Конспект занятия по познавательному развитию "Формирование элементарных математических представлений"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Золотцева Валентина Ивановна

На занятии решаются задачи на формирование у детей умение анализировать, находить признаки сходства и отличия и на их основе объединять предметы со сходными признаками, выделять из групп предмет, отличающий по какому-либо признаку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАМОНТОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД № 62»

Конспект занятия

по познавательному развитию

"Формирование элементарных математических представлений"

Воспитателя

Золотцевой В. И.

2015

Образовательные задачи:

  • учить решать математические задачи;
  • закрепить знания о числах и цифрах от 1 до 10;
  • совершенствовать навыки порядкового и количественного счета;
  • учить сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость между ними;
  • закрепить знания о геометрических фигурах;
  • формировать умение анализировать, находить признаки сходства и отличия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предмет, отличающийся по какому-либо признаку;
  • закреплять умение ориентироваться на плоскости листа ;
  • совершенствовать умение составлять фигуры из частей.

Развивающие задачи:

  • активизировать внимание, мышление;
  • развивать слуховое восприятие;
  • развивать конструктивные способности детей и творчество.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать самостоятельность;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки;
  • воспитывать желание оказывать помощь окружающим.

Предварительная работа: беседа о Великой отечественной войне, о «Дне Победы», рассматривание иллюстраций с военной техникой, рассматривание картин на военную тематику.

Материалы к ООД: карточки для нахождения лишнего предмета, «Игровизоры», маркеры, изображения военной техники, геометрические фигуры, магнитофон, цифры, изображения солдат, нарисованными цифрами от 1 до 10 на груди, схема ракеты,

раздаточный материал: «математический набор» (цифры, знаки), головоломка «Монгольская игра» в конвертах у каждого ребенка, простой карандаш. 

Ход ООД

Психологический настрой (Создание положительной психологической атмосферы)

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Какое прекрасное утро! Я вижу, что у вас замечательное настроение! Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и пожелаем доброго дня.

Вводно - организационный этап.

Задача данного этапа заключается в организации направленного внимания детей. Создание ситуации эмоционального благополучия.

Воспитатель. Вопросы детям.

  • Ребята, сейчас какой месяц?
  • До мая какой месяц был?
  • После мая какой месяц будет?
  • А какой праздник впереди?

Воспитатель. Правильно, ребята, скоро праздник 9мая «День Победы».

Как вы думаете, почему наш народ празднует 9 Мая?

Дети. Ответы детей. ( В этот день закончилась война. Наша страна победила фашистскую Германию в ВОВ, поэтому 9 Мая объявили «Днем Победы»).

Воспитатель. Ребята, каждый год в столице нашей страны Москве и во многих других городах 9 Мая проходят праздничные парады. На Красной площади в Кремле в этот день на параде участвует разная военная техника. Какую вы знаете военную технику?

Дети. Ответы детей. (Машины, танк, ракета, корабли, самолеты, вертолеты.)

Воспитатель. И в этом году на военном параде участвуют: танки, машины, ракеты, самолеты, вертолеты. Воспитатель выставляет предметные картины с изображением военной техники на мольберт.

Воспитатель. Давайте, поиграем в игру, «Какой техники не стало?».

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну картину. Дети говорят, какая картина исчезла.(2-3р)

Воспитатель. Кроме военной техники на параде участвуют защитники Родины разных подразделений. Первыми встали солдаты на парад. Они построились в строгом порядке в соответствии с цифрой на форме, которая показывает порядковый номер солдата.

Задание детям. Расположитесь с  солдатами по порядку.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. На парад построились 8 пехотинцев и 9 танкистов. Вам нужно узнать кого больше (меньше) пехотинцев или танкистов. Дети из «математического набора» достают цифры 8, 9, знаки «>», «<». Сравнивают числа и записывают с помощью знаков. (8<9).

Воспитатель. Кого больше, пехотинцев или танкистов?

Дети. Ответы детей. (Танкистов больше чем пехотинцев)

Воспитатель. На сколько больше танкистов?

Дети. Ответы детей. (Танкистов на один больше чем пехотинцев).

Воспитатель. В честь праздника прогремели салюты. Если внимательно послушаете задачу, то узнаете, сколько дано салютов.

  1. На параде в честь Дня победы дали сначала 4 салюта, а потом еще 3. Сколько салютов дали всего? Давайте поставим цифру 7.

Воспитатель. А теперь нам надо узнать, сколько же танков участвует на параде?

  1. На параде участвуют 9 единиц военной техники. Из них 5 единиц боевые машины пехоты, остальные танки. Сколько танков участвует на параде? Найдите цифру 4.

Динамическая пауза. Игра «Замри»

Дети двигаются под музыку (маршируют). С остановкой музыки замирают на месте. Воспитатель задает вопросы: Кто слева от тебя? Кто справа? Перед тобой? Позади тебя?

