Авторский комплекс дидактических игр по ознакомлению детей с формой, цветом и размером.
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему
Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дидактические игры на ознакомление детей с формой, цветом и размером. | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс
дидактических игр по ознакомлению детей с формой, цветом и размером.
1. Дидактическая игра «Подбери фигуру».
Дидактическая задача. Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать геометрические фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания.
Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.
Ход игры. Показываю круг и, обводя его пальцами, спрашиваю: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показываю овал, тоже обвожу его пальцем: «А это какая форма?» То же самое проделываю с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, фиксирую внимание на углах. Исправляю не точные и ошибочные ответы детей.
«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали с нарисованными». Прошу детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать её на начерченную фигуру и только при полном совпадении - класть.
В конце игры подвожу итог: «Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме – круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник».
2. Дидактическая игра « Назови геометрическую фигуру».
Дидактическая задача. Учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Материал. 14 таблиц с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), на каждой таблице контурные изображения двух – трёх фигур в разных положениях и сочетаниях. Таблицы вложены в конверты.
Ход игры. Игра проводится с подгруппой (5 – 6детей). Я достаю из конвертов таблицы и предлагаю детям рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур и назвать их. При первой игре использую не более трёх таблиц. Детям, затрудняющимся, самостоятельно обвести контуры фигур, помогаю – рукой ребёнка проделываю нужные действия в воздухе.
Продолжительность игры – 10-15 минут. При повторном проведении игры увеличиваю число таблиц, и меняю их.
3. Дидактическая игра « Подбери по форме».
Дидактическая задача. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины.
Материал. Демонстрационный: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм. Раздаточный: карточки с контурами геометрических фигур; по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке).
Ход игры. Раздаю детям на подносах карточки и фигуры.
«Дети, мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура?» Показываю круг, вызываю отдельно детей для ответа .Далее этот вопрос повторяю с показом других фигур в следующем порядке: овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
«Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них поменьше». При помощи приёма наложения на большие фигуры накладываются фигуры поменьше такой же формы.
Детям, неправильно разложившим фигуры. Предлагаю обвести фигуры пальцем, найти и исправить ошибку.
4. Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы».
Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). По три – четыре предмета каждой из этих форм, обруч.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках полукругом. В центре расположены два столика: на одном – геометрические фигуры, на втором – предметы.
«Мы сейчас будем играть в игру «Найди предмет такой же формы». Я буду катить обруч, ребёнок, к которому он подкатился. Подойдёт к столу и найдёт предмет такой формы, какую я покажу, а название этой форы скажет тот ребёнок, которого он выберет».
Качу обруч к ребёнку (первым выбираю более смышлёного воспитанника). Ребёнок, к которому подкатился обруч, выходит, я показываю круг и предлагаю найти предмет такой же формы. Найденный предмет ребёнок показывает остальным детям, если он выбран правильно, то они хлопают в ладоши. Предмет кладём рядом с кругом. Затем качу обруч к следующему ребёнку и предлагаю другую форму. Игра продолжается пока все предметы не будут подобраны к образцам.
5. Дидактическая игра «Найди, то, что я покажу».
Дидактическая задача. Учить детей находить предмет определённой формы с использованием геометрических фигур – образцов. Игра требует двойного сопоставления: вначале форма предмета сопоставляется с геометрической фигурой, затем эта фигура – с формой другого предмета.
Материал. Набор плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и два набора предметов различных форм.
Ход игры. Воспитатель показывает детям геометрические фигуры – образцы, предлагает показать движением руки очертания этих фигур и назвать их. Затем дети рассматривают предметы различной формы: коробку, шарик, кольцо – круглой формы; флажок, кубик, пирамидку – треугольной формы; книгу, зеркало, поднос – прямоугольной формы и т. п. После этого воспитатель ведёт детей в другую комнату и рассматривает находящиеся в ней предметы, объясняет, что среди них есть предметы таких же форм, какие сейчас они видели. Затем объясняет детям, как они будут играть: « Надо правильно подобрать к предмету геометрическую фигуру соответствующей формы, например, к коробке круглой формы нужно подобрать круг, с этой фигурой в другой комнате найти такой же предмет круглой формы, т.е. такую же коробку». При повторном проведении игры воспитатель усложняет задание: ребёнок в другой комнате находит, используя фигуру в качестве образца, другой предмет такой же формы. Например, к кругу подбирает кольцо круглой формы и отмечает «Коробка и кольцо – предметы круглой формы». Дети поочерёдно выполняют задание.
