Логико-математическое развитие
презентация к уроку по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Презентация "Методы работы с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы работы с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Задачи: Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов; Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие; Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем); Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения; Развивать пространственные представления; Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Методы работы С детьми 3-х, 4-х лет: простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. «Найди все фигуры, как эта», «Найди все фигуры, как эта по цвету и форме».
«Цепочка», «Домино»
Старший возраст. Игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках. «Кто быстрее соберет блоки», «Поручение», «На свою веточку», «Найди выход», «Игры с обручами», «Рассели жильцов».
Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства: Выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, потом одна исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения. Все фигуры складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Все фигуры снова складываются в мешок. Ребенок достает одну из них из мешка и характеризует по одному или нескольким признакам либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка. Выкладываются три фигуры. Нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (цвет, форма, размер или толщина). Надо найти все фигуры, не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине). Надо найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету. Следует продолжить цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (по форме, размеру и толщине). Надо выложить фигуры так, чтобы последующая отличалась от предыдущей одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
Надо выложить цепочку, чтобы рядом не было фигур, одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.). Надо выложить цепочку, чтобы рядом были одинаковые по размеру, но разные по форме фигуры и т.д. Надо выложить цепочку, чтобы рядом оказались фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета). Каждому блоку нужно найти пару, например: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д. Перед ребенком выкладывают восемь блоков, под одним из них прячут « клад » ( монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенку надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только « да » или « нет »: « Клад под синим блоком? » – « Нет », « Под красным? » – « Нет » ( ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем клад прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы. По аналогии с предыдущей игрой в коробку можно спрятать одну из фигур, ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что лежит в коробке.
С одной стороны выкладывается три фигуры, с другой четыре. Где блоков больше и как их уравнять? Выкладываем в ряд пят –шесть любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера). Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки. В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно фигурами другого цвета и размера, другой формы. Ребенку предлагают выложить фигуры по начерченной схеме, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д. Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня. В коробку педагог убирает только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем педагог убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.
Нужно распределить фигуры между таким образом, чтобы взрослому достались все круглые, а малышу все желтые фигуры. Блоки складываются в два обруча или очерченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов. цвет обозначается пятном; величина – домиком (большой, маленький). форма – контуром фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный). толщина – условным изображение мчеловеческой фигуры (толстый и тонкий). Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; если синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; если синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – синие круги, толстые и тонкие и т.д.
Палочки Кюизенера – задачи: познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету). познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине). познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда. осваивать прямой и обратный счет. познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел). помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания. научить делить целое на части и измерять объекты. развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.). развивать логическое мышление, внимание, память. воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Комплект дидактических материалов «Страна палочек»
В младшем возрасте проводятся упражнения в игровой форме. 1. Игра " Найди такую же". 2. Игра " Строим дорожки". 3. Игра " Коврик для кошечки". 4. Игра " Лесенка для зайки". 5. Игра " Поезд". 6. Игра " Построим забор".
Методы работы В старшем возрасте используются инструкция пояснения, разъяснения, указания, вопросы, словесные отчеты детей о выполнении задания, контроль, оценка. Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.
Игры с палочками Кюизенера : «Цветные коврики». «Играем с цветом». «Измерение с помощью палочки –мерки». «Дополни». «Подбери цифру». «Цветные числа». «По порядку становись». «Кто где живет». «Составь число». «Больше - меньше».
11. «Найди дом для палочки». 12. «Конструирование цифр». 13. «Разведчики». 14. «Число головоломка». 15. «Что пропустили?». 16. «Весы». 17. «Магазин игрушек». 18. «Составь поезд». 19. «Измерь длину стола».
Для успешной работы с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера педагогу необходимо выполнять некоторые заповеди: поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое; избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка; сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.
Конечный результат : ребенок, умеющий •ориентироваться в новой нестандартной ситуации, •решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, •планировать этапы своей деятельности, •устанавливать причинно-следственные связи, •использовать способы преобразования, •принимать решения и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях, •ориентироваться в некоторых источниках информации, •делать выводы из полученной информации, •задавать вопросы на интересующую тему, •понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем, •вести простой диалог, •выбирать способы действия из усвоенных ранее.
Обзор методической литературы 1. М. Фидлер « Математика уже в детском саду ». Автор раскрывает конкретные приёмы изучения программного материала в детском саду в соответствии с возрастными возможностями детей с учетом основных дидактических принципов: от более лёгкого к более трудному, от наблюдения к элементарным обобщениям. 2. Е.А.Носова О.Л.Непомнящая « Логика и математика для дошкольников ». Раскрывает методику использования универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических материалов – логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера . 3. Л.Д.Комарова « Как работать с палочками Кюизенера ? ». Описывает игры и упражнения, занятия по обучению детей дошкольного возраста математике на материале комплекта цветных палочек Кюизенера . 4. В.П.Новикова « Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера ». Это современная образовательная технология, которая реализуется в дошкольных учреждениях с участием родителей. С помощью занимательных игр знакомятся с числом, величиной, геометрическим фигурами; упражняются в ориентировке во времени и в пространстве. 5. Е.Н. Панова « Дидактические игры и занятия в ДОУ ». Дано описание игр и игровых упражнений, приведены примерные конспекты занятий математического развития в средней, старшей и подготовительной группах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие элементарных математических представлений посредством игр логико-математического содержания"
В данной статье хочу поделиться опытом работы по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста....
ИГРЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Статья затрагивает проблему развития математических представлений с помощью игр логико-математического собержания. В статье рассматривается примерный конспект занятия с использованием таких игр....
Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников
Полезная информация для педагогов...
Тезисы выступления на тему «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» (Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников)
Тезисы выступления на тему: "Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка"...
Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.
Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...
Программа по развитию логико-математических способностей у детей дошкольного возраста 6л.-7л. «Математика и логика».
Программа по дополнительной услуге по проведению занятий по развитию логико-математических способностей у детей дошкольного возраста 6л.-7л. «Математика и логика»....
Конспект педагогического мероприятия с детьми 6- 7 лет по познавательному развитию (развитие логико-математических представлений посредством интерактивных игр) «кладоискатели-математический квест»
Цель:Развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста посредством интерактивных игр.Задачи:Продолжать формировать умение находить предыдущее и последующее число к заданн...