«Отправляемся в страну математики»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Конева Надежда Александровна

Комплексная итоговая организованно образовательная деятельность  для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_matematike_28.05.12.docx42.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок» д. Шапша»

Воспитатель: Бобылева Н.А.

Комплексная итоговая

организованно образовательная деятельность

для детей подготовительной группы

Тема: «Отправляемся в страну математики»      

Цель:  Развитие познавательных и коммуникативных способностей.

Задачи:

  • Образовательная задача

Определить характер отношения детей к обучению; познакомить детей с правилами поведения в школе.

Совершенствовать навык счета в пределах 20 в прямом и обратном порядке до 10. Продолжать учить решать задачи, отгадывать математические загадки с опорой на схемы. Закреплять знание о геометрических фигурах их ориентировке на листе бумаги. Упражнять в делении круга и квадрата на 2 и 4 равные части. Продолжать учить составлять плоскостное изображение из геометрических фигур.

Формировать двигательные умения и навыки, пространственные представления, закреплять умение  быстро называть противоположное слово, расширять активный словарь.

Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.

  • Развивающая задача

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, воображение. Формировать мотивационную готовность ребенка к школе

  • Воспитательная задача

Воспитывать: самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; интерес к математическим занятиям;

общую, двигательную культуру, учить проявлять личностные качества, чувство коллективизма.

Организация организованно образовательной деятельности

Методы, приёмы

Словесный; слуховой; голосовая и эмоциональная модуляция; художественное слово; игра; коллективная и индивидуальная работа, постановка вопросов, заданий; решение проблемной ситуации; сюрпризный момент (конверт, «волшебный» цветок);

аппликация (кораблик);

Предварительная работа

Совершенствовать навык счета в пределах 20 в прямом и обратном порядке до 10. Решение и составление задач с опорой на схемы. Закрепление знаний о геометрических фигурах их ориентировке на листе бумаги. Составление плоскостных изображений из геометрических фигур. Игры на закрепление антонимов. Повторение дней недели, месяцев, времён года. разучивание физкультминуток.

Словарная работа

Противоположные по смыслу слова, ласковые слова друг другу (прилагательные: добрый, красивый, нежный, дружелюбный…)

Материалы для занятия

геометрические фигуры, схемы к задачам, клей и синий картон на каждого ребенка, медали с цифрами, мячи, большой лист картона (поле), «волшебный» цветок, колокольчик, мольберт.

Аппаратное и программное обеспечение

Аппаратное обеспечение: музыкальный центр

Программное обеспечение: фонограммы детских песен о школе, и мелодий (аппликация под музыку).

Образовательные ресурсы

Программа воспитания и обучения в детском саду, под ред. М.А.Васильевой; Программа «От рождения до школы» Н.Вераксы; методические разработки занятий по подготовке детей к школе; Методические рекомендации CD «Готовим детей к школе»

Интернет ресурсы

www.uchitel-izd.ru;

Реализация  Федеральных Государственных

Требований

Интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области, применяемые в ДОУ (музыкальная, познавательная, коммуникативная, физическая); внедрение развивающих технологий в работе с детьми.

Дополнительные профессиональные

навыки педагога

Владение музыкальным репертуаром

Ход занятия

  1. Организационный момент. Вводная часть. (5 мин)

Учитель (в группе) Сегодня я приглашаю вас в Страну Математики на урок. Где она находится, неизвестно. Но у меня есть план, который поможет нам дойти до этой страны.

Достает план детского сада и, руководствуясь указаниями, идет вместе с детьми в музыкальный зал, который украшен вырезанными из цветной бумаги цифрами, геометрическими фигурами и т.п.

Чтобы мы смогли войти в Страну Математики, нужно приобрести волшебные медали (вешает).

Дети входят в зал под песню «Дважды два – четыре».  Становятся в круг

Учитель.  Сегодня я буду вашим учителем, а вы учениками. Нам предстоит много работать на уроке в этой волшебной стране Математики.

И сейчас мы проведем небольшую разминку для ума.

Ты ведь знаешь дни недели,

Посчитай-ка их живей.

Если в счете не собьешься,

Ровно семь получишь дней.

Дети называют по порядку дни недели.

