Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5 лет), Тема: «Путешествие в Город геометрических фигур»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Ересько Мария Александровна

Конспект НОД составлен с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет и соответствует ФГОС ДО. Данный материал поможет развить внимание и воображение у детей; обогатит их знания и представления о геометрических фигурах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_4-5_geometricheskie_figury.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие

Цель: развить внимание, воображение и восприятие детей; обогатить знания ребенка о геометрических фигурах

Задачи:

  • Обогатить и закрепить знания детей о геометрических фигурах;
  • Тренировать умение соотносить геометрические формы с предметами окружающего мира
  • Закрепить умение детей разбивать предметы по цвету, форме
  • Повторить счет в пределах 5
  • Тренировать внимательность детей, развивать умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации
  • Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Словарная работа: образование имен прилагательных от имен существительных (круг-круглый, квадрат-квадратный и т.д.); правильное использование количественных числительных в пределах 5; повторение названия цветов

Оборудование: конверт с письмом, магнитная доска, карточки с изображением геометрических фигур, материал для дидактической игры «Найди пару» (вырезанные из бумаги варежки с наклеенным на них узором с разным числом треугольников), счетные палочки, мяч небольшого размера

Предварительная работа: знакомство детей с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), знакомство с образованием числа 5.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети сидят за столами.

Воспитатель: «Ребята, наш детский сад получил письмо для вас.  Давайте посмотрим, что в нём написано».

(Достаю письмо из конверта).

"Дорогие ребята, приглашаем вас к себе в гости в Город Геометрических фигур. Ваши друзья геометрические фигуры"

- Ребята, вы согласны отправиться в весёлое путешествие?

(Дети выражают своё согласие)

Дети вместе с воспитателем образуют паровозик и вагончики.

Воспитатель:

«Мы играем в паровоз -

Не беда, что без колес.

Есть, зато, труба, гудок,

Мы прибудем точно в срок.

Начинается игра,

Отправляться нам пора».

Дети проговаривают вместе с воспитателем:

«Колесики, колесики

По рельсам тарахтят.

Везут в страну чудесную

Компанию ребят».

Дети снова занимают свои места за столами.

2. Актуализация знаний.

Воспитатель: Вот мы и приехали! Посмотрите на город, в котором мы очутились, какие тут разноцветные дома. (Воспитатель обращает внимание на карточки, прикрепленные в магнитной доске так, что ребята видят их обратную сторону и не видят геометрические фигуры, которые на них изображены. Каждая карточка имеет свой цвет (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый)). Хотите узнать, какие фигуры живут в этих домах?  Для этого вы должны отгадать загадки, которые они для вас придумали:

Каждый угол в нём прямой,

Все четыре стороны - одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его?   (Квадрат)

Воспитатель: Правильно, ребята, в этом доме живет Квадрат. Какого цвета его дом? (Дети называют цвет дома по цвету карточки).

Аналогично дети разгадывают оставшиеся загадки и называют цвета домиков.

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На медаль, на блинок,

На осиновый листок.

Людям я старинный друг.

Называют меня … (Круг)

Три вершины,

Три угла,

Три сторонки –

Кто же я? (Треугольник)

Он похожий на яйцо

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность -

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг…. (Овал)

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат… (Прямоугольник).

3. Включение полученных знаний в систему знаний ребенка.

Воспитатель приглашает детей в группу для игры.

Дидактическая игра: «Назови предмет»

Дидактическая задача: упражняться в умении соотносить геометрическую фигуру и предмет окружающего мира, развивать воображение ребенка

Игровые правила: придумать и назвать предмет окружающего мира, который по форме напоминает геометрическую фигуру, названную воспитателем

Игровые действия: бросок мяча

Ход игры: Дети встают в круг, воспитатель с мячом в центре проводит игру. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет геометрическую фигуру, ребенок отвечает, какой предмет окружающего мира имеет такую же форму, и бросает мяч обратно воспитателю.

