«СЕНСОРНЫЙ МАРШРУТ» проект ранний возраст
проект по математике на тему
В современном мире развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяет возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период сензитивного развития, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что обучение в процессе образовательной деятельности, в повседневной жизни, дидактических играх и упражнениях при условии и наполнения их элементарным математическим содержанием должно быть направлено на формирование у детей раннего возраста основных математических представлений и развитие математического мышления – сравнением, анализа, рассуждением, обобщением, умозаключением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sensornyy_marshrut.doc | 751.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 27 ГОРОДА ЕЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЕЙСКИЙ РАЙОН
«СЕНСОРНЫЙ МАРШРУТ»
проект
ранний возраст
Старший воспитатель
Т.В. Щербакова
Название: «Сенсорный маршрут»
Номинация проекта: «Ранний возраст»
Пояснительная записка:
Актуальность проекта
В современном мире развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяет возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период сензитивного развития, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что обучение в процессе образовательной деятельности, в повседневной жизни, дидактических играх и упражнениях при условии и наполнения их элементарным математическим содержанием должно быть направлено на формирование у детей раннего возраста основных математических представлений и развитие математического мышления – сравнением, анализа, рассуждением, обобщением, умозаключением.
Дети раннего дошкольного возраста активно познают окружающий мир и, будто губка, впитывают новые знания. Именно возраст 2-3 лет является наиболее благоприятным для сенсорного-математического воспитания. Необходимо знакомить ребёнка с цветами предметов, с формами, а в первую очередь, поощрять его активную реакцию на окружающий мир.
Дети, которые обладают данными сенсорно-математическими представлениями, более успешно адаптированы к социуму: они способны самостоятельно решать первые задачи, которые будут поставлены перед ними в условиях детского сада, секций раннего развития или даже на детской площадке.
В возрасте 2-3 лет ребёнок приобретает наглядно-действенный тип мышления. Следовательно, чтобы найти решение предложенной ему задачи, малыш должен совершить ряд физических действий. Такие образовательные методы как лекция или беседа совершенно не подходят для представленной возрастной категории, поскольку не предполагают получение знаний наглядно-действенным способом. Идеальным же решением для работы с младшими дошкольниками является использование дидактических игр, создание сенсорного маршрута в групповом помещении и на участке детского сада.
Проблема, решаемая при реализации проекта
Создание условий в группе для детей раннего возраста, способствующих формированею первоначальных представлений о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. Своевременное и последовательное развитие сенсорных эталонов, органов чувств, первых элементарных действий с предметами ближнего окружения. Формирование первичных математических представлений.
Привлечение внимания родителей к вопросам формирования у детей раннего возраста первичных математических представлений.
Контингент участников проекта: воспитанники ДОУ от 2 до 3 лет, педагоги и специалисты ДОУ (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), родители воспитанников.
Цель и задачи, решаемые в рамках реализуемого проекта
Цель: создание сенсорного маршрута в детском саду для формирования у воспитанников первичных математических представлений.
- Задачи:
развивать и совершенствовать у детей раннего возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт; - развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;
- повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
- повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов и специалистов ДОУ.
SWOT-анализ
Положительное влияние | Отрицательное влияние | |
Внутренняя среда | Strengths (свойства проекта дающие преимущества перед другими в отрасли) | Weaknesses (свойства, ослабляющие проект) |
1. В образовательном учреждении существует группа педагогов-лидеров, активно участвующих в проектной деятельности. 2. Создана насыщенная предметно-пространственная среда, позволяющая развивать и совершенствовать все виды восприятия у детей раннего возраста. 3. Использование ИКТ технологий для трансляции опыта работы, информирования родителей и обратной связи. | 1. Чрезмерная загруженность педагогов не позволяет уделять достаточно внимания процессу саморазвития. 2. Низкий уровень знаний родителей в области развития сенсорных способностей детей раннего возраста. | |
Внешняя среда | Opportunities (внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности по достижению цели) | Threats (внешние вероятные факторы, которые могут осложнить достижение цели) |
| Не выявлены |
Содержание проекта
(краткое описание основных этапов проекта, механизмы их реализации).
