Программа вариативной части по математике детей младшей группы «Веселый счет»
рабочая программа по математике (младшая группа) на тему
«Весёлый счёт» является программой интеллектуальной направленности.
Программа разработана на основе программы и методических рекомендаций Н.А. Аранова – Пискарёва «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» и программно-методических рекомендаций Е.В. Колесниковой «Математика для детей 3-4 лет», а также конспектов занятий Волчковой В.Н. и Степановой Н.В. «Детство и развитие личности».
Является модифицированной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variativnaya_chast.docx | 103.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области "Детский сад "Гномик"
Согласовано:
Зав СП "Детский сад "Гномик"
_________ (Н.Н. Бурнаева)
«___» _________201 г.
Программа
вариативной части по математике детей младшей группы «Веселый счет»
Программа разработана на основе программы и методических рекомендаций Н.А. Аранова – Пискарёва «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» и программно-методических рекомендаций Е.В. Колесниковой «Математика для детей 3-4 лет», а также конспектов занятий Волчковой В.Н. и Степановой Н.В. «Детство и развитие личности».
Программу разработал воспитатель:
Плотникова Елена Николаевна
г.о. Новокуйбышевск, 2013
Пояснительная записка
Направленность программы кружковой работы. «Весёлый счёт» является программой интеллектуальной направленности.
Программа разработана на основе программы и методических рекомендаций Н.А. Аранова – Пискарёва «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» и программно-методических рекомендаций Е.В. Колесниковой «Математика для детей 3-4 лет», а также конспектов занятий Волчковой В.Н. и Степановой Н.В. «Детство и развитие личности».
Является модифицированной.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения дети получают знания о простейших закономерностях строения формы, при помощи развивающих игр освоить элементарные математические понятия: количество, величина, форма, ориентировка в пространстве.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к познавательному развитию детей.
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность.
Огромную роль в развитии математических способностей и в развитии интеллекта играют интеллектуальные игры. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.
Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей.
Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.
Окрашенное положительными эмоциями общении с взрослыми в игре, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным. Как правило, игры не оставляют равнодушным ни детей, ни взрослых и дают импульс к творческим проявлениям.
Для развития интеллектуальных способностей у детей младшего дошкольного возраста в кружке «Весёлый счет» я использовала развивающие игры, компьютерные презентации.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта детей через развивающие игры. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через развивающие игры развить у детей математическое мышление.
Основная цель программы:
Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Создать условия для развития личности.
- Формировать запас знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения.
- Развивать мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация).
- Формировать умение понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно.
- Формировать умение планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку.
- Развивать способность к саморегуляции поведения, и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.
- Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
- Совершенствовать навыки речевого общения.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы кружка «Весёлый счёт»: дети 3-4 лет.
Принцип построения программы:
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной программы математического кружка «Весёлый счёт» от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по обучению элементарным математическим представлениям.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами математических понятий, на приобщение ребенка к активной познавательной и мыслительной работе.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги).
Оборудование:
- Рабочие тетради «Математика для детей 3-4 лет» Е.В. Колесникова.
- Картинки с изображением предметов, геометрических форм.
- Картинки с предметами «один» «много».
- Модели геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг).
- Картинки с изображением (мебели, фруктов, овощей).
- Фланелеграф и счетный материал.
- Материал для дидактических игр (шапочки медведя, пчел, мелкие геометрические фигуры).
- Игрушки, куклы, стулья, наборы посуды (чашки, ложки).
- Цветные карандаши, альбомы, природный материал (листья разных размеров и цветов).
Формы занятий
Возрастные особенности детей 3-4 лет определили игровой характер содержания и его вариативность (для каждого НОД предлагается набор заданий разного уровня сложности). Содержание каждого НОД имеет следующую структуру:
Этапы | Действия детей | Объект работы | Время работы |
Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию. | Игра. | Демонстрационный и раздаточный материал. | 3-5 мин. |
Дидактическая игра, помогающая закрепить новое. | Игра. | Раздаточный материал. | 7-10 мин. |
Итог занятия. | Проговариваем, что делали, чему научились. |
| 2 мин. |
Работа с детьми данного возраста строится на основе свойственного им наглядно-действенного типа мышления и ориентирована на формирование нового типа мышления - наглядно-образного. При этом в НОД используются как фронтальный метод, так и работа в группах, в парах и индивидуально.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются развивающие игры. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в математике.
