дидактические игры по ФЭМП
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Богонович Надежда Петровна

На сегодняшний день современному обществу необходимы  любознательные, активные, физически развитые, способные  решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества.  Современные  стандарты   требуют  от воспитателей формирование  у дошкольников целостной картины мира, расширение кругозора детей.  И решение этих задач возможно через игровую деятельность.

Дидактические игры, используемые в условиях современного дошкольного учреждения помогут воспитателю правильно и эффективно организовать работу с дошкольниками, научат ребенка  применять имеющиеся знания на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_femp.docx39.88 КБ

Предварительный просмотр:

Ориентировка  во времени.

 

Дидактическая игра «Успей вовремя»

Цель: Продолжать закреплять понятие времени.

Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.

Воспитывать любознательность.

Материалы: материалы игры «Колумбово яйцо», песочные часы.

Ход: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»)

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.

Дидактическая игра «Живая неделя»

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.

Ход: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

Дидактическая игра «Двенадцать месяцев»

Цель: закрепить понятие о месяцах.

Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.

Содержание. В. раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.

 Дидактическая игра «Назови сутки»

Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

Материалы: карточки, с изображением частей суток.

Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).

Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.

Дидактическая игра «Назови пропущенное слово»

Цель: закрепить знания о днях недели

Материал. Мяч.

Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:

- Солнышко светит днем, а луна . . .

 - Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .

- Если вчера была пятница, то сегодня . . .

- Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .

Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.

Количество и счет.

 «Назови «соседей» числа»

Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10

Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».

Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у низ на карточке и почему эти числа стали соседями.

 «Считаем по порядку»

Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

Материалы: веер

Ход: Воспитатель показывает детям веер, состоящий из 8 разноцветных лепестков и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что лепестки разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку.

Воспитатель просит детей запомнить расположение лепестков и закрыть глаза. В это время он убирает один лепесток. Дети закрывают глаза и определяют, какого лепестка не хватает и где он был расположен (который по счету).

Игра продолжается 2-3 раза. каждый раз порядок лепестков восстанавливается.

«Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

Пляшущие человечки»

Цель: развивать зрительное внимание, навыки счета.

Содержание. Дети в течение 1 минуты рассматривают карту-схему, на которой схематически изображены «пляшущие человечки» (4 раза по 4 фигурки). Время засекается по песочным часам. 3а 1 минуту, они должны сосчитать только тех человечков, которые стоят смирно, и обозначить их количество цифрой (карточкой). Выполнив задание, дети проверяют друг друга.

 

«Который по счету»

Цель: закрепить навыки порядкового счета в пределах 10.

Материал: 5 елочек и 5 березок (плоскостные цветные изображения на подставках), 7 разных игрушек.

Содержание. В. обращается к детям: «Что это? Как назвать, одним словом? Сколько всего деревьев. Коля, пойди и сосчитай! Что сделал Коля? Что мы узнали? Когда мы считаем: «один, два, три …, то, что мы узнаем? Если нам надо узнать, на каком месте эта березка (указывает на последнюю), то, как мы будем считать? Верно, мы будем считать по подряд. Кто хочет посчитать по порядку? Которая по счету последняя березка. А на каком месте высокая березка? Сколько всего березок? Аналогично проводится работа с елочками.

В.ставит в ряд 7 игрушек. Сколько всего игрушек? Надя, посчитай! В каком направлении Надя считала игрушки? Что он, а 9 и узнала? Витя посчитай игрушки слева направо. В каком направлении считал Витя? Изменился ли результат счета? Почему не изменился результат? Верно, когда, надо узнать, сколько предметов, то считать можно в любом направлении, результат будет одинаковым. Саша, посчитай игрушки справа налево и скажи, на котором месте стоит матрешка? (на третьем) и т. д.

                                               Ориентировка в пространстве.

«Собери правильно»

Цель: упражнять в мысленном объединении предметов в группы, в образовании множеств.

Содержание. В. указывает на таблицу с изображениями разных овощей, и Фруктов и задает вопросы: «Что здесь нарисовано? Какой формы овощи? (Фрукты). Какого цвета овощи (фрукты)? Как можно сгруппировать эти предметы? Сколько тогда получится групп? и т. д.2. «Игра с тремя обручами»

Цель:  закреплять умение классифицировать предметы по 2-4 свойствам.

Содержание. В. предлагает новую ситуацию в игре с тремя обручами. Устанавливается правило игры, например фигуры, разложить так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные. Внутри зеленого все треугольники, внутри черного - все большие. Игру с тремя обручами можно повторять много раз, меняя правила игры.

 

 «Что изменилось»

Цель: учить понимать выражение «до» и « после»

Содержание. В. объясняет игровые действия: «Надо внимательно по порядку, начиная с центра, рассмотреть узор, составленный из фигур, и запомнить, как они расположены, а затем определить, что изменилось» (Воспитатель меняет местами сразу по 4 фигуры, например, квадраты и прямоугольники).

 

 

                                                                «Линии и точки»

Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Материалы: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.

Ход игры:

Воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек.

 

«Времена года»

Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени

Материалы: модель времени года.

Ход: Воспитатель показывает детям модель «Времени года»: квадрат, разделенный на 4 части (времени года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)

Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.

 

 Геометрическая форма.

 «Нарисуй квадрат»

Цель: Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку.

Материалы: тетрадные листы в клетку, простые и цветные карандаши.

Ход: Воспитатель загадывает детям загадку:

Четыре есть у нас угла,

Четыре стороны.

Все стороны равны у нас

И все углы равны.   (квадрат)

Воспитатель предлагает детям нарисовать квадраты разных цветов и показывает последовательность рисования: «От точки вправо нужно провести прямую линию, равную двум клеткам, вниз провести еще одну прямую линию, равную двум клеткам, затем влево еще одну такую же линию и вверх до исходной точки. От верхнего правого угла квадрата вправо надо отсчитать три клетки и нарисовать еще один такой же квадрат»

Дети в тетрадях от предыдущего задания отчитывают вниз четыре клетки, ставят точку и рисуют квадраты простым карандашом до конца строки.

Затем воспитатель показывает на доске прием штриховки квадрата сверху вниз, не отрывая руки.

Дети заштриховывают квадраты разными цветами

«Сложи фигуру»

Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.

Материал. Фланелеграф. Модели геометрических фигур.

Содержание. В. помешает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают,  из  какого количества они составили фигуру.

«Сгруппируй фигуры»

Цель: учить группировать фигуры по указанным признакам.

Содержание. В. предлагает детям вынуть из конвертов фигуры и разложить перед собой, затем спрашивает: «Как можно сгруппировать фигуры? Сколько групп получится, если фигуры подобрать по форме? Какие это группы? Сколько фигур войдет в группу прямоугольников? (кругов)». Дети группируют фигуры. «Сколько рядов фигур получилось? Сколько кругов? (овалов, треугольников, прямоугольников). Каких фигур больше? Почему вы так думаете? Каких фигур поровну? Как еще модно сгруппировать фигуры? (по цвету). Сколько будет групп?». (Дети группируют фигуры по цвету, а затем по размеру).

 

 «Квадраты»

Цель: уточнить представление о то, что у квадрата 4 стороны, 4 угла, все стороны равны.

Материал. Доска, разлинованная в клетку, большой и маленький квадраты, 2 полоски бумаги, равные по длине большого и маленького квадратов.

Содержание. В. говорит: «Сегодня мы будем учиться рисовать квадраты в тетрадях в клетку. (Помещает на фланелеграф, 2 квадрата). Давайте, сравним квадраты, чем они похожи и чем отличаются. Чем отличаются квадраты? (Один большой, другой маленький). Чем похожи квадраты? (У каждого из них по 4 стороны, 4 угла, все стороны равны). Как доказать, что все стороны квадрата равны? (Дети меркой проверяют). После В. предлагает нарисовать квадрат: «Отступаю от верхней и от левого края страницы по 2 клетки, ставлю точку, от нее вправо провожу линию, равную длине 2 клеток, это будет правая сторона квадрата. Вниз провожу линию, тоже равную длине 2 клеток, это будет верхняя сторона, квадрата» и т. д. (Аналогично рисует несколько квадратов в строчку). Затем предлагает детям нарисовать квадраты, сторона которых равна 2 клеткам. Далее дети рисуют под маленькими квадратами большие, которая равна 4 клеткам. В конце занятия дети сравнивают квадраты.