№ | Вид и форма деятельности | Сроки | Цели, задачи, содержание |
I | Подготовительный этап | Сентябрь-октябрь 2015 | Изучить состояние проблемы развития профессиональной компетентности педагогов, родителей в области сенсорного воспитания детей раннего возраста (анкетирование педагогов, родителей. Приложение №1). Мониторинг качества проектной деятельности. Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы (Приложение № 2). Подбор и изучение литературы (Приложение № 6). Проведение родительского собрания. Определение перечня игрового оборудования «Сенсорного маршрута» для формирования у воспитанников раннего возраста первичных математических представлений (Приложение № 3). |
II | Организационно-практический этап | Ноябрь 2015 -апрель 2016 | Создание «Сенсорного маршрута» в детском саду для формирования у воспитанников раннего возраста первичных математических представлений. Проведение организованной образовательной деятельности с детьми (Приложение № 4) Проведение индивидуальной работы с воспитанниками. Самостоятельная игровая деятельность воспитанников с использованием «Сенсорного маршрута». Проведение совместных с родителями и детьми семинаров, консультаций, развлечений, занятий с элементами тренингов. |
III | Обобщающий/аналитический | Май 2016 | Представление сенсорного маршрута на районном методическом объединение педагогов групп для детей раннего возраста. Анкетирование педагогов и родителей по итогам реализации проекта. Мониторинг качества проектной деятельности. Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы (Приложение № 2). Рефлексия. Определение целей и задач на перспективу развития проекта. |
Ожидаемые и полученные результаты.
Создание в групповом помещение для детей раннего возраста «Сенсорного маршрута», предметно-пространственной среды (в соответствии с ФГОС ДОО), способствующей формированию у детей восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, движений, особых свойств, первичных математических представлений.
Уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию
дошкольников повысился на 48%.
Уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов и специалистов ДОУ повысился на 33%.
В результате работы по освоению созданного «Сенсорного маршрута» (Приложение № 5) дети раннего возраста различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый (дополнительно: белый, черный).
- Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка, синий как небо, красный как яблоко).
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
- Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Приложение № 1
Анкета «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорно - математического развития детей 2-3 лет» |
Уважаемые родители! В рамках изучения темы самообразования «Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста (2–3 года)» нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы нашей анкеты. |
1.Имеете ли вы представление, что такое сенсорно-математическое развитие ребенка:
|
2.Как вы оцениваете необходимость сенсорно-математического развития:
|
3.Созданы ли в ДОУ условия для сенсорно-математического развития детей:
|
4.Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка :
|
Анкета
"Выявление готовности педагогов к сенсорному воспитанию детей"
Уважаемый педагог!
Просим Вас принять участие в анализе своей профессиональной деятельности по теме "Сенсорное развитие и воспитание дошкольника". Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.
1. В каких разделах программы поставлены задачи сенсорного развития и воспитания?
2. Какие средства, на Ваш взгляд, наиболее эффективны в работе с дошкольниками по сенсорному воспитанию?
3. Какие программы, методики, пособия по сенсорному воспитанию Вы используете в своей работе?
4. Перечислите особенности сенсорного воспитания в дидактических играх в каждой возрастной группе.
5. Как осуществляется сотрудничество с родителями воспитанников по данному вопросу?
6. Насколько Вами реализуется сенсорное воспитание детей вашей группы:
- 100%;
- 80%;
- 50%;
- 30%;
- 0%.
7. Как Вы понимаете термин "сенсорное развитие"?
8. Как Вы понимаете термин "сенсорное воспитание"?
9. Назовите виды восприятия.
10. Что такое "сенсорные эталоны"?
11. Что вызывает затруднения в работе по данному вопросу?
12. Ваши пожелания по созданию условий в детском саду для сенсорного развития детей.
13. Какая помощь от методической службы, специалистов ДОУ Вам требуется по вопросам сенсорного развития и воспитания детей?
Спасибо за сотрудничество!
