кружок "Смышленый ребенок"
материал по математике (средняя группа) на тему
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Свой первый математический опыт ребенок приобретает в разнообразных видах повседневной деятельности.
Логико-математическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_smyshlyonyy_rebenok.docx | 37.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №40 "Радость" города Новочебоксарска Чувашской Республики
Программа
Кружка по формированию элементарных математических представлений «Смышлёный ребенок»
В средней группе «Березка»
Автор: Козлова А.В.
воспитатель I квалификационной
категории
Новочебоксарск 2016 г.
Пояснительная записка
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Свой первый математический опыт ребенок приобретает в разнообразных видах повседневной деятельности.
Логико-математическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления.
Овладев логическими операциями, ребенок дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Для более качественного и быстрого процесса обучения ребенка дошкольника логическим операциям и нужны дидактические игры и упражнения.
Формирование логических приемов является важным фактором, непосредственно способствующим развитию процесса мышления ребенка дошкольника. Практически все психологические исследования, посвященные анализу способов и условий развития мышления ребенка, единодушны в том, что методическое руководство этим процессом не только возможно, но и является высокоэффективным, т. е. при организации специальной работы по формированию и развитию логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Цель программы:
1. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
2. Способствовать формированию и развитию у дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.
Задачи программы:
Обучающие:
- развивать умственные способности детей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования;
- учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам и назначению;
- учить классифицировать предметы по различным основаниям;
- учить сравнивать предметы и образы;
- учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
- развивать быстроту мышления;
- побуждать делать самостоятельные выводы;
- учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения;
- учить устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие:
- развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
- усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
- развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
- развитие творческих способностей.
- развитие способности группировать предметы по цвету и величине;
- развитие умения различать и называть в процессе моделирования
- геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.
- закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
- составление геометрических фигур из палочек и преобразование их. Рисование фигур, символические изображения из геометрических фигур в тетради в клетку.
Воспитательные:
- возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия друг с другом при освоении математических понятий.
- воспитание и развитие ответственности, настойчивости, в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.
Тип программы: программа «Смышлёный ребенок» является программой познавательно-исследовательской направленности, которая составлена на основе программы К.В. Шевелёва «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»
Принципы, лежащие в основе программы:
- принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;
- формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;
- использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»;
- стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;
- возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий;
Ожидаемые результаты:
Развитие у ребенка дошкольного возраст их интеллектуально – творческих способностей через освоение логико-математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способы познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация). Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Обучение детей проводится по следующим разделам:
- Графические задачи;
- Количество и счёт;
- Величина;
- Ориентировка в пространстве;
- Ориентировка во времени;
- Геометрические фигуры;
- Логические задачи.
Занятия кружка проводятся I раз в неделю: во второй половине дня.
Время работы: 16.00 – 16.20 ч
Комплексно-тематическое планирование
Тема занятия | Программное содержание | Литература | |
октябрь | 1занятие - Много – один. Один – ни одного. - Высокий – низкий - Ознакомление с названием месяца сентябрь – октябрь - Логическая игра «Путешественники» - Блоки Дьенеша | Знакомство с понятиями один, много, ни одного. Различать в окружающей обстановке, каких предметов много, каких по одному. Правильно пользоваться понятиями, употребляя их в речи. Формировать представление о свойствах предметов по высоте: высокий - низкий; учить сравнивать предметы по высотеправильно называет весь объем свойств у предмета. Правильно называет весь объем свойств у предмета. (Блоки Дьенеша) | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Геом. фигуры «Блоки Дьенеша» |
октябрь | 2 занятие - Число и цифра 1. - Геометрическая фигура - круг - Логическая игра «Закончи ряд» - Кубики Никитина | Знакомство с числом 1 и цифрой 1; формирование умения считать предметы; упражнение в написании цифры 1. Знакомить с плоскостной геометрической фигурой: кругом и его свойствами; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на круг. Развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, комбинаторных способностей. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Кубики Никитина |
октябрь | 3 занятие - Число и цифра 2. - Справа – слева. - Логическая игра « В магазине» - Палочки Кьюзенера | Знакомство с образованием и свойством числа 2, цифрой 2; понятие «пара»; считать предметы, согласуя числительные; Различать и называть пространственные отношения: справа – слева; упражнять в определении правой руки и правой стороны, левой руки и левой стороны | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Палочки Кьюзенера |
