Программа саморазвития «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
учебно-методический материал по математике (младшая группа) по теме

Михайлова Ирина Александровна

Программа саморазвития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samorazvitiya_1.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 12 г. Лысково

Программа саморазвития  

Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

(Срок реализации: сентябрь 2013 г. - май 2014 г.)

Составила: Михайлова Ирина Александровна, воспитатель.

Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Актуальность темы:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.

 Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, рисования и конструирования, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам.

 Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников, и такие дети считают себя «чужими».

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму.

От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, обогащается словарный запас.

Цель:

- создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

- улучшить координацию и точность движений рук и глаз, гибкость рук, ритмичность;

- улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

- способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастики;

- развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования;

- совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;

- способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

- совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр, использование монтессори-пособий;

- взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка;

- совершенствование предметно-развивающей среды группы для развития мелкой моторики.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы

- пальчиковая гимнастика;

- изготовление дидактических игр, шнуровок;

- использование нестандартного счетного материала;

- использование нетрадиционных техник рисования;

- лепка из пластилина и соленого теста;

- игры с кубиками, конструкторами;

- рисование с использованием шаблонов, трафаретов.

План работы

Подготовительный (сентябрь – октябрь)

  • изучение литературы;
  • составление перспективного плана работы;
  • создание условий для эффективного использования игр;
  • подбор дидактического материала и игр;
  • составление картотеки игр для развития мелкой моторики рук, а также картотеки игр на развитие дыхания, артикуляционной гимнастики;
  • беседа с родителями по выявлению знаний о сенсорном развитии.

Практический (ноябрь – апрель)

  • знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
  • массаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
  • пальчиковый театр.
  • нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, ватными палочками, свечкой, рисование на манк;
  • конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО;
  • рисование по трафаретам;
  • дорисовка (по принципу симметрии);
  • шнуровка, пуговицы, прищепки, пазлы, мозаика, матрёшки, пирамидки;
  • проведение дидактических игр и игр-занятий;
  • подготовка брошюр для родителей по теме «Сенсорное воспитание ребенка»;
  • консультация для родителей «В чем польза пальчикового театра?».

Заключительный (май)

  • провести анкетирование родителей на тему: «Развитие и влияние мелкой моторики на организм человека»;
  • составить картотеку пальчиковых игр;
  • выступление на педсовете.

Какой предполагается результат: у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.

Используемая литература:

-  Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009;

- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, Детство-ПРЕСС, 2014;

- Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015;

- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, Детство-ПРЕСС, 2013;

- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014;

- Калинина Т. В., Николаева С. В., «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет», Изд. 3-е, - Волгоград, Учитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по саморазвитию .Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных видов аппликации.

Развитие мелкой мотрики рук у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных видов аппликации....

Программа по развитию мелкой моторики рук дошкольников с нарушением зрения старшего возраста

Программа предназначена для проведения занятий по развитию мелкой моторики рук посредством тестопластики  у слабовидящих дошкольников.Программа опирается  на метод Орена Рони.Для создания за...

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у дошкольников "Умелые ручки"

Целью моей педагогической работы является достижение положительного развития мелкой моторики рук детей через использование разнообразных методов и приемов...

программа саморазвития "Развитие мелкой моторики по средствам дидактической игры"

Цель: повышение своего теоретического и  практического  уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:1.     Изучить  методическую литературу по ...

саморазвитие "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"

Консультации, конспекты занятий, работа с детьми и их родителями, для развитрия у детей мелкой моторики с исползованием нетрадиционных техник рисования....

саморазвитие "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"

Консультации, конспекты занятий, работа с детьми и их родителями, для развитрия у детей мелкой моторики с исползованием нетрадиционных техник рисования....

Консультация по теме саморазвития: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"

Материал предполагает консультации по разным видам техник, рекомендовано для использования в работе с детьми и для работы с родителями...