Режим занятий
Занятия в кружке проводятся 1 раз в неделю по 15 минут во второй половине дня, количество часов в неделю - 15 минут, 9 часов - в год.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится после изучения каждой темы в форме итогового НОД и в конце учебного года в форме тестовых заданий. В диагностический инструментарий добавлено 2 задания на порядковый и количественный счет до 5; на сравнение смежных чисел.
Основные предметные знания, умения, навыки дошкольников к концу первого года занятий
Низкий уровень – 1 балл
Ребенок не выполняет задания.
Средний уровень - 2 балла
Дети должны уметь:
Называть числа от 1 до 3.
Называть число предметов в группе из 1-3 элементов; различать понятия «один» и « много»;
Соотносить предметы-заместители ( числовые карточки, счетный материал) с количеством предметов в данной группе;
Ориентироваться на собственном теле;
Находить и называть число предметов на сюжетном рисунке, выраженное понятиями «много», «мало», «один»;
Моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций из рисунков из 2-3 деталей по образцу.
Высокий уровень – 3 балла
Дети должны уметь:
Называть числа от 1 до 5.
Сравнивать количества элементов во множествах, выраженных смежными числами ( один- два, два-три, три-четыре, четыре-пять), путем составления пар с помощью слов столько же , не столько же, равно - не равно;
Моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 2-3 и более деталей по образцу и самостоятельно;
Ориентироваться в пространстве « от себя»: справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу;
Ориентироваться во времени суток: день- ночь, утро- вечер.
Методика проверки знаний, умений, навыков уровня сформированности элементарных математических представлений для детей 3-4 лет
Два первых и одно последнее НОД посвящены определению уровня знаний, умений и навыков.
Работа проходит в подгрупповой и индивидуальной формах, по следующим заданиям:
Задание № 1. Выявление знания сенсорных эталонов - цвета.
Материал: картинки с изображением красного мяча, синего шара, зеленой юбки, желтой машины, кукла Маша.
Методика проведения: Воспитатель говорит ребенку: «К нам в гости пришла кукла Маша и принесла с собой картинки». (Кладет перед ребенком картинки). Воспитатель продолжает: «Посмотри, как много предметов на ней нарисовано. Маша просит помочь ей. Поможем?» После согласия ребенка воспитатель говорит:
-Покажи красный предмет.
-Покажи синий предмет.
-Покажи желтый предмет.
В любом случае (справился ребенок или нет) воспитатель от имени куклы Маши хвалит ребенка и благодарит его за работу.
Задание № 2. Выявление знаний геометрических фигур.
Материал: геометрические фигуры - круг, треугольник, квадрат, кукла Маша. Методика проведения;
Воспитатель сообщает ребенку, что Маша принесла с собой интересные фигуры: «Посмотри, какие интересные фигуры принесла с собой Маша (выкладывает перед ребенком геометрические фигуры). Маша хочет поиграть с тобой в игру «Покажи». Поиграешь?» После полученного согласия воспитатель продолжает:
- Покажи круг.
- Покажи треугольник.
-Покажи квадрат.
Маша говорит тебе: «Спасибо», за то, что ты поиграл с ней.
После показа ребенком той или иной фигуры, она остается на месте, чтобы создать ситуацию выбора,
Задание № 3. Восприятие размера.
Материал; два мяча - большой, маленький, кукла Маша.
Методика проведения:
Воспитатель рассказывает: «У куклы Маши есть 2 мяча. Она любит с ними играть. Но она не знает какой из них большой, а какой маленький. Помоги ей».
- Покажи ей большой мяч.
- Покажи маленький мяч.
«Какой ты молодец. Маша теперь будет знать, где большой, а где маленький мяч». В случае, если ребенок дал неправильный ответ, воспитатель сам показывает большой и маленький мячи. Но и в этом случае он хвали гребенка и говорит, что Маша теперь запомнит, где большой, а где маленький мяч.
Задание № 4. Восприятие длины (сравнение).
