проект "Занимательная математика на песке"
учебно-методический материал по математике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
представлени материал по использованию технологии "Игры с песком" для формирования элементарных математических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zanimatelnaya_matematika_na_peske.docx | 41.54 КБ |
123._ahmetzyanova_nadezhda_aleksandrovna_1.pdf | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Занимательная математика на песке»
Разработала: воспитатель Ахметзянова Н.А.
Пояснительная записка
Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению (А. М. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.).
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. Кроме этого федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму.
Во время игр с песком и водой происходит реальное «проживание», проигрывание, проговаривание, пересказ всевозможных ситуаций, а это упрощает процесс понимания, усвоения, запоминания. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. А ещё игры с песком насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Я считаю, что всё это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения познавательного интереса ребенка; т.е. использовать технологию «Игры с песком » для ФЭМП. Кроме этого, игры с песком и водой помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, как известно, не застрахован никто. Как часто мы наблюдаем нервное беспокойство ребенка, если он что — то нарисовал или написал на листе неправильно!
Ему хочется сразу перевернуть листок, стереть ошибку резинкой или зачеркнуть «неправильное» так сильно, чтобы его не стало видно. В работе с песком все проще: если ты сделал что — то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала. Это свойство песка особенно полезно ведь дети не будут нервничать, бояться сделать ошибку, а будут с интересом и удовольствием участвовать в образовательной деятельности.
Кроме этого:
-Через игры с песком существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать;
- Мощно развивается «тактильная» чувствительность;
-Формируются игровые и коммуникативные навыки ребенка;
-В играх с песком интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика;
- Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, помогает снять напряжение.
Доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми.
Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов .
Актуальность исследования обусловлена рядом факторов:
- социальным заказом по развитию элементарных математических представлений у ребенка – дошкольника с момента дошкольного детства;
- возможностью совершенствования качества развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста путем использования технологии «Игры с песком» на занятиях по математике, в самостоятельной и совместной деятельности с детьми.
Цель проекта: Развитие познавательной активности, исследовательской деятельности, интеллектуальных способностей детей посредством использования технологии «Игры с песком» при ФЭМП у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- Формирование у детей математических представлений (конкретные величины, числа, геометрические фигуры) и способов познания действительности ( счёт, измерение, простейшие вычисления);
- Развитие сенсорных (предметно-действенных), логических способов познание математических свойств и отношений, а также освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания
математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование);
- Развитие интеллектуально-творческих и речевых проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
- Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения и уважения к другим детям, стремления к активной деятельности;
Научная новизна и отличительная особенность:
Новизной и отличительной особенность данного проекта является использование технологии «Игры с песком » не просто для стимуляции эмоционального состояния ребёнка, но и для развитие познавательной активности, исследовательской деятельности детей, формирования системы знаний, направленных на всестороннее развитие ребенка, его интеллектуальных способностей и позитивных качеств.
Практическая значимость проекта состоит в том, что методические рекомендации по использованию технологии «Игры с песком» в самостоятельной НОД по ФЭМП внесут существенный вклад в совершенствование процесса формирования математических понятий детей, повысят уровень умственной, математической и социальной подготовленности детей к обучению в школе и активизации их психического развития в целом.
Принципы реализации проекта основываются на основных принципах ФГОС.
Ожидаемые результаты:
- У детей сформированы математических представлений (конкретные величины, числа, геометрические фигуры) и способов познания действительности ( счёт, измерение, простейшие вычисления);
- Развиты сенсорные и логические способов познание математических свойств и отношений, а также экспериментально-исследовательские способы познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование);
- Развиты интеллектуально-творческие и речевых проявлений детей.
- Дети самостоятельны и инициативны с развитым чувством собственного достоинства, самоуважения и уважения к другим детям, стремятся к активной деятельности.
Смысл использования технологии «Игры с песком» в самостоятельной и НОД по ФЭМП заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!
Вид проекта:
1. По количеству участников: групповой.
2. По доминирующей в проекте деятельности: игровой, исследовательский;
3. По содержанию: естественно - научный, социально-педагогический;
4. По контингенту участников: дети дошкольного возраста (средняя, старшая, подготовительная группа).
5. По характеру контактов: в рамках группы.
6. По продолжительности: долгосрочный (сроки реализации проекта- 3года).
База исследования МБДОУ № 77 «Бусинка», гр. № 2 «Золотая рыбка» г. Сургут, Тюменской обл.
Перспективы дальнейшего развития проекта: дальнейшее применение на практике технологии «Игры с песком» в самостоятельной и НОД по ФЭМП существенно поможет в качественном обучении детей дошкольного возраста.