Длительность и повторность. Игра заканчивается, когда дети найдут все нужные предметы, пользуясь геометрическими фигурами – образцами. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов. Игра повторяется 3 – 4 раза. Продолжительность игры – 15минут.
6. Дидактическая игра «Геометрическое лото».
Дидактическая задача. Учить детей сравнивать форму изображённого предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Игра отличается от предыдущей тем, что на этот раз дети действуют не с реальными предметами, а с их изображениями, подбирая рисунки к соответствующим образцам на глаз, без внешних приёмов обследования.
Материал. Пять карточек с изображением геометрических фигур: по одному кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу; по пять карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар), квадратный (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, карта), треугольной (пирамидка, ёлка, морковь, палатка, косынка).
Ход игры. «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Геометрическое лото» и попробуем увидеть в окружающих нас предметах самые различные формы».
В игре принимает участие пять детей. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберёт все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом.
7. Дидактическая игра «Домино фигур».
Дидактическая задача. Учить детей находить среди многих одну определённую фигуру, называть её. Игра закрепляет знания о геометрических фигурах. Дети знакомятся также с новой фигурой – многоугольником.
Материал. 28 карточек, на каждой половинке изображена та или иная геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник). На карточках – «дублях» изображены две одинаковые фигуры, седьмой «дубль» состоит из двух половинок.
Ход игры. В игре принимают участие 2 – 4 детей. Карточки выкладываются на стол фигурами вниз. Воспитатель знакомит детей с материалом игры, объясняет правила. Игра начинается с выкладывания карточки «дубль – пусто». Как и в обычном домино, за один ход ребёнок подбирает и выкладывает одну нужную карточку к любому концу «дорожки» и называет фигуру. Если у играющего нет на карточке требуемой фигуры, он подыскивает карточку с этой фигурой из общего числа карточек (при условии, когда играющих двое – трое). Если ребёнок не назовёт фигуру, он не имеет права на очередной ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек. В ходе игры воспитатель даёт дополнительные указания, пояснения. Игра проводится 2 – 3 раза.
8. Дидактическая игра «Домино».
Задачи: Закрепить знание свойств геометрических фигур (треугольника, квадрата, прямоугольника). Закрепить умение различать фигуры по цвету, форме и размеру. Развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, охарактеризовать её. Воспитывать усидчивость, умение следовать игровым правилам.
Раздаточный материал: Наборы геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник).
Организация детей: дети, сидя напротив друг друга выбирают нужную фигуру и на столе раскладывают по одному. Играет подгруппа детей.
Ход игры:
- Дети, а давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Домино».
Только игра не из фишек, а из геометрических фигур.
- Какие фигуры вы знаете? (Квадрат, прямоугольник, треугольник.)
-Что вы о них знаете? (У квадрата все стороны равны, у прямоугольника две стороны длиннее, две короче, у треугольника три угла, три стороны)
Послушайте правила: Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, желтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.
- А кто первый выложит фигуру? (Я выложу красный маленький квадрат.)
- А ты, какую фигуру выложишь? (Красный маленький треугольник.)
- А почему ты думаешь, что это сюда подойдёт? (Потому, что отличается только формой, а цвет одинаковый.)
- А какого он цвета? (Красного.)
-А какой он формы? (Треугольной.)
Игра продолжается до тех пор, пока у одного из игроков не закончатся фигуры. Выигрывает тот, кто первый освободился от фигур.
Итог игры:
Дети убирают со стола геометрические фигуры.
-А в какую игру мы играли? (В игру «Домино».)
- А как надо было играть в эту игру? (Положить фигуру, отличающую только одним признаком.)
- А как вы догадались, что именно эту фигуру надо положить? (По цвету.)
- А ещё, по какому признаку определяли правильность фигуры? (По размеру.)
- А как ещё можно было положить? (По форме.)
9. Дидактическая игра «Цветная пирамида».
Дидактическая задача. Закрепить умение детей путём зрительного и тактильного обследования определить цвет, размер, форму предметов; особенности поверхности (мягкая, шершавая, гладкая, пушистая).
Игровые правила. Ощупывание, поглаживание, обследование цвета, определение размера.
Игровые действия. Интересно, кто отгадает, что в моей секретной коробочке? (Ответы детей).
Дети, а коробка такая огромная, значит в ней что-то большое?
Давайте посмотрим. Да, это пирамида.
Давайте посмотрим какая она? Погладьте вот эту грань пирамиды.