Материал: две ленты - длинная, короткая
Методика проведения:
Воспитатель просит помочь Маше выбрать ленту: «Маша хочет сделать себе бантик, но никак не может выбрать ленту. Помоги ей».
- Покажи длинную ленту.
- Покажи короткую ленту.
В случае, если ребенок дал неправильный ответ, воспитатель говорит Маше: «Вот, Маша, длинная лента. Вот, Маша, короткая лента». Воспитатель от имени Маши хвалит ребенка за то, что помог выбрать ленту.
Задание № 5. Собери пирамиду.
Материал, пирамида на конусной основе из 5 колец, кукла Маша.
Методика проведения:
Воспитатель обращается к ребенку: «Маша любит играть в свою пирамидку (показывает собранную пирамидку). Маша любит ее разбирать. Вот так. (Воспитатель
разбирает пирамиду, кольца кладет не по порядку). Но вот беда, Маша забыла как правильно собрать пирамидку. Помоги ей, собери пирамидку». Если ребенок не собирает пирамиду, воспитатель показывает как правильно это сделать, затем рассыпает и говорит: «Маша просит тебя еще раз собрать пирамидку». Если и в этот раз ребенок не справляется. Воспитатель складывает пирамидку и отдает кукле со словами: «Возьми, Маша, мы сложили пирамидку». «Молодец, Вова (Катя)».
Задание № 6. Пространственное восприятие.
Материал: 3-х местная матрешка. Кукла Маша. Методика проведения:
Воспитатель говорит ребенку: «У куклы Маши есть подружки, а зовут их матрешки. Они такие проказницы, любят играть в прятки». Показывает матрешек, вынимая одну из другой, и собирая вновь каждую матрешку. В результате на столе должны стоять 3 собранные матрешки.
Воспитатель продолжает: «Поиграй с ними в прятки. Спрячь их друг в друге. Собери матрешек».
Задание № 7.
Материал: кукла Маша, 3 картинки с изображением - 3 медведей, 2 медведей, 1 медведя.
Методика проведения:
Воспитатель обращается к кукле Маше: «Маша, что ты нам принесла»? Далее обращается к ребенку: «Маша принесла нам картинки (показывает все картинки). Посмотри, кто на них нарисован»? После ответа ребенка воспитатель продолжает:
- Покажи картинку, где нарисовано 3 медведя.
- Покажи картинку, где нарисован 1 медведь.
- Покажи картинку, где нарисовано 2 медведя.
После первого и второго вопроса картинки не убираются, с целью создания ситуации выбора.
Задание №8.
Материал: картинки с героями сказки « Колобок»
Воспитатель предлагает назвать героев сказки и посчитать их.
-Назови животных, которых встретил Колобок.
-Сосчитай героев сказки.
-На каком месте стоит мишка? И т.д.
Задание №9.
Материал: большие и маленькие квадраты.
Воспитатель просит детей определить: поровну их или не поровну.
Баллы суммируются заносятся в таблицу и выводится средний уровень развития ребенка.
Уровни развития:
Уровни развития | баллы |
Высокий уровень | 24-27 |
Средний уровень | 13-23 |
Низкий уровень | 9-12 |
Перспективы развития:
- Дальнейшее использование материалов кружка воспитателями.
- Систематическое пополнение наборов дидактических игр по математике.
- Привлечение к работе кружка единомышленников из числа взрослых (воспитателей).
- Обобщение и распространение опыта на методических объединениях и конференциях.
Программа
Разделы программы.