Приложение № 2
Мониторинг качества проектной деятельности
Для отслеживания результатов работы по проекту и сенсорно - математическому развитию детей раннего возраста проводится контроль педагогического процесса, который включает в себя:
- оценка эффективности методов и приемов, применяемых педагогами при развитии данного вида восприятия у детей;
- определение перспективы работы коллектива по сенсорно-математическому развитию детей 2-3 лет;
- определение соответствия предметно-развивающей среды поставленным задачам;
- определение уровня усвоения детьми предлагаемых материалов.
Комплексный индивидуальный анализ
умений и навыков детей 2 – 3 лет.
Ф.И. ребенка_________________ возраст ________________________
Дата проведения диагностики __________________________________
№ | Требования программы | Уровень усвоения программы | |||||
Низкий (не понимает задания и не выполняет его даже после показа) 1 -балл | Средний (иногда ошибается, но охотно использует помощь педагога, чтобы правильно выполнить задание) 2-балла | Высокий (правильно выполняет задание без помощи педагога) 3- балла | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
1 | Умение сравнивать предметы путем приложения. | ||||||
2 | Умение сравнивать предметы по высоте. | ||||||
3 | Умение сравнивать предметы по длине. | ||||||
4 | Различать и называть форму предметов. | ||||||
5 | Различать и сравнивать величину предметов: большой и маленький. | ||||||
6 | Умение группировать предметы по двум признакам (форма и цвет, величина и форма и т.д.) | ||||||
7 | Умение совмещать предмет с его контурным изображением. |
Диагностические таблицы
Восприятие формы
Дата обследования __________________________________________________
№ п/п | Ф.И. Ребенка | Геометрические фигуры | ||||
Круг | Квадрат | Треугольник | Прямоугольник | Овал | ||
Показывает Называет | Показывает Называет | Показывает Называет | Показывает Называет | Показывает Называет | ||
1 | ||||||
2 |
Восприятие формы
Дата обследования __________________________________________________
№ п/п | Ф.И. Ребенка | Геометрические тела | |
Шар | Куб | ||
Показывает Называет | Показывает Называет | ||
1 | |||
2 |
Восприятие величины
Дата обследования __________________________________________________
№ п/п | Ф.И. Ребенка | Величина предметов | |||
Длина | Высота | Большой | Маленький | ||
Методом наложения | Визуально | Визуально | Визуально | ||
1 | |||||
2 |
Ориентировка в пространстве
Дата обследования __________________________________________________
№ п/п | Ф.И. Ребенка | Ориентировка в пространстве | |||
Вверху | Внизу | Справа | Слева | ||
1 | |||||
2 |
ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
Дата обследования ________________________________________________
Ф.И. ребенка | Наименование цвета | |||||
Зеленый | Синий | Красный | Желтый | Черный | Белый | |
Показывает Называет | Показывает Называет | Показывает Называет | Показывает Называет | Показывает Называет | Показывает Называет | |
Приложение № 3
Перечень игрового оборудования
«Сенсорный маршрут»
№ | Объекты для исследования в действии | Количество |
1. | Пирамидка пластмассовая малая | 1 |
2. | Пирамидка деревянная из 5 элементов, окрашенных в один из основных цветов | 2 |
3. | Пирамидка деревянная из 7 элементов 7 цветов со скругленным основанием для балансировки | 2 |
4. | Комплект из 2–3 пирамидок с 6–8 элементами разной конфигурации и 4–6 цветов на единой основе | 2 |
5. | Напольная пирамида высотой не менее 40 см из 10 крупных элементов разных размеров 4 основных цветов | 1 |
6. | Напольная пирамида высотой не менее 30 см из 8 крупных элементов разных размеров 4 основных цветов | 1 |
7. | Напольная пирамида-башня высотой не менее 90 см из 10 разноцветных элементов-стаканчиков разных размеров, складывающихся в ведерко с крышкой-сортировщиком и объемными элементами-вкладышами | 1 |
8. | Пирамида-башня из 5–7 разноцветных элементов-стаканчиков, верхний из которых выполнен в виде головки животного | 1 |
9. | Пирамида-башня из 6–10 разноцветных элементов в виде куба, треугольной призмы или других фигур, которые вкладываются друг в друга | 1 |