Какая она на ощупь, Маша? А ты как думаешь, Федя? Правильно, ребятки, шершавая. А эта грань, какая Игорь, а Леночка? Молодцы, эта грань гладкая. Ваня погладь эту грань, какая она? Правильно, пушистая. Какая на ощупь эта грань, Миша? А Лика как думает? Мягкая, правильно. А теперь давайте найдём шершавые грани. Молодцы. А гладкие?
Ребята, если не трогать пирамиду можно сказать какая это грань? А ты как думаешь Маша? Да правильно она пушистая, значит будет мягкая.
В порядке усложнения этой игры предлагаются и другие правила - на закрепление цвета, нахождение геометрических форм, группировка предметов - по цвету, размеру, форме.
10. Дидактическая игра «Сказочный цветок, любимой мамочке».
Дидактическая задача. Закрепить умение детей выделять форму, цвет лепестка, активизировать речь детей, развивать мелкую моторику.
Игровые правила. Отобрать лепестки соответствующей формы и цвета, которые подойдут к цветку, собирать цветок по желанию.
Игровые действия. Поиск лепестков, выкладывание их на мольберте.
Ход игры. Дети, посмотрите, какой красивый букет? Как вы думаете, кому мы его подарим? Правильно ребятки, этот чудесный букет для наших любимых мамочек. Мы с вами сделаем по одному цветку, а вместе будет букет из разных сказочных цветов. Выбирайте серединку и составляйте цветок. Продумайте сами, какого цвета лепесток вы возьмёте и форму лепестков тоже выберете сами.
Коля, а у тебя какой будет цветок? Красный, лепестки продолговатые, выбирай себе материал. А у Саши? А у Кати? Дети берут серединки и выбирают лепестки для составления букета на мольберте.
Воспитатель вместе с детьми продумывает, как расположить букет на мольберте. Молодцы, у нас получился чудесный букет, для наших мамочек.
11. Дидактическая игра «Волшебный цветок».
Дидактическая задача. Закрепить умение детей выделять форму, цвет лепестка, активизировать речь детей, развивать мелкую моторику.
Игровые правила. Отобрать лепестки соответствующей формы и цвета, которые подойдут к цветку, собирают цветок по схеме.
Игровые действия. Поиск лепестков, выкладывание их на столе.
Ход игры. Дети, послушайте, кто это стучится? Пойду, посмотрю. Это почтальон принёс нам конверт, а что в нём? Посмотрите, что это? Правильно ребятки это лепестки от цветов и нам с вами нужно составить красивый цветок. А у цветка, какие лепестки? Ваня, как ты думаешь? А Вероничка, как думает? Да бывают разноцветные и разной формы. Посмотрите вот у меня схемы, берите себе любую и по схеме будем строить цветок. Выбирайте серединку и составляйте цветок. Витя, у тебя какой будет цветок? Красный, лепестки круглые, значит, ты берёшь лепестки красного цвета, круглые, а у Саши? А у Мариночки? Дети берут серединки и выбирают лепестки для составления букета. Молодцы, у нас получились волшебные цветы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс дидактических игр на ознакомление детей с формой
Комплекс дидактических игр на ознакомление детей с формой. II младшая группа....
Дидактическая игра "Подбери чашки к блюдцам".Задачи:учить подбирать чашки и блюдца по размеру,цвету,использовать название цветов в речи.Развивать цветовое восприятие.Материал:чашки и блюдца разных цветов и размеров.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5827963","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Презентация на тему: Оригами как метод ознакомления детей с формой предметов.
Оригами развивает у детей способность работать руками, память, пространственное воображение, творческие способности и художественный вкус....
электронная дидактическая игра - презентация"форма, цвет, размер"
Электронная дидактическая игра-презентация "Форма, цвет,размер" для детей среднего дошкольного возрастаЦель игры: закрепление размера цвета и формы геометрических фигурПланируемый результат: раз...
Развитие у детей младшего дошкольного возраста представлений о форме, цвете и размере геометрических фигур с использованием блоков Дьенеша.
На протяжении многих лет я использую одну замечательную игру, от которой дети приходят в восторг. И через какое-то время сами начинают с удовольствием в неё играть, подражая взрослому. Между тем, имен...
ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С ФОРМОЙ, ЦВЕТОМ, ВЕЛИЧИНОЙ.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их п...
Использование метода Марии Монтессори при ознакомлении дошкольников с формой, цветом, величиной для решения задач по познавательному развитию детей раннего возраста.
ФОП ДО для детей раннего возраста в области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности для формирования сенсорной грамотности назначает:развивать разные виды восприятия: ...