 

 «Раздели правильно»

Цель: находить рациональные способы деления геометрических фигур.

Содержание. В. предлагает детям подумать, как можно по-разному сложить узкие полоски, чтобы разделить их на 4 равные части. После того как дети разделят, педагог выясняет, какой способ удобнее. Затем предлагает по-разному разделить квадрат на 4 части. В заключение В. вместе с детьми делает вывод о том, как удобнее делить на 4 равные части узкую полоску и квадрат.

 

Величина.

«Чем отличаются полоски?»

Цель: учить в сопоставлении 10 предметов по длине.

Материал. Наборы из 10 полосок разного цвета, равномерно увеличивающиеся по длине от 2 до 10 см, и полоски-мерки длиной в 1 см.

Содержание. В. предлагает детям положить полоски перед собой и задает вопросы: «Чем отличаются полоски друг от друга? Сколько всего полосок? Как составлена группа из 10 полосок разного цвета?»3атем предлагает положить полоски в ряд по порядку от самой короткой до самой длинной, предупреждает, что надо сразу выбрать нужную по порядку полоску, примеривать и менять полоски местами нельзя. Один ребенок выполняет задание на фланелеграфе. После этого В.  обращается к детям: «Сколько всего полосок? Как составлена лесенка из 10 полосок разной длины?) Какая полоска самая короткая, какая длиннее, какая - еще длиннее?». «Равны ли эти ступеньки? - спрашивает детей В. - Как можно проверить, на сколько каждая полоска длиннее или короче соседних? Измерьте ступеньки вашей лесенки меркой! Посмотрите, равны ли они? Верно, ступеньки наших лесенок равны, каждая следующая полоска на один и тот же кусочек длиннее соседней. Поэтому и лесенки наши ровные. Сейчас мы поиграем. Закройте глаза, а я уберу одну из полосок. Откройте глаза, и угадай те, какую по счету полоску я спрятала?» Упражнение повторяется.

«Что шире, « что уже»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.

Материал. По 7 полосок разной длины и ширины.

Содержание. В. предлагает взять детям полоски, положить их перед собой и задает вопросы: «Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную (короткую, узкую, широкую) полоску. Как разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной? (Каждый раз надо брать самую короткую из оставшихся). Положите полоски по порядку от самой длинной. В каком порядке вы положили полоски? Которая по счету самая длинная полоска? (короткая?). На котором по счету месте оказалась узкая полоска? (широкая?). Разложите полоски по порядку от самой узкой до самой широкой. Которая по счету узкая (широкая) полоска? Которая по счету самая длинная (короткая) полоска?

 

 «Разложи по порядку»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.

Материал. Наборы палочек (прутиков) разной длины и толщины. (По 5 палочек на каждого ребенка).

Содержание. В. предлагает детям разложить перед собой палочки и спрашивает: «Сколько палочек? Чем они отличаются? Поскольку палочек разного размера? Как вы будете выбирать нужную по порядку палочку, чтобы разложить их от самой толстой до самой тонкой? Помните, что брать нужно сразу нужную палочку, примеривать и прикладывать нельзя! После того как задание выполнено, кто-либо из детей называет сравниваемую толщину палочек в порядке их расположения (самая толстая, толще), указывает, сколько по счету всего и какая по счету самая длинная (самая короткая). Затем дети раскладывают палочки в ряд по порядку от самой длинной до самой короткой и определяют, где теперь оказалась самая тонкая и самая толстая.

 

Цвет и форма.

 «Калейдоскоп»

Цель: умение подбирать объекты по образцу, ориентируясь на несколько признаков сразу.

Материал. Демонстрационный: несколько калейдоскопов; образец сложного орнамента с тремя осями симметрии, включающего элементы двух, трех цветов, двух форм,

Раздаточный: листы бумаги с начерченными осями, правильный шестиугольник клей, кисточки для клея, элементы для создания орнамента, аналогично образцу по 6 экземпляров каждого вида геометрических фигур.

