СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по математике (младшая группа) на тему

Калимуллина Сайда Альбертовна

Конспект образовательной деятельности "Снежинка пришла к малышам" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_mladshih_doshkolnikov.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Саетова М.В.        

Калимуллина С.А.

Гирфанова Г.К.

Воспитатели МБДОУ «Детский сад №117 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани Республики Татарстан

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее [3, с. 4].

Задачей современного детского сада является обеспечение наиболее полного развития воспитанников, учитывая возрастные характеристики на этапе окончания дошкольного образования, подготовление их к обучению в школе.

Готовность ребенка к школьному обучению немаловажно зависит от сенсорного развития ребенка. Так как значительную часть трудностей, которые возникают перед детьми в процессе начального обучения, связывают с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Именно развитие у детей процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего его мира и является определением сенсорного развития. Для того чтобы они проходили полноценно, надо целенаправленно работать над сенсорным воспитанием. Взрослый должен научить ребенка рассматривать, ощупывать, выслушивать и т.п. Но только обследования предмета недостаточно. Необходимо определение отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.

Развитие сенсорной сферы ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, возможности ребенка увеличиваются за счет анатомического и физиологического роста. Во-вторых, идет раскрытие генетических возможностей органов чувств. В-третьих, увеличиваются функциональные возможности за счет скоординированного взаимодействия органов [2, с. 203].

Любая информация, поступающая от окружающего мира, ребенок принимает через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает и обрабатывает специфический только для него вид информации.  Поэтому выделяют следующие виды сенсорных ощущений: зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный, вкусовой. Работая в детском саду над сенсомоторным воспитанием дошкольников,  воспитатели ставят перед собой  следующие задачи:

- развитие восприятия; создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т.п.); развитие умения воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи;

- закрепление умения выделять цвет, форму. Величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;

- совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Напоминание детям названий форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная);

- обогащение чувственного опыта детей, развитие умения фиксировать его в речи. Совершенствование восприятия (активно включая все органы чувств). Развитие образных представлений (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения);

- показ разных способов обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям (обхватывая предмет руками, проводя то одной, то другой рукой (пальчиком) по контуру предмета) [4, с. 104].

В данной работе мы хотим акцентировать внимание на осязание ребенка. Осязание является одним из наиболее обширных методов восприятия окружающего мира. Это объясняется тем, что тактильные клетки и рецепторы расположены по всему телу.

Зрение, слух и обоняние не дают всех представлений о предмете. О таких свойствах предметов, как твердый, мягкий, упругий, ломающийся, гладкий, шершавый, бархатистый, грубый, холодный, теплый, и о множестве других свойств может дать представление только осязание [2, с. 207].

Тактильные ощущения помогают ребенку в распознавании формы, нахождении различия между предметами, познании новых ощущений.  При помощи осязания дети чувствуют температуру, фактуру, плотность, влажность и другие ощущений при прикосновении кожи к чему либо.

Главный инструмент осязания - руки. Ощупывая предмет ладонями и пальцами, ребёнок получает всю необходимую информацию о предмете.

Развитие тактильных ощущений можно проводить как в повседневной жизни, так и на специально организованных занятиях.

Вашему вниманию предлагается конспект открытого занятия по познавательному развитию, который можно провести во второй младшей группе.

Тема: «Снежинка пришла к малышам»

Цель:

Расширить кругозор детей, стимулировать познавательный интерес, закрепить представления детей о сезонных изменениях в неживой природе в зимний период.

Задачи:

Воспитательные: пробуждение эстетических чувств, воспитание интереса к художественному слову; воспитание культуры общения детей (со сверстниками, взрослыми), доброжелательность.

Развивающие: развитие мелкой моторики пальцев рук через пальчиковые игры.

Образовательные: закрепление знаний о свойствах снега - холодный, белого цвета, хорошо лепится, тает и превращается в воду; дополнение словаря по теме «Зима»; употребление детьми в речи согласованные имена существительные с именами прилагательными; развитие речевого дыхания; расширение знаний детей о временах года.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте дети! Я хочу прочитать вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте, а потом скажете, о чем написано.

Снежинки.

Летают снежинки,

Почти невидимки, как много всегда их зимой.

И вот я снежинку –

Пушистую льдинку

Поймал наконец-то рукой.

Заплакала тихо

Хрустальная льдинка…

На теплой ладони

Осталась слезинка [1, с. 34].

Воспитатель: О чем говорится в этом стихотворении? Правильно, про снежинку. Снег, какой? (белый, пушистый, искристый). Назовите снег ласково (снежок, снежочек). А на что он похож? (вата, сахар, соль, мука). А что можно слепить из снега? (снежные фигурки, снеговика, снежки).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела снежинка. Она к нам пришла не с пустыми руками. Она вам принесла подарки (открывает маленькую коробочку, а в ней находятся резные снежинки).

Воспитатель: Снежинки какие? (красивые, резные, белые, легкие, блестящие). Что умеют делать снежинки? (летать, кружится, падать). Давайте положим на ладошки снежинки и поиграем с ними (проводится пальчиковая гимнастика):

Пальчиковая игра «Снежинка»

Маленькая снежинка села на ладошку

(Дети показывают снежинку)

Я ее поймаю, посиди немножко.

(Накрывают ее ладошкой)

Раз, два, три, три, четыре, пять

(Загибают пальчики)

Отпускаю полетать

(Дуют на снежинку).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Снежинка еще принесла вам ведерко (ведро накрыто салфеткой, в нем снег).  Давайте подойдите ко мне и попробуйте отгадать, что же в нем спрятано. (Дети подходят и с закрытыми глазами трогают снег)

Воспитатель: Что это? (снег). Как можно назвать по-другому? (много снежинок). Снег какой? (холодный). Что с ним произойдет в тепле? (он растает). Давайте мы это ведерко отложим в сторону. А когда занятие закончится, посмотрим, что случилось.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю украсить снежинки, которые вам раздала наша гостья. Потом мы повесим их в нашу группу. Потому что эти снежинки в тепле не растают. (Делают аппликацию с блестками).

Воспитатель: Посмотрите, как засияли и заблестели ваши снежинки! Вы все прекрасно справились с заданием. А нам пора прощаться со Снежинкой. До новых встреч!

Литература

  1. А. Мельников. Ладыгина Т. Б. Стихи к зимним детским праздникам. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с. – (Самые лучшие стихи для детского сада). С. 34.    
  2. Кашапов Р. Р. Практическая психология для родителей, или педагогика взаимности. -  М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,  2004 – 320 с. – (Практическая психология). С. 203.
  3. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1983. – 000 с., ил.). С. 4.
  4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.  – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 С. С. 104.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие младших дошкольников в познавательно-практической деятельности

Своевременное сенсорное развитие младших дошкольников — главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки ребенка в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзыв...

Развивающие пособия для сенсорного развития младших дошкольников.

В данном материале представленны сведения о сенсорном развитии дошкольников и представленны две дидактические игры для сенсорного воспитания....

Конспект НОД по сенсорному развитию младших дошкольников

Конспект НОД по сенсорному развитию младших дошкольников...

Игровые упражнения и приёмы для сенсорного развития младших дошкольников

Хочу предложить игры, в которые можно поиграть с ребёнком дома...

"Использование дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников"

Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать ...

"Игровые упражнения и приёмы для сенсорного развития младших дошкольников"

Сенсорика-это развитие восприятий ,представленных об объектах, явлениях и предметах окружающего мира...