Методическая разработка "Использование блоков Дьенеша в практике воспитателя дошкольного образования"
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик, технологий развития логического мышления. Я считаю наиболее эффективным - дидактическое пособие "Логические блоки Дьенеша"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логические блоки Дьенеша | 40.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема методической разработки
«Использование блоков Дьенеша
в практике воспитателя дошкольного образования»
Автор: Саяхова Марина Леонидовна, воспитатель I квалификационной категории МДОУ «Благоевский детский сад»
Благоево, 2016
I. Пояснительная записка
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша. Это набор из 48 блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, синие, желтые), размером (большие и маленькие), толщиной (толстые и тонкие). Каждая из фигур набора уникальна, в наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Этот дидактический материал разработал венгерский психолог и математик Золтан Дьенеш. Опыт педагогов многих стран мира показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста. Игры с блоками доступно на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а так же восприятие, речь, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму, моделирует и кодирует информацию). Каждый малыш стремится к творчеству и движению. Эта игра приносят детям радость, уверенность в себе, помогает узнавать себя и мир вокруг.
Впервые я познакомилась с дидактическим пособием в 2015 году на курсах повышения квалификации воспитателей дошкольных организаций в г. Сыктывкар. Слушателям курсов были показаны мастер-классы, открытые занятия по развивающим играм, среди них - блоки Дьенеша. Дети разных возрастов решали логические задачи и были очень увлечены деятельностью. Мысль о приобретении блоков Дьенеша для своей группы не покидала меня. В самом начале работы я познакомилась с литературой, посвященной данной теме. Много интересного и полезного материала и знаний я получила изучая книгу «Математика уже в детском саду» польского педагога Марии Фидлер а также познакомилась с книгой «Давайте поиграем» Абрама Ароновича Столяра.
Для апробации пособия приобрела 1 комплект. В своей работе использовала индивидуальные и групповые формы работы. Я увидела, что детей заинтересовала игра, а я заинтересовала педагогов и родителей группы. Мое представление и аргументы о пользе учебно-игрового пособия оказались убедительными. Родители группы приобрели еще 10 комплектов «умных фигур». И теперь мои воспитанники с увлечением и интересом, под моим руководством, выкладывают, перестраивают, изучают, конструируют, решают логические задачи – в игре познают математику.
В своей работе наряду с готовыми играми и упражнениями я использую игры и упражнения, которые разработала и составила сама. В своей работе я придерживаюсь принципа последовательности – от простого к сложному, поэтому игры и упражнения постепенно усложняются.
Применение блоков Дьенеша положительно влияет на речевое развитие ребенка: в процессе игры обогащается словарный запас. Дети активно употребляют антонимы и синонимы, обобщающие слова, начинают использовать все более сложные грамматические конструкции.
В совместной со взрослым деятельности дошкольник познает нормы общения и взаимодействия с окружающими его людьми.
При необходимости дополните до 2 стр.
II. Основная часть
Знакомство с новой дидактической игрой мы начали в младшей группе в совместной деятельности взрослого и ребенка с простых действий с блоками. Работу я начала с того, что предоставила возможность детям самостоятельно познакомиться с логическими блоками, дети использовали блоки по своему усмотрению в разных видах деятельности: выкладывали силуэты из плоских фигур, сооружали постройки из объемных блоков, использовали в качестве предметов-заместителей в сюжетно-ролевых играх. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину, научились называть геометрические фигуры, различать их. В играх «Найди все фигуры, как эта», «Дорожка для Мишутки», «Чудесный мешочек» закреплялись знания о свойствах предметов и их разнообразии.
Малышам предлагались игры и упражнения на закрепление формы (круг, квадрат); закрепление цвета (красный, синий, желтый); размер (большой - маленький).
В младшей группе дети учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления они применяют при выполнении заданий на определение цвета, на элементарное обобщение предметов по признаку цвета.
Дети выполняли простые упражнения:
- на восприятие формы «Построим башню», «Собери бусы», «Сложи узор из квадратов», «Снеговик» и т.п., в таких играх дети упражнялись в группировке фигур.
