В поисках сокровищ капитана Флинта
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Толстихина Нина Сергеевна

Конспект занятия по познавательному развитию (математика) в подготовительной группе. В ходе игры - путешествия дети выполняют определённые математические действия, закрепляют полученные знания. В итоги они получают интересные призы, которые являются стимулами к работе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_v_poiskah_sokrovishch_kapitana_flinta.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   «В поисках сокровищ капитана Флинта»

Цель: формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, классификации).

Образовательные задачи:

  • закрепить представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер;
  • формировать умение пользоваться условной меркой;
  • развивать умение составлять и решать задачи;
  • закрепить навыки порядкового счёта в пределах 20;
  • формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие задачи:

  • развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
  • развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к математическим занятиям;
  • развивать самостоятельность, умение планировать свою работу;
  • воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща, работать в команде.

Материал демонстрационный: рисунок парусного корабля, цветной календарь, фонограмма шума моря, веселой мелодии, карточки с изображением многоугольников (по количеству детей), «стрелки – указатели», камень, сундучок с украшениями, монетами, слайды «обитатели моря», мультимедиа, кроссворд.

Материал раздаточный: простые карандаши, фломастеры, линейки, голубая полоска бумаги. Мерки: белая, синяя; тетради в клетку, цветные карандаши, клей, цветные паруса.

Предварительная работа: чтение книг о морских экспедициях, пиратах. Поиск интересных сведений о морских обитателях. Рассматривание картин о море, о кораблях. Слушание аудиозаписи «Звуки природы». Отгадывание кроссвордов.


Ход  занятия

  1. Организационный момент.

- Доброе утро всем гостям и детям! У меня сегодня хорошее настроение и я хочу им с вами поделиться. Давайте возьмёмся за руки и передадим частичку своего настроения другу, стоящему рядом.  

- Ребята, а вы когда-нибудь мечтали? (ответы детей)

Игра «Что бы ты сделал, если бы….»

- Представьте, что вы нашли клад. Что бы вы сделали? (детские варианты ответов, из них выбирается реально выполнимое желание)

- Ребята, что такое клад? Кто их прятал? Чтобы ваше желание исполнилось,  я предлагаю отправиться на поиски клада. Вы знаете какого–нибудь пирата, который прятал клады?

- Хорошо. Это морской пират и мы отправляемся в морское путешествие на поиски сокровищ капитана Флинта. Для начала нам надо проверить, все ли в порядке с нашим кораблем?

Посмотрите на него. (Открываю панно с изображением точек, пронумерованных цифрами)

- Нам надо соединить числа по порядку, и мы узнаем,  на каком корабле мы поплывём.

- Ой, ребята! Оказывается,  пираты совершенно не хотят, чтобы мы отыскали их сокровища. Они решили нам помешать отправиться в путь и похитили паруса с корабля. А какие это были паруса, можно увидеть на этом рисунке. Если мы правильно найдем и назовем номер и форму паруса - значит, мы заменим похищенный парус новым.

- Паруса надо наклеить, подобрав по цвету, форме.  

-Какой формы этот парус? Под каким он был номером? Где был этот парус? Молодцы, один парус уже на месте. Осталось еще два.

-Вот теперь все паруса на месте. Можно занимать места на корабле (корабль – это стульчики, поставленные вдоль экрана).  Итак, представьте, что вы - команда, и все построились на палубе. Каждая команда имеет своего капитана, лоцмана.  Лоцман, человек который прокладывает путь корабля (выбор капитана, лоцмана с помощью считалки). Остальные будут матросами.

- Теперь необходимо узнать, сколько дней мы будем в пути?

- У вас на столах лежат голубые полоски. Это морской путь. Есть две мерки белого и синего цвета. Что можно сказать об их длине?

Дети: Белая мерка длиннее, чем синяя.

- Наш корабль может плыть с разной скоростью. Полоски показывают, сколько миль в день может проплывать наш корабль. Подумайте и скажите, полоска какого цвета показывает большую скорость корабля?

Дети: Белая.

- Чем длиннее полоска, тем большее расстояние проплывает корабль в день, тем больше скорость корабля.

- Сейчас возьмите карандаши и измерьте голубую полоску белой меркой. Сколько раз уложилась белая мерка в длине голубой полоски? Значит, если наш корабль будет плыть с такой скоростью, он доберется до места за 6 дней.

-А сейчас возьмите синюю мерку и узнайте, сколько дней вы будете находиться в пути, если корабль выберет такую скорость?

Дети: 8дней.

-Давайте выберем большую скорость. Преодолеем путь за 6 дней. Нам же хочется поскорее найти сокровища?

-Интересно узнать,  какой это будет день недели?

-Посмотрите на цветной календарь. Сегодня – четверг. Мы определили, что будем в пути 6 дней. Посчитайте и скажите, в какой день недели мы окажемся на месте?

Дети: Это произойдет в среду.

- А если бы мы плыли 8 дней, то в какой день недели мы бы прибыли?

Дети: В пятницу.

- Ну что, в путь! Мы будем стараться попасть на остров сокровищ вовремя, в среду.

(Включается фонограмма- шум моря, идёт показ слайдов «обитатели моря»).

- Мы уже в пути. Посмотрите, как красиво вокруг. Как блестит море, белыми барашками пробегают ласковые волны. А сколько  разных животных в море!

  1. Основная часть.

 Дети перечисляют морских животных.

- Среди животных можно встретить и рыб, вот таких необычных (листы в клетку на каждого ребёнка).

№1 на листе в клетку методом штриховки получим изображение рыбки (2варианта).

