Статья "Игровые занимательные заачи для дошкольников"
статья по математике (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_zanimatelnye_zadachi_dlya_doshkolnikov.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор: Железнова Антонина Петровна
Воспитатель высшей квалификационной категории
МБДДОУ №366 «Кораблик»
г. Челябинск 2016
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Упражнения в решении занимательных задач, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность.
Ключевые слова: счетные палочки, модели, геометрические фигуры, головоломки, лабиринт, смекалка, танграм.
В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций. В начале нашего столетия, когда не было специальных работ простейший занимательный материал включался в общие сборники по занимательной математике. Указывалось на возможность использования его с целью подготовки детей к обучению в школе, развития смекалки. В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения. Характером материала определяется его назначение: развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи. Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок, дает основание для их классификации. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также и признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий, осуществляемых решающим, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.
В занимательной математике широко представлены математические развлечения: головоломки, числовые курьезы, лабиринты, игры на пространственное преобразование. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, головоломки представлены арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (на разрезание, с проволокой), буквенными (анаграмма, кроссворды, шарады), старинными головоломками, рассчитанными на игру фантазии и воображения.
Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «Мельница», «Леса и гуси», «По четыре». Игры – «Выращивание дерева», «Чудо-мешочек», «Вычислительная машина» - предполагают строгую логику действий.
К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры, занимательные по форме и содержанию упражнения. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счете, вычислениях.
Математические развлечения представлены разного рода задачами, упражнениями, играми на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур-силуэтов, образных изображений из определенных частей. Они увлекательны для детей. Решение осуществляется путем практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям. Это игры, в которых из специально подобранного набора фигур надо составить фигуру-силуэт, используя весь предложенный набор фигур. В одних играх составляются плоские фигуры: «Танграм», головоломка «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Пентанимо». В других требуется составить объемную фигуру: «Кубики для всех», «Куб-хамелеон», «Собери призму».
Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, то есть как бы внезапно приходят к правильному решению.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Часто в практике обучения дошкольников дидактическая игра приобретает форму игрового упражнения. В старшей группе с целью упражнения детей в группировке геометрических фигур проводится упражнения «Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку». Детям предлагается рассмотреть, как геометрические фигуры расположены, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала.
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, в ходе решения идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки.
Для детей задачи на смекалку можно объединить в три группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).
- Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.
- Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
- Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
В ходе обучения способам решения, задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, с тем чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых приемов, способов, образцов решения.
К такому самостоятельному поиску решения самых простых задач первой группы дети подготовлены в результате повседневной работы. Для этого достаточно дополнительно поупражнять их в составлении геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников) из счетных палочек.
Таким образом занимательные игры с элементами проблемности интересны детям. Достижение цели игры – составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру - приводит к умственной активности, основанной на заинтересованности ребенка в получении результата. Все это способствует к формированию готовности к школьному обучению.
Список литературы:
- Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: пособие для воспитателя детского сада. – Москва: Издательство «Просвещение», 1985. – 96 с.
- Новикова В. П. Математические игры в детском саду и начальной школе. Сборник игр для детей 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 48с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа"Занимательная химия для дошкольников
Темы способствуют расширению познавательной сферы ребёнка,развитию наблюдательности и может быть рекомендована для исследовательской деятельности....
Занимательные ребусы для дошкольников. Презентация.
Элементы презентации можно использовать в качестве фрагмента образовательной деятельности или развлечения для детей подготовительной группы....
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания...
«Познавательно-речевое развитие ребёнка на пороге школы» (Занимательная математика для дошкольников)
Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для...
«Познавательно-речевое развитие ребёнка на пороге школы» (Занимательная математика для дошкольников)
Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для...
Презентация:Занимательная сказка для дошкольников "Колобок"
Занимательная сказка по ФЭМП и речевому развитию с элементами ТРИЗ.Надеюсь,что она будет полезна не только воспитателям,но и родителям....
Презентация "Занимательные опыты" для дошкольников
Занимательные опыты и эксперименты способствуют развитию любознательности, творческого мышления, учат устанавливать причнно-следственные связи....