Кружок "Пирамидка"- сенсорное развитие (ранний возраст)
методическая разработка на тему
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_piramidka.docx | 32.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Д/С №2 «СВЕТЛЯЧОК»
Кружок «ПИРАМИДКА»
( сенсорное развитие)
Группа « Умники и умницы»
(ранний возраст)
Подготовила: Золотарева В. Н.-воспитатель 1 кк
п. Таловая
Пояснительная записка
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Игры для детей раннего возраста в нашем кружке "Пирамидка" предложены по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского сада.
Время проведения кружка:
День недели: вторник.
Время: 16:00-16:10
Продолжительность: 10 мин.
Количество деятельности в месяц: 4 раза
Всего: 36- занятий
Цель:
- - содействие гармоничному развитию личности ребенка.
- - развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей раннего возраста.
Задачи:
- Создать эмоционально – положительное настроение на занятиях.
- Развивать интерес к занятиям по продуктивной деятельности (смена видов деятельности – интегрированные занятия; тематическая целостность, сюрпризные моменты и т.д.)
- Ознакомить ребенка с сенсорными эталонами (общепринятыми образцами внешних свойств предметов – цвет, форма, величина).
- Развивать мелкую моторику рук ребенка.
- Активизировать словарь.
- Развивать умения:
- - по рисованию:
- - держать правильно карандаш, кисть;
- - проводить горизонтальные и вертикальные линии, рисовать предметы округлой формы;
- - ритмично наносить мазки;
- - по лепке:
- - раскатывать комок (пластилина, теста, глины) прямым и круговыми движениями ладоней;
- - сплющивать комочек между ладонями, отделять от большого кусочка небольшие комочки;
- - по конструированию:
- - различать основные формы деталей строительного материала, сооружать постройки по образцу;
- - надставлять детали в высоту, в длину;
- - располагать кирпичики, пластины вертикально;
- Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Методы:
- Игровой метод (дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
- Формы организации деятельности: групповая; подгрупповая; индивидуальная.
Литература:
1. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до года» Руководители авторского коллектива – Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова (Москва 2010 год)
2. «Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста» (методическое пособие) под ред. И.В.Петровой (Москва 2012г.)
3. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Н.В. Алешина (Москва 2008г.)
4. «Ладушки» развивающие игры и занятия для детей раннего возраста И.В. Тимофеичева, О.Е. Оськина (Москва 2011г.)
5. «Конструирование для малышей» Методическое пособие для воспитателей и родителей Ю.В. Микляева (Москва 2012г.)
6. «Развивающие тренажеры из бросового материала» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ Е.В. Полозова (Воронеж 2009г.)
7. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Программа, конспекты занятий Т.П.Высокова (Волгоград2011г.)
8. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет (книга для воспитателей детского сада) Венгер Л.А М.:1988, с.3-14, 34-80.
9. «Занятия по сенсорному воспитанию» с детьми раннего возраста (пособие для воспитателя детского сада) Э.Г. Пилюгина (Москва 1983г.).
10. «дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» (пособие для воспитателей) под редакцией Л.А. Венгера (Москва 1973г.).
Содержание работы:
1. Диагностика (2)
Цель:
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.
Материал:
Игрушки и игры с уголка сенсорики
2. Величина - цвет «Осенние листочки»
Цель:
Учить детей обращать внимание на величину и цвет предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления сходства и различия объектов по величине, развить мелкую моторику, расширить представление об осени, о подготовке животных к зиме, формировать гуманное отношение к животным.
Материал:
Лист бумаги (по кол. детей), гуашь, кленовые листочки.
3.Величина - цвет «Яблоки»
Цель:
Продолжать обращать внимание на величину и цвет предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления сходства и различия объектов по величине, развить мелкую моторику, расширить представление об осени, о подготовке животных к зиме, формировать гуманное отношение к животным.
Материал:
Яблоко, пластилин, клеенка.
4. Величина - «Большие», «маленькие»
Цель:
Учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления сходства и различия объектов по величине, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький».
Материал:
4 большие 4 меленьких бусины (одинакового цвета); шнур или мягкая проволока; кукла и корзиночка.
5.Величина - «Большие», «маленькие»
Цель:
Учить детей фиксировать внимание на величине предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления сходства и различия объектов по величине, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький».
(Учить чередовать предметы по величине.)
Материал:
Фигурки квадратов (кругов) двух размеров по 5 больших и маленьких каждому ребенку (цвет и фактура одинаковые)
6.Величина - «Какой мяч больше?»
