Перспективное планирование комплекса игр для развития логического мышления старших дошкольников
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме
Авторская разработка комплекса развивающих игр, которые можно использовать в индивидуальной и коллективной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения и семьи. В комплекс вошли наряду с авторскими играми, игры по методикам З.Дьенеша, Дж. Кюизинера, А. Зака, Б.П.Никитина, логические игры-головоломки, игры на развитие внимания. Данный комплекс опробован на детях старшей группы и отмечено его положительное влияние на развитие логических процессов мышления, развития творческой активности и самостоятельности старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_logiki_avtosohranennyy.docx | 40.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план творческих развивающих игр для развития логических приемов мышления в старшей группе ДОУ
Составила: Коваленко Е.В., воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ №15 г. Тейково, Ивановской области
Название и описание игры | Цель игры | |
СЕНТЯБРЬ | З.А.Михайлова Игры и задания из журналов «Веселые картинки», «Мурзилка». | Стимулирование познавательных интересов; сознание детьми необходимости достигнуть определенной цели |
Игры с блоками З.Дьенеша Сказка «В царстве блоков»
| знакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление. Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь. | |
Игры Б.П.Никитина
| Формировать и корригировать тактильные ощущения, тактильную память; умение сравнивать на ощупь и идентифицировать формы различных объектов. Развивать воссоздающее воображение; устную речь; коммуникативные навыки. | |
Дети выстраивают вольеры для животных разных размеров (высоты). Клети получаются не только разной высоты, но и разного цвета «Разноцветные вагончики». Дети строят необычный поезд из цветных палочек. С помощью белых палочек (1 место) определяется количество мест в вагончике. | убедиться в соответствии цвета и длины цветных палочек убедиться в соответствии цвета с длиной и числом | |
Игра «Чем похожи и чем отличаются?». Описание: ведущий предлагает детям два предмета, дети должны провести их сравнение и указать сходство и различие. Например: слива и персик; маленькая девочка и кукла; птица и самолет; кошка и белка; апельсин и оранжевый мячик такого же размера; фломастер и мел. | Цель: развивать логическое мышление. | |
ОКТЯБРЬ | Игры – головоломки:
| Развивать умение анализировать простые изображения, выделять в них и в предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разделения и составлять их из частей, конструирование фигур по предложенным схемам и силуэтам. |
Игры с палочками Дж. Кюизенера «Весёлый поезд.» Сколько поездов можно построить из 3-х вагонов разного цвета (красного, фиолетового, вишнёвого)? Получаются комбинации: кр. – ф. – в. кр. – в. – ф. ф. – в. – кр. 4 – 6 – 8, 4 – 8 – 6, 6 – 8 – 4, ф. – кр. – в. в. – кр. – ф. в. – ф. – кр. 6 – 4 – 8, 8 – 4 – 6, 8 – 6 – 4. | учиться строить все возможные комбинации из 3-х цветов с помощью перестановок | |
Игры с блоками З. Дьенеша «Цепочка» От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки: а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины); б) чтобы рядом не было по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине и т.д.); в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д. г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета) «Бусы» «Найди пару» «Найди клад» | Освоение свойств фигур, слов «такой же», «не такой» по форме, размеру, цвету, толщине. Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете. Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление | |
Игры Б.П.Никитина «Сложи узор» | Развитие пространственного мышления и логики. | |
Игры .А. Зака «Разное-одинаковое» | Развитие познавательных и аналитических способностей, связанных с рассмотрением и сопоставлением данных, предлагаемых в условиях задач. | |
Авторская игра «Разноцветные цепочки» | Развитие внимания, умение коллективно решать поставл енные задачи, развитие дружеских отношений между детьми внутри каждой команды; способности мозга активно работать в стрессовой ситуации и принимать правильное решение в короткий срок. | |
Игра «Придумай предложение». Игровой материал и наглядные пособия: мячик для пинг-понга. Описание: воспитатель с детьми садится в круг и объясняет правила игры. Он говорит какие-либо слова, а дети придумывают с этим словом предложение. Например: воспитатель называет слово «близко» и передает ребенку мяч. Тот берет мяч и быстро отвечает: «Я живу близко от детского сада». Затем ребенок называет свое слово и передает мяч рядом сидящему. Так по очереди мяч переходит от одного играющего к другому. | Цели: развивать логическое мышление, речевую активность; формировать чувство языка | |