Этапы работы над проектом.
1 этап – аналитико - прогнозтический (подготовительный)- 2014 г.
2 этап – рабочий (внедренческий)- 2015-2018г.
3 этап – коррекционный- конец года 2015-2018г.
4 этап – обобщающий- конец года 2015-2018г.
План реализации образовательного проекта
Система мероприятий | Задачи | Сроки |
I этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный): | ||
1.Изучение теоретической части развития вопроса. 2. Повышение квалификации педагога. 3.Разработка перспективного плана работы. 4.Проведение диагностики математического развития детей 5.Создание соответствующей предметно-развивающей среды. | Создать необходимые условия для реализации проекта. Разработать перспективный план работы над проектом. Выявление уровня математического развития детей. Создать соответствующую для реализации проекта предметно-развивающую среду. | 2014 год 2014 год Начало года 2015-2018г. 2014-2015 г. |
II этап – рабочий (внедренческий):
1 блок –работа с детьми (средний возраст)
Система мероприятий | Задачи | Способы реализации | Сроки |
Совместная и самостоятельная деятельность; Игры со «песочным световым планшетом»; Д/и с песком на ФЭМП. | Развитие сенсорных (предметно-действенных), логических способов познание математических свойств и отношений, а также освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование); Развитие детской самостоятельности и инициативы. | Беседы, объяснение, показ, д/и. | 2014-2015год |
НОД № 1 | Познавательное развитие: Познакомить детей со свойствами песка. Социально-коммуникативное: Познакомить детей с правилами безопасной работы с песком. | Д/и «Безопасный песок» | 1 неделя сентября |
НОД № 2 Тема: «Путешествие в осенний лес» | Познавательное развитие: Упражнять в определении пространственных направлений от себя | Д/и «Что где находится» | 2 неделя сентября |
НОД № 3 Тема: «В гостях у кролика» Совместная деятельность и самостоятельная: Игры со «песочным световым планшетом»; Д/и с песком на ФЭМП. | Познавательное развитие: Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме. Речевое развитие: Понимать и использовать в речи слова: больше, меньше, поровну, столько – сколько. Социально-коммуникативное развитие: Способствовать игровому общению. | Д/и «Разноцветные бусинки» | 3 неделя сентября |
НОД № 4 Тема: «Гости из леса» | Познавательное развитие: Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счёта предметов в пределах 3. Речевое развитие: Упражнять в умении отвечать на вопрос «Сколько». Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать культуру поведения на занятии, стремление активно участвовать в игровых заданиях | Д/и «Сколько камушек ты достал из песка?» | 4 неделя сентября |
НОД № 5 Тема: «К нам приехал цирк» | Познавательное развитие: Упражнять в различении геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Речевое развитие: Упражнять в назывании геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник и названии цветов: красный, синий, зелёный и др. Художественно-эстетическое: Упражнять детей в различении цветов | Д/и «Выложи песком такую же фигуру» | 1 неделя октября |
НОД № 6 Тема «Необыкновенный зоопарк» Совместная деятельность: Игры со «песочным световым планшетом» | Познавательное развитие: Закреплять умение различать плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Речевое развитие: Закреплять умение называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Социально-коммуникативное развитие: Формировать умение слушать ответы друг друга. | Д/и «Фигуры на песке» | 2 неделя октября |
НОД № 7 Тема: «Три поросёнка» | Познавательное развитие: Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте). Речевое развитие: Обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, длиннее – короче, широкий – узкий и тд. Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать дружелюбие, активное участие в решении проблем. | Д/и «Дорожки из песка» | 3 неделя октября |
НОД № 8 Тема «Угостим зайчиков морковкой» | Познавательное развитие: Развивать умение определять пространственное направление от себя. Речевое развитие: Развивать умение обозначать словами пространственное направление от себя: вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади. Социально-коммуникативное развитие: Продолжать знакомить детей с правилами безопасной работы с песком. | Д/и «Посади морковку» | 4 неделя октября |
НОД № 9 Тема: «В гостях у Буратино» Совместная деятельность: Игры со «песочным световым планшетом» | Познавательное развитие: Совершенствовать умение различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник независимо от размера. Речевое развитие: Продолжать учить называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Социально-коммуникативное развитие: Формировать навыки безопасного поведения во время игр с песком. | Д/и «Составь узор» | 1 неделя ноября |