А сейчас я проверю, кто у меня самый сообразительный, кто будет правильно и быстро отвечать на вопросы (выборочно):

  • Какой сегодня день недели?
  • Какой был вчера день недели?
  • Какой будет завтра день недели?
  • А какое время года?
  • А какой сейчас месяц?

Молодцы!

  1. Основная часть. (20 мин)

Учитель.  Посмотрите, в этом классе стоят парты и стулья с номерами, которые соответствуют вашим цифрам. Но прежде чем сесть на свой стул, расскажите о своей цифре.

Н: «Мне нравится цифра 8 – это число четное. Число 8 может состоять из чисел 7 и 1, 6 и 2, или 5 и 3. Предыдущая цифра – 7, последующая – 9». Дети садятся.

А умеете ли вы считать от 1 до 20 (считают), а обратный счет от 10? (считают).

А теперь найдите свои стульчики по вашим цифрам на медальках. Ориентируясь на свои карточки, ищут соответствующие цифры, прикрепленные к спинкам стульев и садятся.

Учитель. Все цифры нужны и важны, и без них не обойтись.

Ребята садятся и видят на первой парте большой конверт. Учитель открывает его.

Учитель:  Ребята, здесь написаны «Школьные правила» (правила – это значит все делать правильно):

  1. В школе «здравствуй» говорят                                                         И с улыбкой дарят взгляд!
  2. До звонка ты приходи                                                                       И порядок наводи!                                                                           По звонку все дружно в ряд                                                       Ждут учителя стоят.
  3. Друга зря не беспокой, береги его покой.                                       На уроке тишина,   руку поднимай тогда                                      Если хочешь отвечать или важное сказать!
  4. На уроке ждут ответ – кто-то знает, кто-то нет,                              отвечает только тот, кого учитель назовет!

Учитель:  Запомните эти правила!

(Звенит) Начинаем наш урок! Здравствуйте, ребята! Дети сначала стоят, потом садятся.

Учитель.  Задание 1. Ребята, посмотрите внимательно  на этот домик. Какое число в нем живет?  Нам нужно заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число 8 (9). Давайте начнем с самого верхнего этажа. На этом этаже уже живет число 3, а какое число должно жить рядом? А почему?

Учитель.  Послушайте следующее задание  - «Придумайте задачи по схемам и решите их». Вспомните, из чего состоит задача.

Дети. Задача состоит из условия, вопроса и ответа.

Учитель крепит на мольберт схему к задаче. 

Придумайте задачу к этой схеме. Что здесь известно, что неизвестно?

(Н:  Мама купила в магазине 2 апельсина и 3 яблока. Сколько всего фруктов купила мама? 2+3=. Мама купила 5 фруктов. 2 и 3 – это части, 5 – это целое.

У  меня было 8 конфет, 2 конфеты я отдала Маше. Сколько конфет у меня осталось? 8-2=. У меня осталось 6 конфет. 8 – это целое, 2 и 6 – части).

Учитель. Молодцы, вы справились с заданием. Давайте немножко отдохнем.

Упражнение на координацию речи и движения «Мы шагаем»

(развитие умения переключаться с одного вида движения на другой и ориентироваться в пространстве)

Мы шагаем, мы шагаем,            

Дружно ноги поднимаем         ритмично шагают друг за другом по кругу

По дороге мы пойдем,        

Чудный мостик мы найдем.

Влево – шаг, вправо – шаг,   стоя на месте лицом в круг, выполняют движения по тексту

Шаг вперед и шаг назад.            

Мы  по мос-ти-ку ша-га-ем,    приставной шаг, слова разбиваются на слоги

Нож-ку к нож-ке при-став-ля-ем,  

Мы руками потрясем,                    стоя в наклон трясут руками

И немножко отдохнем!                  выпрямиться, руки в стороны и вниз

Молодцы, еще поиграем. Встаньте в круг. 

Учитель поочередно бросает мяч детям и задает каждому вопрос. Ребенок должен быстро ответить и вернуть мяч взрослому.

Учитель.

- назови любую геометрическую фигуру

- назови школьную принадлежность (портфель, пенал, ручка, учебник…)

- назовите знак вычитания (минус)

- назови число, следующее за числом 5 (6)

- назови число, предшествующее числу 3 (2)

- назови геометрическую фигуру, у которой нет углов (овал, круг)

- назови геометрическую фигуру с тремя углами (треугольник)

- назови знак сложения (плюс).

