Кружок для дошкольников "Развивай-ка"
рабочая программа по математике на тему

Евстратикова Татьяна Михайловна

Рабочая программа для кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_matematike.docx44.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

математического кружка

«Развивайка»

в подготовительной группе

(возраст детей 6-7 лет)

Содержание

1.  Пояснительная записка

3.  Содержание программы

4.  Список воспитанников

5.  Расписание

6. Календарное планирование

Пояснительная записка

    В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

    Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

     Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

     Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

    Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

    Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

    Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

    На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

    Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

     Основой для разработки рабочей программы по развитию элементарных математических представлений стали:

  • Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  • Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Сан ПиН 2.4.2.2821 -10).
  • Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад «Незабудка»
  • Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Родионово-Несветайского района детский сад «Незабудка»
  • Положение о рабочей  Программе

Цели реализации программы:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

 • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

 • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

Основные задачи программы

  • Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, привить вкус к учению.
  • Выработать у детей привычку максимально полно включаться в образовательную деятельность (в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.
  • Привить любовь к конкретному предмету – математике.
  • Формирование представлений о числе и количестве:
  • Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
  • Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
  • Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
  • Познакомить с цифрами от 0 до 9.
  • Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
  •  Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+, минус -, равно (=).
  • Развитие представлений о величине:
  • Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
  • Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
  • Развитие представлений о форме:
  •  Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
  •  Упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
  •  Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
  • Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
  • Развитие пространственной ориентировки:
  • Ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
  •  Понимать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
  • Развитие ориентировки во времени:
  •  Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Итоговые результаты освоения Программы

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

 К семи  годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

  • Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
  • Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
  • Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
  • Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.
  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , =).
  • Различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
  • Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
  • Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
  • Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
  • Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
  • Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
  • Уметь получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  • Знать монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5, 10 рублей.
  • Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

        Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

  1. «Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
  2. «Социально-коммуникативное развитие», где знания и умения, полученные на НОД детьми, применяют в игровой деятельности. Содержание этой области направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, знаний о правилах безопасности дорожного движения.
  3. «Речевое развитие» - развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
  4. «Познавательное развитие» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху),  ориентироваться на листе бумаги.
  5.  «Художественное-эстетическое  развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.

Методы:

  • Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
  • Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
  • Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
  • Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)
  • Показ мультимедийных материалов

          Программа рассчитана на 1 год на детей 6-7 лет. Группа работает 4 раза в месяц по 25-30 минут, всего 32 занятия за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.

Учебно – тематический план

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

«Цвет, форма»

Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности.

Игра: «Составим узор»

«Размер»

Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук.

Игра – аппликация: «Красивые флажки»

«Формирование представлений о символическом изображении предметов»

Развитие речи, включение в активный словарь терминов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».

Игра: «Концовка».

«Счёт, порядковые числительные»

Выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 10, учить детей рассуждать, использовать числительные в бытовой и игровой деятельности. Развивать активность у детей.

Декоративная аппликация: Изготовление образов цифр способом обрывания бумаги. Учить детей аккуратно отрывать маленькие кусочки бумаги, развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление.

Октябрь

«Пространственные представления»

Развивать представления: «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи.

«Счет до 10»

Формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 10 (Используем шаблоны геометрических фигур).

Игра: «обведи правильную цифру»

Игра: «Весёлые человечки»

Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение.

Интеллектуальная игра с бусами «Разложи бусинки по цветам»

Закреплять знания детей о материалах, из которых изготовлены предметы, развивать мелкую моторику рук сенсорное развитие.

Ноябрь

Интеллектуальная игра «Близкие по значению»

Игра помогает дошкольникам овладеть грамотностью речи значение противоположных слов, употребление их в речи.

Развитие внимания, воображения. Цель: развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику.

Круг, квадрат, прямоугольник.

Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно.

(Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки)

Сравнение

Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания.

Сенсорное развитие

Развивать мелкую моторику рук, закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра.

Дидактические игры «Черный, серый, белый», «Волшебные краски», Игра с крупой «Разбери гречку и рис»

Декабрь

Графические умения.

Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда.

Развивать умения ориентироваться на лисе в клеточку (графический диктант)

Счет

Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи.

Задачи на смекалку

Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания.

Январь

Задачи на смекалку

Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7, 3. Создать у детей радостное настроение.

Пирамида, цилиндр

Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. Графический диктант: «Котёнок»

Зрительно – мыслительный анализ

Учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа».

Игра: «Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников.

Сенсорное развитие

Развитие умения сравнивать по их свойствам развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции), закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику

Дидактические игры «Определи на глаз», »Одинаковые или разные», «Что выше (шире) » Игра со счетными палочками. «Выложи предмет по образцу»

Февраль

Работа с альбомами

Развитие умения анализировать форму предметов

Способы измерения

Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей. Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части.

Игры – путешествие во времени

Закрепить знания детей о днях недели.

Игра: «Что сначала, что потом».

Предметы ближайшего окружения

Развитие произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции, умение определять материал (ткань, металл, пластмасса, стекло, дерево, бумага) и их свойства, бережное отношение к предметам труда людей

Март

Счет в пределах 10.

Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10. Продолжать учить штриховки цифр

Состав чисел от 1 до 10.

Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов.

Классификация

Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей.

«Сколько всего»

Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, тём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой.

Игры: «Каких фигур недостаёт? », «Игра с одним (двумя, тремя) обручем». Развитие внимания, мышления, воображения

Апрель

Формирование навыков сложения и вычитания. 1.

Закрепление состава числа первого десятка.

Игры: Диспетчер и контролер», «Распредели числа в домики», «Угадай-ка». Развитие логического мышления, речи, внимания.

Формирование навыков сложения и вычитания. 2

Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы.

Игра: «Бегущие цифры».

Формирование навыков сложения и вычитания. 3

Формирование навыков сложения и вычитания. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.

Игра «Цепочка». Развитие внимания, наблюдательности.

Символы

Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер)Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться в числовом ряду.

Игры – путешествия во времени. Цель: служат для закрепления знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев.

Игра: «Что сначала, что потом». Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия;

Май

Закрепление математических знаний и умений»

- Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур ;

- Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;

- Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;

- Закрепить умения отгадывать математическую загадку;

- Закреплять умения правильно пользоваться знаками <, >, =

- Закреплять умения составлять числа из 2-х меньших;

Перспективный план  по взаимодействию с родителями

Форма работы

Сроки

1

Консультация для родителей «Развитие математических способностей детей»

Индивидуальные консультации по вопросам формирования элементарных математических представлений детей.

Сентябрь

2

Подбор и составление загадок с использованием цифр

Ноябрь

3

Открытое мероприятие «Как Незнайку решать задачи учили»

Февраль

4

Консультация «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»

Апрель

Список литературы

  1. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий, Мозаика – синтез 2016 г.
  2. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова. Мозаика – синтез 2016 г.
  3.         Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.

4.        Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 2009 г.

5.        Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 г.

6.        Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008

7.        Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».

8.        Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».

9.         Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».

10.        А. В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет».

11.         Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька»

12.         Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику

13.        В. Г. Яфаева «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»

14.        Учебная хрестоматия. Математика в художественном слове

15.          Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»

16.         Е. Н. Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс»,

17.         Т. А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004

18.         Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по ручному труду и конструированию

Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....

Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"

На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...

Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"

На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...

Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии

В последние годы широкое применение получило использование  методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...

Кружок по рисованию

Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, формиро...

Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).

Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик:  воспитатель Бабикова Елена...