«Отправляемся в страну математики»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме
Комплексная итоговая организованно образовательная деятельность для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_matematike_28.05.12.docx | 42.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок» д. Шапша»
Воспитатель: Бобылева Н.А.
Комплексная итоговая
организованно образовательная деятельность
для детей подготовительной группы
Тема: «Отправляемся в страну математики»
Цель: Развитие познавательных и коммуникативных способностей.
Задачи:
- Образовательная задача
Определить характер отношения детей к обучению; познакомить детей с правилами поведения в школе.
Совершенствовать навык счета в пределах 20 в прямом и обратном порядке до 10. Продолжать учить решать задачи, отгадывать математические загадки с опорой на схемы. Закреплять знание о геометрических фигурах их ориентировке на листе бумаги. Упражнять в делении круга и квадрата на 2 и 4 равные части. Продолжать учить составлять плоскостное изображение из геометрических фигур.
Формировать двигательные умения и навыки, пространственные представления, закреплять умение быстро называть противоположное слово, расширять активный словарь.
Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.
- Развивающая задача
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, воображение. Формировать мотивационную готовность ребенка к школе
- Воспитательная задача
Воспитывать: самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; интерес к математическим занятиям;
общую, двигательную культуру, учить проявлять личностные качества, чувство коллективизма.
Организация организованно образовательной деятельности
Методы, приёмы | Словесный; слуховой; голосовая и эмоциональная модуляция; художественное слово; игра; коллективная и индивидуальная работа, постановка вопросов, заданий; решение проблемной ситуации; сюрпризный момент (конверт, «волшебный» цветок); аппликация (кораблик); | |
Предварительная работа | Совершенствовать навык счета в пределах 20 в прямом и обратном порядке до 10. Решение и составление задач с опорой на схемы. Закрепление знаний о геометрических фигурах их ориентировке на листе бумаги. Составление плоскостных изображений из геометрических фигур. Игры на закрепление антонимов. Повторение дней недели, месяцев, времён года. разучивание физкультминуток. | |
Словарная работа | Противоположные по смыслу слова, ласковые слова друг другу (прилагательные: добрый, красивый, нежный, дружелюбный…) | |
Материалы для занятия | геометрические фигуры, схемы к задачам, клей и синий картон на каждого ребенка, медали с цифрами, мячи, большой лист картона (поле), «волшебный» цветок, колокольчик, мольберт. | |
Аппаратное и программное обеспечение | Аппаратное обеспечение: музыкальный центр Программное обеспечение: фонограммы детских песен о школе, и мелодий (аппликация под музыку). | |
Образовательные ресурсы | Программа воспитания и обучения в детском саду, под ред. М.А.Васильевой; Программа «От рождения до школы» Н.Вераксы; методические разработки занятий по подготовке детей к школе; Методические рекомендации CD «Готовим детей к школе» | |
Интернет ресурсы | ||
Реализация Федеральных Государственных Требований | Интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области, применяемые в ДОУ (музыкальная, познавательная, коммуникативная, физическая); внедрение развивающих технологий в работе с детьми. | |
Дополнительные профессиональные навыки педагога | Владение музыкальным репертуаром |
Ход занятия
- Организационный момент. Вводная часть. (5 мин)
Учитель (в группе) Сегодня я приглашаю вас в Страну Математики на урок. Где она находится, неизвестно. Но у меня есть план, который поможет нам дойти до этой страны.
Достает план детского сада и, руководствуясь указаниями, идет вместе с детьми в музыкальный зал, который украшен вырезанными из цветной бумаги цифрами, геометрическими фигурами и т.п.
Чтобы мы смогли войти в Страну Математики, нужно приобрести волшебные медали (вешает).
Дети входят в зал под песню «Дважды два – четыре». Становятся в круг
Учитель. Сегодня я буду вашим учителем, а вы учениками. Нам предстоит много работать на уроке в этой волшебной стране Математики.
И сейчас мы проведем небольшую разминку для ума.
Ты ведь знаешь дни недели,
Посчитай-ка их живей.
Если в счете не собьешься,
Ровно семь получишь дней.
Дети называют по порядку дни недели.