10. | Игрушка со звуковыми эффектами и тактильными элементами на пластиковой основе | 2 |
11. | Игрушка с подвижными частями со звуковыми эффектами и тактильными элементами из мягкого пластика | 1 |
12. | Игрушка с тактильными элементами из мягкого пластика и вибрирующими частями, приводимыми в движение нажатием на кнопку | 1 |
13. | Игрушка с подвижными частями из пластмассы разной структуры со звуковыми эффектами, тактильными и зеркальным элементами | 1 |
14. | Звучащая игрушка с различными извлекаемыми звуками, музыкальным оформлением и световым эффектом при вращении | 1 |
15. | Звучащая игрушка со звуковыми эффектами, извлекаемыми при вращении ручки | 2 |
16. | Игрушка на текстильной основе с подвижными или закрепленными элементами разной текстуры (включая зеркальный), с различным наполнением или звучанием, с оформлением контрастными цветами | 1 |
17. | Деревянная игрушка с желобами для прокатывания шарика | 1 |
18. | Деревянная игрушка с отверстиями и желобом для забивания молоточком и прокатывания шариков | 1 |
19. | Деревянная двухсторонняя игрушка с втулками и молоточком для забивания | 1 |
20. | Игрушка на колесах на палочке или с веревочкой с подвижными или озвученными элементами | 4 |
21. | Игрушка с подвижными элементами в виде зверюшек на платформе с колесами и ручкой для толкания и опоры при ходьбе | 2 |
22. | Игрушка в виде зверюшки на колесиках с механизмом и скоростью движения, зависящей от силы механического воздействия | 1 |
23. | Инерционная игрушка на колесиках в виде животных | 1 |
24. | Механическая заводная игрушка-забава с простыми движениями («клюющая птичка») | 3 |
25. | Механические заводные игрушки-забавы в виде животных, птиц, транспортных средств с усложненными движениями | 5 |
26. | Столик с различными игровыми средствами: пирамида, сортировщик, подвижные, съемные или озвученные элементы | 1 |
27. | Крупный куб с различными игровыми средствами: сортировщики, подвижные, съемные, озвученные или оснащенные световыми эффектами элементы | 1 |
28. | Озвученный развивающий центр с объемными вкладышами с тематическими изображениями и соответствующими звуками и музыкальным сопровождением | 4 |
29. | Игровая панель с тематическими изображениями, сенсорными элементами и соответствующим звучанием. | 3 |
30. | Дидактический стол с комплектом развивающих пособий | 2 |
31. | Фигурный сортировщик с отверстиями на верхних и боковых поверхностях и объемными вкладышами | 1 |
32. | Сортировщик цилиндрической формы с отверстиями в основаниях и объемными вкладышами простых геометрических форм | 1 |
33. | Сортировщик с расположенными группами стержнями на общей основе и плоскими элементами для нанизывания с соответствующими конфигурациями отверстий | 1 |
34. | Комплект из стержней разной длины на единой основе и шариков для нанизывания и сортировки по цвету | 1 |
35. | Комплект из стержней разной длины на единой основе и фигурных элементов для нанизывания и сортировки по цвету | 1 |
36. | Набор из объемных элементов разных повторяющихся форм, цветов и размеров на общем основании для сравнения | 1 |
37. | Деревянная основа с размещенными на ней неподвижными изогнутыми направляющими со скользящими по ним фигурными элементами и подвижными фигурками персонажей | 1 |
38. | Матрешка трехкукольная | 1 |
39. | Матрешка пятикукольная | 1 |
40. | Неваляшка (различных размеров) | 1 |
41. | Набор объемных вкладышей по принципу матрешки | 1 |
42. | Шнуровки простые | 5 |
43. | Комплект напольных мягконабивных модули | 1 |
44. | Набор для завинчивания из элементов разных форм, размеров и цветов | 1 |
45. | Мозаика с образцами изображений и крупными фишками | 1 |
46. | Юла или волчок | 3 |
47. | Набор кубиков среднего размера | 1 |
48. | Набор кубиков большого размера | 1 |
49. | Дидактический набор из деревянных брусочков разных размеров | 1 |
50. | Набор цветных элементов из основных геометрических форм | 1 |
51. | Крупногабаритный пластмассовый конструктор ЛЕГО | 3 |
52. | Конструктор с креплением элементов по принципу ЛЕГО | 3 |
53. | Творческое конструирование для детей. Строительные кирпичики | 6 |