№ | Тема | Количество НОД | Количество часов |
1. | Количество и счет | 13 | 3ч.15 мин |
2. | Понятие «один – много» | 6 | 1 ч. 30 мин |
3. | Ориентировка в пространстве и времени | 5 | 1 ч.15 мин |
4. | «Длинный-короткий», «широкий», «высокий-низкий» | 5 | 1 ч. 15 мин |
5. | Обозначения «на-под», «вверху-внизу», «впереди-сзади» и т.д. | 7 | 1 ч. 45 мин |
6. | Геометрические фигуры | 4 | 1 ч. |
Итого: | 36 | 9 часов |
Перспективный план работы математического кружка младшего дошкольного возраста
Месяц | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Сентябрь | Тема: «Наша группа». Знакомство с понятиями: «один» и «много». Игры: «Кто пришел первым»? «Поезд». «Всем ли хватит места». «Медведь и пчелы». (К.З. стр. 17) | Тема: «Игры и игрушки». Сравнение предметов по количеству. Игры: «Куклы пришли в гости». «С мячом». «Нанижем бусы для куклы». (З.К. стр. 29) | Тема: «Труд помощник воспитателя». «Сколько же, больше, меньше». Игры: «Что лишнее»? «Пылесос». «Что изменилось»? (З.К. стр. 39) | Тема: «Друзья». Игры: «Больше или меньше». «Посылка». «Составь фигуры своих друзей». «Подари друг другу столько же». (З.К. стр. 48) Работа в тетрадях занятие №1. (Е.В. Колесникова) |
Октябрь | Тема: «Учимся знакомиться». Ориентировка в пространстве. Игры: «Разноцветные фонарики». «Скажи по-другому». (З.К. стр. 58) Работа в тетрадях занятие №2. (Е.В. Колесникова) | Тема: «осень». Свойства предметов. Счет до двух. «Игра с листочками». Игры: «Солнышко и дождик». «Сложи листик». (З.К. стр. 66) Работа в тетрадях занятие №3. (Е.В. Колесникова) | Тема: «Фрукты». Цифры один и два. Игры: «Что изменилось»? «Посылка для двух медвежат». «Варим компот». (З.К. стр. 76) Работа в тетрадях занятие №4. (Е.В. Колесникова) | Тема: «Овощи». Круг, свойство круга. Игры: «Сбор урожая овощей». «Готовим салат». (З.К. стр. 84) Работа в тетрадях занятие №5. (Е.В. Колесникова) |
Ноябрь | Тема: «Грибы». Длиннее и короче. Игры: «Прогулка в лес». «Где дорожка длиннее»? «Прятки». (З.К. стр. 94) Работа в тетрадях занятие №6. (Е.В. Колесникова) | Тема: «Дикие животные». Шар, знакомство с шаром и его свойствами, счет до 2, пространственные отношения (справа, слева). Игра: «Медведь и пчелы». (З.К. стр. 104) Работа в тетрадях занятие №7. (Е.В. Колесникова) | Тема: «Домашние животные». Знакомство с понятиями шире -уже, счет до 3-х. Игры: «Помоги цыплятам». «Курочка и цыплята». (З.К. стр. 114) Работа в тетрадях занятие №8. (Е.В. Колесникова) | Тема: «Птицы». Счет до 3-х, число 3. Знакомство с треугольником. Игры: «Буря и птицы». «Построй скворечник». (З.К. стр. 125) Работа в тетрадях занятие №9. (Е.В. Колесникова) |
Декабрь | Тема: «Домашние обитатели». Цифра 3, счет до трех. Игры: «Найди и обведи». «Котята и щенята». (З.К. стр. 135) Работа в тетрадях занятие №10. (Е.В. Колесникова) | Тема: «Транспорт». Знакомство с понятиями (на, над, под). Счет в пределах трех, знание цифры 3. Игры: «Поезд». «Самолеты». (З.К. стр. 145) | Тема: «Дорожная безопасность». Знакомство с понятиями раньше- позже. Формирование временных представлений. Игра: «Гаражи». (З.К. стр. 155) Работа в тетрадях занятие №10. (Е.В. Колесникова) | Тема: «Новый год». Знакомство с понятиями выше – ниже. (З.К. стр. 164) Работа в тетрадях занятие №11. (Е.В. Колесникова) |
Январь | Тема: «Труд повара». Счет до четырех. Число 4 и цифра 4. Характерные свойства предметов. Игра: «Овощной магазин». (З.К. стр. 176) Работа в тетрадях занятие №12. (Е.В. Колесникова) | Тема: «Зима». Знакомство с геометрической фигурой квадрат. Свойство предмета (сходство и различие). Игры: «Вездеход». «Четвертый лишний». (З.К. стр. 188) | Тема: «У кого какие шубки». Знакомство с понятием куб. Временные представления. Игры: «Прокати в ворота». «Сфотографируй куб и шар». (З.К. стр. 197) | Тема: «Зимние развлечения». Знакомство с понятиями вверху, внизу. Счет до 4-х. Сравнение предметов по признакам сходства и различия. Игра: «Займи свое место в вездеходе». (З.К. стр. 210) |
