Конспект образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "История часов"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме
Конспект интегрированной
образовательной деятельности по развитию
элементарных математических представлений
в группе общеразвивающей направленности
для детей от 5 до 6 лет №1 Тема занятия: История часов
Используемая технология: Интегрированное занятие
Цель: формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира и временных отношениях.
Образовательные задачи:
· Познакомить детей с часами, как с прибором измерения времени..
· Познакомить детей с устройством часов: циферблат, стрелки.
· Закрепить прямой и обратный порядковый счёт, знания о геометрических фигурах.
· Развивать умение выявлять связи между величиной, количеством и внешними свойствами предмета.
Развивающие задачи
· Развивать умение доказывать и обосновывать способы и результаты сравнения.
· Развивать речь, умение образовывать из существительных относительные прилагательные.
Воспитательные задачи:
· Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
· Воспитывать познавательный интерес к математике.
Ссылка на рабочую презентацию по образовательной деятельности https://yadi.sk/d/9hi6AQOy3FPPWS
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект ОД по РЭМП "История часов" | 32.74 КБ |
Предварительный просмотр:
заведующий _____________ Венюкова Л.М. Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет №1 Составители: старший воспитатель Н.С. Калашник воспитатель Н.С. Лупоносова
п. Гигант февраль 2017г. |
Тема занятия: История часов
Используемая технология: Интегрированное занятие
Цель: формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира и временных отношениях.
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с часами, как с прибором измерения времени..
- Познакомить детей с устройством часов: циферблат, стрелки.
- Закрепить прямой и обратный порядковый счёт, знания о геометрических фигурах.
- Развивать умение выявлять связи между величиной, количеством и внешними свойствами предмета.
Развивающие задачи
- Развивать умение доказывать и обосновывать способы и результаты сравнения.
- Развивать речь, умение образовывать из существительных относительные прилагательные.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать познавательный интерес к математике.
Словарная работа. Активизировать и обогатить словарь детей: иллюминатор, изобретатель, водные, песочные, механические часы.
Предварительная работа: беседа с детьми о часах, рассматривание с детьми иллюстраций с изображением разных часов, рассказ воспитателя о временных представлениях, раскрашивание картинок, сбор (коллекционирование) различных видов часов, вовлечение родителей к коллекционированию.
Материал: проектор, ноутбук, презентация «История возникновения часов», оборудование для опыта: 2 сосуда разной емкости, мерный стакан; макет солнечных часов, фонарик; схемы постройки «машины времени» из геометрических фигур
Ход занятия:
Дети становятся в круг.
Приветственное слово:
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг.
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Путешествовать пойдем.
Воспитатель: Ребята, где же наш Незнайка? Что, он еще спит?
Воспитатель: (будит Незнайку) Незнайка, мы тебя ждем, а ты спишь?
Незнайка: Ой, я что проспал?
Воспитатель: Да нет, пока еще не проспал, но мог проспать все интересное. Почему ты так долго спишь?
Незнайка: У меня нет часов. И я не знаю, который сейчас час?!».
Воспитатель: Ребята, подскажите Незнайке, как можно узнать время?
Дети: Посмотреть на часы.
Воспитатель: У нас в группе есть часы?
Дети: есть.
Воспитатель: Какие у нас часы группе?
Дети: настенные, наручные, часы в телефоне у воспитателя и т.д.
Незнайка: Ой, как интересно. Оказывается так много разных часов. А у меня нет часов.
Воспитатель: Я предлагаю Вам, дети и тебе Незнайка отправиться в необычное путешествие по времени, в котором мы посмотрим историю возникновения и развития часов. На чем мы можем полететь в прошлое?
Дети: на самолете, на ракете, на дерижабле …..
Воспитатель: Я вам предлагаю полететь на машине-времени. Но одна машина не сможет поместить такое количество пассажиров, поэтому необходимо каждому из вас смастерить себе машину времени. Как вы считаете, из каких частей должна состоять машина – времени?».
Дети: - Кабина, крылья, хвост, эллюминатор.
Воспитатель: Посмотрите на готовые схемы постройки машины. Назовите их сходства и отличия?
Дети: Схемы похожи тем, что все машины сделаны из геометрических фигур.
Воспитатель: Назовите эти геометрические фигуры.
Дети: Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал
Воспитатель: Отлично, а есть ли отличия между схемами?
Дети: одна машина состоит из 6 геометрических фигур, а другая из 7.
Воспитатель: Правильно, схемы отличаются количеством деталей.
Дети: Есть машины красные, есть синие, а есть разноцветные.
Воспитатель: Какой ты внимательный. Правильно, отличия в цвете. А еще.