НОЯБРЬ | Игры Б.П. Никитина «Шарик в лабиринте» | Развитие координации движений. |
Игры-головоломки «Магический круг» «Колумбово яйцо» | Зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей, анализировать образец и словесно выражать способ соединения пространственного расположения частей. | |
Игры с блоками З. Дьенеша «Второй ряд» Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету. «Магазин» «Сравни – где больше» «Разложи фигуры» «Что изменилось» «Сколько» | Освоение свойств фигур, слов «такой же», «не такой» по форме, размеру, цвету, толщине. Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор. Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении уравнивать множества блоков. Развивать мышление. | |
Игра .А. Зака «Почтальон-читатель» | Развитие и совершенствование языковых навыков, при помощи которых ребенок должен сообразить, как почтальон добрался из одного пункта в другой. | |
Игры с палочками Дж. Кюизенера «У кого больше» | Составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине, развивать воображение | |
Игра «Ассоциации». Описание: дети делятся на две группы. Одна группа предлагает другой рассказать о каком-либо предмете, используя в своем рассказе слова, обозначающие другие предметы. Например, рассказать о морковке, используя слова: утка, апельсин, кубик, Снегурочка. (Она такого же цвета, как апельсин. Ее можно нарезать кубиками. Верхнюю ее часть любят утки. Если ее не есть, то будешь такой же бледной, как Снегурочка.) Затем группы меняются ролями. Предмет для описания и слова- характеристики задаются ведущим. | Цель: развивать логическое мышление | |
ДЕКАБРЬ | Игра .А. Зака «Поиск девятого» | Развивать пространственное воображение, зрительную память, образное мышление. |
Игра с блоками З. Дьенеша «Домино» Варианты ходов: а) фигурами другого цвета (формы, размера) б )фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы в) фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины); г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету); д) ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины «Украсим ёлку бусами» «Хоровод» «Найди меня» | Освоение свойств фигур, слов «такой же», «не такой» по форме, размеру, цвету, толщине. Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета Развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код. | |
Игры – головоломки «Монгольская игра» «Вьетнамская игра» | Стимулировать образное, пространственное мышление, развивать память и воображение, способствовать совершенствованию интегративных функций посредством координации в системах «глаз-рука» и «ухо-глаз-рука» | |
Игра Б.П. Никитина «Сложи квадрат» | Развитие восприятия формы, основ черчения, конструкторские навыки, ощущение форм, воображение, комбинирование. | |
Игры на развитие внимания: «Девочки» с различными вариантами заданий, «Дорисуй» | Учить концентрировать внимание на выполнение поставленной задачи; развивать навыки группировать предметы по общим признакам; развитие внимания, моторики рук. | |
Игра «Рассели птиц». Игровой материал и наглядные пособия: 20 карточек с изображением птиц: домашних, перелетных, зимующих, певчих, хищных и т. п. Описание: предложить ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо - перелетных птиц, в другое - всех тех, кто имеет белое оперение, в третье - всех птиц с длинными клювами. Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд? | Цель: развивать логическое мышление. | |
ЯНВАРЬ | Игры с блоками З. Дьенеша «Раздели фигуры» Делить фигуры между игрушками по заданным вариантам, с усложнением; отвечать на вопросы по итогам выполнения заданий «Кошки –имышки» «Рассели жильцов» «Этажи» | Освоение свойств фигур, слов «такой же», «не такой» по форме, размеру, цвету, толщине. развивать умение «читать» карточки с символами свойств, выявлять необходимые свойства, стимулировать двигательную активность детей Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление |
Игра .А. Зака «Обмены» | Развитие планирования возможных действий для достижения требуемого результата (через продумывание разных вариантов преобразования исходного расположения нескольких элементов в конечное) | |
Игра Б.П. Никитина «Сложи квадрат» | Развитие восприятия формы, основ черчения, конструкторские навыки, ощущение форм, воображение, комбинирование. | |
Палочки Кюизинера. «Действие сложения» Запись в числах. 6 + 2 = 8 | Найти палочку равную сумме фиолетовой и розовой. | |