(С – синий цвет,  Ж – желтый цвет, цифры – количество клеток)

о

1ст.: 3 – С, 1 – Ж, 3 – С.

2ст.: 2 – С., 3- Ж, 2 – С.

3ст.: 1 –С, 5 – Ж, 1 – С.

4ст.: 7 – Ж

5ст.: 1 – С, 5 – Ж, 1- С.                                                          

6ст.: 2- С, 3- Ж, 2- С.

7ст.: 3- С, 1- Ж, 3- С.

8ст.: 2- С, 3- Ж, 2- С.

9ст.: 1- С, 2- Ж, 1- С, 2-Ж, 1- С.

Физ. минутка «Медузы»

(на полу разложены многоугольники, с левой стороны на них наклеены картинки медуз)

- Я вижу за бортом интересные создания – кто это? (медузы).

- Давайте подойдем к ним и поиграем с ними. Встаньте в круг около медуз. Сейчас вы под музыку будете плыть по кругу, как только музыка закончится, вы остановитесь, переворачиваете и рассматриваете свои медузы, считаете ее «уголки», и называете, какой формы ваша медуза (пятиугольник, квадрат, треугольник и т.д.)?

Дети играют 2-3 раза.

- А сейчас займите места в каютах, наше путешествие продолжается (мелодия «шум моря»).

- Обратим внимание на карту, найденную в каюте корабля, кто-то нам её подбросил. Нам необходимо попасть на остров «Задач». Высаживаемся.

Составь и реши задачу по картинке.

№ 2.    Сидят рыбаки,                                                Дети делятся на две команды, с помощью 

            Стерегут поплавки,                                   карточек составляют задачи, озвучивают

            Рыбак Корней                                           для другой команды. Им надо решить задачу и

            Поймал трёх окуней,                                записать решение.

            Рыбак Евсей –

            Четырёх карасей.

            Сколько рыб рыбаки

            Натаскали из реки?   (7).

-Продолжаем путь дальше. Мы подплываем к скалистым берегам. Капитан, бери в руки морской бинокль! Давайте посмотрим, что же нас там ожидает?

- Из моря выловили конверт с письмом от пиратов. «Вы должны отгадать кроссворд».  Для этого надо решить примеры и вписать в клеточки названия морских животных.              

Кроссворд

1

 

2

3

 

4

5

6

Животное «кит», чтобы узнать в какую строчку запишем слово, решаем пример. Ответ и будет номером строки, т.е. 6.

«Кит»    5+1=6   Слово «кит» записываем в шестой строчке.

«Акула»   9-7=…(2) слово «акула» – во второй строке.

«Медуза»   3+ 2=…(5) слово «медуза» – в пятой строке.

«Дельфин»   7-4=…(3) слово «дельфин» - в третьей строке

«Водоросли»   10-6=…(4) слово «водоросли» - в четвёртой строке

«Скат»  3-2= …(1) слово «скат» - в первой строке.

В выделенном столбике прочитали слово - «сундук».

- Молодцы справились с заданием!

- Продвигаемся по острову в показанном направлении (дети передвигаются по карте и находят большой камень). Наверное, здесь и зарыты сокровища Флинта. Ребята, а перед камнем разложены какие-то таблицы. Кто догадался, что все это значит? Наверное, это код. Если мы его отгадаем, то клад наш. Кому доверим отгадывать код?

Код к замку от сундука

2

9

       

4

 

3

6

7

- Необходимо запомнить цифры и точно записать в чистой таблице.

Звучит музыка, воспитатель поворачивает камень,  дети видят  сундук, в котором лежат старинные украшения, «жемчуг»,  монеты.

  1. Заключительная часть.

-Какой тяжелый сундук! Сокровища найдены! Можно, не теряя ни минуты, отправляться в обратный путь. Занимайте места (звучит фонограмма шума моря).

Ребята, понравилось вам путешествовать по морю? Что понравилось? Мне тоже показалось путешествие очень интересным и захватывающим. Сегодня я убедилась, что все вы смелые моряки. Много знаете и умеете.

- А вот и родные берега. Бросаем якорь. Путешествие окончилось. Сейчас мы в нашей группе  и сможем хорошо рассмотреть, какие же сокровища припрятал на пустынном острове капитан Флинт.

 -Теперь ваше желание может исполниться! Кто стремиться делать добрые дела, тот всегда справится с трудностями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение "Сокровища капитана Флинта"

Летнее спортивное развлечение на открытом воздухе, с элементами театрализованной деятельности....

Конспект физкультурного доксуга "Сокровища капитана Флинта"

Цель: создать атмосферу пиратского праздника....

Конспект физкультурного доксуга "Сокровища капитана Флинта"

Цель: создать атмосферу пиратского праздника....

Интегрированное занятие по математике в подготовительной группе «В поисках сокровищ капитана Флинта». с использованием программы IBM KidSmart

Занятие направлено на развитие  вариативного мышления, фантазии, творческих способностейтак же на формирование приемов умственных действий  (сравнение, обобщение, аналогия), мотивацию учения...

Занятие по математике в подготовительной к школе группе «В поисках сокровищ капитана Флинта»

Ребята, вы любите читать рассказы и смотреть фильмы про отважных моряков, коварных пиратов, поиски кладов? Сегодня мы сами отправимся в волнующее путешествие, будем искать сокровища, которые спря...

Конспект занятия " На поиски сокровищ капитана Флинта"

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области " Познавательное развитие".Цель которой: Развитие познавательных процессов у старших дошкол...

Сценарий праздника прощания с подготовительной группой «Сокровища капитана Флинта»

Сценарий праздника прощания с подготовительной группой «Сокровища капитана Флинта»....