Методическая статья: «Содержание и методика логико-математической подготовки детей 5–6 лет»
статья по математике (старшая группа) на тему

Казакова Ирина Юрьевна

Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление; это мышление путем рассуждений, это строгое следование законам логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей. В частности, - это умение проводить простейшие логические операции: определение понятий, сравнение, обобщение, классификация, суждение, умозаключение, доказательство. Данный вид мышления еще называют «взрослым», так как он складывается с 5 до 10 лет, а в дальнейшем мы неустанно пытаемся его совершенствовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_statya.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая статья: «Содержание и методика логико-математической подготовки детей 5–6 лет».

Л. С. Выготский, утверждал, что обучение ведет за собой развитие. Обучение является определяющим, решающим фактором развития. Обучение должно забегать вперед развития и подтягивать его за собой, а не плестись в хвосте развития. Таким образом, особую роль в развитии логического мышления играют целенаправленные действия взрослого в форме обучения и воспитания детей.

Многие психологи отводят главенствующую роль математике в формировании логического мышления детей.

Такие отечественные ученые и педагоги, как А. З. Зак, З. А. Михайлова, Л. А. Венгер, А. А. Столяр, А. В. Белошистая и др., внесли свой вклад в создание методических разработок и рекомендаций по развитию логического мышления дошкольников. Все они указывают на взаимозависимость формирования и развития математических способностей детей дошкольного возраста и формирования логической сферы дошкольника. Кроме того, все они отмечают, что формирование и развитие логических структур мышления должно осуществляться своевременно. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствуют развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

- формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;

- логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений;

- символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

Таким образом, мы видим, что в современных обучающих программах логической составляющей придается немалое значение. Развитие логического мышления подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Сегодня нет ни одной программы математического развития дошкольников, которая не затрагивала бы вопрос о развитии логического мышления.

Как мы уже говорили, именно в старшем дошкольном возрасте у детей происходит активное познавательное и интеллектуальное развитие, в котором существенную роль играет овладение логическими отношениями. Именно в этом возрасте у ребенка активно возникают элементы логического мышления и этот возраст является благоприятным периодом для их развития.

В работе с детьми 5-6 лет используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Часто эти задачи бывают представлены в виде чертежа, рисунка. Дети, решая их, в ходе поисков ответа могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами, перекладывать предметы и т. д. Практические действия облегчают решение задачи, делают его более убедительным и доказательным. По мнению З. А. Михайловой, последовательность упражнений может быть следующей:

1. Чем отличается одна картинка от другой? На основе зрительного сопоставления надо найти несколько отличий.

2. Найди два одинаковых предмета. Рассмотрев и сравнив предметы, надо найти фигуры, одинаковые по цвету, форме, величине и другим характерным признакам.

3. Нахождение лишней фигуры. На основе зрительного анализа, сопоставления надо найти предмет, который не должен быть помещен на таблице, и обосновать выбор.

4. Лабиринты. На основе зрительного прослеживания ходов, линий, ребенку надо отыскать нужный предмет, выход и т. д.

5. Продолжить ряд изображений. Уловив закономерность в следовании предметов, надо продолжить ряд.

6. Поиск недостающих в ряду фигур. Как правило, они представлены наглядно тремя горизонтальными и вертикальными рядами: это могут быть геометрические и сюжетные фигуры, изображения предметов. В каждом ряду по 3 фигуры, отличающиеся одна от другой несколькими признаками. Эти признаки повторяются и в фигурах второго ряда. Эти предметные признаки лежат в основе нахождения недостающей в третьем ряду фигуры. Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать ряд или фигуру по выделенным признакам, сопоставлять обобщенные признаки одного ряда с признаками другого. В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи.

В старшей группе дети осваивают умения символической деятельности: замещение, схематизация, кодирование, декодирование, моделирование.

- В самом общем смысле под замещением имеют в виду перенос значения с одного предмета на другой. Л. С. Выготский смысл его видел в функциональном использовании предмета-заместителя, например, в детской игре, где собственные действия ребенка с заместителем придают последнему функцию знака. В математике заместителями являются точки, фигуры, цифры, обозначения свойств предметов.

- Схематизация – это изображение с помощью символов каких-либо свойств предмета.

- Кодирование – это вид символической деятельности, заключающийся в переводе реальности на знаково-символический язык.

- Декодирование – выполнение обратного кодированию действия, раскодирование.

