Непосредственная образовательная деятельность в области ПОЗНАНИЕ (ФЭМП) ТРЕУГОЛЬНИК
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему
Занятие по ФЭМП, которое знакомит детей с понятием треугольник (по Петерсон Л. Г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_2014.docx | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 281 Дошкольное отделение № 2
Непосредственная образовательная деятельность в области ПОЗНАНИЕ (ФЭМП)
ТРЕУГОЛЬНИК
Воспитатель: Шкилькова Н.В.
Москва
2014
Цели:
- сформировать представление о треугольнике как общей форме некоторых предметов, умение распознавать треугольную форму в предметах окружающей обстановки;
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;
- закрепить счет до трех, умение сравнивать предметы по свойствам;
- тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.
Материалы к НОД.
Демонстрационный: изображение 3 клоунов, 3 колпачка, карточки с разным количеством точек и предметов не треугольной формы.
Раздаточный: круги, треугольники, квадраты, предметные картинки с изображением предметов треугольной формы, карточка с изображением 3 клоунов.
Ход деятельности.
- Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около фланелеграфа, на котором находится карточка с 3 клоунами.
- Сколько клоунов пришли к вам в гости? (Три).
Воспитатель рассказывает, что клоуны не могут отыскать свои колпачки и просят помочь им.
- Актуализация знаний.
Игра «Колпачки».
Дидактические задачи:
- актуализировать представление о форме предметов, закрепить представления о круге;
- закрепить умение считать до трех, сравнивать количество предметов на основе пересчета;
- тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь.
Дети садятся за столы, на которых находятся лежащие вперемешку 2 треугольника красного и желтого цвета одного размера и 2 круга красного и желтого цвета одного размера. Размер круга таков, что он вписывается в треугольник.
Показывая на геометрические фигуры, воспитатель говорит детям, что это разные головные уборы. Круги – это беретки, а треугольники – это колпачки.
- Какую форму имеют беретки? (Круглую).
- Сколько береток? (Две).
- Сколько колпачков? (Два).
- Сколько клоунов просит вас о помощи? (Три).
- Сможете вы выполнить просьбы клоунов? (Нет).
- Почему вы не сможете этого сделать? (Потому что не хватает одного колпачка).
- Где можно его купить? (В магазине).
Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для выделения формы треугольника;
- сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
- тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать память, речь, логическое мышление.
Воспитатель предлагает сначала позвонить в магазин и узнать, есть ли там нужные головные уборы.
Продавец в магазине просит объяснить, какой именно головной убор нужен.
Возникает затруднение, так как большинство детей не знают название треугольника.
- Сумели ли вы объяснить продавцу, какой головной убор нужен? (Нет).
- Почему не сумели? (потому что не знаем, как назвать форму).
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
- сформировать представление о треугольнике как о форме некоторых предметов;
- сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
- тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
- Попробуйте сами узнать название формы, которую имеет колпачок, чтобы вы смогли рассказать об этом продавцу.
Воспитатель предлагает положить желтый круглый берет на красный колпачок клоуна.
- Весь ли колпачок поместился под круглым беретом?
- Что выглядывает из-под круглого берета?
Если дети не знают слово «угол», то воспитатель называет его сам.
- Сколько уголков выглядывает снизу?
Дети считают вместе с воспитателем, проводя пальцем по дуге от одной стороны угла к другой: один, два, три.
- Как же назвать фигуру, у которой 3 угла? (Треугольник).
- Как вы теперь объясните продавцу, какой головной убор нам нужен? (Треугольный колпачок).
5. Включение нового знания в систему знаний.
Игра «Велосипед».
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать воображение.
Воспитатель рассказывает, что до магазина далеко, и предлагает доехать до него на велосипеде.
Дети ложатся на ковер на спину, сгибают ноги в коленях, крутят педали и едут под музыку.
Игра «В магазине».
