кружок "Смышленый ребенок"
материал по математике (средняя группа) на тему

Козлова Анастасия Валерьевна

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Свой первый математический опыт ребенок приобретает в разнообразных видах повседневной деятельности.

Логико-математическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_smyshlyonyy_rebenok.docx37.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №40 "Радость" города Новочебоксарска Чувашской Республики

Программа

Кружка по формированию элементарных математических представлений  «Смышлёный ребенок»

В средней группе «Березка»

                             

                               Автор: Козлова А.В.

                                                    воспитатель I квалификационной

               категории

Новочебоксарск 2016 г.

Пояснительная записка

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Свой первый математический опыт ребенок приобретает в разнообразных видах повседневной деятельности.

Логико-математическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления.

Овладев логическими операциями, ребенок дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Для более качественного и быстрого процесса обучения ребенка дошкольника логическим операциям и нужны дидактические игры и упражнения.

Формирование логических приемов является важным фактором, непосредственно способствующим развитию процесса мышления ребенка дошкольника. Практически все психологические исследования, посвященные анализу способов и условий развития мышления ребенка, единодушны в том, что методическое руководство этим процессом не только возможно, но и является высокоэффективным, т. е. при организации специальной работы по формированию и развитию логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Цель программы:

1. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.

2. Способствовать формированию и развитию у дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.

Задачи программы:

Обучающие:

  • развивать умственные способности детей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования;
  • учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам и назначению;
  • учить классифицировать предметы по различным основаниям;
  • учить сравнивать предметы и образы;
  • учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
  • развивать быстроту мышления;
  • побуждать делать самостоятельные выводы;
  • учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие:

  • развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
  • усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
  • развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
  • развитие творческих способностей.
  • развитие способности группировать предметы по цвету и величине;
  • развитие умения различать и называть в процессе моделирования
  • геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.
  • закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
  • составление геометрических фигур из палочек и преобразование их. Рисование фигур, символические изображения из геометрических фигур в тетради в клетку.

Воспитательные:

  • возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия друг с другом при освоении математических понятий.
  • воспитание и развитие ответственности, настойчивости, в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.

Тип программы: программа «Смышлёный ребенок» является программой познавательно-исследовательской направленности, которая составлена на основе программы К.В. Шевелёва «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»

Принципы, лежащие в основе программы:

  • принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;
  • формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;
  • использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»;
  • стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;
  • возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий;

Ожидаемые результаты:

Развитие у ребенка дошкольного возраст их интеллектуально – творческих способностей через освоение логико-математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способы познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация). Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

Обучение детей проводится по следующим разделам:

  • Графические задачи;
  • Количество и счёт;
  • Величина;
  • Ориентировка в пространстве;
  • Ориентировка во времени;
  • Геометрические фигуры;
  • Логические задачи.

Занятия кружка проводятся I раз в неделю:  во второй половине дня.

Время работы: 16.00 – 16.20 ч

Комплексно-тематическое планирование

Тема занятия

Программное содержание

Литература

октябрь

1занятие Много – один. Один – ни одного. - Высокий – низкий - Ознакомление с названием месяца сентябрь – октябрь - Логическая игра «Путешественники» - Блоки Дьенеша

Знакомство с понятиями один, много, ни одного. Различать в окружающей обстановке, каких предметов много, каких по одному. Правильно пользоваться понятиями, употребляя их в речи. Формировать представление о свойствах предметов по высоте: высокий - низкий; учить сравнивать предметы по высотеправильно называет весь объем свойств у предмета. Правильно называет весь объем свойств у предмета. (Блоки Дьенеша)

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Геом. фигуры «Блоки Дьенеша»

октябрь

2 занятие - Число и цифра 1. - Геометрическая фигура - круг - Логическая игра «Закончи ряд» - Кубики Никитина

Знакомство с числом 1 и цифрой 1; формирование умения считать предметы; упражнение в написании цифры 1. Знакомить с плоскостной геометрической фигурой: кругом и его свойствами; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на круг. Развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, комбинаторных способностей.

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Кубики Никитина

октябрь

3 занятие Число и цифра 2. - Справа – слева. - Логическая игра « В магазине» - Палочки Кьюзенера

Знакомство с образованием и свойством числа 2, цифрой 2; понятие «пара»; считать предметы, согласуя числительные; Различать и называть пространственные отношения: справа – слева; упражнять в определении правой руки и правой стороны, левой руки и левой стороны

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Палочки Кьюзенера

октябрь

4 занятие Число и цифра 2. - Квадрат - Логическая игра «Закрась в нужный цвет» - Квадрат Воскобовича

Упражнение в написании цифры 2. Знакомить с плоскостной геометрической фигурой: квадратом и его свойствами; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на квадрат.

