Программа саморазвития «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
учебно-методический материал по математике (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 12 г. Лысково
Программа саморазвития
Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
(Срок реализации: сентябрь 2013 г. - май 2014 г.)
Составила: Михайлова Ирина Александровна, воспитатель.
Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Актуальность темы:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.
Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, рисования и конструирования, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам.
Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников, и такие дети считают себя «чужими».
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму.
От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, обогащается словарный запас.
Цель:
- создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
- улучшить координацию и точность движений рук и глаз, гибкость рук, ритмичность;
- улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастики;
- развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования;
- совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;
- способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
- совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр, использование монтессори-пособий;
- взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка;
- совершенствование предметно-развивающей среды группы для развития мелкой моторики.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
- пальчиковая гимнастика;
- изготовление дидактических игр, шнуровок;
- использование нестандартного счетного материала;
- использование нетрадиционных техник рисования;
- лепка из пластилина и соленого теста;
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов.
План работы
Подготовительный (сентябрь – октябрь)
- изучение литературы;
- составление перспективного плана работы;
- создание условий для эффективного использования игр;
- подбор дидактического материала и игр;
- составление картотеки игр для развития мелкой моторики рук, а также картотеки игр на развитие дыхания, артикуляционной гимнастики;
- беседа с родителями по выявлению знаний о сенсорном развитии.
Практический (ноябрь – апрель)
- знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
- массаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
- пальчиковый театр.
- нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, ватными палочками, свечкой, рисование на манк;
- конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО;
- рисование по трафаретам;
- дорисовка (по принципу симметрии);
- шнуровка, пуговицы, прищепки, пазлы, мозаика, матрёшки, пирамидки;
- проведение дидактических игр и игр-занятий;
- подготовка брошюр для родителей по теме «Сенсорное воспитание ребенка»;
- консультация для родителей «В чем польза пальчикового театра?».
Заключительный (май)
- провести анкетирование родителей на тему: «Развитие и влияние мелкой моторики на организм человека»;
- составить картотеку пальчиковых игр;
- выступление на педсовете.
Какой предполагается результат: у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.
Используемая литература:
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009;
- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, Детство-ПРЕСС, 2014;
- Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015;
- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, Детство-ПРЕСС, 2013;
- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014;
- Калинина Т. В., Николаева С. В., «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет», Изд. 3-е, - Волгоград, Учитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по саморазвитию .Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных видов аппликации.
Развитие мелкой мотрики рук у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных видов аппликации....
Программа по развитию мелкой моторики рук дошкольников с нарушением зрения старшего возраста
Программа предназначена для проведения занятий по развитию мелкой моторики рук посредством тестопластики у слабовидящих дошкольников.Программа опирается на метод Орена Рони.Для создания за...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у дошкольников "Умелые ручки"
Целью моей педагогической работы является достижение положительного развития мелкой моторики рук детей через использование разнообразных методов и приемов...
программа саморазвития "Развитие мелкой моторики по средствам дидактической игры"
Цель: повышение своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:1. Изучить методическую литературу по ...
саморазвитие "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"
Консультации, конспекты занятий, работа с детьми и их родителями, для развитрия у детей мелкой моторики с исползованием нетрадиционных техник рисования....
саморазвитие "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"
Консультации, конспекты занятий, работа с детьми и их родителями, для развитрия у детей мелкой моторики с исползованием нетрадиционных техник рисования....
Консультация по теме саморазвития: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"
Материал предполагает консультации по разным видам техник, рекомендовано для использования в работе с детьми и для работы с родителями...
- Мне нравится (1)