Цель:
Продолжать фиксировать внимание на величине предметов, учить их простейшим приемам установления сходства и различия однородных предметов, сопоставляя величину объекта с образцом, ориентируясь на слова: «величина», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».
Материал:
Большие маленькие мячи.
7.Величина - «Поручения»
Цель:
Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер «величину», развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.
Материал:
Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, кубики, чашки. Матрешки.
8.Величина - «Угости зайчика»
Цель:
Учить детей сопоставлять предметы по величине, осуществлять выбор из двух разных величин, комплектовать предметы по величине.
Материал:
Игрушечный заяц, большее и меленькое ведерко. По 5 больших и маленьких муляжей морковок на подносе.
9.Величина - «Куклы заблудились»
Цель:
Закреплять умение детей сопоставлять предметы по величине, осуществлять выбор из двух разных величин, комплектовать предметы по величине.
Материал:
Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик.
10.Форма - «Круг, квадрат»
Цель:
Учить детей обращать внимание на форму предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления сходства и различения объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», « не такая», «разные», «одинаковые».
(Учить чередовать предметы по форме.)
Материал:
5 картонных кругов, 5 квадратов одного цвета.
11.Форма - «Круг, квадрат, треугольник»
Цель:
Учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления сходства и различия объектов по форме, ориентируясь на словах «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».
Материал:
Круги (шар) и квадраты (кубик) , треугольники разной величины.
12.Форма - «Заштопай»- сарафаны у матрешек
Цель:
Продолжать фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления сходства и различия однородных предметов, сопоставляя формы объекта с образцом, ориентируясь на словах «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые», вставляя предметы данной формы в соответствующие отверстия.
Материал:
Картонное изображение матрешки с отверстиями: круглой (шар), квадратной (кубик) и треугольной формы.
13.Форма - «Веселые человечки» («круг, квадрат, треугольник, прямоугольник»)
Цель:
Продолжать фиксировать внимание на форме и величине предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», « не такая», «разные», «одинаковые». Учить детей группировать предметы по форме и размеру.
Материал:
Вырезанные из картона: круг (шар), квадрат (кубик), треугольник, прямоугольник (кирпичик) - и эти же геометрические фигуры маленького размера.
14.Форма - «Волшебная коробочка» (кубики и треугольники)
Цель:
Закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из двух заданных форм, проталкивая геометрические фигуры в соответствующие отверстия.
Материал:
Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и треугольники.
15.Форма - «Волшебная коробочка» (кирпичики и шарики)
Цель:
Закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из двух заданных форм, проталкивая геометрические фигуры в соответствующие отверстия.
Материал:
Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кирпичики и шарики.
16.Форма – Величина - «фигурки»
Цель:
Учить детей сравнивать объекты с учетом двух свойств предметов величины и формы.
Материал:
Геометрический куб с фигурками
17.Цвет – «цветные палочки»
Цель:
Учить детей обращать внимание детей на цвет предмета, устанавливать сходства и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова: «цвет», «такой», «не такой», «разные».
Материал:
Палочки 4 цветов красный, желтый, синий, зеленый.
18.Цвет – «цветные палочки»
Цель:
Учить детей фиксировать внимание на цвете предмета, выбирать предметы одного заданного цвета из четырех возможных, закреплять умение группировать предметы по цвету.
Материал:
Палочки 4 цветов красный, желтый, синий, зеленый.
19.Цвет – «курочка и цыплята»
Цель:
Продолжать фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Материал:
Коробка с мозаикой (или конструктора), где помещены 6 элементов желтого цвета и один белого.
20.Цвет – «Угостим медведя ягодой»
Цель:
Учить детей выбирать предметы донного цвета, из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.
Материал:
Мозаика: 10 –элементов красного цвета и по 5 –элементов желтого и зеленого цвета.
21.Цвет – «найди солнышко»
Цель:
Продолжать учить детей выбирать предметы донного цвета, из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.
Материал:
Мозаика
22.Цвет – «посади травку»
Цель:
Продолжать учить детей выбирать предметы донного цвета, из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.
Материал:
Мозаика
23.Цвет – «облачко на небе»
Цель:
Продолжать учить детей выбирать предметы донного цвета, из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.
Материал: Мозаика
24.Цвет – «поставь букет цветов в саду»
Цель:
Учить детей группировать однородные предметы и соотносить разнородные предметы по цвету.
Материал:
4- вазы (желтого, зеленого, красного, синего цветов) с бумажными цветами того же цвета
25.Цвет – «помоги матрешке найти свои игрушки»
Цель:
Продолжать учить детей группировать однородные предметы и соотносить разнородные предметы по цвету.