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В Квадрат Воскобовича

ноябрь

1 занятие - Число и цифра 3. - Круг Квадрат - Ознакомление с названием месяцаноябрь - Логическая игра «Назови, кто это» - Счетные палочки

Знакомство с числом и цифрой 3; учить образовывать число 3 путем прибавления единицы к числу 2; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на квадрат, круг.

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики»,  «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В Счетные палочки.

ноябрь

2 занятие - Число и цифра 3. - Широкий – узкий - Логическая игра «Соедини предметы» - Блоки Дьенеша

Упражнение в порядковом счете. Упражнение в написании цифры 3.

Формирование представлений о различных свойствах предметов по величине: широкий - узкий; находит сходство и различие между предметами. (Блоки Дьенеша)

«ФЭМП у дошков 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики»,  «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. «Блоки Дьенеша»

ноябрь

3 занятие Треугольник. - Сравнение предметовпо длине, по высоте. - Логическая игра «Нарисуй недостающие предметы» - Кубики Никитина

Знакомство с плоскостной геометрической фигурой: треугольником и его свойствами; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на треугольник учить сравнивать предметы по ширине. Развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания,

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Кубики Никитина

ноябрь

4 занятие Число и цифра 4. - Толстый – тонкий. - Логическая игра «Найди одинаковые предметы» - Палочки Кьюзенера«Подбираем ленточки к фартучкам».

Знакомство с числом и цифрой 4; считать в пределах четырех; познакомить с образованием числа 4 путем прибавления единицы к предыдущему числу; Формировать представление о различных свойствах предметов по величине: толстый - тонкий;

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Палочки Кьюзенера

декабрь

1 занятие - Число и цифра 4 - Толстый – тонкий - Ознакомление с месяца декабрь - Логическая игра «»Лабиринт дорога к маме» - Квадрат Воскобовича

Счет в пределах четырех; упражнять в написании цифры 4. Формировать представление о различных свойствах предметов по величине: толстый - тонкий; учить сравнивать предметы по ширине

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В Квадрат Воскобовича

декабрь

2 занятие - Число и цифра 5. - Прямоугольник - Логическая игра «Допиши нужную цифру» - Блоки Дьенеша

Знакомство с плоскостной геометрической фигурой: прямоугольником и его свойствами; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на прямоугольник Знакомство с числом и цифрой 5; считать в пределах пяти; познакомить с образованием числа 5 путем прибавления единицы к предыдущему числу; умеет группировать предметы по наличию и отсутствию одного свойства.

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Геом. фигуры «Блоки Дьенеша»

декабрь

3 занятие Число и цифра 5. - овал - Большой – маленький - Логическая игра «Разложи предметы по цвету» - Кубики Никитина

Знакомство с плоскостной геометрической фигурой: овалом и его свойствами; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на овал. упражнять в написании цифры 5. Формирование представление о различных свойствах предметов по величине: большой - маленький; учить сравнивать предметы по размеру.

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Кубики Никитина

декабрь

4 занятие Величины: большой, поменьше, маленький - Круг, треугольник, квадрат - Игра «Назови и покажи» - Палочки Кьюзенера «Мы по лесенке шагаем»

Упражнения на развитие пространственных представлений и избирательности зрительного

внимания Развитие мелкой моторики, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, комбинаторных способностей.

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Палочки Кьюзенера

январь

1 занятие Число и цифра 5. - Большой– маленький - Ознакомление с названием месяца январь - Логическая игра Квадрат Воскобовича

Знакомство с числом и цифрой 5; считать в пределах пяти; познакомить с образованием числа 5 путем прибавления единицы к предыдущему числу; Формировать представление о различных свойствах предметов по величине: большой - маленький; учить сравнивать предметы по размеру.

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В Квадрат Воскобовича

январь

2 занятие - Число и цифра 5 - геометрических фигур. - Логическая игра «Продолжи ряд» - Счетные палочки

упражнение в написании цифры 5. Умение осуществить зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В Счетные палочки.

январь

3 занятие Пространственные отношения: на, над, под. - Логическая игра «Заполни таблицы» - Блоки Дьенеша

Различие пространственных отношений: на, над, под; упражняться в определении расположения предметов на, над, под. Закрепление умений сопоставлять фигуры, сравнивать, находить отличительные признаки. умеет находить фигуру по знаково – символическим обозначениям свойств.

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Геом. фигуры «Блоки Дьенеша»

февраль

1 занятие - Число и цифра 7. - Внутри, снаружи, на стороне - Ознакомление с названием месяцафевраль - Логическая игра «Соедини предметы»

Знакомство с числом и цифрой 7; считать в пределах семи; познакомить с образованием числа 7 путем прибавления единицы к предыдущему числу; упражняться в определении расположения предметов внутри, снаружи, на стороне Развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания,

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Кубики Никитина

февраль

2 занятие - Число и цифра 7. - Влево, вправо.вверх,вниз. -Д/игра «Куда едут автомобили» -Логическая игра - Палочки Кьюзенера

Знакомство с числом и цифрой 7; считать в пределах восьми; познакомить с образованием числа 7 путем прибавления единицы к предыдущему числу; Упражнять в написании цифры 7. Упражнять в счете до7.