Дидактическая игра: «Подбери пару»

Дидактическая задача: закрепить представление о геометрической фигуре треугольник, тренировать счет в пределах 5

Игровые правила: внимательно рассмотрев «вторые» варежки на столе, найти пару для своей варежки, объяснив, почему выбрал именно эту варежку

Игровые действия: получив себе одну варежку от воспитателя, дети ищут на столе среди предложенных «вторых» варежек пару для своей

Ход игры: Воспитатель раздает каждому играющему по одной рукавичке (из бумаги). На каждой изображен узор из разного числа треугольников (от 1 до 5 треугольников на варежке). Дети должны найти свою пару из «вторых» варежек, выложенных воспитателем на столе.

4. Физкультминутка

В огород пойдем, урожай соберем.               Шаги на месте.

Мы моркови натаскаем                                   «Таскают».

И картошки накопаем.                                    «Копают».

Срежем мы кочан капусты,                             «Срезают».

Круглый, сочный, очень вкусный,                    Показывают круг руками

Щавеля нарвем немножко                              «Рвут».

И вернемся по дорожке.                                 Шаги на месте.

(Н. Нищева)

5. Дидактическая игра: «Чего не стало?»

Дидактическая задача: закрепить представление о геометрических фигура, тренировать счет в пределах 5

Игровые правила: внимательно рассмотрев карточки на магнитной доске, определить, карточку с какой фигурой убрал воспитатель

Игровые действия: запомнить расположенные на доске геометрические фигуры, закрыть глаза, открыть глаза и определить, какую фигуру убрал воспитатель

Ход игры: Воспитатель размещает на магнитной доске пять карточек с геометрическими фигурами (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник). Дети внимательно изучают фигуры, затем воспитатель предлагает им закрыть глаза, а сам в это время убирает с доски одну карточку. Дети открывают глаза и отгадывают, карточку с какой фигурой убрал воспитатель. Отгадав очередную фигуру, дети каждый раз говорят, сколько фигур осталось на доске (пять-четыре-три-две-одна).

6. Дидактическая игра: «Составь геометрические фигуры». Индивидуальная работа.

Дидактическая задача: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола

Игровые правила: выложить на столе из счетных палочек заданную геометрическую фигуру

Игровые действия: выложить геометрическую фигуру

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку выложить на столе из счетных палочек по очереди квадрат, прямоугольник и треугольник. Размер фигур в данной игре с учетом целей НОД значения не имеет. Если число палочек в фигуре не превышает 5, воспитатель может предложить ребенку посчитать количество использованных для составления фигуры палочек.

7. Итог занятия. 

Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться.

Дети вместе с воспитателем образуют паровозик с вагончиками.

Вагончики, вагончики

По рельсам тарахтят.

Везут обратно в группу

Компанию ребят.

Дети собираются около воспитателя. Вместе с детьми вспоминаем, о чем мы говорили на занятии. Используем наводящие вопросы:

  • В каком городе мы с вами сегодня побывали?
  • Какие цифры мы с вами сегодня вспомнили?
  • Какие геометрические фигуры вы запомнили?
  • Какая игра вам понравилась больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5) лет на тему "Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур"пр

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5 лет) на тему:  «Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур».Цель: Создать...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе детей с ЗПР Тема: «Закрепление знаний о цифрах. Порядковый счёт. Слева, справа, вверху, внизу».

Упражнение в счете предметов до 7-ми.Сравнение и уравнивание множествЗакрепление порядкового счета в пределах 7-ми.Упражнение в ориентировке в пространстве и на листе бумаги.Знакомство с цифрой ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе "В городе геометрических фигур"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  городского округа Тольятти «Лицей №6»  структурное подразделение детский сад «Дельта»...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием ИКТ. Тема: «По сказочной дорожке»

Форирование элементарных математических представлений у детей через совместную игровую деятельность (счет в пределах 5)...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием ИКТ Тема: «Стоит в поле теремок»

Продолжать учить считать в пределах 5.Знакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы "Сколько?", "Который по счёту?"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада по теме: «Путешествие Колобка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе  детского сада по теме: «Путешествие Колобка»...