октябрь | 4 занятие - Число и цифра 2. - Квадрат - Логическая игра «Закрась в нужный цвет» - Квадрат Воскобовича | Упражнение в написании цифры 2. Знакомить с плоскостной геометрической фигурой: квадратом и его свойствами; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на квадрат. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В Квадрат Воскобовича |
ноябрь | 1 занятие - Число и цифра 3. - Круг Квадрат - Ознакомление с названием месяцаноябрь - Логическая игра «Назови, кто это» - Счетные палочки | Знакомство с числом и цифрой 3; учить образовывать число 3 путем прибавления единицы к числу 2; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на квадрат, круг. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В Счетные палочки. |
ноябрь | 2 занятие - Число и цифра 3. - Широкий – узкий - Логическая игра «Соедини предметы» - Блоки Дьенеша | Упражнение в порядковом счете. Упражнение в написании цифры 3. Формирование представлений о различных свойствах предметов по величине: широкий - узкий; находит сходство и различие между предметами. (Блоки Дьенеша) | «ФЭМП у дошков 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. «Блоки Дьенеша» |
ноябрь | 3 занятие - Треугольник. - Сравнение предметовпо длине, по высоте. - Логическая игра «Нарисуй недостающие предметы» - Кубики Никитина | Знакомство с плоскостной геометрической фигурой: треугольником и его свойствами; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на треугольник учить сравнивать предметы по ширине. Развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания, | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Кубики Никитина |
ноябрь | 4 занятие - Число и цифра 4. - Толстый – тонкий. - Логическая игра «Найди одинаковые предметы» - Палочки Кьюзенера«Подбираем ленточки к фартучкам». | Знакомство с числом и цифрой 4; считать в пределах четырех; познакомить с образованием числа 4 путем прибавления единицы к предыдущему числу; Формировать представление о различных свойствах предметов по величине: толстый - тонкий; | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Палочки Кьюзенера |
декабрь | 1 занятие - Число и цифра 4 - Толстый – тонкий - Ознакомление с месяца декабрь - Логическая игра «»Лабиринт дорога к маме» - Квадрат Воскобовича | Счет в пределах четырех; упражнять в написании цифры 4. Формировать представление о различных свойствах предметов по величине: толстый - тонкий; учить сравнивать предметы по ширине | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В Квадрат Воскобовича |
декабрь | 2 занятие - Число и цифра 5. - Прямоугольник - Логическая игра «Допиши нужную цифру» - Блоки Дьенеша | Знакомство с плоскостной геометрической фигурой: прямоугольником и его свойствами; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на прямоугольник Знакомство с числом и цифрой 5; считать в пределах пяти; познакомить с образованием числа 5 путем прибавления единицы к предыдущему числу; умеет группировать предметы по наличию и отсутствию одного свойства. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Геом. фигуры «Блоки Дьенеша» |
декабрь | 3 занятие - Число и цифра 5. - овал - Большой – маленький - Логическая игра «Разложи предметы по цвету» - Кубики Никитина | Знакомство с плоскостной геометрической фигурой: овалом и его свойствами; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на овал. упражнять в написании цифры 5. Формирование представление о различных свойствах предметов по величине: большой - маленький; учить сравнивать предметы по размеру. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Кубики Никитина |
декабрь | 4 занятие - Величины: большой, поменьше, маленький - Круг, треугольник, квадрат - Игра «Назови и покажи» - Палочки Кьюзенера «Мы по лесенке шагаем» | Упражнения на развитие пространственных представлений и избирательности зрительного внимания Развитие мелкой моторики, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, комбинаторных способностей. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Палочки Кьюзенера |
январь | 1 занятие - Число и цифра 5. - Большой– маленький - Ознакомление с названием месяца январь - Логическая игра Квадрат Воскобовича | Знакомство с числом и цифрой 5; считать в пределах пяти; познакомить с образованием числа 5 путем прибавления единицы к предыдущему числу; Формировать представление о различных свойствах предметов по величине: большой - маленький; учить сравнивать предметы по размеру. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В Квадрат Воскобовича |
январь | 2 занятие - Число и цифра 5 - геометрических фигур. - Логическая игра «Продолжи ряд» - Счетные палочки | упражнение в написании цифры 5. Умение осуществить зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В Счетные палочки. |
январь | 3 занятие - Пространственные отношения: на, над, под. - Логическая игра «Заполни таблицы» - Блоки Дьенеша | Различие пространственных отношений: на, над, под; упражняться в определении расположения предметов на, над, под. Закрепление умений сопоставлять фигуры, сравнивать, находить отличительные признаки. умеет находить фигуру по знаково – символическим обозначениям свойств. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Геом. фигуры «Блоки Дьенеша» |
февраль | 1 занятие - Число и цифра 7. - Внутри, снаружи, на стороне - Ознакомление с названием месяцафевраль - Логическая игра «Соедини предметы» | Знакомство с числом и цифрой 7; считать в пределах семи; познакомить с образованием числа 7 путем прибавления единицы к предыдущему числу; упражняться в определении расположения предметов внутри, снаружи, на стороне Развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания, | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Кубики Никитина |
