Рабочая программа по ФЭМП и конструированию в ДОУ для детей от 3 до 7 лет
рабочая программа по математике на тему
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Рабочая программа составлена на основе игры и интеграции с конструированием, что в свою очередь позволяет детям с интересом осваивать элемементарные математические знания, развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_femp_-1.docx | 89.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №2129
ДСП «Солнышко»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
формированию элементарных математических представлений
с конструированием
для детей 3-7 лет
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
воспитатель 1 кв. кат.
Паршина С.А.
г. Москва
Пояснительная записка
Математикадает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Математика предлагает уникальные возможности для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества – внимание, память, аккуратность и творческие способности.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется через образовательную область «Познание» в детском саду. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка подготовки его к школе.
Через познавательную деятельность реализуются практически все программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач; соблюдается комплексность, математические представления формируются и развиваются в определенной системе. Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей, строятся с учетом дидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям.
В работе с дошкольниками новые знания даются небольшими частями, строго дозированными «порциями». Поэтому общую программную задачу или тему обычно делят на ряд более мелких задач - «шагов» и последовательно реализуют их на протяжении нескольких форм работы.
Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой.
Ведущей у дошкольников является игровая деятельность, поэтому занятия по развитию простейших математических понятий, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются и совершают открытия. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками.
В процессе обучения математике развивается речь детей, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Дети учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о выполнении действий. Все это требует большой осознанности своей деятельности, развивается мышление.
Обучение математике организует и дисциплинирует детей, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение любое начатое дело доводить до конца.Рабочая программа по развитию элементарных математических представлений для детей 3-7 лет составлена на основе «Программы Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой Т.И., А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцеваведущими целями которой являются: создание условий для развития способностей детей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Рабочая программа ориентирована
на использование учебно-методического комплекса:
- Громова О.Е.Формирование элементарных матесматических представлений у детей младшего возраста:Методическое пособие. – М.:Сфера, 2011
- Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший возраст.-М.:Мозайка-Синтез,2013
3. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст.-
М.: Мозайка - Синтез,2013
4.Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.-
М.:Мозайка- Синтез,2013
- Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа.-М.:Мозайка-Синтез,2013
6. В.П. Новикова. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.
7. В.П. Новикова. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.
8. Н.Л.Куваева, Ю.В.Микляева. Конспекты занятий по математике.-М:Айрис Пресс,
2012
9. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.1:
Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы. Ч.2: Игры-головоломки/
Сост. З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая. – Спб: Акцидент, 2014.
10. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Геометрическая мозайка в интегрированных
занятиях: Занятия с детьми в детском саду и школе. Методическое пособие. – М.:
Мозайка-Синтез, 2007
11. Смоленцева А.А, Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для
маленьких детей: Учебно-методическое пособие – Спб.: «Детство-Пресс», 2013
12. Математика от трёх до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей
детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе-Спб.: «Акцидент».
13. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. Предматические игры для детей
младшего дошкольного возраста:Учебно-методическое пособие. – Спб.: ООО
«Издательство «Детство-Пресс», 2011
14.Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада. –
Спб: «Детство-Пресс», 2009
14. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие. Авт-сост.
Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая /(библиотека программы «Детство»). – Спб.:
«Акцидент», 2007
Программа рассчитана на проведение 30 НОД в год, с проведением 1 НОД в неделю в каждой возрастной группе .
НОД проводится во вторых младших, средних, старших и подготовительных группах.
Длительность 1 НОД:
♦ во второй младшей группе15 минут;
♦ в средней – 20 минут;
♦ в старшей – 25 минут;
♦ в подготовительной – 30 минут.
Программой предусмотрено проведение практической непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми (игры, игровые упражнения, экспериментирование, разрешение проблемно-поисковых ситуаций, обсуждение возникающих вопросов).
НОД по развитию элементарных математических представлений строится через интеграцию с конструированием. В конструировании применяются палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, счётные палочки, деревянный строительный конструктор, геометрические фигуры, логические игры-головоломки (Танграм, Монгольская игра, Сфинкс, Листик, Колумбово яйцо), бросовый материал (ленты, пуговицы, пробки).
В младших группах дети конструируют предметы по образцу, в старших группах - по замыслу, по схеме, по памяти.
Методика даётся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. НОД проводятся фронтально, по группам и индивидуально. Сочетание коллективных и индивидуальных форм организации детей педагог определяет сам. Развивающие задачи решаются с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Целью программы является формирование у детей умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.
2 младшая группа(3-4 года)
Задачи:
♦ учить считать до трёх;
♦ учить сравнивать совокупности на основе взаимно-однозначного соответствия,
различать «много», «мало», «один»;
♦ учить сравнивать две группы предметов путём приложения;
♦ учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте;
♦ различать и называть форму предметов;
♦ различать левую и правую стороны;
♦ различать и называть части суток: «утро», «день», «вечер», «ночь»;
♦ развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате,
треугольнике, овале; знать их характерные отличия;
♦ учить определять положение предметов в пространстве.
