"Развитие познавательных способностей детей"
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие познавательных способностей детей
(старшая группа 5-6 лет)
Использование современных образовательных технологий: блоки Дьенеша, развивающие игры Б.П. Никитина (со счётными палочками)
Санкт-Петербург
2018
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность), «Социально-коммуникативное развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели: закрепить изученный материал, формировать пространственно-временные отношения, учить находить нарушение закономерности; развивать мыслительные операции, решать задачи; вычленять в рисунке – схеме, из каких геометрических фигур он состоит; учить ориентироваться на листе бумаги; развивать логическое мышление, моделировать геометрические фигуры по заданию из счётных палочек.
Закреплять названия птиц, характерные признаки птиц через графические модели.
Планируемые результаты: имеет элементарное представление о геометрических фигурах; умеет сравнивать предметы по величине; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут; с интересом выполняет физкультминутку.
Материалы и оборудование: сказочный персонаж «Гном»; письмо; игра: «Рассеянный художник»- картинки с птичками, числами; графические модели характерных особенностей птиц, цифры; схема на закономерности, изображение дома из геометрических фигур, музыка, блоки Дьенеша, обручи 4 таблицы для игры «Четвёртый лишний»; математические пеналы, листы бумаги, счётные палочки.
Содержание организованной деятельности детей.
Сегодня ребята я пришла в детский сад, а в дверях письмо. Хотите узнать, что в нём написано?
Читаю: «Здравствуйте дети! Пишет вам волшебник из страны цифр. Я слышал, что вы знаете и любите математику, умеете считать, знаете, цифры, решаете задачи.
Сегодня мой гном придёт к вам в гости и проверит ваши знания. Если со всеми заданиями справитесь, будет сюрприз от меня (подарок). Удачи вам».
А где же гость? Ребята, среди вас нет гнома? Стук в дверь. Пойдёмте, посмотрим. Входит гном. Говорит: «я маленький гном из страны цифр. Пришёл к вам в гости и принёс интересные задания. Вы ждали меня?
1. Вот первое задание.
На улице Бассейной Один художник жил И иногда рассеянным Художник этот был. |
Однажды он нарисовал картинки. И совсем забыл, сколько и кого он нарисовал. Воспитатель показывает детям картинки с изображением ворон, воробьев, снегирей. Дети, кого нарисовал художник? (Дети перечисляют названия). Дети, а может это не птицы? Какие особенности у птиц? По каким признакам мы узнаём пернатых?
Предложить посмотреть графические модели птиц. Ответы детей (два крыла, две ноги, клюв, перья). Молодцы. Правильно. А теперь давайте посчитаем, каких птиц больше.
«Хорошо потрудились» - говорит гном.
2. А теперь поиграем с цифрами. Я буду показывать цифру, а вы будете называть соседей этого числа.
3. А теперь отгадайте задачу. За каждой ёлочкой спрятался зайчонок (воспитатель выставляет 5 ёлочек). Сколько спряталось зайчат?
4. Назовите все геометрические фигуры, из которых состоит дом (воспитатель показывает картинку с изображением дома из геометрических фигур).
5. А теперь в красный обруч положите фигуры, у которых есть углы, а в жёлтый обруч фигуры без углов (предложить детям наборы блоков Дьенеша). Какие фигуры вы положили в красный обруч? Почему? Какие в жёлтый обруч.
Музыкальная пауза «Замри». Дети гуляют. Когда музыка останавливаются, дети отвечают, кто стоит справа, слева (несколько раз).
Работа за столами.
Ребята, какие фигуры можно составить из 3 палочек?7 Из 4? Из 6? Молодцы! Что можно сказать об этих фигурах? Что у них общего? Чем отличаются?
А теперь уберите палочки, положите перед собой лист бумаги вертикально. На середину листа – центр, положите круг. В верхний правый угол – квадрат, в нижний левый угол – треугольник и т.д. В конце работы воспитатель предлагает сравнить с образцом. Кто правильно выполнил задание, поднимите руку (воспитатель смотрит умение детей оценивать свою работу).
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лёг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот уж совсем заснул. Пятый пальчик к ним прилёг Получился кулачёк. Встали пальчики. Ура! Заниматься нам пора. |
А теперь поиграем игру «Четвёртый лишний». Вы внимательно смотрите на картинку и говорите, что лишнее (группы предметов определённого количества).
Гном: «Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались, вы знаете, цифры, решаете задачи, знаете геометрические фигуры. Молодцы! За то, что вы так хорошо занимались, волшебник подготовил вам подарок. А мне пора идти. Любите математику, учитесь, и я к вам опять приду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ МНЕМОТЕХНИКИ И ЗНАКОМСТВА С РОДНЫМ ГОРОДОМ. ТЕМА «ЦАРСТВО ЗАГАДОК И КРАСОТЫ»
Задания на развитие смекалки и сообразительности с элементами мнемотехники. В занятие включено знакомство с Санкт-Петербургом....
Методическая разработка по теме "Развитие познавательных способностей детей посредством опытно - исследовательской деятельности"
В данном материале хочу поделиться опытом своей работы в развитии познавательной активности детей в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром, активного экспериментирования с ним. Ка...
Развитие познавательных способностей детей на занятиях по развитию речи
Духовно - интеллектуальное развитие ребенка на основе ознакомления дошкольника с азами экологической культуры и нравственности. Формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней....
Индивидуальный план развития профессиональной компетентности «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Актуальностью данной темы является то, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования.Цель: 1. Изучение нов...
МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ "Развитие познавательных способностей детей путём создания мини-музея: «Моя лошадка» (познавательно-исследовательский проект)"
Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа ...
Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов", по теме «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами".
Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта«Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов образовательных организациях Иркутской области»МБДОУ г. Иркутска детский са...
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...