февраль | 2 занятие - Число и цифра 7. - Влево, вправо.вверх,вниз. -Д/игра «Куда едут автомобили» -Логическая игра - Палочки Кьюзенера | Знакомство с числом и цифрой 7; считать в пределах восьми; познакомить с образованием числа 7 путем прибавления единицы к предыдущему числу; Упражнять в написании цифры 7. Упражнять в счете до7. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Палочки |
февраль | 3 занятие - Пространственные отношения: на, над, под. - Логическая игра « Найди нужную дорожку» - Квадрат Воскобовича | Различие пространственных отношений: на, над, под; упражняться в определении расположения предметов на, над, под. Развитие пространственных представлений. Формирование представлений об условных разрешающих и запрещающих знаках, направлениях «прямо», «.налево», «направо». | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В Квадрат Воскобовича |
февраль | 4 занятие - Число и цифра 8 - Сравнение предметов по размеру, по форме, по цвету. - Логическая игра «Найди одинаковые предметы» - Блоки Дьенеша | Знакомство с числом и цифрой 8; считать в пределах восьми; познакомить с образованием числа 8 путем прибавления единицы к предыдущему числу; Ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме), находить фигуру по знаково – символическим обозначениям свойств. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Геом. фигуры «Блоки Дьенеша» |
март | 1занятие - Число и цифра 8. - Определи закономерность. - Логическая игра «Заполни таблицу» - Ознакомление с названием месяца март | упражнение в написании цифры 8. Развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, комбинаторных способностей. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Кубики Никитина |
март | 2 занятие - Счет до 9 - Больше, меньше, столько же, поровну - Логическая игра «Разложи фигуры по конвертам» - Палочки Кьюзенера«Лесенка широкая и лесенка узкая» | Знакомство с числом и цифрой 9; считать в пределах девяти; Закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Палочки Кьюзенера |
март | 3 занятие - Число и цифра 9. - Раньше, позже, быстро, медленно. - Логическая игра «Лабиринт» - Счетные палочки | Знакомство с числом и цифрой 9; считать в пределах девяти; познакомить с образованием числа 9 путем прибавления единицы к предыдущему числу; Формирование представлений об условных разрешающих и запрещающих знаках, использовании правил, о рассуждениях методом исключения, направлениях «прямо», «.налево», «направо». | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В Счетные палочки. |
март | 4 занятие - Число и цифра 9. - Уравнение множиств. - Логическая игра «Сладкие предметы» - Блоки Дьенеша | Упражние в написании цифры 9. воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. - выделение свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, используя блоки Дьенеша. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Геом. фигуры «Блоки Дьенеша» |
апрель | 1 занятие - Шар, куб - Ознакомление с названием месяца апрель - Логическая игра «Детское лото» - Кубики Никитина | Развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, комбинаторных способностей. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Кубики Никитина |
апрель | 2 занятие - Число и цифра 10. - Ориентирование в пространстве. - Логическая игра «Путь белочки» работа по плану. - Палочки Кьюзенера«Мосты через реку», | Знакомство с числом и цифрой 10; считать в пределах десяти; познакомить с образованием числа 10 путем прибавления единицы к предыдущему числу; Формирование представлений об условных разрешающих и запрещающих знаках, направлениях «прямо», «.налево», «направо». | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Палочки Кьюзенера |
апрель | 3 занятие - Число и цифра 10. - Сравнение предметов по двум признакам. - Логическая игра «Весы» - Квадрат Воскобовича | Упражнение в написании цифры 10. воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В Квадрат Воскобовича |
апрель | 4 занятие - Число 0. - Временные части суток. - Логическая игра «Заполни пустые квадтаты» - Счетные палочки | Упорядочивание предметов по различным признакам, развивать внимание, память, мышление, классифицировать предметы, называть группы предметов обобщенными словами, обогащает словарный запас | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В Счетные палочки. |
май | 1 занятие - Число 0. Цифра 0 - Ознакомление с названием месяца май - Логическая игра « Соедини парные картинки» - Блоки Дьенеша | Развитие внимания, памяти, мышления, классификация предметов, группы предметов обобщенными словами, обогащает словарный запас. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Геом. фигуры «Блоки Дьенеша» |
май | 2 занятие - Деление на части, группы, множества. - Логическая игра «Спортивные игры» - Кубики Никитина | Развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, комбинаторных способностей. | « ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Кубики Никитина |
май | 3 занятие Итоговое | Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. | |
май | 4 занятие Итоговое. | Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. |
Методическое обеспечение программы кружка «Юный математик»
1. К.В. Шевелев Программа «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» - М.; Ювента, 2012г. 2. К.В. Шевелев «Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет » М.; Ювента, 2013г
3.К.В. Шевелев « Занимательная математика». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет - М.; Ювента, 2015г.
4. К.В. Шевелев «Путешествие в мир логики» Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет - М.; Ювента, 2015г
5. З.А.Михайлова, Е.А.Носова «Логико – математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кьюизенера» СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2015г. -128с.
6. В. Воскобович, Т. Харько. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе
Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...