ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕШЕНИЮ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
презентация к уроку по математике (старшая группа) на тему
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА РЕШЕНИЮ
АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_starshego_doshkolnogo_moya.pptx | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды арифметических задач, используемых в работе с дошкольниками. Структура арифметической задачи. Рекомендации к занятию. Всякая хорошо решенная математическая задача доставляет умственное наслаждение. Г. Гессе План
Арифметическая задача Арифметическая задача – это простейшая, собственно математическая форма отображения реальных ситуаций, которые одновременно близки и понятны детям и с которыми они ежедневно сталкиваются, и стихийно, хотим мы этого или не хотим, стремятся выразить и осмыслить в числовых понятиях. Различают простые задачи (в одно действие) и составные (в два и более действий).
I группа - простые задачи: дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий (сложение или вычитание) - это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка. ВИДЫ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Пример : ( На пруду плавала одна уточка, приплыли еще две уточки. Сколько всего уточек на пруду?).
II группа - простые задачи: надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действий - это задачи на нахождение неизвестных компонентов . Пример. Даша и Катя надували шарики. Сколько Катя надула шариков, если Даша надула 2 шарика, а вместе девочки надули 5 шариков? - = ?
III группа - простые задачи, связанные с понятием разностных отношений увеличение числа на несколько единиц («Леша вылепил 6 морковок, а Костя на одну больше. Сколько морковок вылепил Костя?») уменьшение числа на несколько единиц («Маша вымыла 4 чашки, а Таня на одну чашку меньше. Сколько чашек вымыла Таня?» ). + = ? - ? =
Виды арифметических задач в зависимости от используемого наглядного материала: Задачи – драматизации: отражают жизнь самих детей, т. е. то, что они только что делали или обычно делают; дети учатся составлять задачи про самих себя, рассказывать о действиях друг друга, ставить вопрос для решения, поэтому структура задачи на примере задач-драматизаций наиболее доступна детям. Задачи – иллюстрации (по картинкам, по игрушкам) служат развитию самостоятельности и накоплению опыта установления количественных отношений в различных жизненных ситуациях Устные задачи (без опоры на наглядный материал)
Структура арифметической задачи: Условие Вопрос Решение Ответ На аэродроме стояло 5 самолетов. Затем вернулся ещё один самолёт. Сколько самолётов стоит на аэродроме? 5 + 1 = 6 На аэродроме стоит 6 самолётов. У ? >< + - Р О
П римерная последовательность в обучении детей седьмого года жизни решению арифметических задач. Занятие 1. Цель: познакомить детей с арифметической задачей, дать о ней общее представление. Развивать понимание отношений между числовыми данными. Рекомендации к занятию. Первые задачи составляет сам педагог на основе выполненных по его указанию отдельными детьми действий (эти задачи получили название задач-драматизаций). Материалом для первой арифметической задачи может служить состав числа из двух меньших. Например, детям предлагается составить число 5 из двух чисел так, чтобы одним из них была единица (на наглядном материале). После выяснения, какое число составлено и как, воспитатель сообщает детям: Задача: «Сережа положил в коробку 4 карандаша, и Света положила 1 карандаш. Сколько карандашей в коробке?» Вот и получилась задача. А сейчас вы ее сами будете решать, как в школе, а я помогу вам. И далее воспитатель обращает внимание детей на числа и отношения между ними. - Сколько карандашей положил в коробку Сережа? - Сколько карандашей положила Света? - Как думаете, больше или меньше стало карандашей в коробке? - Почему? (Было 4, да еще положили 1, (1 карандаш добавили в коробку и их стало больше). - Что сделала Света, чтобы карандашей в коробке стало больше (положила еще 1 карандаш, добавила). - Сколько карандашей в коробке? - Вот мы и решили задачу, как в школе, мы узнали, сколько карандашей в коробке.
Роль умения решать детьми арифметические задачи Решение задач формирует у детей практические умения, необходимые каждому человеку в повседневной жизни. Например, подсчитать стоимость покупки, ремонта квартиры, вычислить, в какое время надо выйти, чтобы не опоздать на поезд, и т. п. Решая задачи, ребенок убеждается, что многие математические понятия (число, арифметические действия и др.) имеют корни в реальной жизни, в практике людей. Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.
Литература: Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. Кн. Для воспитателя детского сада. / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.: Просвещение, 1992.-191с. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Учеб. пособие для студентов пед . ин- тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». - М.: Просвещение, 1979.-368с. ТарунтаеваТ.В . Развитие элементарных математических представлений у дошкольников.- 2-ое изд., испр . – М.: Просвещение, 1980. –64с. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников:Учеб . пособие для студентов пед . институтов./ Р.Л. Березина, З.А.Михайлова , Р.Л.Непомнящая и др.; Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303с. Фатихова , Л.Ф. Обучение дошкольников с нарушением интеллекта решению арифметических задач / Л.Ф. Фатихова // Современное дошкольное образование– 2008- № 6 – М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2008- С. 36-42. Метлина Л.С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., перераб .-М.: Просвещение, 1984. – 256с. http://www.i-gnom.ru/books/formirovaniye_math_predstavleniy/mathematic25.html http://www.novsu.ru/file/4717
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая программа развития и обучения детей старшего дошкольного возраста «Использование песка для формирования образа буквы и развития произвольной регуляции при подготовке детей к школьному обучению»
Программа состоит из 35 планов – конспектов занятий с детьми старшего дошкольного воз...
Обучение детей старшего дошкольного возраста решению арифметических задач.
Обучение детей старшего дошкольного возраста решению арифметических задач....
Консультация для воспитателей: «Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста решению арифметических задач»
В консультации говорится о видах арифметических задач, методах и приемах обучения детей решения их...
Консультация для воспитателей. Обучение детей дошкольного возраста решению арифметических задач.
В обучении решению арифметических задач условно можно выделить два взаимосвязанных этапа:1.Ознакомление со структурой задачи, способами решения ее. 2. Обучение приемам вычислений. (А.М.Леу...
Публикация опыта. МАУ г.Нижневартовска "Центр развития образования" секция «Речевое развитие детей дошкольного возраста» «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по Экокниге посредством использования мнемотаблиц"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14187241","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]http://cro.edu-nv.ru/opyt/78-obshchestvennye-ob-edineniya/rm...
Обучение детей 6-7 лет решению арифметических задач
Донести до педагогов, работающих с детьми шести – семи лет современные подходы к обучению решать задачи. Показать возможность ис...
Выступление с докладом на педагогическом совете декабрь 2020 г. по теме "Обучение детей старшего дошкольного возраста решению арифметических задач"
Углубить и систематизировать знания педагогов по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста решению арифметических задач»...