Перспективное планирование на годпо ФЭМП с конструированиемво 2 младшей группе
№ п/п | Месяц | ФЭМП | Цель | Конструирование |
1 | Сентябрь | Тема №1. «Много, мало, один» | Учить составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами: много, мало, один. | «Мебель для медвежонка» из деревянного конструктора (по образцу) |
Тема №2. «Круг, квадрат» | Познакомить детей с кругом и квадратом; научить детей различать и называть круг и квадрат. | «Дорожка для Бобика» из деревянного конструктора (по образцу) | ||
2 | Октябрь | Тема №3. «Круг, квадрат» (закрепление) | Научить различать круг и квадрат, находить и называть предметы круглой и квадратной форм; учить сравнивать две группы предметов. | «Домик для зайчика» из деревянного конструктора (по образцу) |
Тема №4. «Много, мало, один» | Упражнять детей в составлении групп отдельных предметов; учить находить сходство между ними; различать и называть форму предметов – круглая, квадратная. | «Сарайчик для животных» из деревянного конструктора (по образцу) | ||
Тема №5.«Круг, квадрат, треугольник» | Познакомить детей с треугольником, учить различать и называть треугольники; обследовать осязательно-зрительным путём, выкладывать его из счётных палочек; классифицировать фигуры по форме и названию. | «Лесенка для обезьянки» из деревянного конструктора (по образцу) | ||
Тема №6.«Столько… сколько» | Познакомить детей с новой геометрической фигурой –овал, учить находить предметы, похожие на овал; учить сравнивать одну группу предметов с другой, последовательно накладывая 1 предмет на другой; различать равенство и неравенство предметов входящих в эту группу. | «Ёжик» из счётных палочек, геометрических фигур, палочек Кюизенера, бросового материала (пробок) (по образцу) | ||
3 | Ноябрь | Тема №7.«Столько… сколько, поровну» | Учить сравнивать количество предметов в двух группах, используя слова: столько…сколько, поровну; закрепить понятия «много», «мало», «один». | «Грузовик» из Блоков Дьенеша (по образцу) |
Тема №8.«Ориентировка в пространстве» | Научить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на; упражнять в сравнении 2-х групп предметов, расположенных в ряд; пользоваться словами: столько…сколько, поровну. | «Домик для лягушки» из блоков Дьенеша (по образцу) | ||
Тема №9. «Сравнение предметов по длине» | Учить сравнению двух предметов по длине; научить рассказывать о результатах сравнения, употребляя слова: длиннее, короче. | «Дорожки» из палочек Кюизенера (по образцу) | ||
Тема №10. «Сравнение предметов по длине» (закрепление) | Продолжать учить детей сравнивать две группы предметов: где больше, где меньше; сравнивать предметы по длине и обозначать результат сравнения словами. | «Снеговик» из геометрических фигур, бросового материала (пробок) (по образцу) | ||
4 | Декабрь | Тема №11. «Сравнение предметов по ширине» | Учить сравнивать два предмета по ширине; повторить названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник; учить строить кораблик по образцу. | «Кораблик для утят» из деревянного конструктора (по образцу) |
Тема №12. «Сравнение предметов по ширине» (закрепление) | Закрепить понятия количества: один-много, размера: широкий-узкий, длинный-короткий, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, понятие времени суток, счёт до 3, умение группировать по признаку, составлять простые фигуры из 2-3 частей. | «Сладкое угощение для медвежонка Винни-Пуха» из счётных палочек, геометрических фигур (по образцу) | ||
Тема №13.«Сравнение двух групп предметов» | Упражнять в сравнении количества предметов (равное или неравное) в двух группах. | «Домик для поросёнка Хрюника» из деревянного конструктора (по образцу) | ||
5 | Январь | Тема №14.«Сравнение предметов по высоте» | Учить детей сравнивать два предмета по высоте, обозначать словами: «выше» - «ниже», сравнивать предмет по величине. | «Выский и низкий домики» из деревянного конструктора (по образцу) |
Тема №15.«Сравнение предметов по величине» | Упражнять детей в сравнении предметов по величине: большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, отражая в речи результат сравнения; различать и называть геометрические фигуры; закреплять умение детей ориентироваться в пространстве. | «Красная Шапочка и Волк» из палочек Кюизенера (по образцу) | ||
Тема №16.«Ориентировка в пространстве» | Упражнять детей в умении определять положение предмета, используя предлоги: «на», «над», «в», слова: «слева» и «справа»; закрепить знания о временах года; повторить геометрические фигуры «круг», «квадрат», «овал»; учить находить два одинаковых предмета. | «Скворечник» из деревянного конструктора (по образцу) | ||
6 | Февраль | Тема №17. «Время: утро, вечер, день, ночь» | Учить называть временные отрезки: утро, день, вечер, ночь; закрепить названия геометрических фигур. | «Медведь» из геометрических фигур (по образцу) |
Тема №18. «Слева, справа, посередине» | Учить детей ориентироваться в пространстве, отражать результат словами; развивать внимание и наблюдательность. | «Пароход» из палочек Кюизенера (по образцу) | ||
Тема №19. «Геометрические фигуры» | Учить различать предметы по величине (форме, размеру, цвету, ширине); закрепить полученные знания о геометрических фигурах и сравнении двух групп предметов; учить классифицировать фигуры по форме. | «Ключик» из палочек Кюизенера (по образцу) | ||
Тема №20.«Счёт до трёх» | Учить детей считать в пределах 3; упражнять в сравнении предметов по ширине; развивать логическое мышление. | «Трамвай» из деревянного конструктора (по образцу) | ||
7 | Март | Тема №21. «Игры с Чебурашкой и крокодиломГеной» | Упражнять детей в ориентировке в пространстве, употребляя в речи предлоги «в», «на», «около», «под»; учить детей классифицировать предметы по определённому признаку; упражнять детей в счёте в пределах 3. | «Двухэтажный дом» из палочек Кюизенера (по образцу) |
Тема №22. «Повторение» | Закрепить названия геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник; упражнять детей в умении определять положение предметы, используя предлоги: «на», «над», «в», «под», «за»; учить детей различать части суток: утро, день, вечер, ночь; упражнять детей в конструировании предметов из геометрических фигур. | «Птичка» из геометрических фигур (по образцу) | ||
Тема №23. «Повторение» | Упражнять детей в сравнении двух групп предметов, различении равенства и неравенства предметов; учить детей ориентироваться в пространстве и определять местонахождение предмета при помощи слов: «на» «под», «над», «слева», «справа»; повторить геометрические фигуры; упражнять детей в конструировании предмета из геометрических фигур и палочек Кюизенера по образцу. | «Бабочка» из палочек Кюизенера и геометрических фигур (по образцу) | ||
8 | Апрель | Тема №24. «Путешествие по сказке «КОЛОБОК» | Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве; упражнять детей в уравнивании двух групп предметов; повторить изученные геометрические фигуры; учить детей конструировать «Бассейн» из строительного набора «Строитель». | «Бассейн» из деревянного конструктора (по образцу) |
Тема №25. «Сравнение предметов по длине » (повторение) | Закрепить умение детей сравнивать 2 предмета по длине, рассказывать о результатах сравнения, употребляя слова: длиннее-короче. | Конструирование по схеме из палочек Кюизенера | ||
Тема №26. «Сравнение предметов по ширине» (повторение) | Закрепить умение детей сравнивать два предмета по ширине,рассказывать о результатах сравнения, употребляя слова: шире-уже. | Конструирование по схеме из счётных палочек | ||
Тема №27. «Сравнение предметов по высоте» (повторение) | Закрепить умение детей сравнивать два предмета по высоте, рассказывать о результатах сравнения, употребляя слова: выше-ниже. | Конструирование по схеме из деревянного конструктора | ||
9 | Май | Тема №28. «Сравнение двух групп предметов» (повторение) | Развивать умение устанавливать равенство между двумя группами предметов. | Конструирование по схеме из блоков Дьенеша |
Тема №29. «В стране геометрических фигур» (повторение) | Закрепить представление детей об изученных геометрических фигурах; упражнять детей в классификации фигур по разным признакам. | Конструирование по схеме из геометрических фигур | ||
Тема №30. «Повторение» | Закрепление пройденного материала: составлять группы из отдельных предметов; находить сходства и различие; уметь сравнивать предметы по величине; закрепить временные представления: утро, день, вечер, ночь. | Конструирование по схеме из строительных деталей |
Предполагаемы результаты:
♦ дети научились считать до трёх;
♦ научились сравнивать совокупности на основе взаимнооднозначного соответствия,
различать «много», «мало», «один»;
♦ научились сравнивать две группы предметов путём приложения;
♦ научились сравнивать предметы по длине, ширине, высоте;
♦ научились различать и называть форму предметов;
♦ научились различать левую и правую стороны;
♦ научились различать и называть части суток: «утро», «день», «вечер», «ночь»;
♦ знают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал и их характерные
отличия;
♦ научились определять положение предметов в пространстве;
♦ конструировать предметы из геометрических фигур, счётных палочек, палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, деревянного конструктора «Строитель» по образцу.
Средняя группа(4-5 лет)
Задачи:
♦ учить считать до пяти;
♦ обучить детей графическому знанию цифр до 5;
♦ учить соотносить количество предметов с цифрой;
♦ учить отсчитывать количество предметов на 1 больше или на 1 меньше;
♦ учить сравнивать две группы предметов, по разному расположенных;
♦ учить детей порядковому счёту в пределах 5;
♦ учить раскладывать предметы по увеличению или уменьшению длины;
♦ учить называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник;
♦ учить различать и называть геометрические тела: куб, шар;
♦ учить ориентироваться в пространстве;
♦ учить детей ориентироваться во времени, называть части суток;
♦ развивать логическое мышление детей.
Перспективное планирование на год по ФЭМП с конструированием в cредней группе
№ п/п | Месяц | ФЭМП | Цель | Конструирование |
1 | Сентябрь | Тема №1. «Сравнение предметов». | Учить сравнивать Две группы предметов путём наложения и приложения, находить одинаковые, учить ориентироваться в пространстве. | «Ёжик» из геометрических фигур, палочек Кюизенера, счётных палочек, пробок. (по образцу) |
Тема №2. «Число и цифра 1». | Познакомить детей с цифрой 1, её графическим обликом, учить детей выкладывать цифру 1 из счётных палочек, учить называть детей, что бывает по одному; учить находить и называть предметы круглой формы на заданном пространстве. | «Лиса» из геометрических фигур (по образцу) | ||
Тема №3. «Число 2». | Познакомить детей с числом и цифрой 2; учить детей считать до 2, пользоваться цифрами 1 и 2; сравнивать две группы предметов, устанавливая соотношения: «больше-меньше», «поровну»; находить и называть предметы круглой и квадратной формы. | «Домик для зайчика» из деревянного конструктора (по образцу) | ||
2 | Октябрь | Тема №4. «Ориентировка в пространстве». | Учить детей ориентироватьсяв пространстве: «наверху», «внизу», «над», «под»; различать право-лево; упражнять в счёте в пределах 2; различать и называть цифры 1 и 2. | «Воротики для воробья» из деревянного конструктора. (по схеме) |
Тема №5. «Число 3». | Познакомить детейс образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть числительные от 1 до 3; учить детей считать до 3 в прямом и обратном порядке. | «Цыплёнок» из геометрических фигур (по образцу) | ||
Тема №6. «Сравнение по высоте» | Упражнять детей в счёте до трёх; учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения; учить составлять предмет из трёх равнобедренных треугольников; находить в окружении предметы одинаковые по высоте. | 1. «Ёлки» из треугольников. 2. «Забор для сада» из деревянного конструктора. (по образцу) | ||
Тема №7. «Треугольник» | Закрепить названия геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник; учить находить предметы названной формы; учить сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения. | «Теремок» из четырёх треугольников. (по образцу) | ||
3 | Ноябрь | Тема №8. «Куб, шар» | Познакомить детей с геометрическими телами – кубом и шаром; учить обследовать их осязательно-зрительным способом; дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов; показать, что количество предметов не зависит от того, как они расположены; уточнить представление о частях суток. | «Диван для мышки Джери» из деревянного конструктора. (по схеме) |
Тема №9. «Порядковый счёт» | Учить детей считать по порядку от 1 до 3, отвечать на вопросы: «Который?», «Какой?»; закрепить представления детей о том, что количество предметов (их число) не зависит от их расположения; повторить названия изученных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал; учить называть предметы круглых, квадратных, треугольных, овальных форм; закрепить представления детей о временах года. | «Кресло для лягушонка» из деревянного конструктора. (по схеме) | ||
Тема №10. «Число 4». | Познакомить детей с образованием числа 4 и цифрой 4, соотносить числительное с предметом; закрепить умения детей ориентироваться в пространстве. | «Велосипед для обезьянки» из блоков Дьенеша (по схеме) | ||
Тема №11. «Прямоугольник» | Познакомить детей с прямоугольником; учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в счёте в пределах 4; упражнять в ориентировке на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу. | «Слон» из блоков Дьенеша (по памяти) | ||
4 | Декабрь | Тема №12. «Прямоугольник» (закрепление). | Продолжить знакомство с прямоугольником; учить детей складывать из счётных палочек прямоугольник; находить и называть в окружении предметы прямоугольной формы. | «Паровоз» из геометрических фигур (по схеме) |
Тема №13. «Число 5». | Познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5; упражнять в счёте в пределах 5; закреплять знания цифр от 1 до 5. | «Снежинка» из палочек Кюизенера (по схеме) | ||
Тема №14. «Счёт в пределах 5» | Упражнять детей в счёте в пределах 5; закрепить знания цифр от 1 до 5; учить классифицировать предметы по признаку цвета, величины. | «Цветок» из геометрическихфигур для Красной Шапочки (по образцу) | ||
5 | Январь | Тема №15. «Измерение предметов» | Учить сравнивать два предмета с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах 5; учить ориентироваться в пространстве и отражать в речи направление. | «Мост» из деревянного конструктора (по схеме) |
Тема №16. «Сравнение предметов по высоте» | Учить сравнивать предметы по высоте; устанавливать равенство между двумя группами предметов; различать количественный и порядковый счёт; закрепить представление о частях суток. | «Грузовик» из деревянного конструктора (по образцу) | ||
Тема №17. «Порядковый счёт» (закрепление) | Продолжать учить детей различать количественный и порядковый счёт; упражнять в счёте в пределах 5 (на слух); повторить названия геометрических фигур: «круг», «квадрат», «треугольник», «овал», «прямоугольник». | «Скворечник для птиц» из деревянного конструктора (по схеме) | ||
6 | Февраль | Тема №18. «Сравнение предметов по величине» | Продолжать учить детей сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения; упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова «слева», «справа», «вверху», «внизу»; упражнять в счёте в пределах 5; развивать воображение. | «Забор для петушка» из деревянного конструктора. (по образцу) |
Тема №19. «Измерение» | Учить детей измерять предмет условной меркой; упражнять детей в умении отсчитывать предметы по предложенной цифре; закрепить названия геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник; учить детей ориентироваться в пространстве, отражая результат словами «слева», «справа», «между». | «Черепаха» из палочек Кюизенера. (по образцу) | ||
Тема №20. «Геометричес-кие фигуры» | Учить называть и различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); упражнять в счёте в пределах 5; учить ориентироваться в пространстве; развивать логическое мышление. | «Кораблик» изблоков Дьенеша (по схеме) | ||
Тема №21. «Счёт в пределах 5» | Упражнять детей в счёте; укреплять знание цифр от 1 до 5; развивать умение ориентироваться в пространстве; развивать логическое мышление. | «Качели» из счётных палочек (по образцу) | ||
7 | Март | Тема №22. «Ориентировка во времени» | Закреплять умение детей ориентироваться во времени, повторить части суток (утро, день, вечер, ночь) и времена года (весна, лето, осень, зима); закрепить умение детей соотносить количество предметов с цифрой; развивать логическое мышление детей; повторить изученные геометрические фигуры. | «Крокодил Гена и Чебурашка» из палочек Кюизенера (по схеме) |
Тема №23. «Путешествие в деревню к бабушке» | Закреплять навыки количественного и порядкового счёта в пределах 5; упражнять в умении сравнивать количество предметов в группах на основе счёта; учить детей ориентироваться на листе бумаги. | «Загон для животных» из бросового материала (пробок) , палочек Кюизенера и деревянного конструктора ( по образцу) | ||
Тема №24. «Измерение условной меркой» | Продолжать учить детей измерять предметы условной меркой, сравнивать мерки между собой, отражать результат сравнения словами; учить детей работать в парах; упражнять в устном счёте в пределах 5 и в умении ориентироваться в пространстве. | «Конура для Бобика» из деревянного конструктора (по схеме) | ||
8 | Апрель | Тема №25. «Повторение». | Упражнять детей в количественном и порядковом счёте в пределах 5и соотнесении количества предметов с цифрой, умении отсчитывать предметы по заданной цифре; учить детей решать математические загадки и ориентироваться в пространстве: развивать логическое мышление детей (находить сходства и отличия). | «Страус» из палочек Кюизенера (по схеме) |
Тема №26. «Повторение». | Упражнять детей в счёте в пределах 5; закрепить умение детей на глаз сравнивать предметы по величине (большой-маленький, широкий-узкий, короткий-узкий, толстый-тонкий); повторить части суток (утро, день, вечер, ночь) и геометрические фигуры. | «Лестница» из деревянных кубиков (по памяти) | ||
Тема №27. «Повторение». | Повторить изученные геометрические фигуры. | Конструирование детей по схеме из палочек Кюизенера. | ||
9 | Май | Тема №28. «Повторение». | Повторить устный счёт в пределах 5 и соотносить количество предметов с цифрой. | Конструирование детей по схеме из блоков Дьенеша. |
Тема №29. «Повторение». | Закрепить умение детей ориентироваться в пространстве. | Конструирование детей по схеме из деревянного конструктора. | ||
Тема №30. «Повторение». | Закрепить временные представления детей. | Конструирование детей по схеме из геометрических фигур. |
В конце учебного года ребёнок 4-5 лет
должен овладеть следующими умениями и навыками:
♦ уметь сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине методом приложения и наложения, визуально;
♦ уметь ориентироваться в пространстве и отражать в речи направление: слева, справа, впереди, позади, над, под, около;
♦ называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник, овал;
♦ уметь складывать геометрические фигуры из счётных палочек: квадрат, треугольник, прямоугольник;
♦ различать части суток: утро, день, вечер, ночь;
♦ различать количественный и порядковый счёт в пределах 5;
♦ знать цифры от 1 до 5 и раскладывать их по порядку;
♦ отсчитывать количество предметов по предложенной цифре;
♦ уметь соотносить количество предметов с цифрой;
♦ уметь классифицировать предметы по признаку цвета, величины (размер, форма);
♦ измерять длину предметов с помощью условной мерки;
♦ конструировать предметы из геометрических фигур, счётных палочек, палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, деревянного конструктора «Строитель» по образцу и по памяти.
Старшая группа(5-6 лет)
Задачи :
♦ учить считать до 10;
♦ обучить детей графическому знанию цифр до 10;
♦ учить соотносить количество предметов с цифрой;
♦ учить отсчитывать количество предметов на 1 больше или на 1 меньше;
♦ учить сравнивать две группы предметов, по разному расположенных;
♦ учить детей порядковому счёту в пределах 10;
♦ учить составлять число из единиц;
♦ учить называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб, трапеция;
♦ учить сравнивать предметы по длине, ширине, размеру, толщине;
♦ учить ориентироваться в пространстве;
♦ учить детей ориентироваться во времени, называть части суток, времена года, дни недели, месяцы;
♦ познакомить с календарём и их видами;
♦ развивать логическое мышление детей.
Перспективное планирование на год по ФЭМП с конструированием в старшей группе
№ п/п | Месяцы | ФЭМП | Программное содержание | Конструирование |
1 | Сентябрь | Тема №1. «Число и цифра 6». | Познакомить детей с образованием числа 6 и цифрой 6; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; учить словами определять положение предмета: «между», «слева», «справа», «около», «за», «в», «под»; находить в окружении предметы геометрических форм. | «Грузовик для Зайки» из деревянного конструктора (по схеме) |
Тема №2. «Счёт до 6». | Закрепить умение детей считать в пределах 6; учить соотносить число с цифрой; учить классифицировать фигуры по определённому признаку. | «Рыбка» из счётных палочек (по схеме) | ||
Тема №3. «Число и цифра 7». | Познакомить детей с образованием числа 7 и цифрой 7; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; учить составлять группы из отдельных предметов; учить детей работать в парах. | «Лиса» из блоков Дьенеша ( по схеме) | ||
2 | Октябрь | Тема №4. «Счёт до 7» | Упражнять детей в счёте до 7; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами: «слева», «справа», «перед», «за», «сбоку». | «Ёжик» из геометрических фигур, палочек Кюизенера, счётных палочек, бросового материала (пробок). (по схеме) |
Тема №5. «Квадрат» | Учить составлять квадрат из счётных палочек; упражнять в счёте в пределах 7; учить соотносить число с цифрой т карточкой с кружками; учить ориентироваться на листе бумаге, обозначать направление словами: «слева», «справа», «сверху», «внизу», «в центре». | «Домик» из головоломки Танграм. (по схеме) | ||
Тема №6. «Сравнение предметов» | Учить складывать предметы по длине путём складывания пополам и с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах 7; учить увеличивать число на единицу; развивать логическое мышление детей; учить на глаз определять длинные и короткие предметы. | «Жираф» из головоломки Танграм (по схеме) | ||
Тема №7. «Четырёхуголь-ник» | Познакомить детей с признаками четырёхугольника»; учить ориентироваться в пространстве, отражать в речи направление: «слева», «справа»; закреплять названия частей суток: «утро», «день», «вечер», «ночь». | «Домик для слона» из деревянного конструктора (по схеме) | ||
3 | Ноябрь | Тема №8. «Число и цифра 8» | Познакомить детей с образованием числа 8 и цифрой 8; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; упражнять в счёте в пределах 8; закреплять умение детей ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами «над», «под», «в», «на»; учить детей классифицировать предметы по 2 признакам, развивать логическое мышление детей. | «Собачка» из палочек Кюиенера (по схеме) |
Тема №9. «Составление предметов из треугольников» | Учить составлять конструкцию их 4-х равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть направление: «слева», «справа», «вверху»; упражнять в счёте в пределах 8; развивать воображение. | «Рыбки» из треугольников (по схеме и по собственному замыслу детей) | ||
Тема №10. «Трапеция, ромб» | Познакомить детей с новыми геометрическими фигурами – «ромб», «трапеция»; упражнять в счёте в пределах 8; учить на глаз определять длину предмета. | «Мосты»из деревянного конструктора ( по подгруппам) | ||
Тема №11. «Измерение» | Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах 8; развивать мышление. | «Мышка» из геометрических фигур (по памяти детей) | ||
4 | Декабрь | Тема №12. «Число и цифра 9» | Познакомить с образованием числа 9 и цифрой 9; учить детей считать в пределах 9; закрепить представления детей о временах года; формировать представление детей о том, что число не зависит от расположения предметов. | «Лесенка для обезьянки» из деревянного онструктора. (из кубиков, кирпичиков, брусков)(по подруппам) |
Тема №13. «Измерение» | Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах 9; учить видоизменять фигуру путём добавления счётных палочек. | «Яблоко» из палочек Кюизенера ( по схеме) | ||
Тема №14. «Четырёхуголь-ник» | Учить детей составлять четырёхугольник из счётных пал упражнять в счёте в пределах 9 и в счёте на слух; развивать логическое мышление. | «Катер» из деревянного конструктора (по схеме) | ||
5 | Январь | Тема №15. «Число и цифра 0». | Познакомить с нулём; упражнять в счёте в пределах 9; учить группировать предметы по общему признаку; учить составлять картинку из отдельных предметов. | «Снеговик» из геометрических фигур, бросового материала (пробок) (по схеме) |
Тема №16. «Число 10». | Познакомить с образованием числа 10; учить считать в пределах 10; развивать логическое мышление детей через блоки Дьенеша; закрепить названия дней недели; развивать мелкую моторику детей, память в конструировании. | «Снежинка» из палочек Кюизенера. (по схеме и по собственному замыслу детей) | ||
Тема №17. «Ориентировка в пространстве» | Учить ориентироваться на листе бумаги, результат называть словами; закрепить умение детей сравнивать 2 предмета по длине методом приложения; учить детей считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке; учить отсчитывать предметы по заданной цифре; развивать логическое мышление детей; повторить названия геометрических фигур. | «Домик для друзей» из блоков Дьенеша. (через разгадывание логических загадок) (по схеме) | ||
6 | Февраль | Тема №18. «Календарь» | Познакомить детей с календарём; рассказать о разных видах календаря; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по календарю; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры; упражнять в счёте в пределах 10. | «Кот» из счётных палочек ( по схеме) |