- на восприятие цвета «Красная дорожка», «Синие тучки», «Жёлтые цыплятки» и т.д.; дети закрепляли основные цвета в процессе практических действий.
- на восприятие размера «Что лишнее?», «Кот и мыши», «Тучка и капельки» и т.д. дети упражнялись в сравнении по величине.
Когда простые упражнения стали выполняться легко и безошибочно, предложила упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами.
Усложнила упражнения:
- «Собери бусы», где дети учились классифицировать по форме и цвету.
В упражнении «Что лишнее?» упражнялись характеризовать предметы по двум признакам: цвету и размеру или форме и размеру.
Дети учились составлять узор по образцу, например упражнение «Продолжи дорожку», где чередовались круглые красные и круглые синие фигуры.
Методика работы не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуации совместной игровой деятельности, форму диалога взрослого с ребенком. Сочетание игровой и практической деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций прослеживается в играх с блоками, дети помогают строить дорожки для зайчонка, чтоб вернуться к маме, или собирают просыпанные бусинки, чтоб подарить кукле на день рождения. Блоки повышают интерес детей к занятиям и способствуют общему интеллектуальному развитию.
Таким образом, организуя игровые занятия по блокам Дьенеша с детьми младшего дошкольного возраста, убедилась в их эффективности:
- при ознакомлении детей с геометрическими фигурами (кругом, квадратом, треугольником),
- при сравнении предметов по одному или двум заданным признакам.
Со средней группы разработан комплексно-тематический план, где учитываются цели, задачи и принципы реализации. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут.
Блоки Дьенеша – незаменимый материал и на занятиях по математике по всем возрастным группам.
В разделе «Количество и счет» - в работе по выявлению общих свойств отдельных предметов и групп предметов, выделению из множества отдельных его частей, в которые входят предметы, отличающиеся от других тем или иным признаком, по совершенствованию навыков счета и отсчета в пределах 10, по усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше; в упражнениях на закрепление знаний о составе числа из единиц в пределах десяти и из двух меньших чисел. Также блоки помогут усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, научить детей составлять арифметические задачи в одно действие.
В разделе «Величина» - сравнение предметов по размеру (большие, маленькие), по толщине (толстые, тонкие) путем непосредственного соизмерения и сравнения на глаз.
В разделе «форма» блоки помогут углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов. В этом разделе хорошо использовать в работе с детьми карточки-символы. Полезны задания типа «Найди предмет такой же формы», «Найди, какая фигура в ряду лишняя», «Найди свой значок», «Подбери фигуры по форме и размеру (цвету) и др.
В процессе организации упражнений с блоками у детей развивается наблюдательность, они учатся видеть особенности различных фигур, подмечать их сходство и различие, обобщать.
«Ориентировка в пространстве». Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности, в том числе включением в занятия упражнений с логическими блоками на ориентировку в пространстве. Например, воспитатель дает задание взять в левую руку квадратный красный блок, а в правую – круглый желтый; расставить предметы по порядку так, чтобы слева был большой, а справа - маленький блок (или наоборот, вариантов может быть множество). Обучая детей ориентироваться на плоскости (умение раскладывать определенное количество фигур в указанном направлении в верхней, нижней части, слева, справа, в середине, в левом верхнем (левом нижнем), в правом верхнем (правом нижнем) углу), можно дать детям задания: слева положить пять тонких фигур, а справа – толстых на один больше. Варианты заданий могут быть разнообразными.
В каждой возрастной группе необходимо создать условия для совместной деятельности педагога с детьми.
Цель: Формирование у дошкольников элементарных математических представлений.
Задачи:
- формировать у детей знания о геометрических фигурах, форме, цвете и величине предметов;
- развивать у детей познавательные процессы: речь, память, внимание, воображение, мышление (умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию);
- развивать пространственные представления;
- развивать творческие способности детей.
Принципы реализации:
- Системность.
- Учёт возрастных особенностей детей.
- Дифференцированный подход.
- Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.
- Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.
- Гуманное сотрудничество педагога и детей.
Ожидаемый результат:
- Высокий уровень усвоения детьми знаний о геометрических фигурах, форме, цвете, величине предметов.
