами: пять - это один и четыре; четыре и один; два и три; три и два; один, один, один, один и один.
- Цифрами (дети выкладывают карточки с цифрами): 1 и 4; 4 и 1; 2 и 3; 3 и 2; 1,1,1,1 и 1. Можно использовать знаки + и =.
Необходимо подвести детей к пониманию того, что, например, для числа 3 имеется только два варианта складывания коврика, а для числа 5 - четыре варианта. Первый коврик будет меньше, чем второй. По мере усвоения материала используются числа от 1 до 10.
- Игра «Играем с цветом».
Цель: Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям из палочек сделать красивые орнаменты. Сначала детям диктуется порядок действий, например: - построим паровоз из разноцветных вагонов (голубой вагон, розовый вагон, голубой, розовый и т.д.);
- построим у дома красивый забор (жёлтая палочка, синяя палочка, две красных, синяя, жёлтая и т.д.).
Позднее предлагается алгоритм действий в виде рисунка или схемы.
- Игра «Измерение с помощью палочки - мерки».
Цель: Учить детей измерять объекты. Знакомить с условными мерками. Закреплять состав числа, умение считать.
Ход игры.
Предложить детям измерить длину карандаша с помощью голубых палочек: длина карандаша четыре голубых палочки. А длина другого карандаша - три голубых палочки. Детям задают вопрос: «Какой карандаш длиннее, короче?» Соответственно дети усваивают закономерность: число 4 больше числа 3, а число 3 меньше числа 4.
Возможно, что длина карандаша четыре голубых палочки и остаётся ещё отрезок, на котором умещается одна розовая или две белые.
- СРИ «Магазин иг рушек».
Цель: Упражнять в счёте в пределах 10. Закреплять знание состава числа в пределах 10. Развивать внимание, память, мышление. Развивать умение общаться со сверстниками. Совершенствовать игровые умения детей, регулировать контакты в совместной игре. Расширять знания детей о профессии продавца.
Ход игры.
Воспитатель предлагает поиграть детям в «магазин». «Товаром» могут быть игрушки, карандаши, поделки и т.д. дети вместе с воспитателем оборудуют игровое пространство: расставляют товар, определяют цену (карточки с цифрами). Затем выбирают продавца.
Дети по очереди подходят за покупками. Покупатель выбирает себе покупку и расплачивается палочками Кюизенера. Например, кукла стоит 5 рублей - ребёнок соотносит цифру с числом, число со значением палочки (он может расплатиться жёлтой палочкой, голубой и розовой, красной и белой или пятью белыми палочками). Так же поступают и с другими покупками.
- Подвижная игра «По порядку становись!»
Цель: Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счёте. Развивать умение находить место числу в числовом ряде. Развивать внимание, мышление, память. Расширять пространственные представления. Совершенствовать двигательные навыки.
Ход игры.
Воспитатель раздаёт детям палочки значением от 1 до 10, одну берёт себе. Под музыку дети бегают по группе. Когда музыка прекращается, дети становятся в ряд. При этом воспитатель уточняет: «По порядку становись!» или «В обратном порядке становись!» воспитатель играет вместе с детьми, можно создать проблемную ситуацию, встать не на то место. Дети вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания и по мере необходимости исправляют ошибки.
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА:
Необходимо использовать методы и приёмы, которые позволяют обеспечить мотивацию занятий:
- Для того, чтобы поддержать интерес к обучению, необходимо использовать игровые методы и приёмы, так как содержанием дошкольного обучения должно быть только то, что можно решить средствами игры.
- Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей).
- Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры).
- Индивидуальная работа. Целесообразно отстающих детей с новым материалом знакомить раньше, чем детей с высоким уровнем развития, что повышает их уверенность в себе.
- Предлагаемые игры - занятия предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг у друга.
- Не травмирующая оценка. В младшем возрасте - только положительная, подкрепляющая стремление ребёнка что - то сделать или узнать. В среднем и старшем - сравнение результатов деятельности ребёнка с его же собственными предшествующими достижениями, а не с работой других детей.
- При использовании в работе «цветные числа» позволяют воспитателю занимать разнообразные позиции по отношению к ребёнку (вместе, рядом). Приоритетной является личностно - ориентированная модель общения, предполагающая наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнёрства.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап |
|
|
2 этап |
6.Организует деятельность. |
|
3 этап | 7.Практическая помощь (по | 7. Формирование специфических |
необходимости). 8.Направляет и контролирует осуществление проекта. | знаний, умений и навыков. | |
4 этап | 9.Подготовка к презентации. Презентация. |
|
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 1. Консультации для родителей:
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Образцы составления узоров и предметов из палочек.
- Модели занятий.
- Изготовление новых игр.
- Изготовление «цветных» кукол.
- Поделки детей.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА:
- Мультимедийная демонстрация слайдов.
- Доклад на педсовете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области "Познание".
Дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать про...
Учебно-методическое пособие: технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области «Познание»
Дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать про...
Занятие с старшей группе по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера "Простая геометрия с цветными палочками"
Закрепить знания детей о числовом значении палочек Кюизенера в пределах 10; упражнять в количественном и порядковом счёте; активизировать знания о геометрических фигурах; закрепить знания цифр, числов...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»
Цель:Ø Развитие логического мышления.Задачи:Ø учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числител...
Интегрированная образовательная деятельность на тему: «Путешествие в город Цветных палочек» в группе компенсирующей направленности для детей 6 – 7 лет с нарушениями речи
Взаимодействие родителей и детей на открытом мероприятии...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»
Цель:Развитие логического мышления.Задачи:учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числительные...
Технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области «Познание»
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «...