Рабочая программа по ФЭМП и конструированию в ДОУ для детей от 3 до 7 лет
рабочая программа по математике на тему

Паршина Светлана Анатольевна

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. 

Рабочая программа составлена на основе игры и интеграции с конструированием, что в свою очередь позволяет детям с интересом осваивать элемементарные математические знания, развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую  моторику рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_femp_-1.docx89.23 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №2129

ДСП «Солнышко»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по

формированию элементарных математических представлений

с конструированием

для детей 3-7 лет

на 2015-2016 учебный год

                                                                                                                                Составитель:

                                                                                                                              воспитатель 1 кв. кат.

                                                                                                                          Паршина С.А.

г. Москва

Пояснительная записка

      Математикадает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.

Математика предлагает уникальные возможности для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества – внимание, память, аккуратность и творческие способности.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется через образовательную область «Познание» в детском саду. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка подготовки его к школе.
Через познавательную деятельность реализуются практически все программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач; соблюдается комплексность, математические представления формируются и развиваются в определенной системе. Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей, строятся с учетом дидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям.

В работе с дошкольниками новые знания даются небольшими частями, строго дозированными «порциями». Поэтому общую программную задачу или тему обычно делят на ряд более мелких задач - «шагов» и последовательно реализуют их на протяжении нескольких форм работы.
Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают
физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой.

Ведущей у дошкольников является игровая деятельность, поэтому занятия по развитию простейших математических понятий, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются и совершают открытия. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками.

В процессе обучения математике развивается речь детей, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Дети учатся комментировать свою деятельность,  давать полный словесный отчет о выполнении действий.  Все это требует большой осознанности своей деятельности,  развивается мышление.

        Обучение  математике  организует и дисциплинирует детей, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость,  воля,  воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение любое начатое дело  доводить до конца.Рабочая программа по развитию элементарных математических представлений для детей 3-7 лет составлена на основе «Программы Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой Т.И., А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцеваведущими целями которой являются: создание условий для развития способностей детей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.

Рабочая программа ориентирована

на использование учебно-методического комплекса:

  1. Громова О.Е.Формирование элементарных матесматических представлений у детей младшего возраста:Методическое пособие. – М.:Сфера, 2011
  2. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший возраст.-М.:Мозайка-Синтез,2013

      3. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст.-

        М.: Мозайка - Синтез,2013

     4.Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.-

          М.:Мозайка-  Синтез,2013

  1. Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа.-М.:Мозайка-Синтез,2013

     6. В.П. Новикова. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.

     7. В.П. Новикова. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.

     8. Н.Л.Куваева, Ю.В.Микляева. Конспекты занятий по математике.-М:Айрис Пресс,

         2012

9. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.1:

    Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы. Ч.2: Игры-головоломки/

    Сост. З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая. – Спб: Акцидент, 2014.

10. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Геометрическая мозайка в интегрированных

занятиях: Занятия с детьми в детском саду и школе. Методическое пособие. – М.:  

Мозайка-Синтез, 2007

11. Смоленцева А.А, Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для

       маленьких детей: Учебно-методическое пособие – Спб.: «Детство-Пресс», 2013

12. Математика от трёх до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей

детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе-Спб.: «Акцидент».

13. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. Предматические игры для детей

младшего дошкольного возраста:Учебно-методическое пособие. – Спб.: ООО

«Издательство «Детство-Пресс», 2011

14.Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада. –

Спб: «Детство-Пресс», 2009

14. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие. Авт-сост.

       Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая /(библиотека программы «Детство»). – Спб.:

      «Акцидент», 2007

Программа рассчитана на проведение 30 НОД в год, с проведением 1 НОД в неделю  в каждой возрастной группе .

НОД проводится во вторых младших, средних, старших и подготовительных группах.

Длительность  1 НОД:

♦ во второй младшей группе15 минут;

♦ в средней – 20 минут;

♦ в старшей – 25 минут;

♦ в подготовительной – 30 минут.

Программой предусмотрено проведение практической непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми (игры, игровые упражнения, экспериментирование, разрешение проблемно-поисковых ситуаций, обсуждение возникающих вопросов).

НОД по развитию элементарных математических представлений строится через интеграцию с конструированием. В конструировании применяются палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, счётные палочки, деревянный строительный конструктор, геометрические фигуры, логические игры-головоломки (Танграм, Монгольская игра, Сфинкс, Листик, Колумбово яйцо), бросовый материал (ленты, пуговицы, пробки).

В младших группах дети конструируют предметы по образцу, в старших группах - по замыслу, по схеме, по памяти.

Методика даётся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. НОД проводятся фронтально, по группам и индивидуально. Сочетание коллективных и индивидуальных форм организации детей педагог определяет сам. Развивающие задачи решаются с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Целью программы является формирование у детей умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.

2 младшая группа(3-4 года)

Задачи:

учить считать до трёх;

♦ учить сравнивать совокупности на основе взаимно-однозначного соответствия,

   различать «много», «мало», «один»;

♦ учить сравнивать две группы предметов путём приложения;

♦ учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте;

♦ различать и называть форму предметов;

♦ различать левую и правую стороны;

♦ различать и называть части суток: «утро», «день», «вечер», «ночь»;

♦ развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате,

треугольнике, овале; знать их характерные отличия;

♦ учить определять положение предметов в пространстве.

Перспективное планирование на годпо ФЭМП с конструированиемво 2 младшей группе

п/п

Месяц

ФЭМП

Цель

Конструирование

1

Сентябрь

Тема №1.

«Много, мало, один»

Учить составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами: много, мало, один.

«Мебель для медвежонка»

из деревянного конструктора

(по образцу)

Тема №2.

«Круг, квадрат»

Познакомить детей с кругом и квадратом; научить детей различать и называть круг и квадрат.

«Дорожка для Бобика»

из деревянного конструктора

(по образцу)

2

Октябрь

Тема №3.

«Круг, квадрат»

(закрепление)

Научить различать круг и квадрат, находить и называть предметы круглой и квадратной форм; учить сравнивать две группы предметов.

«Домик для зайчика»

из деревянного конструктора

(по образцу)

Тема №4.

«Много, мало, один»

Упражнять детей в составлении групп отдельных предметов; учить находить сходство между ними; различать и называть форму предметов – круглая, квадратная.

«Сарайчик для животных»

из деревянного конструктора

(по образцу)

Тема №5.«Круг, квадрат,

треугольник»

Познакомить детей с треугольником, учить различать и называть треугольники; обследовать осязательно-зрительным путём, выкладывать его из счётных палочек; классифицировать фигуры по форме и названию.

«Лесенка для обезьянки»

из деревянного конструктора

(по образцу)

Тема №6.«Столько…

сколько»

Познакомить детей с новой геометрической фигурой –овал, учить находить предметы, похожие на овал; учить сравнивать одну группу предметов с другой, последовательно накладывая 1 предмет на другой; различать равенство и неравенство предметов входящих  в эту группу.

«Ёжик»

из счётных палочек, геометрических фигур, палочек Кюизенера, бросового материала (пробок)

(по образцу)

3

Ноябрь

Тема №7.«Столько…

сколько,

поровну»

Учить сравнивать количество предметов в двух группах, используя слова: столько…сколько, поровну; закрепить понятия «много», «мало», «один».

«Грузовик»

из Блоков Дьенеша

(по образцу)

Тема №8.«Ориентировка

в

пространстве»

Научить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на; упражнять в сравнении 2-х групп предметов, расположенных в ряд; пользоваться словами: столько…сколько, поровну.

«Домик для лягушки»

из блоков Дьенеша

(по образцу)

Тема №9. «Сравнение

предметов по

длине»

Учить сравнению двух предметов по длине; научить рассказывать о результатах сравнения, употребляя слова: длиннее, короче.

«Дорожки»

из палочек Кюизенера

(по образцу)

Тема №10.

«Сравнение

предметов по

длине»

(закрепление)

Продолжать учить детей сравнивать две группы предметов: где больше, где меньше; сравнивать предметы по длине и обозначать результат сравнения словами.

«Снеговик»

из геометрических фигур, бросового материала (пробок)

(по образцу)

4

Декабрь

Тема №11. «Сравнение

предметов по

ширине»

Учить сравнивать два предмета по ширине; повторить названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник; учить строить кораблик по образцу.

«Кораблик для утят»

из деревянного конструктора

(по образцу)

Тема №12.    «Сравнение

предметов  по ширине»

(закрепление)

Закрепить понятия количества: один-много, размера: широкий-узкий, длинный-короткий, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, понятие времени суток, счёт до 3, умение группировать по признаку, составлять простые фигуры из 2-3 частей.

«Сладкое угощение для медвежонка Винни-Пуха»

из счётных палочек, геометрических фигур

(по образцу)

Тема №13.«Сравнение двух

групп

предметов»

Упражнять в сравнении количества предметов (равное или неравное) в двух группах.

«Домик для поросёнка Хрюника»

из деревянного конструктора

(по образцу)

5

Январь

Тема №14.«Сравнение

предметов по высоте»

Учить детей сравнивать два предмета по высоте, обозначать словами: «выше» - «ниже», сравнивать предмет по величине.

«Выский и низкий домики»

из деревянного конструктора

(по образцу)

Тема №15.«Сравнение

предметов по величине»

Упражнять детей в сравнении предметов по величине: большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, отражая в речи результат сравнения; различать и называть геометрические фигуры; закреплять умение детей ориентироваться в пространстве.

«Красная Шапочка и Волк»

из палочек Кюизенера

(по образцу)

Тема №16.«Ориентировка в

пространстве»

Упражнять детей в умении определять положение предмета, используя предлоги: «на», «над», «в», слова: «слева» и «справа»; закрепить знания о временах года; повторить геометрические фигуры «круг», «квадрат», «овал»; учить находить два одинаковых предмета.

«Скворечник»

из деревянного конструктора

(по образцу)

6

Февраль

Тема №17. «Время: утро, вечер,

день, ночь»

Учить называть временные отрезки: утро, день, вечер, ночь; закрепить названия геометрических фигур.

«Медведь»

из геометрических фигур

                (по образцу)

Тема №18. «Слева, справа,

посередине»

Учить детей ориентироваться в пространстве, отражать результат словами; развивать внимание и наблюдательность.

«Пароход»

из палочек Кюизенера

(по образцу)

Тема №19. «Геометрические

фигуры»

Учить различать предметы по величине (форме, размеру, цвету, ширине); закрепить полученные знания о геометрических фигурах и сравнении двух групп предметов; учить классифицировать фигуры по форме.

«Ключик»

из палочек Кюизенера

(по образцу)

Тема №20.«Счёт до трёх»

Учить детей считать в пределах 3; упражнять в сравнении предметов по ширине; развивать логическое мышление.

«Трамвай»

из деревянного конструктора

(по образцу)

7

Март

Тема №21.

«Игры с Чебурашкой и крокодиломГеной»

Упражнять детей в ориентировке в пространстве, употребляя в речи предлоги «в», «на», «около», «под»; учить детей классифицировать предметы по определённому признаку; упражнять детей в счёте в пределах 3.

«Двухэтажный дом»

из палочек Кюизенера

(по образцу)

Тема №22. «Повторение»

Закрепить названия геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник; упражнять детей в умении определять положение предметы, используя предлоги: «на», «над», «в», «под», «за»; учить детей различать части суток: утро, день, вечер, ночь; упражнять детей в конструировании предметов из геометрических фигур.

«Птичка»

из геометрических фигур

(по образцу)

Тема №23. «Повторение»

Упражнять детей в сравнении двух групп предметов, различении равенства и неравенства предметов; учить детей ориентироваться в пространстве и определять местонахождение предмета при помощи слов: «на» «под», «над», «слева», «справа»; повторить геометрические фигуры; упражнять детей в конструировании  предмета из геометрических фигур и палочек Кюизенера по образцу.

«Бабочка»

из палочек Кюизенера и геометрических фигур

(по образцу)

8

Апрель

Тема №24. «Путешествие

по сказке «КОЛОБОК»

Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве; упражнять детей в уравнивании двух групп предметов; повторить изученные геометрические фигуры; учить детей конструировать «Бассейн» из строительного набора «Строитель».

«Бассейн»

из деревянного конструктора

(по образцу)

Тема №25.

         «Сравнение

предметов

по длине »

(повторение)

Закрепить умение детей сравнивать 2 предмета по длине, рассказывать о результатах сравнения, употребляя слова: длиннее-короче.

Конструирование

по схеме

из палочек Кюизенера

Тема №26. «Сравнение

предметов по ширине»

(повторение)

Закрепить умение детей сравнивать два предмета по ширине,рассказывать о результатах сравнения, употребляя слова: шире-уже.

Конструирование

по схеме

из счётных палочек

Тема №27. «Сравнение

предметов по высоте»

(повторение)

Закрепить умение детей сравнивать два предмета по высоте, рассказывать о результатах сравнения, употребляя слова: выше-ниже.

Конструирование

по схеме

из деревянного конструктора

9

Май

Тема №28.  «Сравнение двух

групп предметов»

(повторение)

Развивать умение устанавливать равенство между двумя группами предметов.

Конструирование

по схеме

из блоков Дьенеша

Тема №29. «В стране

геометрических фигур»

(повторение)

Закрепить представление детей об изученных геометрических фигурах; упражнять детей в классификации фигур по разным признакам.

Конструирование

по схеме

из геометрических фигур

Тема №30. «Повторение»

Закрепление пройденного материала: составлять группы из отдельных  предметов; находить сходства и различие; уметь сравнивать предметы по величине; закрепить временные представления: утро, день, вечер, ночь.

Конструирование

по схеме

из строительных деталей

Предполагаемы результаты:

дети научились считать до трёх;

♦ научились сравнивать совокупности на основе взаимнооднозначного соответствия,

   различать «много», «мало», «один»;

♦ научились сравнивать две группы предметов путём приложения;

♦ научились сравнивать предметы по длине, ширине, высоте;

♦ научились различать и называть форму предметов;

♦ научились различать левую и правую стороны;

♦ научились различать и называть части суток: «утро», «день», «вечер», «ночь»;

♦ знают геометрические фигуры: круг, квадрат,  треугольник, овал и их характерные

   отличия;

♦ научились определять положение предметов в пространстве;

♦  конструировать предметы из геометрических фигур, счётных палочек, палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, деревянного конструктора «Строитель» по образцу.

Средняя группа(4-5 лет)

Задачи:

учить считать до пяти;

♦ обучить детей графическому знанию цифр до 5;

♦ учить соотносить количество предметов с цифрой;

♦ учить отсчитывать количество предметов на 1 больше или на 1 меньше;

♦ учить сравнивать две группы предметов, по разному расположенных;

♦ учить детей порядковому счёту в пределах 5;

♦ учить раскладывать предметы по увеличению или уменьшению длины;

♦ учить называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал,

   прямоугольник;

♦ учить различать и называть геометрические тела: куб, шар;

♦ учить ориентироваться в пространстве;

♦ учить детей ориентироваться во времени, называть части суток;

♦ развивать логическое мышление детей.

Перспективное планирование на год по ФЭМП с конструированием в cредней группе

п/п

Месяц

ФЭМП

Цель

Конструирование

1

Сентябрь

Тема №1. «Сравнение

предметов».

Учить сравнивать

Две группы предметов путём наложения и приложения, находить одинаковые, учить ориентироваться в пространстве.

«Ёжик»

из геометрических фигур, палочек Кюизенера, счётных палочек, пробок.

(по образцу)

Тема №2.

«Число и

цифра 1».

Познакомить детей с цифрой 1, её графическим обликом, учить детей выкладывать цифру 1 из счётных палочек, учить называть детей, что бывает по одному; учить находить и называть предметы круглой формы на заданном пространстве.

«Лиса»

из геометрических фигур

(по образцу)

Тема №3.

«Число 2».

Познакомить детей с числом и цифрой 2; учить детей считать до 2, пользоваться цифрами 1 и 2; сравнивать две группы предметов, устанавливая соотношения: «больше-меньше», «поровну»; находить и называть предметы круглой и квадратной формы.

   «Домик для зайчика»

         из деревянного  

           конструктора

(по образцу)

2

Октябрь

Тема №4.

«Ориентировка

в пространстве».

Учить детей ориентироватьсяв пространстве: «наверху», «внизу», «над», «под»; различать право-лево; упражнять в счёте в пределах 2; различать и называть цифры 1 и 2.

«Воротики для воробья»

      из деревянного

       конструктора.

(по схеме)

Тема №5.

«Число 3».

Познакомить детейс образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть числительные от 1 до 3; учить детей считать до 3 в прямом и обратном порядке.

«Цыплёнок»

из геометрических фигур

(по образцу)

Тема №6.

«Сравнение по высоте»

Упражнять детей в счёте до трёх; учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения; учить составлять предмет из трёх равнобедренных треугольников; находить в окружении предметы одинаковые по высоте.

1. «Ёлки»

из треугольников.

2. «Забор для сада»

из деревянного конструктора.

(по образцу)

Тема №7.

«Треугольник»

Закрепить названия геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник; учить находить предметы названной формы; учить сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения.

«Теремок»

из четырёх треугольников.

(по образцу)

3

Ноябрь

Тема №8.

«Куб, шар»

Познакомить детей с геометрическими телами – кубом и шаром; учить обследовать их осязательно-зрительным способом; дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов; показать, что количество предметов не зависит от того, как они расположены; уточнить представление о частях суток.

«Диван

   для мышки Джери»

        из деревянного

        конструктора.

(по схеме)

Тема №9.

«Порядковый счёт»

Учить детей считать по порядку от 1 до 3, отвечать на вопросы: «Который?», «Какой?»; закрепить представления детей о том, что количество предметов (их число) не зависит от их расположения; повторить названия изученных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал; учить называть предметы круглых, квадратных, треугольных, овальных форм; закрепить представления детей о временах года.

«Кресло

для лягушонка»

из деревянного конструктора.

(по схеме)

Тема №10.

«Число 4».

Познакомить детей с образованием числа 4 и цифрой 4, соотносить числительное с предметом; закрепить умения детей ориентироваться в пространстве.

«Велосипед для

обезьянки»

из блоков Дьенеша

(по схеме)

Тема №11.

«Прямоугольник»

Познакомить детей с прямоугольником; учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в счёте в пределах 4; упражнять в ориентировке на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу.

«Слон»

из блоков Дьенеша

(по памяти)

4

Декабрь

Тема №12.

«Прямоугольник»

(закрепление).

Продолжить знакомство с прямоугольником; учить детей складывать из счётных палочек прямоугольник; находить и называть в окружении предметы прямоугольной формы.

«Паровоз»

из геометрических

фигур

(по схеме)

Тема №13.

«Число 5».

Познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5; упражнять в счёте в пределах 5; закреплять знания цифр от 1 до 5.

«Снежинка»

из палочек Кюизенера

(по схеме)

Тема №14.

«Счёт в пределах 5»

Упражнять детей в счёте в пределах 5; закрепить знания цифр от 1 до 5; учить классифицировать предметы по признаку цвета, величины.

«Цветок»

из геометрическихфигур

для Красной Шапочки

(по образцу)

5

Январь

Тема №15.

«Измерение предметов»

Учить сравнивать два предмета с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах 5; учить ориентироваться в пространстве и отражать в речи направление.

«Мост»

из деревянного конструктора

(по схеме)

Тема №16.

«Сравнение предметов по высоте»

Учить сравнивать предметы по высоте; устанавливать равенство между двумя группами предметов; различать количественный и порядковый счёт; закрепить представление о частях суток.

«Грузовик»

из деревянного конструктора

(по образцу)

Тема №17.

«Порядковый счёт»

(закрепление)

Продолжать учить детей различать количественный  и порядковый счёт; упражнять в счёте в пределах 5 (на слух); повторить названия геометрических фигур: «круг», «квадрат», «треугольник», «овал», «прямоугольник».

«Скворечник для птиц»

из деревянного конструктора

(по схеме)

6

Февраль

Тема №18.

«Сравнение предметов по величине»

Продолжать учить детей сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения; упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова «слева», «справа», «вверху», «внизу»; упражнять в счёте в пределах 5; развивать воображение.

«Забор для петушка»

из деревянного конструктора.

(по образцу)

Тема №19.

«Измерение»

Учить детей измерять предмет условной меркой; упражнять детей в умении отсчитывать предметы по предложенной цифре; закрепить названия геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник; учить детей ориентироваться в пространстве, отражая результат словами «слева», «справа», «между».

«Черепаха»

из

палочек Кюизенера.

(по образцу)

Тема №20.

«Геометричес-кие

фигуры»

Учить называть и различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); упражнять в счёте в пределах 5; учить ориентироваться в пространстве; развивать логическое мышление.

«Кораблик»

изблоков Дьенеша

(по схеме)

Тема №21.

«Счёт в пределах 5»

Упражнять детей в счёте; укреплять знание цифр от 1 до 5; развивать умение ориентироваться в пространстве; развивать логическое мышление.

«Качели»

из счётных палочек

(по образцу)

7

Март

Тема №22.

«Ориентировка во времени»

Закреплять умение детей ориентироваться во времени, повторить части суток (утро, день, вечер, ночь) и времена года (весна, лето, осень, зима); закрепить умение детей соотносить количество предметов с цифрой; развивать  логическое мышление детей; повторить изученные геометрические фигуры.

«Крокодил Гена

и

Чебурашка»

из палочек Кюизенера

(по схеме)

Тема №23.

«Путешествие в деревню к бабушке»

Закреплять навыки количественного и порядкового счёта в пределах 5; упражнять в умении сравнивать количество предметов в группах на основе счёта; учить детей ориентироваться на листе бумаги.

«Загон для животных»

из бросового материала (пробок) , палочек Кюизенера и  деревянного конструктора

( по образцу)

Тема №24.

«Измерение условной меркой»

Продолжать учить детей измерять предметы условной меркой, сравнивать мерки между собой, отражать результат сравнения словами; учить детей работать в парах; упражнять в устном счёте в пределах 5 и в умении ориентироваться в пространстве.

«Конура для Бобика»

из

деревянного конструктора

(по схеме)

8

Апрель

Тема №25.

«Повторение».

Упражнять детей в количественном и порядковом счёте в пределах 5и соотнесении количества предметов с цифрой, умении отсчитывать предметы по заданной цифре; учить детей решать математические загадки и ориентироваться в пространстве: развивать логическое мышление детей (находить сходства и отличия).

«Страус»

из

 палочек Кюизенера

(по схеме)

Тема №26.

«Повторение».

Упражнять детей в счёте в пределах 5; закрепить умение детей на глаз сравнивать предметы по величине (большой-маленький, широкий-узкий, короткий-узкий, толстый-тонкий); повторить части суток (утро, день, вечер, ночь) и геометрические фигуры.

«Лестница»

из

деревянных кубиков

(по памяти)

Тема №27.

«Повторение».

Повторить изученные геометрические фигуры.

Конструирование детей по схеме из палочек Кюизенера.

9

Май

Тема №28.

«Повторение».

Повторить устный счёт в пределах 5 и соотносить количество предметов с цифрой.

Конструирование детей по схеме из блоков Дьенеша.

Тема №29.

«Повторение».

Закрепить умение детей ориентироваться в пространстве.

Конструирование детей

по схеме из деревянного конструктора.

Тема №30.

«Повторение».

Закрепить временные представления детей.

Конструирование детей

по схеме из геометрических фигур.

В конце учебного года ребёнок 4-5 лет

должен овладеть следующими умениями и навыками:

♦  уметь сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине методом приложения и наложения, визуально;

♦ уметь ориентироваться в пространстве и отражать в речи направление: слева, справа, впереди, позади, над, под, около;

♦ называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат,

  треугольник, прямоугольник, овал;

♦ уметь складывать геометрические фигуры из счётных палочек: квадрат, треугольник, прямоугольник;

♦ различать части суток: утро, день, вечер, ночь;

♦ различать количественный и порядковый счёт в пределах 5;

♦   знать цифры от 1 до 5 и раскладывать их по порядку;

♦ отсчитывать количество предметов по предложенной цифре;

♦ уметь соотносить количество предметов с цифрой;

♦ уметь классифицировать предметы по признаку цвета, величины (размер, форма);

♦  измерять длину предметов с помощью условной мерки;

♦ конструировать предметы из геометрических фигур, счётных палочек, палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, деревянного конструктора «Строитель» по образцу и по памяти.

Старшая группа(5-6 лет)

Задачи :

учить считать до 10;

♦ обучить детей графическому знанию цифр до 10;

♦ учить соотносить количество предметов с цифрой;

♦ учить отсчитывать количество предметов на 1 больше или на 1 меньше;

♦ учить сравнивать две группы предметов, по разному расположенных;

♦ учить детей порядковому счёту в пределах 10;

♦ учить составлять число из единиц;

♦ учить называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал,  прямоугольник, ромб, трапеция;

♦ учить сравнивать предметы по длине, ширине, размеру, толщине;

♦ учить ориентироваться в пространстве;

♦ учить детей ориентироваться во времени, называть части суток, времена года, дни  недели, месяцы;

♦ познакомить с календарём и их видами;

♦ развивать логическое мышление детей.

Перспективное планирование на год по ФЭМП с конструированием в старшей группе

п/п

Месяцы

ФЭМП

Программное содержание

Конструирование

1

Сентябрь

Тема №1.

«Число и цифра 6».

Познакомить детей с образованием числа 6 и цифрой 6; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; учить словами определять положение предмета: «между», «слева», «справа», «около», «за», «в», «под»; находить в окружении предметы геометрических форм.

«Грузовик для Зайки»

из деревянного конструктора

(по схеме)

Тема №2.

«Счёт до 6».

Закрепить умение детей считать в пределах 6; учить соотносить число с цифрой; учить классифицировать фигуры по определённому признаку.

«Рыбка»

из счётных палочек

(по схеме)

Тема №3.

«Число и цифра 7».

Познакомить детей с образованием числа 7 и цифрой 7; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; учить составлять группы из отдельных предметов; учить детей работать в парах.

«Лиса»

из блоков Дьенеша

( по схеме)

2

Октябрь

Тема №4.

«Счёт до 7»

Упражнять детей в счёте до 7; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами: «слева», «справа», «перед», «за», «сбоку».

«Ёжик»

из геометрических фигур, палочек Кюизенера, счётных палочек, бросового материала (пробок).

(по схеме)

Тема №5.

«Квадрат»

Учить составлять квадрат из счётных палочек; упражнять в счёте в пределах 7; учить соотносить число с цифрой т карточкой с кружками; учить ориентироваться на листе бумаге, обозначать направление словами: «слева», «справа», «сверху», «внизу», «в центре».

«Домик»

из

головоломки

Танграм.

(по схеме)

Тема №6.

«Сравнение предметов»

Учить складывать предметы по длине путём складывания пополам и с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах 7; учить увеличивать число на единицу; развивать логическое мышление детей; учить на глаз определять длинные и короткие предметы.

«Жираф»

из головоломки Танграм

(по схеме)

Тема №7.

«Четырёхуголь-ник»

Познакомить детей с признаками четырёхугольника»; учить ориентироваться в пространстве, отражать в речи направление: «слева», «справа»; закреплять названия частей суток: «утро», «день», «вечер», «ночь».

«Домик для слона»

из

деревянного конструктора

(по схеме)

3

Ноябрь

Тема №8.

«Число и цифра 8»

Познакомить детей с образованием числа 8 и цифрой 8; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; упражнять в счёте в пределах 8; закреплять умение детей ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами «над», «под», «в», «на»; учить детей классифицировать предметы по 2 признакам, развивать логическое мышление детей.

«Собачка»

из

палочек Кюиенера

(по схеме)

Тема №9.

«Составление предметов из треугольников»

Учить составлять конструкцию их 4-х равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть направление: «слева», «справа», «вверху»; упражнять в счёте в пределах 8; развивать воображение.

«Рыбки»

из треугольников

(по схеме и по собственному замыслу детей)

Тема №10.

«Трапеция, ромб»

Познакомить детей с новыми геометрическими фигурами – «ромб», «трапеция»; упражнять в счёте в пределах 8; учить на глаз определять длину предмета.

«Мосты»из деревянного конструктора

( по подгруппам)

Тема №11.

«Измерение»

Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах 8; развивать мышление.

«Мышка»

из геометрических фигур

(по памяти детей)

4

Декабрь

Тема №12.

«Число и цифра 9»

Познакомить с образованием числа 9 и цифрой 9; учить детей считать в пределах 9; закрепить представления детей о временах года; формировать представление детей о том, что число не зависит от расположения предметов.

«Лесенка для обезьянки»

из деревянного онструктора.

(из кубиков, кирпичиков, брусков)(по подруппам)

Тема №13.

«Измерение»

Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах 9; учить видоизменять фигуру путём добавления счётных палочек.

«Яблоко»

из палочек Кюизенера

( по схеме)

Тема №14.

«Четырёхуголь-ник»

Учить детей составлять четырёхугольник из счётных пал упражнять в счёте в пределах 9 и в счёте на слух; развивать логическое мышление.

«Катер»

из

деревянного конструктора

(по схеме)

5

Январь

Тема №15.

«Число и цифра 0».

Познакомить с нулём; упражнять в счёте в пределах 9; учить группировать предметы по общему признаку; учить составлять картинку из отдельных предметов.

«Снеговик»

из геометрических фигур, бросового материала (пробок)

(по схеме)

Тема №16.

«Число 10».

Познакомить с образованием числа 10; учить считать в пределах 10; развивать логическое мышление детей через блоки Дьенеша; закрепить названия дней недели; развивать мелкую моторику детей, память в конструировании.

«Снежинка»

из

палочек Кюизенера.

(по схеме и по собственному замыслу детей)

Тема №17.

«Ориентировка в пространстве»

Учить ориентироваться на листе бумаги, результат называть словами; закрепить умение детей сравнивать 2 предмета по длине методом приложения; учить детей считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке; учить отсчитывать предметы по заданной цифре; развивать логическое мышление детей; повторить названия геометрических фигур.

«Домик для друзей»

из блоков Дьенеша.

(через разгадывание логических загадок)

(по схеме)

6

Февраль

Тема №18.

«Календарь»

Познакомить детей с календарём; рассказать о разных видах календаря; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по календарю; продолжать учить  различать и называть геометрические фигуры; упражнять в счёте в пределах 10.

«Кот»

из

 счётных палочек

( по схеме)

Тема №19.

«Неделя»

Закрепить названия дней недели; учить детей ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: «слева», «справа», «между», «вверху»; развивать логическое мышление.

«Гараж»

из

деревянного конструктора.

(по замыслу детей)

Тема №20.

«Месяц»

Познакомить детей с понятием «месяц»; упражнять в классификации геометрических фигур; закрепить  навык счёта в пределах 10; развивать логическое мышление детей.

«Молоковоз»

из геометрических фигур

(по памяти детей)

Тема №21.

«Ориентировка в пространстве»

Упражнять детей в умении ориентироваться на ограниченной плоскости; повторить изученные геометрические фигуры; упражнять детей в счёте в пределах 10; развивать логическое мышление.

«Собачка»

из блоков Дьенеша

(по схеме)

7

Март

Тема №22.

«Измерение»

Упражнять детей в измерении протяжённости с помощью условной мерки; закреплять навык конструирования геометрических фигур – треугольник, квадрат, трапецияиз счётных палочек; упражнять в счёте в пределах 10; развивать логическое мышление детей.

1).«Корабль»

из модулей

и деревянного конструктора.

(по схеме)

2).«Цветы»

из геометрических фигур(овалы)

и бросового материала

( пробки и полоски

из картона)

(по замыслу детей)

Тема №23.

«Геометричес-кие фигуры» (закрепление)

Закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб, трапеция); учить классифицировать фигуры по определённому признаку; упражнять в счёте в пределах 10; развивать логическое мышление детей и ориентироваться в пространстве.

«Посуда»

из

 палочек Кюизенера

(по схеме)

Тема №24.

«Счёт в пределах 10»

Упражнять детей в счёте в пределах 10 и соотносить число с цифрой; развивать  логическое мышление; повторить дни недели; учить ориентироваться в пространстве.

«Самолёт»

из деревянного  конструктора.

(по схеме)

8

Апрель

Тема №25.

«Путешествие по математическому королевству»

Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; развивать логическое мышление, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине; воспитывать познавательный интерес к математике.

«Домик»

из

геометрических фигур

(по образцу)

Тема №26.

«Путешествие в страну сказок»

Упражнять детей в счёте в пределах 10; учить отгадывать математические загадки; учить ориентироваться в пространстве; повторить геометрические фигуры; развивать логическое мышление детей.

«Собачка»

из палочек Кюизенера

(по собственному замыслу детей)

Тема №27.

«Путешествие в космос»

Упражнять детей в счёте в пределах 10: в прямом и обратном порядке, сравнении чисел; формировать представление о свойствах предметов: цвет, форма, размер; знание геометрических фигур; развивать наблюдательность, внимание, мыслительные операции, вариативность мышления, творческие способности, быстроту реакции, познавательный интерес; формировать навыки самостоятельной работы.

«Ракета»

из счётных палочек

(по схеме)

9

Май

Тема №28.

«Тигруля и его друзья»

Развивать внимание, память, мышление детей; закрепить знания детей о геометрических фигурах; упражнять детей в счёте в пределах 10 и в сравнении предметов, умении ориентироваться в пространстве.

«Бассейн»

из блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, деревянного конструктора, бросового материала - пробки

(по собственному замыслу детей)

Тема №29.

«Повторение»

Упражнять детей в счёте в пределах 10 и назывании соседей числа; закрепить названия геометрических фигур, находить предметы данной формы; развивать логическое мышление детей через блоки Дьенеша.

«Черепаха»

из блоков Дьенеша

через разгадывание

знаков-символов

(по схеме)

Тема №30.

«Путешествие в страну геометрических фигур»

Закрепить знания детей о геометрических фигурах, учить детей классифицировать  фигуры по их признакам (форме, размеру, цвету); развивать память, внимание детей, умение работать в парах; упражнять детей в нахождении одинаковых фигур и в конструировании предметов из геометрических фигур.

«Поезд»

из геометрических фигур

( по схеме)

В конце года ребёнок 5-6 лет

должен овладеть следующими умениями и навыками:

♦ научиться считать до 10 в прямом и обратном порядке;

♦ знать графическое знание цифр в пределах10;

♦ уметь соотносить количество предметов с цифрой;

♦ уметь отсчитывать количество предметов на 1 больше или на 1 меньше;

♦ уметь сравнивать две группы предметов, по разному расположенных;

♦ знать порядковый счёт в пределах 10;

♦ уметь составлять число из единиц;

♦ знатьназвания геометрических фигур и различать их: круг, квадрат, треугольник, овал,  прямоугольник, ромб, трапеция;

♦ уметь сравнивать предметы по длине, ширине, размеру, толщине;

♦ уметь ориентироваться в пространстве;

♦ знать и называть части суток, времена года, дни  недели, месяцы;

♦ знать, что такое календарь и их виды.

♦ конструировать предметы из геометрических фигур, счётных палочек, палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, деревянного конструктора «Строитель» по образцу, по схеме, по собственному замыслу детей и по памяти.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Задачи :

учить считать до 20 в прямом и обратном порядке;

♦ обучить детей графическому знанию цифр до 20;

♦ учить соотносить количество предметов с цифрой в пределах 20;

♦ учить различать количественный  и порядковый счёт;

♦ учить сравнивать предметы по величине: большой-маленький, узкий-широкий, короткий –длинный, высокий-низкий,

толстый-тонкий;

♦ учить увеличивать и уменьшать число на единицу;

♦ учить составлять число из двух меньших и из единиц в пределах первого десятка;

♦ учить называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал,  прямоугольник, ромб, трапеция, многоугольники (5-угольник, 6-угольник, 8-угольник);

♦ учить решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

♦ учить измерять длину отрезка, пользоваться линейкой;

♦ учить считать по заданной мере;

♦ учить сравнивать две группы предметов, используя математические знаки («больше», «меньше», «равно»)

♦ учить ориентироваться в пространстве, отражать результат словами;

♦ учить детей ориентироваться во времени:  называть части суток, времена года, дни  недели, месяцы;

♦ учить детей определять время с точностью до часа, четверть часа, получаса, ровно час;

♦ познакомить детей с понятием «деньги» и их предназначением; учить отсчитывать количество денег разными способами;

♦ развивать логическое мышление детей.

Перспективное планирование на год по ФЭМП с конструированием в подготовительной к школе группе

п/п

Месяцы

ФЭМП

Программное содержание

Конструирование

1

Сентябрь

Тема №1.

«Геометрические фигуры».

Закрепить названия геометрических фигур: «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «ромб», «трапеция», «круг», «квадрат»; вспомнить, какие фигуры называют «четырёхугольниками»; учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, цвету, форме; упражнять в пределах 10.

«Ёжик» из счётных палочек, геометрических фигур, палочек Кюизенера, бросового материала – пробок.(по собственному замыслу детей)

Тема №2.

«Величина».

Уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины; упражнять в счёте в пределах 10; учить отсчитывать по предложенной цифре; упражнять в счёте на ощупь.

«Петух»

из головоломки

«Танграм»

(по схеме)

Тема №3.

«Знакомство с третрадью».

Познакомить детей с тетрадью и её назначением; учить детей ориентироваться в пространстве; упражнять в счёте в пределах 10; учить соотносить цифру с количеством.

Графический диктант

«Слон»

2

Октябрь

Тема №4.

«Знаки равенства-неравенства»

Продолжать учить детей понимать количественные отношения между числами в пределах 10; «записывать» при помощи знаков «>» , «<» и читать «записи»; познакомить детей со знаками «=», «≠» (равенство-неравентсво); закрепить временные представления; учить называть «соседей» данного числа.

«Мосты»

из деревянного конструктора (по подгруппам) (по схеме)

Тема №5.

«Многоуголь-ники»

Познакомить детей с многоугольником, его признаками: сторонами, углами, вершинами, их взаимно-однозначным соответствием; упражнять в счёте в пределах 10.

«Кот»

из палочек Кюизенера

(по схеме)

Тема №6.

«Быстро, медленно»

Закрепить понятия «быстрее», «медленнее»; упражнять в счёте в пределах 10; познакомить детей с составом числа 2; учить составлять фигуру из восьми треугольников.

«Щенок»

из восьми треугольников

(по схеме)

Тема №7.

«Состав числа 3»

Познакомить детей с составом числа 3; учить составлять число 3 из двух меньших чисел; упражнять в счёте по осязанию; закрепить временные представления.

«Замок

для принцессы Эни»

из деревянного конструктора

(по собственному замыслу детей)

3

Ноябрь

Тема №8.

«Измерение»

Учить измерять с помощью условной мерки длину предмета; учить показывать 1/5, 2/5 и т.д.; познакомить с составом числа 4; закреплять умение детей решать задачи на сложение в одно действие; развивать логическое мышление детей; учить классифицировать предметы по форме.

«Ракета»

из деревянного конструктора

(по схеме)

Тема №9.

«Знаки «+»  и

             «-».

Познакомить детей со знаками  «плюс» и 2минус»; учить детей считать в пределах 10; увеличивать (уменьшать) число на единицу, называть правильно соседей данного числа; познакомить с составом числа 5; учить ориентироваться на листе бумаги.

«Лошадка»

из головоломки

«Колумбово яйцо»

(по схеме)

Тема №10.

«Геометричес-кие фигуры»

Упражнять в счёте в пределах 10; учить пользоваться цифрами и знаками; познакомить с составом числа 6; учить составлять геометрические фигуры из счётных палочек; закреплять названия геометрических фигур.

«Лиса»

из геометрических фигур

( по памяти)

Тема №11.

«Состав числа

         7»

Познакомить детей с составом числа 7; упражнять в счёте в пределах 20; закреплять умение детей решать задачи в одно действие на вычитание; развивать логическое мышление.

«Снеговик»

из геометрических фигур, бросового материала (пробок) (по памяти)

4

Декабрь

Тема №12.

«Счёт двойками»

Учить считать двойками в пределах первого десятка; закрепить навык счёта в пределах 20 в прямом и обратном порядке; познакомить детей с составом числа 8; учить решать задачи в одно действие; учить ориентироваться на листе бумаги.

«Ракета»

из счётных палочек.

(по схеме)

Тема №13.

«Счёт тройками»

Учить считать тройками; закрепить навык счёта в пределах 30 в прямом и обратном порядке; познакомить с составом числа 9; учить детей составлять задачу по картинке и решать её; учить классифицировать предметы по определённому признаку; учить детей работать в парах.

«Клоун»

из блоков Дьенеша

(в парах)

( по схеме)

Тема №14.

«Деление на равные части»

Упражнять детей в делении предмета на 8 равных частей путём складывания по диагонали; учить показывать одну часть из восьми, а так же 2/8, 5/8, 8/8; учить составлять силуэт предмета из 8 равнобедренных треугольников, используя слова: «между», «сбоку»; упражнять в счёте в пределах 40.

«Детская площадка»

из деревянного конструктора, палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, бросового материала (пробок)

(по собственному замыслу детей)

5

Январь

Тема №15.

«Второй десяток».

Познакомить детей с составом и образованием каждого из чисел второго десятка; учить считать в пределах 20; закрепить названия геометрических фигур: квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция.

«Гараж»

из деревянного конструктора

(по собственному замыслу детей)

Тема №16.

«Линейка».

Познакомить детей с «линейкой», её видами; учить детей измерять предметы с помощью линейки; совершенствовать навыки устного счёта в пределах 50 (в прямом и обратном порядке); учить детей составлять и решать задачи на сложение по предложенному набору игрушек; развивать логическое мышление детей; закреплять умение детей ориентироваться в пространстве.

«Собака»

из блоков Дьенеша

через разгадывание

знаков-символов

(по схеме)

Тема №17.

«Деньги»

Познакомить детей с понятием «деньги» и их предназначением; учить отсчитывать количество денег разными способами; упражнять детей в счёте; развивать логическое мышление детей.

«Транспорт»

из деревянного конструктора

(по собственному замыслу детей)

6

Февраль

Тема №18.

«Часы»

Познакомить детей с часами, их видами, строением часов; научить детей определять время с точностью «ровно час»; упражнять детей в счёте в пределах 70; закреплять умение детей сравнивать две группы предметов, используя математические знаки  ">» (больше), «<» (меньше), «=» (равно); развивать логическое мышление детей.

«Чайник»

изпалочекКюизенера

( по схеме)

Тема №19.

«Часы и время»

Учить детей определять время  с точностью «до получаса»; упражнять детей в счёте в пределах 80, в составлении и решении задач в одно действие в пределах первого десятка на сложение и вычитание; развивать логическое мышление детей.

«Самолёт»

из модулей

и

деревянного конструктора.

(по схеме)

Тема №20.

«Часы и время»

(продолжение)

Научить детей определять время: познакомить с понятием «четверть», «без четверть»; упражнять в счёте в пределах 90 (в прямом и обратном порядке); упражнять в составлении задач по картинке на сложение в одно действие; отрабатывать навык группировки предметов по определённому признаку; закрепить состав числа 5; развивать логическое мышление детей (познакомить детей с головоломкой Сфинкс).

«Песочница»

из головоломки «Сфинкс»

(по схеме)

Тема №21.

Путешествие в

сказку

«Гуси-лебеди»

Закрепить счёт в пределах 10; знание цифр; упражнять в сравнении предметов по количеству с помощью знаков >, <, = ; формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; развивать зрительную память и умение по памяти выложить узор.

Графический диктант

«Ключик»

7

Март

Тема №22.

Интеллектуаль-но-познаватель-ная игра «Умники и умницы»

Повторить геометрические фигуры, развивать логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику  рук; умение детей составлять и решать задачи по картинке на сложение и вычитание в пределах первого десятка; закрепить умение детей сравнивать две группы предметов, используя математические знаки  >, <, = ; упражнять детей в умении конструировать предметы из счётных палочек (по памяти) и деревянного конструктора (по схеме).

1).«Гриб»

из счётных палочек

(по памяти)

2).«Вокзал»из деревянного конструктора

(по схеме)

Тема №23.

Путешествие в сказку «Пузырь, Соломенка и Лапоть»

Учить детей считать пятёрками в пределах 100; упражнять детей в сравнении двух групп предметов, используя математические знаки  >< = в пределах первого десятка; повторить состав чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и геометрические фигуры; развивать логическое мышление детей.

1). «Ёлка»

из счётных палочек

 (по схеме);

2).«Мост» из палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, деревянного конструктора, бросового материала (пробок)

(по собственному замыслу детей)

Тема №24.

«Повторение»

Развивать логическое мышление детей; упражнять детей в счёте в пределах 10 и решении примеров первого десятка; повторить состав числа 8,9,10; упражнять детей в конструировании предметов из блоков Денеша.

«Верблюд»

из блоков Денеша через разгадывание знаков-символов   (по схеме)

8

Апрель

Тема №26.

«Повторение»

Совершенствовать умение детей составлять и решать задачи по картинке на сложение и вычитание; воспитывать познавательный интерес к математике.

Конструирование

 из палочек Кюизенера

(по собственному замыслу детей)

Тема №26.

«Повторение»

Упражнять детей в счёте в пределах 100; учить отгадывать математические загадки; учить ориентироваться в пространстве; повторить геометрические фигуры; развивать логическое мышление детей.

Конструирование

из счётных палочек

(по собственному замыслу детей)

Тема №27.

«Повторение»

Упражнять детей в умении отсчитывать деньги разными способами.

Конструирование

головоломки «Листик»

(по собственному замыслу детей)

9

Май

Тема №28.

«Повторение»

Закрепить состав чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 из единиц и двух меньших чисел.

Конструирование

из геометрических фигур

(по собственному замыслу детей)

Тема №29.

«Повторение»

Упражнять детей в сравнении предметов, используя математически знаки «>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно).

Конструирование

из головоломки

 «Колумбово яйцо»

(по собственному замыслу детей)

Тема №30.

Игра «Путешествие по математическим островам»

Упражнять детей в счёте на ощупь, составлении  геометрических фигур из счётных палочек; решении примеров на сложение и вычитание; определении времени по часам.

Конструирование

 из бросового материала

(пуговицы, ленты, пробки)

(по собственному

замыслу детей)

В конце года ребёнок 6-7 лет

должен овладеть следующими умениями и навыками:

Задачи :

уметь считать до 20 в прямом и обратном порядке;

♦ знать графическийоблик цифр до 20;

♦ уметь соотносить количество предметов с цифрой в пределах 20;

♦ знать количественный  и порядковый счёт;

♦ уметь сравнивать предметы по величине: большой-маленький, узкий-широкий, короткий –длинный, высокий-низкий,

толстый-тонкий;

♦ уметь увеличивать и уменьшать число на единицу;

♦ уметь составлять число из двух меньших и из единиц в пределах первого десятка;

♦ знать и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал,  прямоугольник, ромб, трапеция, многоугольники (5-угольник, 6-угольник, 8-угольник);

♦ уметь решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

♦ уметь измерять длину отрезка, пользоваться линейкой;

♦ уметь считать по заданной мере;

♦ уметь сравнивать две группы предметов, используя математические знаки («больше», «меньше», «равно»)

♦ уметь ориентироваться в пространстве, отражать результат словами ;

♦ уметь ориентироваться во времени:  называть части суток, времена года, дни  недели, месяцы;

♦ уметь определять время с точностью до часа, четверть часа, получаса, ровно час;

♦ иметь представление о понятии «деньги» и их предназначением; уметь отсчитывать количество денег разными способами;

♦ конструировать предметы из геометрических фигур, счётных палочек, палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, деревянного конструктора «Строитель» по схеме, по памяти и по собственному замыслу детей.

Список литературы

  1. Планы занятий по программе «Детство» для 2-ых младших, средних, старших, подготовительных к школе групп детского сада.
  2. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 4-5,5-6,6-7 лет В.П. Новикова. 2014 г.
  3. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
  4. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 2007 г.
  5. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 г.
  6. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.
  7. 356 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 лет по уникальной методике Л. А. Венгера. – М.: Гелеос. – 2008 г.
  8. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2012 г.
  9. Новикова В.П. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М.: Мозайка – Синтез, 2012 г.
  10. Новикова В.П. ИМатематика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. – М.: Мозайка – Синтез, 2012г.
  11. Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2014 г.
  12. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации М.: «Ювента», 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса

рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...

рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса

рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...

рабочая программа по ФЭМП для детей 5-7 лет

       Рабочая программа направлена на  создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культур...

Рабочая программа по ФЭМП в подготовительной группе для детей с ТНР

Рабочая программа помогает выстроить учебный процесс по ФЭМП в подготовительной группе для детей с ТНР, создать необходимые условия, достичь освоения программного содержания, опираясь на методические ...

Рабочая программа по ФЭМП в средней группе для детей с ТНР

Рабочая программа по математике предназначена для организации работы в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Программа содержит разделы в соответствии с ФГОС ДО....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «LEGO- конструирование» для детей 3-4 лет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружковой работы «Легоконструирование» для детей второй младшей группы (3 - 4 года)...