- Умение рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий.
- Дети научатся соблюдать правила в играх.
- Умение моделировать геометрические фигуры.
Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
Цветом – красные, желтые, синие;
Размером – большие и маленькие;
Толщиной – толстые и тонкие.
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из трех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.
Практически все игры и занятия с блоками возможно использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования фигурами. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагать детям задания на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству). Когда дети легко и безошибочно будут справляться с заданиями определенной ступени, следует предложить упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.
Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадратной формы, значит круглой, или треугольной, или прямоугольной; не красный, значит синий, или желтый; не большой, значит маленький и т.д.).
Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.
Тематическое планирование в средней группе
Месяц | Дидактическая игра | Задачи | Методика |
сентябрь | 1. «Такие разные фигуры». (восприятие формы, цвета, размера) | Познакомить детей с блоками, развивать интерес к дидактическому материалу. | Предложить рассмотреть блоки, выложить перед ребенком набор и дать ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать и поиграть с ними. Обратить внимание на сходство и различие. |
2. «Найди такую же фигуру, как эта, по цвету (форме, размеру)» (с показом, без показа) | Знакомить с логическими блоками, повторить название геометрических фигур, основных цветов (понятия «большой - маленький). | Педагог дает детям задания – найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме). Можно усложнить задание - найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). | |
3. « Волшебный мешочек» (восприятие формы) | Формировать умение детей находить геометрические фигуры наощупь. Закрепить знание о форме. | Все фигуры складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки. Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные. | |
4. «Что изменилось». ( восприятие формы, цвета, размера) | Развивать у детей внимание, память и связную речь. | Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на другую, или две меняются местами. Ребенок должен заметить изменения. | |
октябрь | 1. «Найди не такую» (восприятие формы, цвета, размера) | Продолжать знакомить с логическими блоками, выделять существенные признаки, называть их. | Положить перед ребенком любую фигуру и предложить найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме). |
2. « Орешки для белочки. 4-й лишний». ( восприятие формы, цвета, размера) | Развивать умение выделять существенные признаки, называть их. | Разложить перед ребёнком несколько фигур с одним свойством, одну не такую, как эта по цвету, (форме, размеру, толщине). Предложить найти одну лишнюю. | |
3. «Бусы для мамы». | Формировать умение детей находить закономерности в ряду и продолжать этот ряд. | Выкладываем на столе цепочку из блоков так, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме, (цвету, размеру, толщине). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур. | |
4. «Дорожка для зайчонка». | Формировать умение детей находить закономерности в ряду и продолжать этот ряд. | Выкладываем на столе цепочку из чередующихся блоков так, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме (цвету, размеру) Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур. | |
ноябрь | 1. «Дорожки для зайчонка и лисы». | Учить строить второй ряд. Формировать умение находить закономерности, выкладывать по образцу. Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, развивать связную речь. | Выложить в ряд 4-5 любых фигур. Предлагаю построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера). |
2. «Найди рыбку». | Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь. | Перед детьми раскладываются несколько блоков, под одним из них прячется рыбка (картинка). Педагог называет 2 свойства блока, дети находят нужную фигуру в соответствии с описанием. | |
3. «Мыши ищут сыр». | Развивать умение декодировать, анализировать и делать выводы. Развивать связную речь, внимание, | Воспитатель «прячет» сыр (картинку), под одним из блоков. Дети задают наводящие вопросы: «Это квадрат? Это круг?», пока не назовут нужную форму, затем переходят к цвету, а далее к размеру. По названным признакам находят нужную фигуру, под которой и находится сыр. | |