Содержание. В. обращается к детям: «Сейчас я вам раздам калейдоскопы. Каждый посмотрит несколько раз, повернет и передаст соседу. Вы видели красивые узоры, Но в калейдоскопе узор не сохраняется, при малейшем движении он изменится. А сегодня мы сделаем картинку как в калейдоскопе, только остановившуюся». В. показывает орнамент: «Посмотрите, какой красивый, но очень сложный узор. Он состоит из разных фигур. Давайте рассмотрим, какие здесь фигуры, по каким признакам они различаются и как расположены». Педагог и дети выясняют, что узор составлен из фигур двух форм, каждая форма имеет две разновидности и три цвета. Затем  В. обращает внимание на взаимное расположение фигур, на то, каждая фигура повторяется шесть раз. После этого В. предлагает детям разложить свои фигуры так же как в орнаменте-образце. Затем фигуры приклеиваются и анализируются.

 

«Где какие фигуры лежат»

Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам.

Материал. Набор фигур.

Содержание. Играют по двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы.

 

 «Кто быстрее найдет предмет?»

Цель: упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом.

Материал. Модели геометрических фигур, предметы разной формы.

Содержание. На полочки подставки В. ставит по 2-3 модели геометрических фигур, на столе размещает предметы разной формы и обращается к детям» Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет предмет указанной формы «Кто хочет назвать фигуры, которые стоят на полочках? Посмотрите, какие предметы находятся у меня на столе? Послушайте, как мы будем играть. Я буду вызывать по одному человеку из каждого ряда, и говорить, какой формы предмет надо найти. Тот, кто первый найдет подходящий предмет, и поместить его рядом с фигурой, получит фишку. Правила игры: если взял предмет, заменять его нельзя. В конце игры В.  спрашивает: «Какие предметы стоят рядом с треугольником (квадратом и др.). Чем они все похожи?»

 

 «Разноцветные фигуры»

Цель: развивать умение классифицировать предмету по цвету, форме, размеру, объединять в группы.

Содержание. В.: «Посмотрите на эти фигуры, их нужно разделить на группы по разным признакам. Чем отличаются фигуры друг от друга? (Цветом, формой, величиной). На сколько групп можно разделить фигуры? (На 2 группы:5 красных фигур, 5 зеленых). На сколько групп по форме можно разделить фигуры? (На 3 группы:3 квадрата, 5 кругов, 2 треугольника). Как еще можно разделить фигуры? (По наличию углов: 5 фигур - без углов, это круги; 5 фигур с углами - это квадраты и треугольники). По какому признаку еще не делили фигуры? (По размеру). На сколько групп разделите фигуры по размеру? (На 2 группы:8 маленьких фигур, 2- больших).

 «Каких фигур не достает»

Цель: упражнять детей в последовательной анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп.

Материал. Большие геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и малые (круг, треугольник, квадрат (трех цветов).

Содержание.  Распределив между играющими таблички, В. объясняет задание: каждый игрок должен проанализировать фигуры первого ряда. Внимание обращается на то, что в рядах имеются большие белые фигуры, внутри которых расположены малые фигуры трех цветов. Сравнивая второй ряд с первым легко увидеть, что в нем недостает квадрата с красным кругом. Аналогично заполняется пустая клетка третьего ряда. В этом ряду не хватает большого треугольника с красным квадратом. Игру можно разнообразить, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение дидактической игры в ФЭМП у детей дошкольного возраста

Данная статья рассказывает о значении дидактических игр  в ФЭМП у детей дошкольного возраста...

Дидактические игры по ФЭМП во второй младшей группе

В данной статье представлены методы и приемы организации дидактических игр по ФЭМП во второй младшей группе...

Дидактические игры по ФЭМП в средней группе

Рекомендации по подбору и проведению дидактических игр в средней группе...

Дидактические игры по ФЭМП в старшей группе

В данной статье даны методические рекомендации по подботу и проведению дидактических игр в старшей группе...

Дидактические и обучающие игры «Дидактические игры по ФЭМП»

Дидактические и обучающие игры «Дидактические игры по ФЭМП» (подготовительная группа)...

Дидактическая игра по ФЭМП "Поезд" (словесная игра)

Дидактическая игра по ФЭМП "Поезд" для младшей группы (словесна игра)...

Дидактические игры Картотека игр Дидактические игры по ФЭМП для детей 1 младшей группы

Дидактические игрыКартотека игр Дидактические игры по ФЭМП для детей 1 младшей группы...