Игра «Я беру с собой в дорогу». Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображениями одиночных предметов. Описание: выложить изображения вниз картинкой. Предложить ребенку отправиться в морское плавание. Но, для того чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым. Попросить ребенка брать по одной картинке и рассказывать о том, как может пригодиться этот предмет. Предметы на картинках должны быть самыми разными. Например, ребенок достает изображение мяча: «В мяч можно играть во время отдыха, мяч можно использовать вместо спасательного круга, потому что он не тонет и т. п.». Можно обыграть различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне. | Цель: развивать логическое мышление. | |
ФЕВРАЛЬ | Игры с блоками Дьенеша «Всё в ряд» «Чудо-дерево» «Художники» | Обучение работе с карточками, умение читать схемы, определять по ним свойства и выполнять задания Развитие умения классифицировать блоки по трем признакам и умение выделять основные признаки. Развивать логическое и образное мышление. развитие умения анализировать форму предметов |
Игры – головоломки: «Игра Пифагора» «Игра Архимеда» | Стимулировать образное, пространственное мышление, развивать память и воображение, способствовать совершенствованию интегративных функций посредством координации в системах «глаз-рука» и «ухо-глаз-рука» | |
Игра А.Зака «Дебют мыслителя» | выявить особенности мышления у детей, повышение интеллектуальной готовности детей к обучению | |
Палочки Кюизинера «Действие сложения» Вагон чёрного (жёлтого, голубого и т.д.) цвета сломался. Его надо заменить двумя другими, сохранив длину заменяемого вагона. Запись в числах. 1 + 6 2 + 5 3 + 4 «Действие вычитания». Запись в числах. 4 – 1 = 3 | Нахождение вагона равного по длине сумме данных. Подобрать третью палочку так, чтобы вместе с фиолетовой они были равны вишнёвой по длине | |
Игра Никитина «Уникуб» | Развивает: логику; целостное восприятие объекта; способность представлять трехмерные объекты. | |
Игра «Выбери нужное». Описание: детям предлагаются варианты, в которых есть лишние позиции, например: • У сапога всегда есть: пряжка, подошва, ремешки, пуговицы. • В теплых краях живут: медведь, олень, волк, пингвин, верблюд. • Месяцы зимы: сентябрь, октябрь, декабрь, май. • В году: 24 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 3 месяца. • Отец старше своего сына: часто, всегда, редко, никогда. • Время суток: год, месяц, неделя, день, понедельник. • У дерева всегда есть: листья, цветы, плоды, корень, тень. • Времена года: август, осень, суббота, каникулы. • Пассажирский транспорт: комбайн, самосвал, автобус, тепловоз. Эту игру можно продолжить. | развивать логическое мышление. | |
МАРТ | Игры с блоками Дьенеша «Кто быстрее соберёт блоки» «Поручения» «Угощение» | Быстро и качественно выполнять игровую задачу с опорой на непосредственное восприятие развитие умение сравнивать предметы по одному - четырем свойствам, понимание слов: "разные", "одинаковые", проводить логическую операцию «не», умение взаимодействовать. |
Игры – головоломки: «Сфинкс», «Пентамино» («Пять квадратов») | Стимулировать образное, пространственное мышление, развивать память и воображение, способствовать совершенствованию интегративных функций посредством координации в системах «глаз-рука» и «ухо-глаз-рука» | |
Игра А.Зака «Дебют мыслителя» | выявить особенности мышления у детей, повышение интеллектуальной готовности детей к обучению | |
Палочки Кюизинера Действие умножения Возьмите 1 три раза. Сколько получилось? Проверка голубая палочка. (3) Сколько раз взять розовую палочку, чтобы получилось число 2. (1) 4? (2). Как проверить? 1 х 1 = 1, 1 х 2 = 2, 2 х 2 = 4. Действие деления Двое детей рассматривают палочку фиолетового цвета. Это 6. А как можно разделить число 6 так, чтобы у каждого получилось по 3. 6 : 2 = 3 | развитие представлений об операциях умножения, о составе числа развитие представлений об операциях деления, о составе числа | |
Игра Никитина «Уникуб» | Развивает: логику; целостное восприятие объекта; способность представлять трехмерные объекты. | |
Игра «Цветы на клумбах». Игровой материал и наглядные пособия: разноцветный картон, ножницы. Описание: воспитатель вырезает из картона по три цветка красного, оранжевого, синего цвета и три клумбы - круглой, квадратной и прямоугольной форм. Предложить ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: «Красные цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые - не на круглой и не на прямоугольной. Где какие цветы росли?» | развивать логическое мышление. | |
АПРЕЛЬ | Игры с блоками Дьенеша «Мышки-норушки» «Заселим домики» «Кто быстрее спрячет» | Развивать умение выявлять свойства блоков по слову без опоры на наглядность |