Февраль | Тема: «Труд врача». Закрепить понятия: слева, справа, посередине. (З.К. стр. 220) Работа в тетрадях занятие №12. (Е.В. Колесникова) | Тема: «Здоровье». Счет до пяти. Число и цифра 5. Знакомство с цифрой 5 в соответствие с количеством предметов. Игра: «Что сначала, что потом» (временные пространства). (З.К. стр. 231) | Тема: «Папа». Знакомство с понятиями: впереди, сзади. Инсценировка сказки «Репка». (З.К. стр. 242) | Тема: «Наши добрые дела». Знакомство с понятиями: внутри , снаружи. Счет до пяти. (З.К. стр. 250) |
Март | Тема: «Мама». Знакомство с понятием пара. Представление о парных предметах. Сравнение предметов по длине, ширине, высоте. Игры: «разложи по порядку». «Найди пару». «Перчатки». (З.К. стр. 259) Работа в тетрадях занятие №13. (Е.В. Колесникова) | Тема: «Семья». Знакомство с геометрической фигурой овал. Игры: «Семья геометрических фигур». «Пальчиковая игра» (семья). (З.К. стр. 272) Работа в тетрадях занятие №14. (Е.В. Колесникова) | Тема: «Гости». Знакомство с прямоугольником. Сравнение предметов по длине и ширине. (З.К. стр. 282) Работа в тетрадях занятие №14. (Е.В. Колесникова) | Тема: «Квартира». Числовой ряд. Определение места по заданному условию. Ориентировка в пространственных ситуациях. Поиск закономерности. (З.К. стр. 292) Работа в тетрадях занятие №15. (Е.В. Колесникова) |
Апрель | Тема: «Город». Порядковый счет в пределах пяти. Счет на ощупь. Игры: «Теремок». «Чудесный мешок». «Игра с обручем». (З.К. стр. 303) | Тема: «Пожарная безопасность». Счет до пяти. Игры: «Пожарная машина». «Зашей комбинезон». Упражнение: «насос». (З.К. стр. 314) Работа в тетрадях занятие №15. (Е.В. Колесникова) | Тема: «Игрушки». Счет до пяти. Количественные и порядковые. Игры: «Магазин игрушек». «Что изменилось»? (З.К. стр. 325) Работа в тетрадях занятие №15. (Е.В. Колесникова) | Тема: «Магазин». Ориентировка на листе бумаги. Игры: «Кто быстрее пройдет свой лабиринт». «Что за чем было»? (З.К. стр. 335) |
Май | Тема: «Весна». Формирование временных представлений. Игры: «Раньше- позже». «Найди медвежонка». «Поймай бабочку». (З.К. стр. 348) Работа в тетрадях занятие №16. (Е.В. Колесникова) | Тема: «Водичка – водичка». Счет количественный и порядковый в пределах пяти. Игры: «Сосчитай и найди». «Найди цепочку». (З.К. стр. 359) Работа в тетрадях занятие №16. (Е.В. Колесникова) | Тема: «Труд взрослых». Сосчитай и отсчитай. Игры: «Что было раньше, что потом». «Хлебный магазин». «Игра с обручем». (З.К. стр. 371) | Тема: «Цветы». Повторить счет до пяти. Игры: «Найди столько же». «Справа, как слева». «Волшебные дорожки». (З.К. стр. 380) Работа в тетрадях занятие №15. (Е.В. Колесникова) |
Июнь, июль, август | Работа в тетрадях Е.В. Колесникова. Повторение. Закрепление пройденного материала. |
ЛИТЕРАТУРА:
- Аранова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. М.: Мозаика-Синтез. 2009.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей детских садов. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001. -392 с..
- Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет. Методическое пособие к рабочей тетради. М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 48 с.
- Колесникова Е.В. Я начинаю считать. М.: ТЦ «Сфера», 2014. – 16 с.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Ювента, 2014. – 80 с.
- Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников. М.: Просвещение, 2006. – 160 с.
- Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. 3-4 лет. Методика. М.: ОАО «Издательство «Просвещение» Росмэн, 2007. – 80 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Примерный конспект НОД
Цель занятия: развитие внимания, восприятия и коммуникативной деятельности. Обучение ребенка выделять предмет из группы по характерным признакам.
Упражнение 1. "Игра с пальчиками"
Цель упражнения: вовлечение ребенка в деятельность подражания, обучение общению с педагогом, обучение пониманию и выполнению инструкций, знакомство с озвучанием слов-числительных, а также развитие координации, соревновательной мотивации, внимания и речи.
Возьмите руку ребенка и, по очереди дотрагиваясь до каждого пальчика, произносите следующие слова: |
После этого начинаем заменять первые слова стишка порядковыми числительными: сначала - первые два, затем - первые три и т. д.
Первому - дрова рубить, |
| Первому - дрова рубить, |
За одно занятие добавляется одно числительное, считалка повторяется на правой и на левой руке до свободного ее воспроизведения ребенком, но не больше одного-двух раз за занятие.
Упражнение 2. "Прятки"
Цель упражнения: готовить ребенка к дифференциации количественных характеристик "один - много", первое знакомство со способом сравнения путем установления взаимно-однозначного соответствия на числовых (пальцевых) фигурах.
Спрячьте руки за спиной и одновременно с командой выбрасывайте ее перед собой с соответствующим количеством пальцев, сопровождая действие словами: один… много… |
Упражнение 3. "Возьми мячик"
Цель упражнения: формирование умственной операции сравнения, координации и восприятия (дифференциация формы и цвета). Расширение объема внимания и его концентрации. Обучение ребенка учитывать два признака при сравнении (цвет и форма - красный мячик). Формирование умственной операции абстрагирования (красный, но не мячик). Развитие логических структур - понимания структуры "отрицание". Развитие слухового восприятия логических речевых конструкций.
Используется несколько предметов примерно одного размера, но разного цвета: 2-3 мячика из разного материала (резина, пластик), апельсин, несколько кубиков, 2-3 круглых яблока, клубок шерстяных ниток, цилиндр (жестяная баночка из-под кофе), конус, овоиды (яйцевидные тела, например, из-под киндер-сюрпризов). |
Упражнение 4. "Ворота"
Цель упражнения: развитие координации, глазомера, снятие мышечного напряжения. Обучение учету трех признаков при сравнении (большой красный мячик), обучение пониманию отрицания.
Для этого упражнения вам понадобятся мячики разного размера и разного цвета, 2-3 круглых яблока, апельсин и любые другие предметы круглой формы, различающиеся между собой цветом и размером.
Ставим на пол небольшие воротца - можно просто обозначить их двумя книжками, или жестяными банками, или коробкой. С расстояния примерно 50-60 см предлагаем ребенку толчком закатить в них выбранный мячик. Если ребенок легко справляется с задачей, увеличиваем расстояние до 1 м.
Вариант: Выбери маленький синий мячик. Выбери большой красный мячик.
Вариант: Выбери круглые, но не мячики.
Все занятие может занимать 5-10 минут.
Упражнение 5.
Цель упражнения: обучение решению конструктивных задач.
Предлагаем ребенку:
- Возьми теперь себе сам из коробки три палочки. Посмотри, на карточке у меня бабочка (показываете ребенку схематический рисунок на карточке):
- Я сложу одно крылышко, а ты из своих палочек - второе крылышко.
Ребенок достраивает бабочку, ориентируясь на схематический рисунок. Если это не получается, сложите всю бабочку сами, а ребенка попросите сложить такую же по образцу.
- Посмотри, как я бабочку переделаю в домик:
- Сложи такой домик (количество палочек не изменяется).
- Посмотри, как я переделаю домик в щетку:
- Сложи такую же.
- Посмотри, как щетку я переделаю в треугольник:
- Сложи такой треугольник.
- Сколько оладушек поместится внутрь треугольника?