А сейчас я проверю, кто у меня самый сообразительный, кто будет правильно и быстро отвечать на вопросы (выборочно):
- Какой сегодня день недели?
- Какой был вчера день недели?
- Какой будет завтра день недели?
- А какое время года?
- А какой сейчас месяц?
Молодцы!
- Основная часть. (20 мин)
Учитель. Посмотрите, в этом классе стоят парты и стулья с номерами, которые соответствуют вашим цифрам. Но прежде чем сесть на свой стул, расскажите о своей цифре.
Н: «Мне нравится цифра 8 – это число четное. Число 8 может состоять из чисел 7 и 1, 6 и 2, или 5 и 3. Предыдущая цифра – 7, последующая – 9». Дети садятся.
А умеете ли вы считать от 1 до 20 (считают), а обратный счет от 10? (считают).
А теперь найдите свои стульчики по вашим цифрам на медальках. Ориентируясь на свои карточки, ищут соответствующие цифры, прикрепленные к спинкам стульев и садятся.
Учитель. Все цифры нужны и важны, и без них не обойтись.
Ребята садятся и видят на первой парте большой конверт. Учитель открывает его.
Учитель: Ребята, здесь написаны «Школьные правила» (правила – это значит все делать правильно):
- В школе «здравствуй» говорят И с улыбкой дарят взгляд!
- До звонка ты приходи И порядок наводи! По звонку все дружно в ряд Ждут учителя стоят.
- Друга зря не беспокой, береги его покой. На уроке тишина, руку поднимай тогда Если хочешь отвечать или важное сказать!
- На уроке ждут ответ – кто-то знает, кто-то нет, отвечает только тот, кого учитель назовет!
Учитель: Запомните эти правила!
(Звенит) Начинаем наш урок! Здравствуйте, ребята! Дети сначала стоят, потом садятся.
Учитель. Задание 1. Ребята, посмотрите внимательно на этот домик. Какое число в нем живет? Нам нужно заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число 8 (9). Давайте начнем с самого верхнего этажа. На этом этаже уже живет число 3, а какое число должно жить рядом? А почему?
Учитель. Послушайте следующее задание - «Придумайте задачи по схемам и решите их». Вспомните, из чего состоит задача.
Дети. Задача состоит из условия, вопроса и ответа.
Учитель крепит на мольберт схему к задаче.
Придумайте задачу к этой схеме. Что здесь известно, что неизвестно?
(Н: Мама купила в магазине 2 апельсина и 3 яблока. Сколько всего фруктов купила мама? 2+3=. Мама купила 5 фруктов. 2 и 3 – это части, 5 – это целое.
У меня было 8 конфет, 2 конфеты я отдала Маше. Сколько конфет у меня осталось? 8-2=. У меня осталось 6 конфет. 8 – это целое, 2 и 6 – части).
Учитель. Молодцы, вы справились с заданием. Давайте немножко отдохнем.
Упражнение на координацию речи и движения «Мы шагаем»
(развитие умения переключаться с одного вида движения на другой и ориентироваться в пространстве)
Мы шагаем, мы шагаем,
Дружно ноги поднимаем ритмично шагают друг за другом по кругу
По дороге мы пойдем,
Чудный мостик мы найдем.
Влево – шаг, вправо – шаг, стоя на месте лицом в круг, выполняют движения по тексту
Шаг вперед и шаг назад.
Мы по мос-ти-ку ша-га-ем, приставной шаг, слова разбиваются на слоги
Нож-ку к нож-ке при-став-ля-ем,
Мы руками потрясем, стоя в наклон трясут руками
И немножко отдохнем! выпрямиться, руки в стороны и вниз
Молодцы, еще поиграем. Встаньте в круг.
Учитель поочередно бросает мяч детям и задает каждому вопрос. Ребенок должен быстро ответить и вернуть мяч взрослому.
Учитель.
- назови любую геометрическую фигуру
- назови школьную принадлежность (портфель, пенал, ручка, учебник…)
- назовите знак вычитания (минус)
- назови число, следующее за числом 5 (6)
- назови число, предшествующее числу 3 (2)
- назови геометрическую фигуру, у которой нет углов (овал, круг)
- назови геометрическую фигуру с тремя углами (треугольник)
- назови знак сложения (плюс).