Материал:
Рисунки матрешек 4-х разных цветов, бусины, палочки.
26.Цвет – «разноцветные бусы для…»
Цель:
Закрепить у детей умение группировать однородные предметы и соотносить разнородные предметы по цвету.
Материал:
По 4-е белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) и шнур (или мягкая проволока) Научить детей чередовать предметы по цвету.
27.Цвет – «огоньки ночью»
Цель:
Способствовать дальнейшему формированию у детей отношение к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технику нанесения мазка способом примакивания.
Материал:
Гуашь: красная, зеленая, желтая, синяя, кисть №4. Альбомный лист
28.Цвет – «снежинки»
Цель:
Продолжать подводить детей к самостоятельному выбору заданного цвета (из 4-х предложенных) отношение к цвету как к важному закрепить технику нанесения мазка способом примакивания.
Материал:
Гуашь: красная, зеленая, желтая, синяя, кисть №4. Альбомный лист
29.Цвет – «елочки и грибочки»
Цель:
Обращать внимание детей на цветовые свойства предмета, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения, учить детей чередовать предметы по цвету.
Материал:
Коробка с мозаикой, где помещены: 10-ть элементов зеленого и 10-ть элементов красного цвета.
30.«Рождественский сапожок»
Цель:
Формировать у детей чувство удовлетворения и радости от процесса получения и преподнесения подарков; развивать интерес к аппликации; учить прикладывать на бумаге приготовленные педагогом фигуры и наклеивать их.
Материал:
Сапожок Деда Мороза, заготовки сапожков, цветных фигурок (по количеству детей), клеящий карандаш.
31.«Зерна для курочки, яблоки для ежика»
Цель:
Продолжать формировать у детей чувство удовлетворения и радости от процесса получения и преподнесения подарков. Тренировать у детей навыки работы с пластичными материалами (отщипывания, скатывания прямыми и круговыми движениями, сплющивания).
Материал:
Игрушки: курочка, ежик, пластилин
32.«Козлику капуста, кролику морковка»
Цель:
Продолжать формировать у детей чувства удовлетворения и радости от процесса получения и преподнесения подарков. Тренировать у детей навыки работы с пластичными материалами (отщипывания, скатывания прямыми и круговыми движениями, сплющивания.
Материал:
Сапожок Деда Мороза, игрушки: козлик, зайка, пластилин
33.Цвет – «теремок»
Цель:
Продолжать обращать внимание детей на цветовые свойства предмета, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения, учить детей чередовать предметы по цвету.
Материал:
Коробка с мозаикой, где помещены: квадрат – белый, треугольник – красный (по 5-6 предметов, по количеству детей)
34.Цвет – «разноцветные шары»
Цель:
Учить детей соотносить предметы по цвету.
Материал:
Заготовка - аппликация (для каждого ребенка) («веревочки разных цветов» - найти для них свой шарик)
35.Величина-Цвет «Тучка большая, дождевая»
Цель:
Учить умению сопоставления величины и цвета, развить мелкую моторику рук, формировать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить правильно держать кисть, пользоваться красками (гуашью)
Материал:
Тучки большая и маленькая. Листы бумаги, кисти, краски.
36.Величина-Цвет «Выросли цветочки»
Цель:
Продолжать учить умению сопоставления величины и цвета, развить мелкую моторику рук, формировать интерес к аппликационной деятельности. Продолжать учить правильно, пользоваться клеем.
Материал:
Тучки большая и маленькая. Листы бумаги, клей карандаш, заготовка – ромашек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по сенсорному развитию (ранний возраст)
Программа разработана с учетом уровня нервно-психического развития детей раннего возраста (по эпикризным срокам), срок реализации программы 2 года (вторая группа раннего возраста и первая младша...
«Сенсорное развитие раннего возраста через различные виды деятельности»
laquo;Сенсорное развитие раннего возраста через различные виды деятельности»...
Презентация: "Проблемы речевого и сенсорного развития раннего возраста"
Проблемы речевого и сенсорного развития раннего возраста...
Сенсорное развитие раннем возрасте.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...
Сенсорное развитие раннего возраста и младшей группы
В данной презентации содержится информация для родителей о роли сенсорного развития...
Консультация для родителей"Сенсорное развитие раннего возраста"
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...
консультация для родителей 2 ранней группы "Игры для сенсорного развития раннего возраста".
Консультация для родителей ранней группы. "Игры для сенсорного развития раннего возраста",...