"Развитие познавательных способностей детей"
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Макарова Елена Юрьевна

по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_2.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие познавательных способностей детей

(старшая группа 5-6 лет)

Использование современных образовательных технологий: блоки Дьенеша, развивающие игры Б.П. Никитина (со счётными палочками)

Санкт-Петербург

2018


Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность), «Социально-коммуникативное развитие»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели: закрепить изученный материал, формировать пространственно-временные отношения, учить находить нарушение закономерности; развивать мыслительные операции, решать задачи; вычленять в рисунке – схеме, из каких геометрических фигур он состоит; учить ориентироваться на листе бумаги; развивать логическое мышление, моделировать геометрические фигуры по заданию из счётных палочек.

Закреплять названия птиц, характерные признаки птиц через графические модели.

Планируемые результаты: имеет элементарное представление о геометрических фигурах; умеет сравнивать предметы по величине; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут; с интересом выполняет физкультминутку.

Материалы и оборудование: сказочный персонаж «Гном»; письмо; игра: «Рассеянный художник»- картинки с птичками, числами; графические модели характерных особенностей птиц, цифры; схема на закономерности, изображение дома из геометрических фигур, музыка, блоки Дьенеша, обручи 4 таблицы для игры «Четвёртый лишний»; математические пеналы, листы бумаги, счётные палочки.

Содержание организованной деятельности детей.

Сегодня ребята я пришла в детский сад, а в дверях письмо. Хотите узнать, что в нём написано?

Читаю: «Здравствуйте дети! Пишет вам волшебник из страны цифр. Я слышал, что вы знаете и любите математику, умеете считать, знаете, цифры, решаете задачи.

Сегодня мой гном придёт к вам в гости и проверит ваши знания. Если со всеми заданиями справитесь, будет сюрприз от меня (подарок). Удачи вам».

А где же гость? Ребята, среди вас нет гнома? Стук в дверь. Пойдёмте, посмотрим. Входит гном. Говорит: «я маленький гном из страны цифр. Пришёл к вам в гости и принёс интересные задания. Вы ждали меня?

1. Вот первое задание.

На улице Бассейной

Один художник жил

И иногда рассеянным

Художник этот был.

Однажды он нарисовал картинки. И совсем забыл, сколько и кого он нарисовал. Воспитатель показывает детям картинки с изображением ворон, воробьев, снегирей. Дети, кого нарисовал художник? (Дети перечисляют названия). Дети, а может это не птицы? Какие особенности у птиц? По каким признакам мы узнаём пернатых?

Предложить посмотреть графические модели птиц. Ответы детей (два крыла, две ноги, клюв, перья). Молодцы. Правильно. А теперь давайте посчитаем, каких птиц больше.

«Хорошо потрудились» - говорит гном.

2. А теперь поиграем с цифрами. Я буду показывать цифру, а вы будете называть соседей этого числа.

3. А теперь отгадайте задачу. За каждой ёлочкой спрятался зайчонок (воспитатель выставляет 5 ёлочек). Сколько спряталось зайчат?

4. Назовите все геометрические фигуры, из которых состоит дом (воспитатель показывает картинку с изображением дома из геометрических фигур).

5. А теперь в красный обруч положите фигуры, у которых есть углы, а в жёлтый обруч фигуры без углов (предложить детям наборы блоков Дьенеша). Какие фигуры вы положили в красный обруч? Почему? Какие в жёлтый обруч.

Музыкальная пауза «Замри». Дети гуляют. Когда музыка останавливаются, дети отвечают, кто стоит справа, слева (несколько раз).

Работа за столами.

Ребята, какие фигуры можно составить из 3 палочек?7 Из 4? Из 6? Молодцы! Что можно сказать об этих фигурах? Что у них общего? Чем отличаются?

А теперь уберите палочки, положите перед собой лист бумаги вертикально. На середину листа – центр, положите круг. В верхний правый угол – квадрат, в нижний левый угол – треугольник и т.д. В конце работы воспитатель предлагает сравнить с образцом. Кто правильно выполнил задание, поднимите руку (воспитатель смотрит умение детей оценивать свою работу).

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот уж совсем заснул.

Пятый пальчик к ним прилёг

Получился кулачёк.

Встали пальчики. Ура!

Заниматься нам пора.

А теперь поиграем игру «Четвёртый лишний». Вы внимательно смотрите на картинку и говорите, что лишнее (группы предметов определённого количества).

Гном: «Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались, вы знаете, цифры, решаете задачи, знаете геометрические фигуры. Молодцы! За то, что вы так хорошо занимались, волшебник подготовил вам подарок. А мне пора идти. Любите математику, учитесь, и я к вам опять приду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Развитие познавательных способностей детей посредством опытно - исследовательской деятельности"

В данном материале хочу поделиться опытом своей работы в развитии познавательной активности детей в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром, активного экспериментирования с ним. Ка...

Развитие познавательных способностей детей на занятиях по развитию речи

Духовно - интеллектуальное развитие ребенка на основе ознакомления дошкольника с азами экологической культуры и нравственности. Формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней....

Индивидуальный план развития профессиональной компетентности «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Актуальностью данной темы является то, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования.Цель:  1. Изучение нов...

МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ "Развитие познавательных способностей детей путём создания мини-музея: «Моя лошадка» (познавательно-исследовательский проект)"

         Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа ...

Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов", по теме «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами".

Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта«Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов образовательных организациях Иркутской области»МБДОУ г. Иркутска детский са...

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...