Садятся на свои места
Учитель. Продолжаем наш урок. Что это? (геометрические фигуры, называют каждую). Мальчики, а хотите поиграть в геометрический футбол?
Дети выбирают нужную фигуру и крепят ее на лист бумаги (поле) по словесной инструкции.
Центровой Федор ведет круг в середину поля. Защитник Виталий передает треугольник в верхний правый угол. Нападающий Данил ведет ромб в левый нижний угол. Нападающий Вадим ведет овал в левый верхний угол. Квадрат перехватывает защитник Саша и ведет его в правый нижний угол. Ура, все фигуры по углам!
Учитель. Какие виды транспорта вы знаете? (водный…)
Какой водный транспорт можно сделать из геометрических фигур? (кораблик). Я вам раздам синие листы бумаги – это море, и геометрические фигуры. Вы должны из них сделать аппликацию «Кораблик».
Звучит музыка, дети выполняют задание по образцу (на мольберте).
Молодцы! Какие замечательные кораблики у вас получились! (все рассматривают и раскладывают на отдельном столе).
Учитель. Для выполнения следующего задания вы разделитесь на 2 команды (идут к двум столам), я вам раздам ножницы (по 1 на стол) и геометрические фигуры: одной команде – круг, другой – квадрат. Что нужно сделать с кругом, чтобы получилось две равные части фигуры, 4 равные части. Что нужно сделать с квадратом?... (работа с раздаточным материалом). Работаем сообща, дружно принимаем решение.
Учитель. Как называется одна из равных частей круга (показывает)
Дети. Половина круга.
Учитель. Равны ли половины круга? (равны). Что больше: половина круга или круг? (круг)
Учитель. Молодцы, вы справились с заданием.
Устали? Пойдемте, поиграем!
Игра с мячом «Назови противоположное слово»
Учитель предлагает детям сесть в круг, в центре зала
Учитель. Дети, сегодня вы все очень дружно работали, старались давать правильные ответы и я убедилась, что вы готовы идти в школу и всегда будете дружить с математикой. Звучит тихо музыка. В волшебной стране Математики есть один волшебный цветок. Вот он. Волшебный он потому, что любит слушать только добрые, ласковые слова. Давайте будем передавать друг другу цветок, говоря добрые и ласковые слова (Лиза, ты добрая…).
Встают на ноги, лицом к гостям.
- Заключительная часть. (5 мин)
Учитель. Вот и подошел к концу наш урок.
Всем желаю я, друзья,
С шуткой, играми, весельем
В мире, дружбе жить всегда
И с хорошим настроеньем!
«Песня о дружбе»
Звучит песня «Чему учат в школе». Дети выходят из зала.
Самоанализ занятия
Бобылевой Надежды Александровны, воспитателя
муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад «Светлячок» д. Шапша»
Занятие разработано и проведено согласно ФГТ и программе «От рождения до школы» Н.Вераксы с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), с соблюдением требований и норм СанПиН 2.4.1.2660-10,
В занятии участвовала группа детей из 12 человек. Выбраны разнообразные формы организации детей, такие как фронтальная и индивидуальная, групповая.
Тема занятия: «Отправляемся в Страну математики» направлена на определение степени готовности ребенка к обучению в школе: выявления уровня развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей, мелкой и крупной моторики; оценки уровня осведомленности в основных областях знаний.
Вид занятия – закрепление ранее полученных знаний, умений и навыков. Форма проведения занятия игра-путешествие, которая отражает реальные факты или события, обычное раскрывает через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое через интересное. Все это происходит в игровом действии, становится близким ребенку и радует его. В процессе занятия дети выполняют математические задания, используются разнообразные методы и приёмы. Например: проблемный (когда дети делят круг и квадрат на 2 и 4 равные части), коррекционно-развивающие (дети выполняют упражнения на координацию, речевую дикцию).
Весь ход образовательной деятельности органично связан. В процессе проведения мероприятия сочетались методы и приёмы обучения, такие как репродуктивные, проблемного изложения, словесные, наглядные.
Были использованы психолого-педагогические приемы, повышающие эффект занятия: голосовая и эмоциональная модуляция, риторические вопросы. В течение всего занятия осуществлялся индивидуальный подход, преобладающая форма общения с детьми – диалог, обратная связь прослеживалась через реакцию и ответы детей.