4. «Поможем Золушке разложить овощи на полки». | Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. | Предложить рассортировать овощи и положить на свои полочки. | |
декабрь | 1. «Найди пару» (толщина) | Развивать умения сравнивать фигуры по одному свойству (толщине). Вводить в словарь детей слова: толстый, тонкий | Разложить в ряд перед ребёнком несколько тонких фигур, предложить найти пару по толщине. Задание можно усложнить, добавляя цвет или форму. |
2. «Весёлая дорожка для клоуна» (толщина) | Развивать умения сравнивать фигуры по одному свойству (толщине), закреплять умение находить закономерности, развивать мышление. | Предложить построить дорожку с чередованием фигур по толщине, задание можно усложнить, добавляя цвет или форму. | |
3. «Печенье для медвежат» | Развивать умения сравнивать фигуры по двум признакам: (толщина, форма) | Угостим медвежат. Большой мишка любит квадратные толстые печенья, а маленький - круглые и тонкие. Предлагаем найти все нужные. Форму можно менять. | |
4. «В какой норке мышка» (3 признака) | Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь, умение кодировать и декодировать информацию. | Разложить перед детьми несколько фигур, под одну спрятать картинку. Предложить найти мышку по 3 признакам (цвет, форма, толщина) Далее дети самостоятельно кодируют задание. | |
январь | 1. «Кто в домике живёт?» ( схема, 2 признака) | Знакомить с карточками - схемами (цвет, форма) учить «Читать схему». | Перед детьми домики с символами. Предлагается найти фигуру, соответствующую схеме, определить жильца. |
2. «Бусы на ёлку» (схема, 2 признака) | Продолжать знакомить с карточками - схемами, (цвет, форма) учить «читать схему». Развивать связную речь, память, внимание. | Детям предлагаются схематические узоры бус с кодированными символами, ребёнок находит нужную фигуру и ставит на определённое место. | |
3. « Сложи узор». (схема; 2 признака) | Продолжать знакомить с карточками схемами, (цвет, форма) учить «читать схему». | Детям предлагаются листы бумаги с кодированными символами, ребёнок находит нужную фигуру и ставит на определённое место. | |
4. «Заселим в домики жильцов» (схема, 3 признака) | Учить классифицировать по 3 признакам. Продолжать знакомить с карточками-схемами, (цвет, форма, толщина) учить «читать схему». | Детям раздаются домики со схемами, их задача – найти жильцов, вводится третий признак – толщина. | |
1. «Улитка» | Сравнивать свойства предмета, действовать на основе выделенных свойств. | Воспитатель предлагает детям построить домик для улитки из волшебных фигур. | |
2. «Домино». | Сравнивать свойства предмета, действовать на основе выделенных свойств. | Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры. | |
3. «Музыкальная шкатулка» | Продолжать знакомить детей с карточками - схемами, (цвет, форма, толщина) учить «читать схему». Развивать связную речь, память, внимание. | Положить в шкатулку фигуру, ребёнок по схемам из 3 признаков определяет нужную. Каждый раз фигура меняется. | |
4. «Гостинцы для бабушки» (схема с 4 признаками) | Продолжать знакомить детей с карточками – схемами. Учить «Читать схему» по 4 признакам. Развивать связную речь, мышление, внимание | Красная шапочка идёт к бабушке и несёт гостинцы. А какие пирожки любит бабушка? Поможем собрать внучке корзинку. Предлагаем детям определить по 4 признакам нужные блоки. | |
март | 1.«Телеграмма» (4 признака) | Закреплять умение «читать схемы» по 4 признакам. Развивать связную речь, мышление, внимание. | В детский сад для зверят пришла непонятная телеграмма, поможем разобрать, что там написано. Предлагаются схемы, дети определяют нужные фигуры. |
2. «Составь узор» (4 признака) | Закреплять умение «читать схемы» по 4 признакам. Развивать связную речь, мышление, внимание. | Детям предлагаются схематические узоры с кодированными символами, ребёнок находит нужную фигуру и ставит на определённое место, объясняя свой выбор. | |
3. «Новый детский сад». (4 признака) | Закреплять умение «читать схемы» по 4 признакам. Развивать связную речь, мышление, внимание. | Перед детьми домики с символами на окнах. Предлагается определить по схемам нужный блок. Останавливаясь на своём выборе, ребёнок объясняет , почему так решил. | |
4. «Поиск затонувшего сокровища» (4 признака) | Развивать умение кодировать и декодировать информацию, развивать мышление, память, связную речь. | Перед детьми раскладываются несколько блоков, под одним из них прячется сокровище (картинка, или тонкий предмет). Педагог называет 4 свойства блока, дети находят нужную фигуру в соответствии с описанием. Далее задания даёт ребёнок, остальные отгадывают. | |