Маша встань справа от Саши, а Оля – слева от Алеши и т.д. Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель. Ребята, на территории любого города много архитектурных объектов: дома, памятники, мосты и др. На карте они выглядят вот так.

Воспитатель показывает геометрические фигуры детям, они называют их. Фигуры выставляются на мольберт: квадрат, треугольник, ромб, трапеция, прямоугольник.

Воспитатель. Фашисты на территории одного из наших городов спрятали секретное оружие. Чтобы узнать, где спрятано секретное оружие, и обезвредить его, вы должны найти лишнею фигуру и обвести ее карандашом.

Игра «Какая фигура лишняя?»

У каждого ребенка на столе карточка с заданием. Например,

http://tmndetsady.ru/upload/news/2014/06/orig_f056a3ed0690a8b49dafa8ab60fc5f39.jpg

Находят лишнюю фигуру и обводят ее простым карандашом.

Воспитатель. Какая среди этих фигур лишняя?

Дети. Ответы детей (треугольник, т.к. другие фигуры четырехугольники).

Станция «Ремонт моста»

Фашисты часто разбирали мосты. Давайте отремонтируем мост. На каждой дощечке – прямоугольнике в ваших математических наборах есть цифра. Чтобы наш мост был крепким, дощечки с цифрами надо сложить по порядку, от 1 до 10. (Самостоятельная работа детей) .

– Проверим. Сосчитайте дощечки по порядку. Ничего не пропустили? (Нет) Теперь посчитайте в обратном порядке.

– Назовите, какая цифра стоит перед цифрой 6, 8, 10? (5, 7, 9.)

– Назовите соседей цифр 4, 6, 9? (3 – 5, 5 – 7, 8 – 10.)

Молодцы, все сделали правильно! Наш мост в порядке.

«Дорисуй фигуру».  У детей -  «Игровизоры»  Воскобовича, на  обратной стороне листа  - изображения  круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, полукруга, овала, трапеции; на листах в клетку -  изображения техники.

 Воспитатель. Давайте обведем по контуру эти изображения, выполняйте, ребята. Какие  транспортные средства вы нарисовали?

 Ребята,  предлагаю стать волшебниками и «оживить» геометрические фигуры – дорисовать их до изображения, какого- либо предмета. Кто быстрее всех нарисует, поднимет «Игровизор».

Воспитатель. Ребята, на параде участвуют не только пехотинцы, танкисты, моряки, но и ракетные войска, которые охраняют наши воздушные рубежи. Предлагаю вам построить ракеты и запустить их.( Показывает схему сборки).

Головоломка «Монгольская игра». Дети, используя все детали, строят ракету.

Воспитатель. А теперь запустим ракеты. Чтобы запустить ее нужно сосчитать в обратном порядке, начиная от 10 (обратный счет). Дима запусти свою ракету! (Маша, Ваня,...)

Воспитатель вначале просит сосчитать обратно нескольких детей (индивидуально), а потом считают хором.

Воспитатель. Ребята, вы все прекрасно справились с заданиями.

Какое задание вам больше всех понравилось? Почему? (ответы детей)

Думаю, из вас получатся настоящие защитники Родины.

Список литературы: 

  1. 356 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 лет по уникальной методике Л. А. Венгера. – М.: Гелеос. – 2008 г.
  2. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
  3. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
  4. Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008 г.

Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД «Познание. Формирование элементарных математических представлений». Тема: «Обобщение знаний о геометрических фигурах»

Конспект занятия поформированию элементарных математических представлений по теме "Обобщение знаний о геометрических фигурах" Конспект занятия направлен на то, чтобы в игравой форме обобщить...

Конспект занятия НОД «Познание. Формирование элементарных математических представлений». Тема: «Обобщение знаний о геометрических фигурах»

Конспект занятия НОД «Познание. Формирование элементарных математических представлений». Тема: «Обобщение знаний о геометрических фигурах»...

Конспект занятия НОД «Познание. Формирование элементарных математических представлений». Тема: «Обобщение знаний о геометрических фигурах»

Конспект занятия НОД «Познание. Формирование элементарных математических представлений». Тема: «Обобщение знаний о геометрических фигурах»...

Конспект занятия НОД «Познание. Формирование элементарных математических представлений».

Конспект занятия НОД «Познание. Формирование элементарных математических представлений». Тема: «Обобщение знаний о геометрических фигурах»...

Конспект занятия «Познание» ФЭМП (формирование элементарных математических представлений) Тема: «Маша идет домой»

Цели деятельности педагога:- закрепить умения различать и называть шар (шарик) и куб (кубик), круг, квадрат и треугольник, указывать по просьбе воспитателя эти фигуры на картинках;- зак...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ООД по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе №5 Тема: «Один, много, ни одного»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯорганизованной образовательной деятельностиформированию элементарных математических представленийво второй младшей группе №5 Тема: «Один, много, ни одного»Цели:1...