Для проведения занятия были созданы условия: материально-технические, морально-психологические, эстетические. Применение инновационных форм организации детей (слушание аудиозаписей) позволило расширить знания музыкального репертуара и повысить заинтересованность детей в ходе продуктивной деятельности на занятии (аппликация «Кораблик»).
Структура занятия представлена 3 этапами:
- организационный этап, определяющий эмоциональный настрой,
стимулирующий детей на дальнейшую деятельность и включающий в себя
вводную часть
- основной этап, включающий математические задания; физкультминутку; игры на речевое развитие детей;
- заключительная часть, включающая в себя подведение итога образовательной деятельности, закрепление полученных знаний, сюрпризный момент «волшебный» цветок.
Вывод:
В результате применения индивидуально-дифференцированного подхода в процессе занятия были реализованы образовательные, развивающие и воспитательные задачи:
детьми освоен счет в пределах 20 в прямом и обратном порядке в пределах 10; закреплены знания детей о геометрических фигурах их ориентировке на листе бумаги и составление задач по схемам; деление круга и квадрата на 2 и 4 равные части. Закреплены знания о днях недели, временах года, месяцах. Умеют работать самостоятельно, в группах и коллективно.
У большинства детей подготовительной к школе группы сформированы психологические черты, присущие школьнику: желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться; сформирован достаточный уровень волевого развития; дети овладели специальными знаниями и навыками – грамотой, счетом, решением арифметических задач, что может влиять на успешность школьного обучения.
Содержание каждого этапа определялось исходя из поставленных задач. Это внести и в задачи
Решались задачи образовательного, воспитательного и развивающего характера:
- закрепить представления о последовательности дней недели, формировать двигательные умения и навыки, развивать пространственные представления, расширять активный словарь.
-развивать фонематический слух, речевое дыхание, артикуляционный аппарат, формировать координацию, переключаемость, плавность движений, оптико-пространственную ориентацию, развивать умение правильно согласовывать движения с текстом.
- воспитывать общую музыкальную, речевую и двигательную культуру, просодические компоненты речи, проявлять художественно-творческие способности, личностные качества, чувство коллективизма.
Дети на занятии активно вступали в диалог, с большим интересом участвовали в выполнении всех заданий, в результате применения индивидуально-дифференцированного подхода занятие достигло своей цели, дети получили новые знания, со всеми поставленными задачами справились. Каждое выполненное задание оценивалось с точки зрения правильности, полноты ответа, за что поощрялось похвалой. В заключении занятия была дана оценка работе каждого ребенка и вручены фишки-колокольчики, которые каждый ребенок самостоятельно вклеил в свой «Дневничок дошкольника» на логопедическую страничку.
Во время проведения занятия дети были отзывчивы, заинтересованы, легко шли на контакт, поэтому трудностей в организации и проведении данного мероприятия не наблюдалось.
Использование современной технологии «Школа семи гномов», инновационных технологий и разработок позволило сделать занятие интересным, познавательным и продуктивным. Перед началом занятия был разработан инструментарий (приложение 1), который позволил определить степень усвоения программных задач определённых для проведения занятия (таблица1).
Образовательная задача | Коррекционно-развивающая задача | Воспитательная задача | |
Начало занятия (предварительная работа степень усвоения программных задач определённых для проведения занятия) | 80 % | 73% | 90% |
Конец занятия (подведение итога, собеседование с детьми) | 100% | 95% | 100% |
Таблица 1
В процессе проведённого занятия дети полностью справились с поставленными задачами. Применение авторской программы «Логоритмическая мозаика» позволило добиться высокого уровня усвоения полученных знаний детьми (таблица 1: образовательные-20%, развивающие-22%, воспитательные-10%).
Занятие проведено на достаточно качественном уровне, наиболее интересным моментом в проведении занятия было выполнение фонопедического упражнения по методу В. Емельянова и творческое музыкально-ритмическое задание «Молоточки». Планирую продолжать применение инновационных коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми. Практика показывает, что использование мультимедийного оборудования оказывает большую вспомогательную роль в проведении логоритмических занятий, исходя из этого, планирую расширить серию мультимедийных тематических презентаций для логоритмических занятий старшего и подготовительного возраста.