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Палочки

февраль

3 занятие - Пространственные отношения: на, над, под. - Логическая игра « Найди нужную дорожку» - Квадрат Воскобовича

Различие пространственных отношений: на, над, под; упражняться в определении расположения предметов на, над, под. Развитие пространственных представлений. Формирование представлений об условных разрешающих и запрещающих знаках, направлениях «прямо», «.налево», «направо».

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В Квадрат Воскобовича

февраль

4 занятие - Число и цифра 8 - Сравнение предметов по размеру, по форме, по цвету. - Логическая игра «Найди одинаковые предметы» - Блоки Дьенеша

Знакомство с числом и цифрой 8; считать в пределах восьми; познакомить с образованием числа 8 путем прибавления единицы к предыдущему числу; Ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме), находить фигуру по знаково – символическим обозначениям свойств.

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Геом. фигуры «Блоки Дьенеша»

март

1занятие - Число и цифра 8. - Определи закономерность. - Логическая игра «Заполни таблицу»

Ознакомление с названием месяца март

упражнение в написании цифры 8. Развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, комбинаторных способностей.

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Кубики Никитина

март

2 занятие - Счет до 9 - Больше, меньше, столько же, поровну - Логическая игра «Разложи фигуры по конвертам» - Палочки Кьюзенера«Лесенка широкая и лесенка узкая»

Знакомство с числом и цифрой 9; считать в пределах девяти; Закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении.

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Палочки Кьюзенера

март

3 занятие - Число и цифра 9. - Раньше, позже, быстро, медленно. - Логическая игра «Лабиринт» - Счетные палочки

Знакомство с числом и цифрой 9; считать в пределах девяти; познакомить с образованием числа 9 путем прибавления единицы к предыдущему числу; Формирование представлений об условных разрешающих и запрещающих знаках, использовании правил, о рассуждениях методом исключения, направлениях «прямо», «.налево», «направо».

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В Счетные палочки.

март

4 занятие Число и цифра 9. - Уравнение множиств. - Логическая игра «Сладкие предметы» - Блоки Дьенеша

Упражние в написании цифры 9. воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. - выделение свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, используя блоки Дьенеша.

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Геом. фигуры «Блоки Дьенеша»

апрель

1 занятие - Шар, куб - Ознакомление с названием месяца апрель - Логическая игра «Детское лото» - Кубики Никитина

Развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, комбинаторных способностей.

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Кубики Никитина

апрель

2 занятие - Число и цифра 10. - Ориентирование в пространстве. - Логическая игра «Путь белочки» работа по плану. - Палочки Кьюзенера«Мосты через реку»,

Знакомство с числом и цифрой 10; считать в пределах десяти; познакомить с образованием числа 10 путем прибавления единицы к предыдущему числу; Формирование представлений об условных разрешающих и запрещающих знаках, направлениях «прямо», «.налево», «направо».

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Палочки Кьюзенера

апрель

3 занятие Число и цифра 10. - Сравнение предметов по двум признакам. - Логическая игра «Весы» - Квадрат Воскобовича

Упражнение в написании цифры 10. воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В Квадрат Воскобовича

апрель

4 занятие - Число 0. - Временные части суток. - Логическая игра «Заполни пустые квадтаты» - Счетные палочки

Упорядочивание предметов по различным признакам, развивать внимание, память, мышление, классифицировать предметы, называть группы предметов обобщенными словами, обогащает словарный запас

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В Счетные палочки.

май

1 занятие - Число 0. Цифра 0 Ознакомление с названием месяца май - Логическая игра « Соедини парные картинки» - Блоки Дьенеша

Развитие внимания, памяти, мышления, классификация предметов, группы предметов обобщенными словами, обогащает словарный запас.

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Геом. фигуры «Блоки Дьенеша»

май

2 занятие - Деление на части, группы, множества. - Логическая игра «Спортивные игры» - Кубики Никитина

Развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, комбинаторных способностей.

« ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет», «Путешествие в мир логики», «Занимательная математика» 4-5 лет Шевелев К.В. Кубики Никитина

май

3 занятие Итоговое

Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.

май

4 занятие Итоговое.

Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.

Методическое обеспечение программы кружка «Юный математик»

1. К.В. Шевелев Программа «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» - М.; Ювента, 2012г. 2. К.В. Шевелев «Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет » М.; Ювента, 2013г

3.К.В. Шевелев « Занимательная математика». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет - М.; Ювента, 2015г.

4. К.В. Шевелев «Путешествие в мир логики» Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет - М.; Ювента, 2015г

5. З.А.Михайлова, Е.А.Носова «Логико – математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кьюизенера» СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2015г. -128с. 

6. В. Воскобович, Т. Харько. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе

Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...