Садятся на свои места

Учитель.  Продолжаем наш урок. Что это? (геометрические фигуры, называют каждую).  Мальчики, а хотите поиграть в геометрический футбол?

Дети выбирают нужную фигуру и крепят ее на  лист бумаги (поле) по словесной инструкции.

Центровой Федор ведет круг в середину поля. Защитник Виталий передает треугольник в верхний правый угол. Нападающий Данил ведет ромб в левый нижний угол. Нападающий  Вадим ведет овал в левый верхний угол. Квадрат перехватывает защитник Саша и ведет его в правый нижний угол. Ура, все фигуры по углам!

Учитель.  Какие виды транспорта вы знаете? (водный…)

Какой водный транспорт можно сделать из геометрических фигур? (кораблик). Я вам раздам синие листы бумаги – это море, и геометрические фигуры. Вы должны из них сделать аппликацию «Кораблик».  

Звучит музыка, дети выполняют задание по образцу (на мольберте). 

Молодцы! Какие замечательные кораблики у вас получились!                                            (все рассматривают и раскладывают  на отдельном столе).

Учитель. Для выполнения следующего задания вы разделитесь на 2 команды (идут к двум столам), я вам раздам ножницы (по 1 на стол) и геометрические фигуры: одной команде – круг, другой – квадрат. Что нужно сделать с кругом, чтобы получилось две равные части фигуры,  4 равные части. Что нужно сделать с квадратом?... (работа с раздаточным материалом). Работаем сообща, дружно принимаем решение.

Учитель.  Как называется одна из равных частей круга (показывает)

Дети.  Половина круга.

Учитель.  Равны ли половины круга? (равны). Что больше: половина круга или круг? (круг)

Учитель. Молодцы, вы справились с заданием.

Устали? Пойдемте, поиграем!

Игра с мячом «Назови противоположное слово»

Учитель предлагает детям сесть в круг, в центре зала

Учитель. Дети, сегодня вы все очень дружно работали, старались давать правильные ответы и я убедилась, что вы готовы идти в школу и всегда будете дружить с математикой. Звучит тихо музыка. В волшебной стране Математики есть один волшебный цветок. Вот он. Волшебный он потому, что любит слушать только добрые, ласковые слова. Давайте будем передавать друг другу цветок, говоря добрые  и ласковые слова (Лиза, ты добрая…).

Встают на ноги, лицом к гостям.

  1. Заключительная часть. (5 мин)

Учитель.  Вот и подошел к концу наш урок.

Всем желаю я, друзья,

С шуткой, играми, весельем

В мире, дружбе жить всегда

И с хорошим настроеньем!

«Песня о дружбе»

Звучит песня «Чему учат в школе».  Дети выходят из зала.

Самоанализ занятия

Бобылевой Надежды Александровны, воспитателя

муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад «Светлячок» д. Шапша»

           Занятие разработано и проведено согласно ФГТ и программе «От рождения до школы» Н.Вераксы с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), с соблюдением требований и норм СанПиН 2.4.1.2660-10,

           В занятии участвовала группа детей из 12 человек. Выбраны разнообразные формы организации детей, такие как фронтальная и индивидуальная, групповая.

            Тема занятия: «Отправляемся в Страну математики» направлена на определение степени готовности ребенка к обучению в школе: выявления уровня развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей, мелкой и крупной моторики; оценки уровня осведомленности в основных областях знаний.          

Вид занятия – закрепление ранее полученных знаний, умений и навыков.                          Форма проведения занятия игра-путешествие, которая отражает реальные факты или события, обычное раскрывает через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое через интересное. Все это происходит в игровом действии, становится близким ребенку и радует его. В процессе занятия дети выполняют математические задания, используются разнообразные методы и приёмы. Например: проблемный (когда дети делят круг и квадрат на 2 и 4 равные части), коррекционно-развивающие (дети выполняют упражнения на координацию, речевую дикцию).

            Весь ход образовательной деятельности органично связан. В процессе проведения мероприятия сочетались методы и приёмы обучения, такие как репродуктивные, проблемного изложения, словесные, наглядные.