Дети: Эта машина маленькая, а эта побольше.
Воспитатель: Правильно, отличия в размере.
Воспитатель: Молодцы. А теперь предлагаю приняться за работу по строительству своих необычных машин времени. Посмотрите и запомните любой из представленных образцов постройки.
(Дети выкладывают за столами из геометрических фигур машину – времени по памяти. Образцы построек убираются)
Воспитатель: Сережа, у тебя большая машина – времени получилась, ты возьмешь меня с собой? Настя, а ты не хотела бы взять с собой Незнайку. А Олег на свой борт возьмет багаж, так как у него имеется багажный отсек. Все готовы. Так как мы полетим в космическое пространство, то старт должен быть таким как у ракеты. Кто подскажет, как отправляется ракета в полет.
Дети: По счету.
Воспитатель: Каким должен быть счет, прямым или обратным?
Дети: Обратным.
Воспитатель: Кто подскажет, как считать в обратном порядке?
Дети: 10,9,8,7,6
Воспитатель: Саша продолжи.
Дети: 5,4,3,2,1.
Воспитатель: Молодцы, а теперь все вместе.
Дети: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.. Пуск!
Воспитатель: Полетели!
(Звучит музыка полета, на экране слайды с
изображением космическим пространства)
Воспитатель: Вот мы и прилетели. Но хочу вас предупредить, что забрать в нашу коллекцию часы, которые мы встретим, сможем только тогда, когда справимся с заданиями, которые они нам приготовили.
Воспитатель: (обращает внимание на экран) Посмотрите, с какого времени мы начинаем путь?
Дети: Древние времена.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: У людей не было одежды, не было жилья, орудий труда.
Воспитатель: Как вы думаете, а часы в те времена были? ... Да, таких часов, какие есть у нас в настоящее время тогда не было. В древние времена люди пользовались очень примитивными приспособлениями для отсчета времени – это ремешок с узелками или дощечка с зарубками. Ежесуточно делая узелок или зарубку, человек мог подсчитать количество прошедших дней. При этом ремешок становился все длиннее.
(На экране слайд с 2-мя ремешками)
Воспитатель: Посмотрите на экран. Сколько отмечено дней на первом ремешке?
Дети: На первом ремешке отмечено 5 дней.
Воспитатель: Сколько дней отмечено на втором ремешке?
Дети: На втором ремешке отмечено 7 дней.
Воспитатель: Что вы можете сказать о количестве отмеченных дней на первом ремешке по отношению ко второму.
Дети: На первом ремешке отмечено дней меньше, чем на втором.
Воспитатель: На сколько меньше?
Дети: На 2 дня меньше.
Воспитатель: Что мы можем сказать о количестве отмеченных дней на втором ремешке по отношению к первому.
Дети: На втором ремешке на 2 дня больше, чем на первом.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием. Вот вам веревочка с узелками для определения времени. Отправляемся дальше для поисков других часов.
Воспитатель: Вот вторая страница истории часов. Ребята, как вы думаете, что это? Это солнечные часы. Давным - давно человек заметил, что тень, которая падала от дерева на землю не стоит на месте, а бежит вслед за солнцем. Солнце за день сделало круг по небу, и тень круг тоже пробежала. Наблюдал человек за этим чудом и вот что придумал (воспитатель, по ходу рассказа, проводит эксперимент: вбил в землю столбик, а вокруг столба начертил круг. Солнце взошло, и тень медленно от столба двигалась по кругу. Так люди, в начале, измеряли части суток.
Воспитатель: Какие части суток показывали солнечные часы?
Дети: Утро, день, вечер, ночь.
Воспитатель: Утром – завтракаем, а вечером - ?
Дети: Ужинаем.
Воспитатель: Ночью – спим, а просыпаемся - ?
Дети: Утром.
Воспитатель: Далее люди заметили, что стрелка движется медленно и решили круг поделить на 12 частей, каждая часть - 1 час. Вот такое настоящее изобретение! Так появился циферблат (круг). Такие часы очень долго были у людей на службе.
Воспитатель: Кто изобрел солнечные часы?
Дети: Человек.
Воспитатель: Как можно назвать такого человека?
Дети: Творец, изобретатель.
Воспитатель: Мы справились с заданием. Часы отправляются в нашу коллекцию
Воспитатель: Почему все- таки люди отказались от солнечных часов и придумали другие часы?
Дети: Солнечные часы не работали ночью.
Воспитатель: Долгое время люди думали, как сделать часы, которые будут измерять время, не зависимо от солнца. И придумали вот такие часы (показывает водяные часы). Как вы думаете, чем наполнен сосуд?
Дети: водой.
Воспитатель: Если в сосуде вода, значит как называются часы?
