Дидактическая игра "Многофункциональный математический планшет"
методическая разработка по математике по теме

Дидактическая игра по математике для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Дебесский детский сад №1»

Дидактическая игра

(авторская разработка)

«Многофункциональный математический планшет»

                                   

                                                     

                                                                         

Одной из основных задач детского сада в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО является создание максимальных условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и творческое развитие личности ребенка, удовлетворение потребностей и интересов, развитие особенностей каждого ребенка в условиях благоприятного микроклимата и полноценной развивающей среды. Современная жизнь, научно-технический прогресс, новые информационные и компьютерные технологии выдвигают особые требования к интеллектуальному и творческому развитию человека. А какая предметная область учит этому наших детей? Ответ ясен и понятен: математика!

Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучение счету, сложению и вычитанию.

Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение,  речь.

До введения ФГОС ДО подготовка детей к школе сводилась к элементарному обучению счету, письму, чтению.         Наибольшие трудности испытывают в школе не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что то новое. Простое и порой скучное обучение счетным операциям не обеспечивает ребенку его всестороннего развития. ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему - то учат.

Детям кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Задача взрослого поддерживать интерес ребенка.

Мною была изготовлена дидактическая игра «Многофункциональный математический планшет». Она может быть использована педагогами дошкольных учреждений в работе с детьми любого возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений, в процессе совместной деятельности с детьми, а так же в процессе самостоятельной деятельности детей.

Задачи игры: закреплять знание геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; учить определять пространственное расположение предметов: вверху-внизу; слева-справа; совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по длине; по высоте; формировать умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами; закрепить знание цветов;  формировать представление о порядковом счете; развивать умение правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету»; обогащать словарный запас; формировать умение воспроизводить картинке по уже готовой схеме; развивать речь, внимание, координацию движений, мелкую мускулатуру пальцев рук; развивать сенсорные способности, смекалку, сообразительность.

  Материалы и инструменты: 

- фанера;

- канцелярские кнопки;

- карандаш и линейка;

- молоток;

- канцелярские резинки и резинки для волос

- цветной картон;

- наклейки с изображение животных и насекомых;

          - салфетки универсальные

         - бумага формата А4;

 Изготовление математического планшета:

Я взяла фанеру.  Прошкурила. Покрыла лаком.  На листе бумаги сделала разметку для кнопок и приложила к будущему планшету. По разметке забила молотком кнопку и убрала бумагу. Наклеила наклейки с изображением цифр, животных и насекомых. Подготовила набор геометрических фигур и цветные резиночки, а также схемы цифр (См. слайд)

 Описание игры:

С помощью данной игры можно выполнять различные задания.

Задание 1.

Предложить ребенку натянуть резинку на подобие формы какой либо геометрической фигуры. (см. слайд)

Задание 2.

Предложить ребенку создать фигуру определенного цвета (треугольник, красного, квадрат желтого цвета и посчитать сколько получилось фигур красного и желтого цвета) (см. слайд)

Задание 3.

Предложить детям разгадать загадку, а ответом будет являться геометрическая фигура, которую ребенок должен натянуть при помощи резинки.

Примеры загадок:

На фигуру посмотри
И в альбоме начерти  
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).

Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат)

Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).

Задание 4.

Предложить детям изобразить большие и маленькие фигуры, например большой квадрат, а рядом маленький квадрат.

Задание 5.

Предложить выполнить задания по преобразованию фигур. Например, квадрат в прямоугольник.

Задание 6.

Дать детям задание расположить  фигуры относительно друг друга, например треугольник расположить внутри квадрата, а прямоугольник, чтобы был справа от треугольника. (см. слайд)

Задание 7.

Предложить ребенку выложить цифры канцелярскими резинками и резинками для волос.  (см. слайд)

Задание 8.

Предложить ребенку создать рисунки из геометрических фигур. (см. слайд)

Задание 9.

Начать «рисовать» узор одним цветом, а ребенку предложить продолжить «рисовать» другим цветом. (см. слайд)

Задание 10.

Предложить детям спрятать цифры от 1 до 6 в домики и посчитать сколько получилось домиков. (см. слайд)

Задание 11.

Предложить детям найди домики для животных, используя для этого резинку такого же цвета, как и кнопки (синие кнопки, прячем животного под синюю резинку). (см. слайд)

Задание 12.

 Предложить ребенку «нарисовать лестницу», а рядом еще несколько лестниц разных по высоте. Затем ребенок должен сравнить, какая лестница ниже, какая выше. (см. слайд)

Задание 13.

Предложить ребенку «нарисовать дорожку» определенной длины, а рядом  еще несколько дорожек либо длиннее, либо короче. Ребенок должен определить,  какая дорожка длинная, а какая короткая (например, желтая или зеленая». (см. слайд)

Задание 14.

Заранее приготовить на планшете геометрические фигуры, предложить детям ответить на вопросы?

- сколько квадратов сверху?

- какого цвета прямоугольник снизу?

-  какая фигура справа от квадрата?

- какая фигура слева от прямоугольника?

Задание 15.

Заранее приготовить на планшете фигуры и предложить детям посчитать:

- сколько квадратов на картинке?

- сколько всего фигур на картинке?

- сколько зеленых фигур на картинке?

- который по счету синий треугольник, если считать слева направо?

Задание 16.

Предложить ребенку натянуть резинку,  например, красного цвета на кнопку того же цвета (красную).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактическая игра "Математический планшет"

Паспорт на дидактическую игру( учебно  - методическое пособие)«Математический планшет»Пособие изобрела Мария МонтессориМладший дошкольный возраст...

Дидактическая игра "Математический планшет"

Пополняем развивающую среду своими руками....

Дидактическое пособие "Математический планшет"

Математический планшет- это дидактическое пособие, дающее возможность для исследовательской деятельности детей. Во время игры у детей развивается воображение, мелкая моторика, сенсомоторная память, тв...

Дидактическое пособие:Игры на контурное конструирование в развитии детей "Математический планшет"

Игра на контурное конструирование в развитии детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО (игра "Математический планшет") в количестве 10 пособий на подгруппу детей....

Дидактическая игра"Математический планшет"

Дидактическая игра "Математический планшет"...

Дидактическая игра "Математический планшет"

Я представляю ваианты игр, которые я использую в работе с детьми старшего возраста.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28081668","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Мастер-класс Дидактическая игра «Математический планшет или геоборд»

Данная игра дает возможность ребенку на чувственном опыте освоить некоторые базовые представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: форма, цвет, размер, количество, часть и цело...