Тема №19. «Неделя» | Закрепить названия дней недели; учить детей ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: «слева», «справа», «между», «вверху»; развивать логическое мышление. | «Гараж» из деревянного конструктора. (по замыслу детей) | ||
Тема №20. «Месяц» | Познакомить детей с понятием «месяц»; упражнять в классификации геометрических фигур; закрепить навык счёта в пределах 10; развивать логическое мышление детей. | «Молоковоз» из геометрических фигур (по памяти детей) | ||
Тема №21. «Ориентировка в пространстве» | Упражнять детей в умении ориентироваться на ограниченной плоскости; повторить изученные геометрические фигуры; упражнять детей в счёте в пределах 10; развивать логическое мышление. | «Собачка» из блоков Дьенеша (по схеме) | ||
7 | Март | Тема №22. «Измерение» | Упражнять детей в измерении протяжённости с помощью условной мерки; закреплять навык конструирования геометрических фигур – треугольник, квадрат, трапецияиз счётных палочек; упражнять в счёте в пределах 10; развивать логическое мышление детей. | 1).«Корабль» из модулей и деревянного конструктора. (по схеме) 2).«Цветы» из геометрических фигур(овалы) и бросового материала ( пробки и полоски из картона) (по замыслу детей) |
Тема №23. «Геометричес-кие фигуры» (закрепление) | Закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб, трапеция); учить классифицировать фигуры по определённому признаку; упражнять в счёте в пределах 10; развивать логическое мышление детей и ориентироваться в пространстве. | «Посуда» из палочек Кюизенера (по схеме) | ||
Тема №24. «Счёт в пределах 10» | Упражнять детей в счёте в пределах 10 и соотносить число с цифрой; развивать логическое мышление; повторить дни недели; учить ориентироваться в пространстве. | «Самолёт» из деревянного конструктора. (по схеме) | ||
8 | Апрель | Тема №25. «Путешествие по математическому королевству» | Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; развивать логическое мышление, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине; воспитывать познавательный интерес к математике. | «Домик» из геометрических фигур (по образцу) |
Тема №26. «Путешествие в страну сказок» | Упражнять детей в счёте в пределах 10; учить отгадывать математические загадки; учить ориентироваться в пространстве; повторить геометрические фигуры; развивать логическое мышление детей. | «Собачка» из палочек Кюизенера (по собственному замыслу детей) | ||
Тема №27. «Путешествие в космос» | Упражнять детей в счёте в пределах 10: в прямом и обратном порядке, сравнении чисел; формировать представление о свойствах предметов: цвет, форма, размер; знание геометрических фигур; развивать наблюдательность, внимание, мыслительные операции, вариативность мышления, творческие способности, быстроту реакции, познавательный интерес; формировать навыки самостоятельной работы. | «Ракета» из счётных палочек (по схеме) | ||
9 | Май | Тема №28. «Тигруля и его друзья» | Развивать внимание, память, мышление детей; закрепить знания детей о геометрических фигурах; упражнять детей в счёте в пределах 10 и в сравнении предметов, умении ориентироваться в пространстве. | «Бассейн» из блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, деревянного конструктора, бросового материала - пробки (по собственному замыслу детей) |
Тема №29. «Повторение» | Упражнять детей в счёте в пределах 10 и назывании соседей числа; закрепить названия геометрических фигур, находить предметы данной формы; развивать логическое мышление детей через блоки Дьенеша. | «Черепаха» из блоков Дьенеша через разгадывание знаков-символов (по схеме) | ||
Тема №30. «Путешествие в страну геометрических фигур» | Закрепить знания детей о геометрических фигурах, учить детей классифицировать фигуры по их признакам (форме, размеру, цвету); развивать память, внимание детей, умение работать в парах; упражнять детей в нахождении одинаковых фигур и в конструировании предметов из геометрических фигур. | «Поезд» из геометрических фигур ( по схеме) |
В конце года ребёнок 5-6 лет
должен овладеть следующими умениями и навыками:
♦ научиться считать до 10 в прямом и обратном порядке;
♦ знать графическое знание цифр в пределах10;
♦ уметь соотносить количество предметов с цифрой;
♦ уметь отсчитывать количество предметов на 1 больше или на 1 меньше;
♦ уметь сравнивать две группы предметов, по разному расположенных;
♦ знать порядковый счёт в пределах 10;
♦ уметь составлять число из единиц;
♦ знатьназвания геометрических фигур и различать их: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб, трапеция;
♦ уметь сравнивать предметы по длине, ширине, размеру, толщине;
♦ уметь ориентироваться в пространстве;
♦ знать и называть части суток, времена года, дни недели, месяцы;
♦ знать, что такое календарь и их виды.
♦ конструировать предметы из геометрических фигур, счётных палочек, палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, деревянного конструктора «Строитель» по образцу, по схеме, по собственному замыслу детей и по памяти.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Задачи :
♦ учить считать до 20 в прямом и обратном порядке;
♦ обучить детей графическому знанию цифр до 20;
♦ учить соотносить количество предметов с цифрой в пределах 20;
♦ учить различать количественный и порядковый счёт;
♦ учить сравнивать предметы по величине: большой-маленький, узкий-широкий, короткий –длинный, высокий-низкий,
толстый-тонкий;
♦ учить увеличивать и уменьшать число на единицу;
♦ учить составлять число из двух меньших и из единиц в пределах первого десятка;
♦ учить называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб, трапеция, многоугольники (5-угольник, 6-угольник, 8-угольник);
♦ учить решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
♦ учить измерять длину отрезка, пользоваться линейкой;
♦ учить считать по заданной мере;
♦ учить сравнивать две группы предметов, используя математические знаки («больше», «меньше», «равно»)
♦ учить ориентироваться в пространстве, отражать результат словами;
♦ учить детей ориентироваться во времени: называть части суток, времена года, дни недели, месяцы;
♦ учить детей определять время с точностью до часа, четверть часа, получаса, ровно час;
♦ познакомить детей с понятием «деньги» и их предназначением; учить отсчитывать количество денег разными способами;
♦ развивать логическое мышление детей.