апрель | 1. «Игра с одним обручем» (отрицание) | Продолжать закреплять представления о свойствах предметов вводя признаки-отрицания, совершенствовать умение детей обобщать, классифицировать. | На полу лежит обруч. Дети выполняют задания: например, положить внутри обруча - все красные блоки, а вне обруча - все остальные. Детям задают вопросы: |
2. «Игра с 2 обручами» (отрицание) | Продолжать закреплять представления о свойствах предметов, вводя признаки-отрицания, совершенствовать умение детей обобщать, классифицировать. | Расположите блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча – все красные. | |
3. «Угостим мишку» (признаки-отрицания) | Продолжать закреплять представления о свойствах предметов, вводя признаки-отрицания. Развивать мышление, память, связную речь. | Предлагаем угостить мишку печеньем (например: круглым, синим, большим, не толстым). Важно, чтобы один из признаков был отрицанием. Задания меняются. | |
4. «Кто в вагончике сидит» (символы-отрицания) | Продолжать закреплять представления о свойствах предметов путём введения символов с отрицанием свойств, совершенствовать умение детей обобщать, классифицировать | Перед детьми паровоз с вагончиками. Предложить детям определить по схеме, данной с символом отрицания нужный блок (например: жёлтый, круглый, толстый, небольшой). Задания меняются. | |
май | 1. «Чудо-дерево». (4 признака) | Закреплять умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь. | Рисунок-дерево, на него надо повесить в нужное место фрукт. Правило: двигаться любой фигурой до указателя, где указана форма, дальше двигаемся по стрелочке до нужного цвета, затем до нужного размера и в конце до определённой толщины фигуры. Здесь и должен висеть плод. Также поступаем и с другими фигурами. |
2. «Мышки-норушки». (символы-отрицания) | Закреплять знание символов отрицания, развивать воображение, внимательность, мышление. | Детям предлагают помочь мышкам собрать зёрнышки в соответствии с условиями, используя в заданиях символы-отрицания. Дети находят, объясняя свой выбор. | |
3.« Многоэтажный дом» | Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. | Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4 – 5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы над каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы). | |
4. «Найди цветок» | Развивать умение классифицировать по различным признакам: цвету, форме, размеру. Сравнивать предметы по заданным свойствам. | Перед детьми поляна с «цветами» (из блоков, отличающихся цветом, формой, размером). Задание для детей: найти цветок, который цветет только в начале весны – его лепестки должны быть одинаковыми по размеру и цвету, но разными по форме. Дети отыскивают, объясняют, почему так решили. Затем загадывают другой цветок, игра продолжается. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блоки Дьенеша. Дистанционное обучение воспитателей.
Золтан Дьенеш - всемирно известный енгерский педагог и математик, профессор. Основатель игрового подхода к развитию детей "Новая математика" ("New Mathematics"), идея которого заклю...
Познание свойств и отношений между предметами с помощью блоков Дьенеша у воспитанников среднего дошкольного возраста
Познание свойств и отношений между предметами с помощью блоков Дьенеша у воспитанников среднего дошкольного возраста...
Выступление на городской методической площадке «Блоки Дьенеша – универсальная игра»
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие игры. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки....
Презентация "Применение блоков Дьенеша в практике воспитателя"
Данная презентация содержит материал о применении логических блоков Дьенеша в математическом развитии детей. Использование блоков Дьенеша предполагает решение образовательных задач всех разделов...
Анализ методической работы районного профессионального (методического) объединения «Воспитатели дошкольного образования, школ интернатов» в 2017/2018 учебном году
Анализ методической работы районного профессионального (методического) объединения «Воспитатели дошкольного образования, школ интернатов» в 2017/2018 учебном году...
СЦЕНАРИЙ выступления на РП(М)О воспитателя дошкольного образования, школ интернатов по теме: «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста» (из опыта работы)
Тема нашего выступления - «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста»....
Использование логических блоков Дьенеша в работе воспитателя с детьми с ОВЗ
Использование блоков Дьенеша в работе с детьми с ОВЗ...