          Были использованы психолого-педагогические приемы, повышающие эффект занятия: голосовая и эмоциональная модуляция, риторические вопросы. В течение всего занятия осуществлялся индивидуальный подход, преобладающая форма общения с детьми – диалог, обратная связь прослеживалась через реакцию и ответы детей.

Для проведения занятия были созданы условия: материально-технические, морально-психологические, эстетические. Применение инновационных форм организации детей (слушание аудиозаписей) позволило расширить знания музыкального репертуара и повысить заинтересованность детей в ходе продуктивной деятельности на занятии (аппликация «Кораблик»).

Структура занятия представлена 3 этапами:

 - организационный этап, определяющий эмоциональный настрой,

   стимулирующий детей на дальнейшую деятельность и включающий в себя

   вводную часть

 - основной этап, включающий математические задания; физкультминутку; игры на речевое развитие детей;

 -  заключительная часть, включающая в себя подведение итога образовательной деятельности, закрепление полученных знаний, сюрпризный момент «волшебный» цветок.

Вывод:

В результате применения индивидуально-дифференцированного подхода в процессе занятия были реализованы образовательные, развивающие и воспитательные задачи:

детьми освоен счет в пределах 20 в прямом и обратном порядке в пределах 10; закреплены знания детей о геометрических фигурах их ориентировке на листе бумаги и составление задач по схемам; деление круга и квадрата на 2 и 4 равные части. Закреплены знания о днях недели, временах года, месяцах. Умеют работать самостоятельно, в группах и коллективно.

У большинства детей подготовительной к школе группы сформированы психологические  черты, присущие школьнику: желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться; сформирован достаточный уровень волевого развития; дети  овладели специальными знаниями и навыками – грамотой, счетом, решением арифметических задач, что может влиять на успешность школьного обучения.

Содержание каждого этапа определялось исходя из поставленных задач. Это внести и в задачи

   Решались задачи образовательного, воспитательного и развивающего характера:

- закрепить  представления о последовательности дней недели, формировать двигательные умения и навыки, развивать пространственные представления, расширять активный словарь.

-развивать фонематический слух, речевое дыхание, артикуляционный аппарат, формировать координацию, переключаемость, плавность движений, оптико-пространственную ориентацию, развивать умение правильно согласовывать движения с текстом.

- воспитывать общую музыкальную, речевую и двигательную культуру, просодические компоненты речи, проявлять художественно-творческие способности, личностные качества, чувство коллективизма.

    Дети на занятии активно вступали в диалог, с большим интересом участвовали в выполнении всех заданий, в результате применения индивидуально-дифференцированного подхода занятие достигло своей цели, дети получили новые знания, со всеми   поставленными задачами справились. Каждое выполненное  задание оценивалось с точки зрения правильности, полноты ответа, за что поощрялось похвалой. В заключении занятия была дана оценка работе каждого ребенка и вручены фишки-колокольчики, которые каждый ребенок самостоятельно вклеил в свой «Дневничок дошкольника» на логопедическую страничку.

     Во время проведения занятия дети были отзывчивы, заинтересованы, легко шли на контакт, поэтому трудностей в организации и проведении данного мероприятия  не наблюдалось.

 Использование современной технологии «Школа семи гномов», инновационных технологий и разработок позволило сделать занятие интересным, познавательным и продуктивным. Перед началом занятия был разработан инструментарий (приложение 1), который позволил определить степень усвоения программных задач определённых для проведения занятия (таблица1).

Образовательная

задача

Коррекционно-развивающая задача

Воспитательная задача

Начало занятия (предварительная работа  степень усвоения программных задач определённых для проведения занятия)

80 %

73%

90%

Конец занятия

(подведение итога, собеседование с детьми)

100%

95%

100%

Таблица 1

     В процессе проведённого занятия дети полностью справились с поставленными задачами.  Применение авторской программы «Логоритмическая мозаика»  позволило добиться высокого уровня усвоения полученных знаний детьми  (таблица 1: образовательные-20%,  развивающие-22%, воспитательные-10%).