Даем ребенку коробочку с пуговицами и предваряем работу вопросами:
- Как ты думаешь, две поместятся? Бери, пробуй. Есть еще место? Еще одна поместится? Две? Бери, пробуй…
- Много поместилось? Больше двух? Больше трех? Можешь показать столько пальцев, сколько поместилось "оладушек"?
Приложение 2.
Анкета для родителей по определению элементарных математических представлений.
1. Цель: выяснить математические представления детей.
2. Когда он научился считать? Как это произошло? Помогал ли ему кто-нибудь?
3. Имеется ли у Вас возможность поиграть с ребенком в математические или другие игры познавательного характера?
4. Интересно ли ребенку рассчитываться в магазине настоящими деньгами. Выбивать чек, получать сдачу?
5. Какие, по вашему мнению, математические представления ребенка нужно совершенствовать?
6. В чем он испытывает трудности?
7. Как ребенок ориентируется в пространстве?
8. Хочет ли ребенок научиться определять время по часам? Запомнить название месяцев?
9. Интересует ли ребенка форма предмета? Обращает ли он на это внимание?
10. В каких математических представлениях ребенок больше всего разбирается?
11. Как ребенок применяет свои математические знания?
12. В чем, на Ваш взгляд, у ребенка проблемы в детском саду по математике?
13. Рассказывает ли Вам ребенок о своих математических достижениях или трудностях в детском саду?
14. Как Вам удается ему помочь?
Приложение 3.
План работы с родителями в младшей группе.
№ | Наименование |
Сентябрь | |
1. | День открытых дверей (знакомство с работой математического кружка). |
2. | Консультация: «Формирование элементарных математических представлений в младшей группе» |
Октябрь | |
1. | Оформление ширмы: «Веселый счет». |
2. | Привлечь родителей к оказанию посильной помощи в приобретении дидактического материала для кружка. |
Ноябрь | |
1. | Открытое занятие в кружке «Веселый счет». |
2. | Консультация: «Как помочь ребенку в освоение элементарных математических представлений». |
Декабрь | |
1. | Организовать выставку детских работ: «Веселые геометрические формы». |
2. | Совместное изготовление поделок детей с родителями. |
Январь | |
1. | Конкурс: «Построить из снега геометрические формы». |
2. | Ширма: «Сенсорное воспитание в младшем возрасте». |
Февраль | |
1. | Беседа с родителями: «Сенсорно – дидактические игры». |
2. | Привлечь родителей к приобретению счетного материала для кружка. |
Март | |
1. | Выставка: «Подарок маме». |
2. | Аппликация из геометрических форм. |
Апрель | |
1. | Родительское собрание: «Подведение итогов за учебный год». |
2. | Консультация: «Цвет, форма, величина, как особые свойства предмета». |
Май | |
1. | Познакомить родителей с итогами мониторинга. |
2. | Беседа с родителями: «Как занять ребенка в летнее время». |
Июнь, июль, август | |
1. | Подготовка дидактического материала, привлекая родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по математике в подготовительной группе «Веселый счет»
Открытое занятие по математике в подготовительной группе«Веселый счет» разработа для проведения родительского дня....
Открытое занятие по математике в средней группе «Веселый счет»
Открытое занятие по математике в средней группе «Веселый счет» Открытое занятие по математике в средней группе «Веселый счет»Цели и задачи:Закрепить счет в пределах 4, знание ц...
Конспект занятия по математике в средней группе «Веселый счет»
Конспект занятия по математике в средней группе «Веселый счет»Математика детямОткрытое занятие по математике в средней группе «Веселый счет» Открытое занятие по математике в ср...
открытое занятие по математике в средней группе " Веселый счет"
Закреплять счет в пределах пяти, знание цифр от 1 до 5; различать и называать геометрические фигурыЗакреплять название скток...
Открытое занятие по математике в средней группе «Веселый счет»
Цели и задачи:Закрепить счет в пределах 5, знание цифр от 1 до 5, умение различать и называть геометрические фигуры;учить сравнению и уравниванию двух групп предметов, составлению геометрических фигур...
Занятие по математике в средней группе «Веселый счет»
Развивать любознательность, память, логическое мышление, интерес к математике....
Конспект по математике в средней группе "Веселый счет"
Закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете и названия геометрических фигур....