НОД № 10 Тема: «Мальвина учит считать Буратино» НОД № 11 Тема «Давайте поиграем» | Познавательное развитие: Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов. Учить считать в пределах 4. Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать желание помогать, быть полезным Познавательное развитие: Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа. Речевое развитие: Учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать умение сосредотачиваться на задании.. Приучать к выполнению действий по сигналу. | Д/и «Что изменилось» Д/и «Угадай сколько» | 2 неделя ноября 3 неделя ноября |
НОД № 12 Тема: «Не ошибись» | Познавательное развитие: Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5. Социально-коммуникативное развитие: Учить соблюдать правила поведения за столом во время занятия. Продолжать знакомить детей с правилами безопасной работы с песком. | Д/и «Достань столько же» | 4 неделя ноября |
НОД № 13 Тема: «Спрячь игрушки» | Познавательное развитие: Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. Речевое развитие: Продолжать учить детей отвечать на вопросы полными ответами; активизировать в речи слова вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. | Д/и «Спрячь игрушку» | 1 неделя декабря |
НОД № 14 Тема: «Умники и умницы» | Познавательное развитие: формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета Социально-коммуникативное развитие: Учить соблюдать правила игры и планировать последовательность действий для достижения результатов. Учить играть в команде. Продолжать знакомить детей с правилами безопасной работы с песком. | Д/и «Чего больше» | 2 неделя декабря |
НОД № 15 Тема: «Чудесный мешочек» | Познавательное развитие: Познакомить с цилиндром. Учить различать шар и цилиндр. Социально-коммуникативное развитие: Учить внимательно слушать педагога, не перебивать педагога и сверстников, когда они ведут обсуждение, дожидаться своей очереди. Учить отвечать на вопросы, предварительно подняв руку и дождавшись разрешения ответить. | Д/и «Чудесный мешочек с песком» | 3 неделя декабря |
НОД № 16 Тема: «Новогодние игрушки» | Познавательное развитие: Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу. Речевое развитие: Учить составлять рассказ-описание по образцу, употребляя в речи прилагательные: красивая, яркая, зелёная, красная, новогодняя и др. | Д/и «Найди в песке столько же» | 4 неделя декабря |
Совместная деятельность Игры со «песочным световым планшетом» | Познавательное развитие: Учить сравнивать три предмета по величине, рисовать их в убывающей и возрастающей последовательности. Социально-коммуникативное развитие: Формировать навык самостоятельного обследования предметов (сенсо-моторные действия). Продолжать учить проявлять инициативу в организации игр со сверстниками. | Д/и «Разные фигуры», «Нарисуй как я», «Какая фигура больше» | 1 неделя января |
НОД № 17 Тема: «Слушай и выполняй» | Познавательное развитие: Упражнять в счёте звуков в пределах 5. Художественно-эстетической: Развивать умение на слух считать количество звуков. Социально-коммуникативное развитие: Продолжать знакомить детей с правилами безопасной работы с песком. | Д/и «Достань из песка столько предметов, сколько звуков ты услышишь» | 2 неделя января |
НОД № 18 Тема: «Чудесный песочек» | Познавательное развитие: Упражнять в умении различать знакомые геометрические фигуры. Речевое развитие: Упражнять в умении называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | Д/и «Чудесный песочек» | 3 неделя января |
НОД № 19 Тема: «Отгадай сколько» | Познавательное развитие: Упражнять в счёте предметов на ощупь в пределах 5 Социально-коммуникативное развитие: Формировать умение активно участвовать в играх. Воспитывать добрые отношения к сверстникам. | Д/и «Отгадай сколько» | 4 неделя января |
НОД № 20 Тема: «Разноцветные полоски» | Познавательное развитие: Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать (насыпать) их в убывающей и возрастающей последовательности Речевое развитие: Учить обозначать результаты сравнения словами: широкий, узкий, уже, шире, самый широкий. | Д/и «Разноцветные полоски из песка» | 1 неделя февраля |
НОД № 21 Тема: «Вырастаем большими» | Познавательное развитие: Учить сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности . Речевое развитие: Учить обозначать результаты сравнения словами: широкий, уже, самый узкий. Шире, самый широкий. Художественно –эстетическое: Продолжать учить различать цвета и оттенки песка на слух. | Д/и «Разноцветные полоски из песка» | 2 неделя февраля |
НОД № 22 Тема «Письмо из Простоквашино» | Познавательное развитие: Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь. Речевое развитие: Упражнять в умении называть части суток. Социально-коммуникативное развитие: Учить правильно отвечать на вопросы, принимать активное участие в играх | Д/и «День – ночь» | 3 неделя февраля |
НОД № 23 Тема «Степашка убирает игрушки» | Познавательное развитие: Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо). Речевое развитие: Активизировать в речи слова: вперед, налево, направо. | Д/и «Идём в гости» | 4 неделя февраля |
НОД № 24 Тема «Правильно пойдешь, секрет найдешь» | Познавательное развитие: Закреплять умение двигаться в заданном направлении. Социально-коммуникативное развитие: Учить в игре и на занятиях действовать слаженно, в команде, не перебивать сверстников. | Д/и «Правильно пойдешь, секрет найдешь» | 1 неделя марта |