Дети: водные…. Водяные.
Воспитатель: Правильно, водяные. Каждая капля воды или жидкости является одной секундой.
(На экране изображение разных видов водяных часов).
(Воспитатель подводит детей к лаборатории.
На столе два сосуда и мерный стакан)
Воспитатель: (показывает два сосуда разной емкости с водой) Ребята, как вы думаете, в каком сосуде большее количество времени (минут)?
Дети: Там где больше воды.
Воспитатель: Как нам узнать, в каком сосуде больше воды?
Дети: Надо перелить в мерный стакан и определить, где больше.
(проводится опыт)
Воспитатель: Какой можем сделать вывод? Какой сосуд, если был бы водяными часами, измерял бы большее количество времени?
Дети: Сосуд с большим количеством воды.
Воспитатель: Чуть позже, по подобию водяных часов, люди изобрели песочные часы. В этих часах, вместо воды, использовали песок различной сыпучести. Если повернуть часы, начинается отсчет минутного периода. Назовите сходства и различия между этими часами.
Дети: Сходства - форма часов, материал, из которых они сделаны (стекло).
Различия – материал – наполнитель (вода, песок).
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием мы с вами справились. Водяные и песочные часы отправляются в нашу коллекцию.
Воспитатель: Ребята, послушайте, вы что ни будь, слышите? (начинает слова физминутки, дети присоединяются).
(тихо) Тик- так, тик- так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт,
А в часах сидит кукушка,
У нее своя избушка.
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью.
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга.
Повернемся мы с тобой
Против стрелки часовой.
А часы идут, идут,
Иногда вдруг отстают.
А бывают, что спешат,
Словно убежать хотят.
Если их не заведут,
То они совсем встают.
Воспитатель: Вот мы с вами уже в XIV веке. В это время появились механические часы. Впервые механические часы в Россию привез царь Петр 1. Это были огромные тяжеловесные механизмы башенных часов, которые приводила в действие гиря, подвешенная на канате к ведущему валу механизма. Регулятором хода этих часов был так называемый шпиндель, представляющий собой коромысло с тяжелыми грузами, установленное на вертикальной оси и приводимое попеременно, то в правое, то в левое вращение. Инерция грузов оказывала тормозящее воздействие на часовой механизм, замедляя вращение его колес, и часы отставали и показывали не точное время.
Потом они были усовершенствованы и в домах появились часы "ходики", их вешали на стену, под часами был маятник.
Воспитатель: Давайте посмотрим, как устроены часы?
Воспитатель: (показывает механизм часов) Почти все часы имеют циферблат и стрелки: минутная и часовая. Часовая (маленькая) стрелка показывает целый час тогда, кода минутная (большая) стрелка стоит на двенадцати (минутная стрелка закреплена на циферблате на числе 12).
Воспитатель: Посмотрите, вот вал, который вращает шестеренки, которые приводят в движение стрелки, находящиеся на циферблате. Рассмотрим циферблат. Что есть на циферблате?
Дети: Стрелки, цифры …
Воспитатель: Какие стрелки существуют на часах?
Дети: часовая стрелка, минутная стрелка, секундная стрелка.
Воспитатель: На циферблате цифры от 1 до 12. маленькая стрелка движется медленно и показывает часы, а большая стрелка бежит гораздо быстрее и показывает минуты. Давайте заглянем и рассмотрим конструкцию механических часов. Механизм таких часов состоит из большого вала, который вращается и приводит в движение множества шестеренок и пружинок. Такие часы называют механическими.
Воспитатель: Потом появились маленькие карманные часы. Хорошая находка для нашей коллекции.
Воспитатель: Жизнь не стояла на месте, люди стали все больше дорожить своим временем, и часы стали необходимостью для всех людей. Часы стали постоянно совершенствоваться. Появились электронные и электрические часы, внутри которых поместили крохотную электрическую станцию – батарейку (демонстрация батарейки). Вы видели такие часы?
Дети: у нас часы с батарейкой, в телефоне с батарейкой….
Воспитатель: Ой, ребята, да мы незаметно оказались в настоящем времени. Ведь это же наши часы, современные. Вот и закончилось наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. Займите места в машинах - времени.
(Звучит музыка. На экране слайды с изображением космического пространства)
Воспитатель: Начинаем отсчет. Так как возвращаемся домой, то и отчет будет в прямом порядке.
Дети: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10…..Полетели.
Воспитатель: Мы в древнем мире побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.
Воспитатель: Какой длинный путь мы прошли. Вот такой же длинный и сложный путь прошли часы. И таким удивительным превращениям мы обязаны человеку - творцу, созидателю, изобретателю.
