"Роль художественного слова в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"
презентация к уроку по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Презентация предназначена воспитателям детского сада. Материал раскрывает роль художественного слова в формировании математических представлений дошкольников; знакомит с тематикой произведений, близких миру представлений детей и показывает примеры использования разнообразных литературных средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_hudozh_slova_v_form_elem_matematich_predstavl.pptx | 193.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, т.к. формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.
Интеграция математического и речевого развития основана на единстве решаемых в дошкольном возрасте задач: развитие мыслительной деятельности и становление речи. Анализ научной литературы показал, что существуют общие принципы отбора произведений для дошкольников.
Произведения должны отражать здоровое реалистическое отношение к явлениям окружающей действительности и характеризоваться достаточно высоким нравственно-эстетическим уровнем. Также обязательно учитываются: психология ребенка, его возрастные особенности, уровень развития, интересы детей. Исходя из этих положений, тематика произведений должна быть близка миру представлений детей.
На занятиях и в свободной деятельности педагог самостоятельно определяет объем и степень включения в работу стихотворного материала. Первоначальное знакомство со стихотворением или считалкой происходит на занятии. Однако разучивание лучше всего осуществлять в свободное время.
Сюжет, образы персонажей, «мелодика» языка произведения (художественный аспект) и «математическая интрига» представляют собой единое целое. На занятиях используются разнообразные литературные средства (сказки, истории, стихотворения, пословицы, поговорки).
Это своего рода интеграция художественного слова и математического содержания. В художественных произведениях в образной, яркой, эмоционально насыщенной форме представлены некоторое познавательное содержание и новые математические термины (например, тридевятое царство, косая сажень в плечах и т. п.). Данная форма представления очень «созвучна» возрастным возможностям дошкольников.
Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей являются основные формы детского фольклора, т.к. они помогают детям добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры. Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам. Для этого педагог использует потешки , загадки, считалки, поговорки, пословицы, скороговорки
В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения, что позволяет представить их более рельефно. Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями. Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях.
У кого ОДНА нога, да и та без башмака? (Гриб) ОДИН льет, ВТОРОЙ пьет, ТРЕТИЙ растет. (Дождик, земля, трава) У человека ОДНО,у ворона ДВА,у медведя ни ОДНОГО. (Буква О) ДВА брата через дорожку живут, а друг друга не видят. (Глаза) ДВЕ новые кленовые подошвы ДВУХМЕТРОВЫЕ: на них поставил ДВЕ ноги и по большим снегам беги. (Лыжи) На ПЕРВУЮ ступеньку встал парень молодой, к ДВЕНАДЦАТОЙ ступеньке пришел старик седой. (Год)
Ещё один вид малых форм фольклора – скороговорка. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Соревновательное и игровое начало очевидно и привлекательно для детей. Шесть мышат в камыше шуршат. Три сороки, три трещотки потеряли по три щётки, три сегодня, три вчера, три ещё позавчера.
Пословицы и поговорки на занятиях по математике можно использовать с целью закрепления количественных представлений: «Шутке минутка, а делу час», «Семь бед, один ответ», «За двумя зайцами погонишься…», «Где много пташек, там мало букашек» Пословицы можно предложить и с заданием: вставь в пословицы пропущенные названия чисел: «Не имей…рублей, а имей… друзей» Поговорка – это всегда меткий, выразительный образ: «Убил двух зайцев», «Семь пятниц на неделе», «Два сапога пара»
Из всего многообразия жанров и форм устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок . Считалки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов в прямом и обратном направлении.
Чтоб лететь нам на планету. Смастерили мы ракету. Раз, два, три — Полетишь сегодня ты ! Бежит заяц через мост, Длинны уши, куцый хвост. Ты далёко не беги, Посчитать нам помоги. Раз, два, три —Выйди ты! Чайки жили у причала, Их река волной качала. Раз, два, три, четыре, пять — Помоги их сосчитать!
С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т.д.).
Присутствие сказочного героя на занятии по математике или занятие-сказка придает обучению эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить. Задачи со сказочным сюжетом способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами - 2. Сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?».
В народе давно получили признание задачи-шутки как одно из средств повышения интереса к изучению математики. В результате их решения у детей расширяется кругозор, формируются понятия о величинах и взаимосвязях, существующих между ними. У мышки два ушка. Сколько ушей у двух мышей? Привела гусыня-мать шесть детей на луг гулять. Все гусята, как клубочки. Три сынка, а сколько дочек? Подарил ежатам ежик восемь кожаных сапожек. Кто ответит из ребят, сколько у ежа ежат? Подогрела чайка чайник, пригласила девять чаек. Прилетели все на чай. Сколько чаек, отвечай!
В своей педагогической деятельности можно использовать книгу В.В. Волиной "Праздник числа", которая рекомендована всем педагогам дошкольных учреждений. В этой книге кроме задач, логических игр, ребусов, много веселых стихов, загадок, скороговорок, пословиц. Весь материал не просто связан с тем или иным числом, но и развивает речь ребенка, обогащает словарный запас, тренирует внимание и память.
Таким образом, использование художественного слова помогает в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д.
В заключение необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по развитию математических способностей специально подобранного репертуара устного народного творчества, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
В этой работе раскрывается понятие "дидактическая игра" и роль игры в формировании элементарных математических представлений (несколько игр)....
Консультация «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста...
Доклад на тему «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величи...
Опыт работы по теме: "Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста".
Обобщение опыта работы воспитателя Скобелкиной Н.С. по теме:«Роль дидактической игрыв формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....
Обобщение опыта работы «Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Обобщение опыта работывоспитателя Скобелкиной Н.С.по теме:«Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....
Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познав...
Роль развивающих игр в формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Методические рекомендации по организации занятий с детьми с особыми образовательными потребностями по слуху Образовательная область "Познавательное развитие"...