Приложение 1
Инструментарий для проведения занятия
Показатель | Содержание дидактического задания | Критерии оценки |
Овладение ребёнком оптико- пространственными представлениями, переключаемостью, плавностью движений | Упражнение «Будь внимательным», «Путешественники» Ход упражнения: Предложить детям воспроизводить ритмический рисунок в движении с сопряженным проговариванием текста и сменой направления | 3 балла - ребёнок владеет пространственными отношениями, самостоятельно меняет движения и направление 2 балла - ребёнок справляется с заданием, используя подсказку взрослого 1 балл - ребёнок не справляется с заданием |
Овладение ребёнком познавательных эталонов | Игра «Найди отличия» Ход игры: Предложить детям найти и назвать ряд отличий в предложенных иллюстрациях | 3 балла – самостоятельно решает проблему, правильно дает ответ 2 балла - справляется с заданием с подсказки взрослого или детей 1 балл - ребёнок не справляется с заданием |
Овладение ребёнком навыками слухового внимания, восприятия и воспроизведения ритма | Практическое задание «Ритмическое эхо» Ход задания: предложить запомнить и воспроизвести музыкальный ритмический рисунок | 3 балла – правильно воспроизводит заданный ритмический рисунок; 2 балла - справляется с заданием при помощи взрослого или со второй попытки; 1 балл - ребёнок не справляется с заданием |
Овладение ребёнком навыками выполнения комплекса упражнений артикуляционной гимнастики | Упражнения: «Индюк», «Лопатка», «Маляр» Ход упражнения: глядя на предложенную иллюстрацию, выполнить артикуляционное упражнение | 3 балла – правильно и качественно выполняет упражнение 2 балла - справляется с заданием не качественно и с подсказкой взрослого 1 балл - ребёнок не справляется с заданием |
Формирование речевого дыхания, голоса, укрепление гортани | Фонопедическое упражнение «Летят листья» Ход упражнения: Выполнять голосовые модуляции, согласно произносимого текста с показом движений рук и тела | 3 балла – точно выполняет все движения, голос эмоционально окрашен 2 балла - ребёнок путается в выполнении движений, голос слабый, прерывистый 1 балл - ребёнок не справляется с заданием |
Формирование эмоциональной сферы ребёнка, реализация воспитательных задач | Коммуникативная игра «У оленя дом большой» Ход игры: Дети выполняют движения в кругу под пение педагога. | 3 балла – ребёнок эмоционально окрашивает свою речь, сопереживает героям песни, активен 2 балла - ребёнок недостаточно эмоционален и активен 1 балл - ребёнок неохотно участвует в игре, равнодушен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Отправляемся в страну Здоровья»
Цели: 1. Формирование у воспитанников здорового образа жизни.2. Развитие ловкости, быстроты, силы.3. Обучение навыкам сотрудниче...
Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП "Мы отправляемся в увлекательное путешествие по стране "Математика"
В дошкольном возрасте дети знакомятся с названиями основных геометрических фигур: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Ребята должны «узнавать» и их не только в виде вырезанных из картона ...
Конспект НОД итогового занятия для детей среднего дошкольного возраста «Отправляемся в страну «Знаний»
"Отправляемся в страну "Знаний""...
Конспект непрерывной образовательной деятельности По теме: «Физкультурное занятие на фитболах в средней группе. «Отправляемся в страну мячей»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по физической культуре в средней группе. По теме: . «Отправляемся в страну мячей»...
Занятие в средней группе: «Отправляемся в страну Знаний»
Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста по теме «Отправляемся в страну Знаний». Проводя с детьми данное занятие, мы закрепляем с детьми уже полученные ранее...
Проект экспериментально – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Отправляемся в страну Эксперименталию»
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейших проблем современности.Детское экспер...
Конспект Физкультурного мероприятия «Отправляемся в страну «Неболейку» с использованием здоровьесберегающих технологий в младшей группе
Цель: обучение различным упражнениям для сохранения и укрепления здоровья.Оборудование: массажные мячи, тренажеры для зрительной гимнастики, тренажеры для дыхательной гимнастики, гимнастические коврик...