Время не стоит на месте, и, конечно, со временем появятся новые часы.
Воспитатель: Где же мы с вами сегодня путешествовали?
Дети: Во времени.
Воспитатель: С какой целью мы полетели в путешествие?
Дети: Узнать, как появились часы.
Воспитатель: Какие же часы мы привезли из путешествия во времени?
Дети: Узелковые, водяные, песочные, карманные, маятниковые, электронные и т.д.
Воспитатель: (обращает внимание на экран. На экране слайды презентации о видах часов)- Посмотрите, сколько разновидностей часов существует в настоящее время. Может быть вы догадаетесь, как называются часы на башне?
Дети: Башенные часы.
Воспитатель: Именно к такому виду часов относятся самые главные часы в нашей стране, которые находятся на Спасской башне в Москве и называются они - куранты.
Воспитатель: Если часы весят на стене. Как называются такие часы?
Дети: Настенные часы.
Воспитатель: Если часы стоят на полу. Как называются такие часы?
Дети: Напольные часы.
Воспитатель: Эти часы носят на руке. Они называются…
Дети: Наручные часы
Воспитатель: Если часы носят в кармане. Дайте им название.
Дети: Карманные часы.
Воспитатель: Это старинные часы, они обычно стоят на камине. Попробуйте дать им название.
Дети: Каминные часы.
Воспитатель: Часы, стоящие на столе, как называются такие часы?
Дети: Настольные часы.
Воспитатель: А это сувенирные часы необычной формы.
(Воспитатель по ходу ответов детей на мольберте точками изображает множество)
Воспитатель: Каким одним словом, можно это назвать?
Дети: Часы.
Воспитатель: Правильно у нас множество часов.
Воспитатель: Для чего человек изобрел часы?
Дети: Что бы следить за временем. Что бы знать, когда завтракать, когда обедать, когда ужинать. Что бы знать, когда идти на работу…..
Воспитатель: Что мы можем сказать Незнайке?
Дети: Вот тебе Незнайка будильник, что бы ты всегда просыпался вовремя.
Незнайка: Спасибо, ребята. Вы настоящие друзья.
Воспитатель: Ребята, что можно сделать с остальными часами, которые в нашей коллекции? Где хранятся все старинные экспонаты, с которыми знакомятся люди?
Дети: В музее.
Воспитатель: Давайте мы с вами сделаем мини музей Часов в нашей группе, в который сможем пригласить своих друзей и рассказать им об истории возникновения часов. Посмотрите, каким будет самое подходящее место для музея.
Дети: Вот на этой тумбочке, так как здесь много места и на стену можно повесить картинки.
Воспитатель: Хорошо. Но только этим мы займемся в другое время. Я сейчас (показывает на часы) пора прощаться с нашими гостями. Подошло время прогулки.
Воспитатель: Да, время стало для человека главным. И люди придумали об этом пословицы и поговорки. Кто знает пословицу или поговорку о времени?
Дети:
- Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
- Век прожить — не поле перейти.
- Делу время, потехе час.
- Деньги пропали — наживешь, время пропало — не вернешь
- Лучше поздно, чем никогда.
- Время — деньги.
- Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.
- Порядок время бережет.
- Счастливые часов не наблюдают.
- Обещанного три года ждут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну <Математики>»
Цели:Совершенствование у детей умение выполнять арифметические действия в пределах 10;Формирование умений и навыков количественном отношении между числами и записывать при помощи арифметических знаков...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну <Математики>»
Цели:Совершенствование у детей умение выполнять арифметические действия в пределах 10;Формирование умений и навыков количественном отношении между числами и записывать при помощи арифметических знаков...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну <Математики>»
Цели:Совершенствование у детей умение выполнять арифметические действия в пределах 10;Формирование умений и навыков количественном отношении между числами и записывать при помощи арифметических знаков...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну <Математики>»
Цели:Совершенствование у детей умение выполнять арифметические действия в пределах 10;Формирование умений и навыков количественном отношении между числами и записывать при помощи арифметических знаков...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну <Математики>»
Цели:Совершенствование у детей умение выполнять арифметические действия в пределах 10;Формирование умений и навыков количественном отношении между числами и записывать при помощи арифметических знаков...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей старшей группы «Путешествие в сказку"
Задачи: 1. Закрепить навыки порядкового и количественного счета в пределах 10.2. Формировать навыки пользования планом, умение определять взаимное расположение предметов в пространстве.3. Закрепи...
Конспект образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей средней группы "Возвращение Мишки домой"
Конспект образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в общеразвивающей группе детей 4-5 лет №2. Тема: «Возвращение Мишки домой».Цель. Формировать обоб...