Шахматы как средство развития интеллектуальных способностей
статья по математике (подготовительная группа) на тему
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Шахматы как средство развития интеллектуальных способностей
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым.
Одна из важных задач - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни детей, начиная с самого рождения.
От того, насколько сформировано мышление у ребенка, поступающего в школу, будет во многом зависеть успешность обучения вообще, и математике в частности.
Важно отметить, что логическое мышление и воображение лежат в основе практически всех изобретений, которое создало человечество. А сколько еще будет новых открытий, новых изобретений, новых подходов и методов — за все это можно поблагодарить логическое мышление. Можно даже сказать, что логическое мышление — это основа гениальности.
Почему я выбрала шахматы?
Во-первых, в сентябре 2012 году в Ростовской области стартовал проект «Шахматный всеобуч» организации внеурочной деятельности в начальной школе. По оценкам профессионального педагогического сообщества он стал значительным этапом в реализации новых образовательных стандартов.
Массовое обучение игре во всех донских начальных школах может быть возможным ответом на вызовы современности, которые ставят новые задачи перед российским общим образованием. Важнейшая из них – научить детей и подростков учиться, быть самостоятельными, уметь делать правильный выбор, помочь овладеть универсальными компетенциями для достижения личностных и метапредметных результатов.
А во-вторых, детей очень привлекают и сама шахматная доска, и деревянные затейливые фигурки. Малыши чувствуют: здесь какая-то тайна.
"...Незря во все эпохи короли
Ценили мудрость шахматной игры.
И в жизни пешка может стать ферзём,
Ведомая недюжинным умом..."
Ее называют игрой королей. Не случайно, охотно проводили свой досуг за шахматной игрой «великие умы» России – А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М.В. Толстой.
Итак, шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Ведь еще В.А. Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценное воспитание умственных способностей и памяти. Эта игра должна войти в жизнь школы, как один из элементов умственной культуры».
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов:
∙ На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
Изучение раздела «Шахматные фигуры» вызывает у детей особый интерес. На занятиях используется следующий материал:
загадки, стихи, сказки и песни о шахматах,
шахматные инсценировки с помощью кукольного театра («Шахматный колобок», «Шахматная репка», «Шахматный теремок»).
Ключевым моментом занятий является деятельность самих обучающихся. Конкурс рисунков « Наряд для пешки», «Путешествие в шахматное королевство», лепка фигур из пластилина.
Вместе сделать шахматные дидактические игрушки: “Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ” (материал – плотная бумага, ватман, картон); разрезные шахматные картинки; шахматное лото; Кубики с картинками шахматных фигур; темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ); летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность).
Рассматриваются шахматные комбинации, тактические приемы по захвату вражеских фигур «вилка» и «связка». На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Игра в шахматы предполагает умение думать, осмысливать, сопоставлять, сравнивать, а, главное, действовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Игра в шахматы – как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».
Через шахматы воспитатели могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления:умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространств...

Консультация для воспитателей «Оригами как средство развития интеллектуальных способностей и мелкой моторики рук старших дошкольников»
Консультация для воспитателей "Оригами как средство развития интеллектуальных способностей и мелкой моторики рук старших дошкольников"...

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы как способ развития интеллектуальных способностей детей.
В статье раскрыта одна из инновационных технологий -обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.Предлагаются этапы ознакомления детей с шахматами....

Семинар- практикум для педагогов "Игры в шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"
Семинар- практикум для педагогов "Игры в шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"...
Картотека "интеллектуальных игр". Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
Игры для детей...

Мастер-классШахматы как средство развития интеллектуального потенциала дошкольников
Шахматы - магическая игра. Их чары испытали на себе почти все великие люди всех времен и народов - от царей и полководцев до писателей и музыкантов. Люди играют в шахматы уже почти полторы ...

«Сенсорное развитие как средство развития интеллектуальных способностей»
Календарное планирование образовательной деятельности с воспитанниками и взаимодействие с семьями воспитанников...