РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
статья по математике на тему
Формирование логического мышления основывается на развитии образного, а также является высшим этапом развития детского мышления. Этот этап сопровождается длительным и сложным процессом, так как полноценное развитие логического мышления предполагает не только высокой активности умственной деятельности, но и требует обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать подросткового возраста, когда мышление приобретает черты характерные для мыслительной деятельности взрослых. А следует начинать развитие логического мышления именного с дошкольного возраста.
С другой стороны, зачем логика маленькому дошкольнику? Но дело в том, в каждой стадии взросления ребенка, создается так называемый «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему периоду взросления. А именно приобретенные в дошкольном возрасте навыки и умения будут являться, так называемым фундаментом для дальнейшего получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. Такой навык как способность «действовать в уме» является приоритетным, поэтому ребенок, не владеющий приемами логического мышления, затрудняется при выполнении таких упражнений требующих больших затрат времени и сил, а также в решении различных задач, что приводит к отторжению, потере интереса к учебе, в результате чего даже может пострадать здоровье школьника. Ребенок, владеющий логическими операциями, отличается внимательностью, умением мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Сам учебный процесс будет вызывать лишь позитивные эмоции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Каримова Айгул Комильевна
воспитатель
МБДОУ № 117 г. Казань
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Формирование логического мышления основывается на развитии образного, а также является высшим этапом развития детского мышления. Этот этап сопровождается длительным и сложным процессом, так как полноценное развитие логического мышления предполагает не только высокой активности умственной деятельности, но и требует обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать подросткового возраста, когда мышление приобретает черты характерные для мыслительной деятельности взрослых. А следует начинать развитие логического мышления именного с дошкольного возраста.
С другой стороны, зачем логика маленькому дошкольнику? Но дело в том, в каждой стадии взросления ребенка, создается так называемый «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему периоду взросления. А именно приобретенные в дошкольном возрасте навыки и умения будут являться, так называемым фундаментом для дальнейшего получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. Такой навык как способность «действовать в уме» является приоритетным, поэтому ребенок, не владеющий приемами логического мышления, затрудняется при выполнении таких упражнений требующих больших затрат времени и сил, а также в решении различных задач, что приводит к отторжению, потере интереса к учебе, в результате чего даже может пострадать здоровье школьника. Ребенок, владеющий логическими операциями, отличается внимательностью, умением мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Сам учебный процесс будет вызывать лишь позитивные эмоции.
Как писал Лев Толстой о первых годах своей жизни: «От пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего огромное расстояние».
Поэтому развитие логического мышления целесообразнее начинать с дошкольного возраста. Так как в этом возрасте ведущей деятельностью является игра, то непосредственно образовательная деятельность по формированию логического мышления представляет собой систему игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия».
Игры для развития логического мышления.
Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности ((настольно – печатные) – на нахождение размера, цвета, формы, на классификацию предметов и др.).
Развивающие:
- Блоки ДЬЕНЕША. Дидактический материал «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
- Палочки Кюизенера. Это универсальный дидактический материал. Основные его особенности – абстрактность, высокая эффективность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.
Игры со строительным материалом. Эти игры развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже – действовать по простейшей схеме (чертежу). В творческий процесс включаются логические операции – сравнение, синтез (воссоздание объекта).
Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение.
Конструкторы. Игра в конструктор, способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве.
Словесные игры (загадки, игры на развитие воображения (в том числе – по ТРИЗ – технологии) способствуют развитию у детей речи, внимания, памяти, воображения, мышления, обогащению словарного запаса.
Пальчиковые игры. Эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности.
Таким образом, игра развивает логическое мышление детей, помогает им видеть причинно-следственные связи и принимать правильные решения, обдумывая последствия.
Список литературы:
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. – М., 2002.
- Как стать Аристотелем: Практическое руководство по развитию логического мышления детей / Беляев В.Я. и др.; Отв. ред. А.Ф. Замалеев СПб.: СПбГУ, 1999. - 319 с.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – М.: Речь, 2003.
- Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей. – СПб., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие логического мышления старших дошкольников посредством ЭОР"
Презентация "Развитие логического мышления старших дошкольников посредством ЭОР"...
«Развитие логического мышления старших дошкольников посредствам развивающих игр»
Презентацияметодической разработки раздела образовательной программы.Образовательная область «Познание»,формирование элементарных математических представлений.на тему: «Развитие логического мышл...
Презентация с интерактивными задачами "Развитие логического мышления старших дошкольников посредством решения задач"
Материал - из опыта работы. В презентации собран и представлен теоретический материал и три интерактивные задачи для детей старшего дошкольного возраста на анализ и синтез объектов, их признаков...
План работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников посредством логических блоков Дьенеша
В материале определены цели и собраны формы работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша....
Статья. Развитие логического мышления у дошкольников через игровую деятельность.
В статье рассмотрены особенности развития логического мышления дошкольников средствами игр. Рассмотрены предпосылки дошкольного возраста к логическому мышлению, потенциал игр в развитии логического мы...
"Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка"
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышлен...
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления дет...