Дидактические игры для развития элементарных математических представлений детей 4-5 лет с элементами сказок
картотека по математике (средняя группа) на тему

Сапаева Светлана Вениаминовна

Представлена картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений с элементами сказок детей 4-5 лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для развития элементарных математических представлений детей 4-5 лет с элементами сказок

 «Подбери по форме и цвету»

Цель:

- Учить детей определять форму и цвет геометрической фигуры.

- Учить подбирать по форме и цвету геометрические фигуры.

- Закреплять названия и признаки геометрических фигур.

- Развивать глазомер.

- Воспитывать умение действовать в команде, помогать друг другу.

Оборудование:

«Коврик» с отверстиями для геометрических фигур, геометрические фигуры разного цвета и разной формы.

Ход игры:

На столе (на полу) лежит коврик с отверстиями для фигур. Воспитатель объясняет, что у зайчика (собачки, лисички) случилась беда. Лежал возле его домика коврик, но подул сильный ветер и растрепал коврик, вон какие дыры получились. Воспитатель предлагает починить коврик. Дети берут по 1 фигуре. Воспитатель задает следующие вопросы:

- Какая у тебя фигура?

- Какого цвета у тебя фигура?

- Сколько углов у треугольника?

- Сколько сторон у квадрата?

- Какие стороны у прямоугольника? И т. д.

Вопросами воспитатель уточняет признаки геометрических фигур.

Затем воспитатель предлагает детям поставить свои фигуры в отверстия на коврике что бы починить его. Дети выполняют задание.

«Отгадай»

Задачи: закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник.

Оборудование: мяч; круги, квадраты, треугольники  разных цветов.

Ход игры.

Дети становятся в круг, в центре которого находится воспитатель с мячом.

Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет,  который будет показан.

Вначале воспитатель показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что  этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч.

Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например,  на блин, на солнце, на тарелку…

Далее педагог показывает большой красный круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор…

В игре принимают участие все.

Для того чтобы детям был более понятен смысл игры «Отгадай», покажите им иллюстрации. Так, красный круг – помидор, желтый круг – мяч.

«Разложи фигуры в домики»

Цель: развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур;  формировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры; сравнивать их по величине; закреплять знания цветов.

Оборудование:  карточки-домики разного цвета, геометрические фигуры разного цвета и  размера (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, звездочки,  шестиугольники).

Игровое правило: брать только по одной геометрической фигуре и класть в  нужный домик в соответствии с указанием воспитателя.

Ход игры:

      Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур. Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках».

 Размести «жильцов» в домики.

-По цвету (в красном домике – красные фигуры и т.д.)

-По форме (в красном домике – круги и т.д.).

-По величине (в красном домике–большие треугольники и т.д.).

Далее можно усложнить задание и предложить ребенку разместить фигуры так, чтобы они были чем-нибудь похожи и объяснить, почему так расположил фигур.

«Найди пару»

Цель: учить детей находить расположение фигур на рисунке; различать круг, квадрат, треугольник; последовательно анализировать и описывать узор, составленный из        геометрических    фигур: сначала называть фигуру в центре, а затем слева и  справа; закрепить определение: геометрические фигуры, расположенные в одном и том  же порядке на двух карточках, составляют пару; развивать наблюдательность, внимание; активизировать словарь (похожие, разные, одинаковые)

Оборудование:  Пары карточек (рукавичек). На каждой изображены в разной последовательности круг, квадрат, треугольник.

Игровое правило: Отбирать только одинаковые карточки; игрок получает  парную карточку только тогда, если правильно опишет свою. Выигрывает тот, кто не ошибается.

Ход игры:

1 вариант.

Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку карточку (рукавичку), описать из каких геометрических фигур состоит узор и какого цвета. Затем найти парную карточку.

2 вариант.

Играют 3 ребенка. Воспитатель ведущий. Воспитатель берет три карточки с разным расположением геометрических фигур, складывает их перед собой изображением вниз, а остальные карточки раскладывает перед детьми изображением вверх.

Показывая первую карточку. Ведущий говорит: «У меня на карточке посередине – круг, слева – треугольник, справа – квадрат. У кого такая же карточка?»

Ребенок, у которого такая же карточка расположение фигур на ней и после этого получает от ведущего парную карточку.

Игра заканчивается, когда подобраны все карточки.

«Сложи узор»

Цель: развивать умение различать геометрические фигуры, определять цвет, анализировать положение предметов в пространстве; закреплять знание основных цветов, умение сравнивать геометрические фигуры по размеру;  развивать внимание, мыслительные операции.

Оборудование:  большие карточки с геометрическим узором, набор  геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники).

Игровое правило: брать только одну карту и геометрические фигуры к ней.

Ход игры:

1.Воспитатель предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос: «Из каких геометрических фигур составлен узор на образце?». Затем дети определяют - какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же узор. (Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур).

2.Если ребенок хорошо справляется, то можно попросить его выполнить такой же узор по памяти.

3.Можно предложить ребенку составить свой узор.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для развития элементарных математических представлений

Подборка дидактических игр, которые помогут в развитии памяти, внимания, воображения детей младшего дошкольного возраста, сделают мир вашего ребенка разнообразнее и увлекательнее....

Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений

Значение дидактических игр в развитии элементарных математических представлений...

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений детей от 3 до 4 лет.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...

Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений у дошкольников

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ...

Мастер класс для родителей 1 младшей группы «Дидактические игры для развития элементарных математических представлений у детей раннего возраста»

Мастер класс для родителей 1 младшей группы «Дидактические игры для развития элементарных математических представлений у детей раннего возраста» подготовила: воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 с. ...

Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных ...

"Математический сундучок" (дидактические игры на развитие элементарных математических представлений)

Актуальность:  с  каждым годом число детей с ОВЗ увеличивается. Дети  с ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образовании. Если для родителей нормально р...