- Моделирование рассматривается как практически или теоретически опосредованное оперирование объектами, при котором исследуются не непосредственно сами объекты, а вспомогательные искусственные или естественные системы (квазиобъекты, находящиеся в определенном объективном соответствии с познаваемыми объектами. Модели способны замещать объекты на определенных этапах познания и давать при использовании в конечном итоге информацию о существенных свойствах моделируемых объектов. Многими исследователями доказано, что эффективность развития логического мышления дошкольников возрастает, если в качестве средств обучения выступают наглядные модели. Модели можно строить по-разному. Можно построить модель в виде учебной карты, схемы, таблицы. Это будут плоскостные модели. Модели могут быть и объемными. С помощью моделей решается и такая задача, как упорядочивание имеющегося у детей опыта. Но упорядочить можно лишь тот опыт, который есть у детей, поэтому моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные ими ранее.

Перед каждым занятием, предполагающим моделирование отношений между определенными понятиями, должна быть проведена целенаправленная предварительная работа: рассматривание предметов, иллюстраций и т. д. ; беседа, насколько знакомы с ними дети, т. е. выявляется их осведомленность.

Авторы программы «Развитие» считают, что общая способность к наглядному моделированию развивается с помощью моделирования сериационных и классификационных отношений, с использованием модели в форме кругов Эйлера или сериационного ряда классификационного древа. С их помощью, при решении логических задач, воспитатель выявляет с детьми существенные, скрытые от их восприятия признаки предметов и явлений, связи и отношения между ними.

Г. А. Репина рассматривает математическое моделирование на основе применения плоскостных, пространственных, топологических технологий, использующих логико- математические игры, математические головоломки. Она рекомендует использовать игры «Танграм», «Пифагор», «Пентамино», «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех». Пространственное моделирование на базе материалов, допускающих непрерывные деформации, представлены играми «Узелки», «Лист Мебиуса», а также геометрических игрушек флексагонов.

А. А. Столяром, Е. А. Носовой и др. созданы специальные игры для развития логического мышления дошкольников. Эти игры получили название – логико- математические игры. По мнению авторов, они являются эффективным средством накопления логико-математического опыта ребенка. Играя в логико-математические игры совместно со взрослыми или самостоятельно, дети познают свойства и соотношения предметов по форме, размеру, массе, расположению в пространстве; числа и цифры; зависимости увеличения и уменьшения на предметном уровне; порядок следования, преобразования; сохранение количества, объема массы. При этом они осваивают как предлогические действия, связи, зависимости, так и предматематические.

Е. А Носовой разработан комплекс игр и упражнений:

- игры на выявление и абстрагирование свойств предметов (цвета,

формы, размера, толщины). С их помощью дети получают первые представления о замещении свойств знаками символами, осваивают умение строго следовать правилам при выполнении действий.

- игры на освоение детьми сравнения, помогут развить у детей умения сравнивать предметы по одному, двум и трем свойствам, когда в их поле зрения не только сравниваемые предметы, но и другие.

- игры на освоение умений классифицировать и обобщать постепенно учат детей классифицировать и обобщать предметы по заданным свойствам, а затем – по самостоятельно выделенным, что приводит к умению определять закономерности.

- игры на овладение логическими действиями и мыслительными

операциями помогут развить у детей умение разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развивать умение производить логические операции «не», «и», «или» и умения строить правильные высказывания.

Таким образом, мы видим, что способность ребенка 5-6 лет к освоению логико- математических отношений значительно возрастает, поэтому необходимо всемерно использовать этот благоприятный для развития логического мышления возраст, активно включая ребенка в разнообразную деятельность не только с предметами окружающего мира, но и их моделями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное состояние методики логико-математического развития дошкольников

Цели развития: Активизация   познавательного интереса, активности,самостоятельности, инициативы, развитиекритичности ума и т.п. Развитие сенсорных, интеллектуальных, творческих...

Методическое пособие для воспитателей детских садов «Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса позна...

Методическое пособие для воспитателей детских садов «Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса познания, м...

методика логико-математических игр

Основные понятия логико-математических игр, основоположники ЛМИ, краткая методическая консультация...

Практикум. Решение кроссвордов по методике логико-математического развития дошкольников.

Цель: повышение профессионального уровня педагогов по формированию умственных способностей по методике логико-математического развития дошкольников....

Статья «РОЛЬ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ, РАЗВИВАЮЩИХ, ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ».

Каждый педагог знает, что важной задачей для подготовке детей к школе является развитие у них логического мышления, познавательных способностей, формирование элементарных математических представлений,...