     Занятие проведено на достаточно качественном уровне, наиболее интересным  моментом в проведении занятия было выполнение фонопедического упражнения по методу В. Емельянова и творческое музыкально-ритмическое задание «Молоточки».  Планирую продолжать применение инновационных коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми. Практика показывает, что использование мультимедийного оборудования оказывает большую вспомогательную роль в проведении логоритмических занятий, исходя из этого, планирую расширить серию мультимедийных тематических презентаций для логоритмических  занятий старшего и подготовительного возраста.

Приложение 1

Инструментарий для проведения занятия

Показатель

Содержание дидактического задания

Критерии оценки

Овладение ребёнком оптико- пространственными представлениями, переключаемостью, плавностью движений  

Упражнение «Будь внимательным», «Путешественники»

Ход  упражнения:        

Предложить детям воспроизводить ритмический

рисунок  в движении с сопряженным проговариванием текста и сменой направления

3 балла -  ребёнок владеет  пространственными отношениями, самостоятельно меняет движения и направление

2 балла - ребёнок справляется с заданием,  используя  подсказку  взрослого

 1 балл - ребёнок не справляется с заданием

Овладение ребёнком познавательных эталонов

Игра «Найди отличия»

Ход игры:

Предложить детям найти и назвать ряд отличий в предложенных иллюстрациях

3 балла – самостоятельно решает проблему, правильно дает ответ

2 балла - справляется с заданием с подсказки взрослого или детей

1 балл - ребёнок не справляется с заданием

Овладение ребёнком навыками слухового внимания, восприятия и воспроизведения ритма

Практическое задание

«Ритмическое эхо»

Ход задания:

предложить запомнить и воспроизвести музыкальный ритмический рисунок

3 балла – правильно воспроизводит заданный ритмический рисунок;

2 балла - справляется с заданием при помощи взрослого или со второй попытки;

1 балл - ребёнок не справляется с заданием

Овладение ребёнком навыками выполнения комплекса упражнений артикуляционной гимнастики

Упражнения: «Индюк», «Лопатка», «Маляр»

Ход упражнения:

глядя на предложенную иллюстрацию, выполнить артикуляционное упражнение

3 балла – правильно и качественно выполняет упражнение

2 балла - справляется с заданием не качественно и с подсказкой взрослого

1 балл  - ребёнок не справляется с заданием

Формирование  речевого дыхания, голоса, укрепление гортани 

Фонопедическое упражнение

«Летят листья»

Ход  упражнения:

Выполнять голосовые модуляции, согласно произносимого текста с показом движений рук и тела

3 балла – точно выполняет все движения, голос эмоционально окрашен

2 балла - ребёнок путается в выполнении движений, голос слабый, прерывистый

1 балл - ребёнок не справляется с заданием

Формирование эмоциональной сферы ребёнка, реализация воспитательных задач

Коммуникативная  игра

«У оленя дом большой»

Ход игры:

Дети выполняют движения в кругу под пение педагога.

3 балла – ребёнок эмоционально окрашивает свою речь, сопереживает героям песни, активен

2 балла - ребёнок недостаточно эмоционален  и активен  

1 балл - ребёнок неохотно участвует  в игре, равнодушен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Отправляемся в страну Здоровья»

Цели: 1.     Формирование у воспитанников здорового образа жизни.2.     Развитие ловкости, быстроты, силы.3.     Обучение навыкам сотрудниче...

Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП "Мы отправляемся в увлекательное путешествие по стране "Математика"

В дошкольном возрасте дети знакомятся с названиями основных геометрических фигур: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Ребята должны «узнавать» и их не только в виде вырезанных из картона ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности По теме: «Физкультурное занятие на фитболах в средней группе. «Отправляемся в страну мячей»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по физической культуре в средней группе. По теме:  . «Отправляемся в страну мячей»...

Занятие в средней группе: «Отправляемся в страну Знаний»

Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста по теме «Отправляемся в страну Знаний». Проводя с детьми данное занятие, мы закрепляем с детьми уже полученные ранее...

Проект экспериментально – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Отправляемся в страну Эксперименталию»

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейших проблем современности.Детское экспер...

Конспект Физкультурного мероприятия «Отправляемся в страну «Неболейку» с использованием здоровьесберегающих технологий в младшей группе

Цель: обучение различным упражнениям для сохранения и укрепления здоровья.Оборудование: массажные мячи, тренажеры для зрительной гимнастики, тренажеры для дыхательной гимнастики, гимнастические коврик...