Перспективное планирование на год по ФЭМП с конструированием в подготовительной к школе группе
№ п/п | Месяцы | ФЭМП | Программное содержание | Конструирование |
1 | Сентябрь | Тема №1. «Геометрические фигуры». | Закрепить названия геометрических фигур: «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «ромб», «трапеция», «круг», «квадрат»; вспомнить, какие фигуры называют «четырёхугольниками»; учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, цвету, форме; упражнять в пределах 10. | «Ёжик» из счётных палочек, геометрических фигур, палочек Кюизенера, бросового материала – пробок.(по собственному замыслу детей) |
Тема №2. «Величина». | Уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины; упражнять в счёте в пределах 10; учить отсчитывать по предложенной цифре; упражнять в счёте на ощупь. | «Петух» из головоломки «Танграм» (по схеме) | ||
Тема №3. «Знакомство с третрадью». | Познакомить детей с тетрадью и её назначением; учить детей ориентироваться в пространстве; упражнять в счёте в пределах 10; учить соотносить цифру с количеством. | Графический диктант «Слон» | ||
2 | Октябрь | Тема №4. «Знаки равенства-неравенства» | Продолжать учить детей понимать количественные отношения между числами в пределах 10; «записывать» при помощи знаков «>» , «<» и читать «записи»; познакомить детей со знаками «=», «≠» (равенство-неравентсво); закрепить временные представления; учить называть «соседей» данного числа. | «Мосты» из деревянного конструктора (по подгруппам) (по схеме) |
Тема №5. «Многоуголь-ники» | Познакомить детей с многоугольником, его признаками: сторонами, углами, вершинами, их взаимно-однозначным соответствием; упражнять в счёте в пределах 10. | «Кот» из палочек Кюизенера (по схеме) | ||
Тема №6. «Быстро, медленно» | Закрепить понятия «быстрее», «медленнее»; упражнять в счёте в пределах 10; познакомить детей с составом числа 2; учить составлять фигуру из восьми треугольников. | «Щенок» из восьми треугольников (по схеме) | ||
Тема №7. «Состав числа 3» | Познакомить детей с составом числа 3; учить составлять число 3 из двух меньших чисел; упражнять в счёте по осязанию; закрепить временные представления. | «Замок для принцессы Эни» из деревянного конструктора (по собственному замыслу детей) | ||
3 | Ноябрь | Тема №8. «Измерение» | Учить измерять с помощью условной мерки длину предмета; учить показывать 1/5, 2/5 и т.д.; познакомить с составом числа 4; закреплять умение детей решать задачи на сложение в одно действие; развивать логическое мышление детей; учить классифицировать предметы по форме. | «Ракета» из деревянного конструктора (по схеме) |
Тема №9. «Знаки «+» и «-». | Познакомить детей со знаками «плюс» и 2минус»; учить детей считать в пределах 10; увеличивать (уменьшать) число на единицу, называть правильно соседей данного числа; познакомить с составом числа 5; учить ориентироваться на листе бумаги. | «Лошадка» из головоломки «Колумбово яйцо» (по схеме) | ||
Тема №10. «Геометричес-кие фигуры» | Упражнять в счёте в пределах 10; учить пользоваться цифрами и знаками; познакомить с составом числа 6; учить составлять геометрические фигуры из счётных палочек; закреплять названия геометрических фигур. | «Лиса» из геометрических фигур ( по памяти) | ||
Тема №11. «Состав числа 7» | Познакомить детей с составом числа 7; упражнять в счёте в пределах 20; закреплять умение детей решать задачи в одно действие на вычитание; развивать логическое мышление. | «Снеговик» из геометрических фигур, бросового материала (пробок) (по памяти) | ||
4 | Декабрь | Тема №12. «Счёт двойками» | Учить считать двойками в пределах первого десятка; закрепить навык счёта в пределах 20 в прямом и обратном порядке; познакомить детей с составом числа 8; учить решать задачи в одно действие; учить ориентироваться на листе бумаги. | «Ракета» из счётных палочек. (по схеме) |
Тема №13. «Счёт тройками» | Учить считать тройками; закрепить навык счёта в пределах 30 в прямом и обратном порядке; познакомить с составом числа 9; учить детей составлять задачу по картинке и решать её; учить классифицировать предметы по определённому признаку; учить детей работать в парах. | «Клоун» из блоков Дьенеша (в парах) ( по схеме) | ||
Тема №14. «Деление на равные части» | Упражнять детей в делении предмета на 8 равных частей путём складывания по диагонали; учить показывать одну часть из восьми, а так же 2/8, 5/8, 8/8; учить составлять силуэт предмета из 8 равнобедренных треугольников, используя слова: «между», «сбоку»; упражнять в счёте в пределах 40. | «Детская площадка» из деревянного конструктора, палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, бросового материала (пробок) (по собственному замыслу детей) | ||
5 | Январь | Тема №15. «Второй десяток». | Познакомить детей с составом и образованием каждого из чисел второго десятка; учить считать в пределах 20; закрепить названия геометрических фигур: квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция. | «Гараж» из деревянного конструктора (по собственному замыслу детей) |
Тема №16. «Линейка». | Познакомить детей с «линейкой», её видами; учить детей измерять предметы с помощью линейки; совершенствовать навыки устного счёта в пределах 50 (в прямом и обратном порядке); учить детей составлять и решать задачи на сложение по предложенному набору игрушек; развивать логическое мышление детей; закреплять умение детей ориентироваться в пространстве. | «Собака» из блоков Дьенеша через разгадывание знаков-символов (по схеме) | ||
Тема №17. «Деньги» | Познакомить детей с понятием «деньги» и их предназначением; учить отсчитывать количество денег разными способами; упражнять детей в счёте; развивать логическое мышление детей. | «Транспорт» из деревянного конструктора (по собственному замыслу детей) | ||
6 | Февраль | Тема №18. «Часы» | Познакомить детей с часами, их видами, строением часов; научить детей определять время с точностью «ровно час»; упражнять детей в счёте в пределах 70; закреплять умение детей сравнивать две группы предметов, используя математические знаки ">» (больше), «<» (меньше), «=» (равно); развивать логическое мышление детей. | «Чайник» изпалочекКюизенера ( по схеме) |
Тема №19. «Часы и время» | Учить детей определять время с точностью «до получаса»; упражнять детей в счёте в пределах 80, в составлении и решении задач в одно действие в пределах первого десятка на сложение и вычитание; развивать логическое мышление детей. | «Самолёт» из модулей и деревянного конструктора. (по схеме) | ||
Тема №20. «Часы и время» (продолжение) | Научить детей определять время: познакомить с понятием «четверть», «без четверть»; упражнять в счёте в пределах 90 (в прямом и обратном порядке); упражнять в составлении задач по картинке на сложение в одно действие; отрабатывать навык группировки предметов по определённому признаку; закрепить состав числа 5; развивать логическое мышление детей (познакомить детей с головоломкой Сфинкс). | «Песочница» из головоломки «Сфинкс» (по схеме) | ||