Игры – головоломки: «Гексатрион», «Абрис» | Стимулировать образное, пространственное мышление, развивать память и воображение, способствовать совершенствованию интегративных функций посредством координации в системах «глаз-рука» и «ухо-глаз-рука» | |
Игра А.Зака «Дебют мыслителя» | выявить особенности мышления у детей, повышение интеллектуальной готовности детей к обучению | |
Палочки Кюизинера Играют трое детей и делят палочку 6, чтобы каждый получил по «2». 6: 3 = 2. А если играют шесть детей, то легко догадаться как разделить 6 так, чтобы получилось по одному. 6 : 6 = 1 | развитие представлений об операциях деления, о составе числа | |
Игра Никитина «Уникуб» | Развивает: логику; целостное восприятие объекта; способность представлять трехмерные объекты. | |
Логические задачи. Описание: воспитатель предлагает детям поиграть в логические задачи, за каждый правильный ответ выдаются фишки. У кого больше фишек, тот и выиграл. 1) Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать так, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Можно лейку поставить перед лопатой или перед ведром.) 2) Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух - не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра — синий. Пятачок - красный.) 3) На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.) 4) Расставьте в комнате два стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (Надо поставить стулья в двух противоположных углах.) 5) Сложите на столе треугольник из одной палочки и квадрат из двух палочек. (Надо положить палочки на углу стола.) | развивать внимание, логическое мышление | |
МАЙ | Игры с блоками Дьенеша «Переводчики» «Помоги Незнайке» «На свою веточку» «Кто хозяин» «Найди выход» Игры с обручами: «Космический корабль» «Садовники» | Освоение слов и знаков, обозначающих отсутствие свойства Освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами умение обобщать одновременно по двум свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого: по наличию обоих заданных свойств, по их отсутствию, по наличию одного и отсутствия второго. Формирование чёткого представления о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии; формирование умения оперировать одновременно тремя свойствами формирование операции классификации и обобщении блоков по одному-четырём признакам, развитие логического мышления, внимания. |
Игры – головоломки: «Чудесный круг», «Листик», «Т-образная головоломка» | Стимулировать образное, пространственное мышление, развивать память и воображение, способствовать совершенствованию интегративных функций посредством координации в системах «глаз-рука» и «ухо-глаз-рука» | |
Игра А.Зака «Дебют мыслителя» | выявить особенности мышления у детей, повышение интеллектуальной готовности детей к обучению | |
Игра Никитина «Дроби» | развитие представлений о дробях, их соотношениях | |
Игра «Я загадала...». Описание: воспитатель загадывает какой-либо предмет. Предложить ребенку с помощью уточняющих вопросов выяснить название объекта. - Этот предмет летает? (Да.) - У него есть крылья? (Да.) - Он высоко летает? (Да.) - Он одушевленный? (Нет.) - Он сделан из пластмассы? (Нет.) - Из железа? (Да.) - У него есть пропеллер? (Да.) - Это вертолет? (Да.) | развивать логическое мышление |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры как одна из основ развития логического мышления старших дошкольников»
Система дидактических игр для старших дошкольников, выполнение которых позволит, используя уже имеющиеся знания и умения, упражняться в решении более сложных логических задач и лучше подготовиться к п...
Методическая разработка по теме:"Развитие логического мышления старших дошкольников".
Примерные задания для успешного развития логического мышления старших дошкольников....
Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению
Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...
План работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников посредством логических блоков Дьенеша
В материале определены цели и собраны формы работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша....
"Использование логических игр и упражнений для развития логического мышления старших дошкольников".
Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько ...
Перспективное планирование по дополнительному кружку развития логического мышления "Развивайка"
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры В.В.Воскобовича и игры - головоломки, направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, пр...
Подборка дидактических игр на развитие логического мышления старших дошкольников по средствам логических блоков Дьенеша
Подборка дидактических игр на развитие логического мышления старших дошкольников по средствам логических блоков Дьенеша...
- Мне нравится (3)