НОД № 25 Тема: «Шарики –кружочки» | Познавательное развитие: Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов. Социально-коммуникативное развитие: Продолжать знакомить детей с правилами безопасной работы с песком. | Д/и «Сравни количество. Чего больше, а чего меньше» | 2 неделя марта |
НОД № 26 Тема: «Посадим цветочки вдоль дорожки» | Познавательное развитие: Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5). Социально-коммуникативное развитие: Учить в игре и на занятиях действовать слаженно, в команде, не перебивать сверстников. | Д/и «Цветочки вдоль дорожки» | 3 неделя марта |
НОД № 27 Тема: «Бабочки летают» | Познавательное развитие: Закреплять представление о том, что результат счета не зависит тот расстояния между предметами (в пределах 5). Социально-коммуникативное развитие: Продолжать знакомить детей с правилами безопасной работы с песком. | Д/и «Бабочки летают» | 4 неделя марта |
НОД № 28 Тема: «Зайчик на лужайке» | Познавательное развитие: Совершенствовать представления о значении слов далеко-близко. Речевое развитие: Продолжать учить использовать в речи слова далеко-близко. | Д/и «Зайчик прыгает» | 1 неделя апреля |
НОД № 29 Тема: «Поездка на праздник сказки» | Познавательное развитие: Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5. Социально-коммуникативное развитие: Учить доброжелательно относиться к сверстникам, играть вместе, благодарить за помощь на занятии и в игровой деятельности. | Д/и «Сколько шаров» | 2 неделя апреля |
НОД № 30 Тема: «Письмо от волшебника». | Познавательное развитие: Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5). Художественно-эстетическое: Учить внимательно слушать фонограмму, угадывать по звучанию вид инструмента. | Д/и «Достань из песка столько предметов, сколько звуков услышишь» | 3 неделя апреля |
НОД № 31 Тема: «Весна пришла». | Познавательное развитие: Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. Речевое развитие: Продолжать учить результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше. | Д/и «Разноцветные полоски из песка» | 4 неделя апреля |
Работа по закреплению программного материала | май |
Работа с родителями | ||||
Система мероприятий | цель | Способ реализации | срок | |
| - Выявление запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми. - Обогащение родительского опыта по использованию технологии «Игры с песком» для ФЭМП. - Показ достижений детей в области математики. -Демонстрация дидактического оборудования и материалов | -Анкетирова- ние; - беседы - Консультации и беседы - «День открытых дверей» | В начале обуче-ния В тече-ние всего обуче- ния 2 раза в год 1 раз в год | |
работа с педагогами | ||||
1. Выступления на педагогическом совете 2.Выступления на РМО | - Повышение общей культуры педагогического коллектива Обобщение опыта работы | - Доклады; - презентации - Доклады; - «Мастер-класс» | В тече-ние всего обуче- ния 1 раз в год | |
III коррекционный: | ||||
1.Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми. | В конце каждого учебного года | |||
IV этап – обобщающий: | ||||
1. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп; 2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати. | Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе математических представлений; | - Семинары, -публикации, -обмен опытом. | В конце каждого учебного года |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»
Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. На прогулках можно организовать такие занятия в разных возрастных группах, познакомить детей со свойствами песка и его особенностями. Игры с песком – это...
«Рисуем песком на стекле». Обучение технике рисования песком на стекле в совместной деятельности детей и взрослого
Детям очень полезно "общаться" с песком, как и любыми сыпучими материалами. Песочное изотворчество это не только развлечение для ребенка, это ещё развитие тактильных ощущений, мелкой мотор...
Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей «Песок. Свойства песка. Изготовления куличиков. Рисование песком »
Цель: формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка.Развивающие задачи:1) развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, и способствовать расширению знаний о...
Песочная игротерапия. Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка". Поделки из цветного песка с детьми 4-7 лет.
Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка"ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯИгры с песком, аппликация из цветного песка, насыпание цветного песка в сосуды ("насып...
Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.
“Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно ...
"РИСУЕМ ПЕСКОМ И НА ПЕСКЕ"
Песочное изотворчество это не только развлечение для ребенка, это ещё развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциал...
«Творчество на песке и с песком» Картотека игр - экспериментирование с песком (3-4 лет)
Песочные художестваЦель: развивать мелкую моторику.* * *Сделайте большой конус из картона, оставив небольшое отверстие в его вершине, и привяжите к его краям веревочки. На этих веревочках он будет сви...