54. | Творческое конструирование для детей. Гигантский набор | 1 |
55. | Творческое конструирование для детей. Набор специальных элементов | 2 |
56. | Построение масштабных конструкций. Мягкие кирпичики | 4 |
57. | Набор игрушек для игры с песком | 2 |
58. | Доска-основа с изображением в виде пазла | 2 |
59. | Доска с вкладышами | 1 |
60. | Картинки разрезные | 10 |
61. | Картинки-половинки | 8 |
62. | Тематические наборы карточек с изображениями | 2 |
63. | Муляжи фруктов и овощей | 12 |
64. | Лодка, кораблик | 10 |
65. | Телефон | 2 |
66. | Фигурки людей и животных | 2 |
67. | Сухой бассейн | 1 |
Приложение № 4
Структура организованной образовательной деятельности
- Введение в игровую ситуацию и мотивационная игра.
- Постановка проблемы, создание затруднения в игровой ситуации.
- Совместный поиск выхода из затруднения и решение проблемы.
- Самостоятельное применение вновь полученных выводов в других ситуациях.
- Повторное решение задачи.
- Подведение итогов. Оценка деятельности детей.
Приложение № 5
Анализ умений и навыков детей
Приложение № 6
Литература:
- Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
- Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
- Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. / Т.В.Высокова. – Волгоград:
- Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
- Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
- Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006.
- Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008.
- Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
- В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. / М.Монтессори. – М.:
- Громова О.Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста. Москва 2005 год.
- Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. Москва. 2005 год.
- Теплюк С.Н. Большой – маленький. Москва, 2000 год.
- Сенсорно-моторное развитие и введение для них первых математических представлений.
- Ветер Л.А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет.
Интернет ресурсы:
- http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2650.html
- http://szabotoi.ru/razvitie-sposobnostey/sensornoe-razvitie-detey-rannego-vozrasta
- http://marypop.ru/rannee-razvitie/censornoe-razvitie-detej.html
- http://doshkolnik.ru/matematika/6219-razvitie-ma-
- http://dohcolonoc.ru/cons/2759-konsultatsiya-formirovanie-elementarnykh-matematicheskikh-predstavlenij-u-detej-rannego-vozrasta.html
- http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635b3ac69a5d43a89521206c27_0.html
- http://www.creativeeducation.ru/credils-134-1.html
- http://www.rastishka.ru/parent/statya/kak-nauchit-rebenka-schetu-prostye-matematicheskie-igry?utm_term=математическое_развитие_детей&utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=Rastishka_SEM_2016_parents&utm_content=Математические_игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по сенсорному развитию (ранний возраст)
Программа разработана с учетом уровня нервно-психического развития детей раннего возраста (по эпикризным срокам), срок реализации программы 2 года (вторая группа раннего возраста и первая младша...
Кружок "Пирамидка"- сенсорное развитие (ранний возраст)
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить....
Статья "Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием. Ранний возраст"
Отмечаетмя недостаточность двигательной активности детей, начиная с раннего возраста...
Презентация опыта работы "Сенсорное развитие младшего возраста средствами дидактических игр"
Призентация опыта работы "Сенсорное развитие младшего возраста средствами дидактических игр"...
Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию «Малыши» Возраст детей: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год
Аннотация к программе по сенсорному развитию«Малыши» Актуальность сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюда...
Особенности сенсорного развития (младший возраст)
Не стоит забывать, что первыми воспитателями и учителями ребёнка являются родители, поэтому игры и занятия с малышом в домашних условиях имеют большое значение....