Мастер - Класс. «Конструирование как основа математического воспитания детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал по математике (старшая группа) по теме

Кочеткова Наталья Викторовна

Материал был предоставлен на I-II этапах городских педагогических чтениях «современное образование: новые требования, новые возможности» с мастер-классом «Конструирование как основа математического воспитания детей дошкольного возраста. Гороховый конструктор» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_goroh.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №3

МАСТЕР - КЛАСС

«Конструирование как основа математического воспитания детей дошкольного возраста»

(педагогические чтения в рамках ДОУ)

        Воспитатель 1 КК:                                                                                                   Кочеткова Н.В                                                                                                              

        

2016 г

           Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста приобретает всё большее значение. Огромную роль в познавательном воспитании ребёнка играет математическое воспитание. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал.

           В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как конструирование. Игры и совместная деятельность педагога с детьми в дошкольном учреждении, конечно не обходятся без конструкторов. Сегодня мне хотелось бы познакомить вас о необычном гороховом конструкторе.                   

Гороховый конструктор – подходящий материал для целей математического развития, будучи образным для ребёнка, доступным для тактильного восприятия, вмещающим в себя огромный мир математических задач.

Гороховый конструктор - занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки. В процессе совместной деятельности взрослого с детьми пол развитию математических способностей с конструктором вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развиваются внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях,  пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с конструктором из гороха с огромным желанием.

Во время непосредственно образовательной деятельности по математике с применением конструктора из гороха дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны. Конструирование очень хорошо уживается с «серьёзным» учением. Включение конструирования в непосредственно образовательную деятельность по математике делает процесс развития интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или и иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному процессу. Математическое развитие дошкольников должно рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг познавательного развития ребёнка.

Конструктор из гороха – один из первых детских развивающих конструкторов, созданный Фридрихом Фрёбелем. Этому конструктору исполнилось уже 150 лет. Принцип конструктора – соединение отдельных деталей (палочки-зубочистки) в целые конструкции при помощи узлов соединения (горошин). Горох нужен особый, для такой работы подойдёт «Нут». Нут крупнее обычного гороха, и работать с ним одно удовольствие.  

Что же нужно для гороховой постройки?

1. Горох.

2. Зубочистки.

3. Воображение.

4. Терпение.

Чтобы ребёнок смог вставлять зубочистки в горошины, горох нужно замочить в горячей воде примерно на 5- 8 часов, чтобы он немного размягчился. После этого горох довольно легко прокалывается зубочисткой, но не разваливается, если конечно, не прилагать больших усилий. Дети быстро начинают чувствовать с какой силой нужно надавливать, чтобы горошина осталась целой. Достаточно того, чтобы зубочистка входила в горох на 3-4 мм, поэтому необходимо периодически проверять горошины на мягкость, вставляя зубочистки под разным углом. Когда горох становится достаточно мягким, выкладываем его на мокрое полотенце (чтобы не высыхал) и начинаем конструировать. Гороха должно быть много! Ажурные конструкции строятся очень легко и быстро. Достаточно показать детям принцип конструирования и их невозможно будет оторвать от этого занятия.  

        Строить можно самые разные пространственные модели, нанизывая горошины на острые края зубочисток. После того как конструктор собран и пространственная гороховая модель готова, нужно оставить её высохнуть. Высыхая, горох намертво зажимает зубочистки, модель становиться крепкой и её можно будет переместить. Такой гороховый конструктор ценен для детей своей экологичностью, что очень важно. Горох даёт ребёнку исключительно приятные тактильные ощущения при создании поделок. От занятий с таким конструктором у детей останутся только приятные впечатления.    

В процессе работы с гороховым конструктором развивается образность и развитие мелкой моторики. Части фигур: вершины, стороны, грани приобретают конкретный вид: горох – вершины, зубочистки – стороны. Одно дело показать треугольник или нарисовать его, а другое – сделать треугольник самому.

Развитие умения соизмерять отношения между углами и сторонами. Три – это треугольник (нужны три горошины и три зубочистки). Четыре – это четырёхугольник. А как превратить три в четыре, треугольник в квадрат? Надо добавить одну горошину и одну зубочистку. А наоборот? Возникают ассоциативные связи между понятием числа и образом – геометрической фигурой. Можно делать плоские фигуры и из большего количества зубочисток и горошин. Чтобы аккуратно собрать многоугольник, нужно разложить все детали в форме будущего многоугольника, а потом только скреплять.

Мастер-класс

Когда дети освоились с понятием основных плоских и объёмных геометрических фигур, можно им ставить задачи с условием.

Вот и мы с вами, уважаемые педагоги, сегодня попробуем конструировать из гороха.  

Например:

- собрать фигуру, в которой есть два куба и одна четырёхугольная пирамида.

Вариации могут быть разнообразные, направленные как в сторону упрощения, так и в сторону усложнения.

Из гороха и зубочисток можно собрать числа, буквы, слова. А можно просто  дома, дворцы, двигатели, машины, лабиринты. Также можно придумывать свои вариации, на протяжении целого последовательного цикла занятий, ориентируясь на принцип «от простого к сложному».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей « Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр »

Математика – наука Хороша и всем нужна, Без нее прожить нам трудно, Без нее нам жизнь сложна. И хотя математика – один из самых сложных предметов, но нащи воспитанники не долж...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»...

Презентация. "Мастер - Класс". «Конструирование, как основа математического воспитания детей дошкольного возраста».

laquo;Конструирование, как основа математического воспитания детей дошкольного возраста»...

Статья. Конструирование как основа математического воспитания детей дошкольного возраста. Гороховый конструктор.

В статье представлен материал о том, что в непосредственно образовательной деятельности по математике эффективно используем такую форму работы, как конструирование. С применением конструктора из горох...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»Цель:Повысить уровень знаний педагогов по методике формиро...

Мастер-класс «Конструирование как основа математического воспитания детей дошкольного возраста»

    Использование конструирования как частный, специфический вид способа деятельности с математическими понятиями и отношениям, позволяет сформировать у ребенка адекватное представлен...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью занимательного математического материала»

Цель. Вооружить воспитателей практическими навыками для изготовления дидактической игры совместно с детьми....