Дидактические задачи:
- закрепить представление о треугольнике, сформировать умение выделять треугольную форму в предметах окружающей обстановки;
- закрепить умение сравнивать предметы по свойствам, тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, сформировать опыт самоконтроля.
Дети подходят к отдельному столу, на котором находятся красные треугольники по количеству детей, а также красные круги и квадраты. Размер треугольников больше, чем размер двух других колпачков.
- Сколько треугольных колпачков вам нужно купить? (Один).
Дети из множества фигур выбирают один треугольник и несут его к своему столу.
- Сколько у вас треугольных колпачков? (Три).
Какой колпачок не такой, как остальные? (Желтый, т.к. остальные колпачки красные или большой красный, потому что остальные маленькие).
Воспитатель кладет перед каждым ребенком полоску, на которой нарисованы 3 круга-личика, такие же, как и на образце.
- Клоун с желтыми волосами хочет, чтобы ему одели не красный колпачок.
После того, как дети выполнят задание, воспитатель дублирует действие на доске и предлагает детям проверить, правильно ли они нарядили клоуна.
- Клоун с коричневыми волосами хочет, чтобы на него одели не большой колпачок.
Дети выполняют задание, воспитатель делает это на доске.
- Какой колпачок остался? (Большой красный).
- На какого клоуна вы его наденете? (На клоуне с черными волосами).
Игра «Найди свое место».
Дидактические задачи:
- закрепить умение детей считать до трех, сравнивать группы предметов по количеству путем пересчета;
- тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение; развивать речь, внимание, сформировать опыт самоконтроля.
Дети собираются вокруг воспитателя.
Воспитатель говорит о том, что клоуны просят навести порядок в их домике. Для этого нужно найти место для каждой карточки.
На столах лежат коробочки с нарисованными на них точками от 1 до 3. Каждый ребенок получает карточку с определенным количеством предметов и кладет ее в коробочку, на которой нарисовано такое же количество точек.
Проверка происходит индивидуально, по мере выполнения детьми задания.
Воспитатель может задать детям вопросы:
- Что нарисовано на твоей картинке?
- Сколько предметов нарисовано?
Ребенок отвечает, согласовывая числительное с существительным в роде и падеже.
6. Итог организованной деятельности.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что сделали вместе, и создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
- У кого вы сегодня побывали?
- Чем вы смогли помочь клоунам?
Воспитатель говорит детям, что они смогли помочь клоунам найти колпачки и разложить аккуратно вещи, потому что научились находить предметы треугольной формы.
Литература.
Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. М., Издательство «Ювента», 223 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание: ФЭМП» для детей 4-5 лет (средняя группа) №8 на тему: «В стране математики»
Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности ...
Конспект итоговой непосредственно – образовательной деятельности по области «Познание» (ФЭМП) на тему «Путешествие в страну Математики»
НОД разработано для детей старшей группы. Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная....
Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание: ФЭМП» для детей 4-5 лет (средняя группа) на тему: «В стране математики»
Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание: ФЭМП» для детей 4-5 лет (средняя группа) на тему: «В стране математики»...
Непосредственно образовательная деятельность интеграционных областей : познание ФЭМП и художественное творчество «Письмо от Лунтика»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждениедетский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детейМДОАУ д/с «Белоч...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по области «Познание» (ФЭМП) в средней группе по теме» Поможем Нюше»
Цель: Формировать у детей математические способности, через игровую деятельность....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познание (ФЭМП)" для детей младшей группы на тему: "Геометрическая фигура -квадрат; понятия спереди-сзади".
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познание(ФЭМП)" для детей младшей группы на тему: "Геометрическая фигура - квадрат; понятия впереди - сзади". Цель: развивать у де...
Открытый показ непосредственно образовательной деятельности в области "Познание" ФЭМП в младшей группе
Открытый показ непосредственно образовательной деятельности в области "Познание" ФЭМП в младшей группеПрограммное содержание:Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте. Учить понимать з...