Тема №21. Путешествие в сказку «Гуси-лебеди» | Закрепить счёт в пределах 10; знание цифр; упражнять в сравнении предметов по количеству с помощью знаков >, <, = ; формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; развивать зрительную память и умение по памяти выложить узор. | Графический диктант «Ключик» | ||
7 | Март | Тема №22. Интеллектуаль-но-познаватель-ная игра «Умники и умницы» | Повторить геометрические фигуры, развивать логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику рук; умение детей составлять и решать задачи по картинке на сложение и вычитание в пределах первого десятка; закрепить умение детей сравнивать две группы предметов, используя математические знаки >, <, = ; упражнять детей в умении конструировать предметы из счётных палочек (по памяти) и деревянного конструктора (по схеме). | 1).«Гриб» из счётных палочек (по памяти) 2).«Вокзал»из деревянного конструктора (по схеме) |
Тема №23. Путешествие в сказку «Пузырь, Соломенка и Лапоть» | Учить детей считать пятёрками в пределах 100; упражнять детей в сравнении двух групп предметов, используя математические знаки >< = в пределах первого десятка; повторить состав чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и геометрические фигуры; развивать логическое мышление детей. | 1). «Ёлка» из счётных палочек (по схеме); 2).«Мост» из палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, деревянного конструктора, бросового материала (пробок) (по собственному замыслу детей) | ||
Тема №24. «Повторение» | Развивать логическое мышление детей; упражнять детей в счёте в пределах 10 и решении примеров первого десятка; повторить состав числа 8,9,10; упражнять детей в конструировании предметов из блоков Денеша. | «Верблюд» из блоков Денеша через разгадывание знаков-символов (по схеме) | ||
8 | Апрель | Тема №26. «Повторение» | Совершенствовать умение детей составлять и решать задачи по картинке на сложение и вычитание; воспитывать познавательный интерес к математике. | Конструирование из палочек Кюизенера (по собственному замыслу детей) |
Тема №26. «Повторение» | Упражнять детей в счёте в пределах 100; учить отгадывать математические загадки; учить ориентироваться в пространстве; повторить геометрические фигуры; развивать логическое мышление детей. | Конструирование из счётных палочек (по собственному замыслу детей) | ||
Тема №27. «Повторение» | Упражнять детей в умении отсчитывать деньги разными способами. | Конструирование головоломки «Листик» (по собственному замыслу детей) | ||
9 | Май | Тема №28. «Повторение» | Закрепить состав чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 из единиц и двух меньших чисел. | Конструирование из геометрических фигур (по собственному замыслу детей) |
Тема №29. «Повторение» | Упражнять детей в сравнении предметов, используя математически знаки «>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно). | Конструирование из головоломки «Колумбово яйцо» (по собственному замыслу детей) | ||
Тема №30. Игра «Путешествие по математическим островам» | Упражнять детей в счёте на ощупь, составлении геометрических фигур из счётных палочек; решении примеров на сложение и вычитание; определении времени по часам. | Конструирование из бросового материала (пуговицы, ленты, пробки) (по собственному замыслу детей) |
В конце года ребёнок 6-7 лет
должен овладеть следующими умениями и навыками:
Задачи :
♦ уметь считать до 20 в прямом и обратном порядке;
♦ знать графическийоблик цифр до 20;
♦ уметь соотносить количество предметов с цифрой в пределах 20;
♦ знать количественный и порядковый счёт;
♦ уметь сравнивать предметы по величине: большой-маленький, узкий-широкий, короткий –длинный, высокий-низкий,
толстый-тонкий;
♦ уметь увеличивать и уменьшать число на единицу;
♦ уметь составлять число из двух меньших и из единиц в пределах первого десятка;
♦ знать и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб, трапеция, многоугольники (5-угольник, 6-угольник, 8-угольник);
♦ уметь решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
♦ уметь измерять длину отрезка, пользоваться линейкой;
♦ уметь считать по заданной мере;
♦ уметь сравнивать две группы предметов, используя математические знаки («больше», «меньше», «равно»)
♦ уметь ориентироваться в пространстве, отражать результат словами ;
♦ уметь ориентироваться во времени: называть части суток, времена года, дни недели, месяцы;
♦ уметь определять время с точностью до часа, четверть часа, получаса, ровно час;
♦ иметь представление о понятии «деньги» и их предназначением; уметь отсчитывать количество денег разными способами;
♦ конструировать предметы из геометрических фигур, счётных палочек, палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, деревянного конструктора «Строитель» по схеме, по памяти и по собственному замыслу детей.
Список литературы
- Планы занятий по программе «Детство» для 2-ых младших, средних, старших, подготовительных к школе групп детского сада.
- Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 4-5,5-6,6-7 лет В.П. Новикова. 2014 г.
- Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
- Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 2007 г.
- Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 г.
- Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.
- 356 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 лет по уникальной методике Л. А. Венгера. – М.: Гелеос. – 2008 г.
- Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2012 г.
- Новикова В.П. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М.: Мозайка – Синтез, 2012 г.
- Новикова В.П. ИМатематика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. – М.: Мозайка – Синтез, 2012г.
- Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2014 г.
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации М.: «Ювента», 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...
Рабочая программа по моделированию и конструированию кружок "Самоделкин"
Кружок "Самоделкин"...
рабочая программа по ФЭМП для детей 5-7 лет
Рабочая программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культур...
Рабочая программа по ФЭМП в подготовительной группе для детей с ТНР
Рабочая программа помогает выстроить учебный процесс по ФЭМП в подготовительной группе для детей с ТНР, создать необходимые условия, достичь освоения программного содержания, опираясь на методические ...
Рабочая программа по ФЭМП в средней группе для детей с ТНР
Рабочая программа по математике предназначена для организации работы в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Программа содержит разделы в соответствии с ФГОС ДО....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «LEGO- конструирование» для детей 3-4 лет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «Легоконструирование» для детей второй младшей группы (3 - 4 года)...