Консультация для педагогов на тему: «Познаем, играя»
консультация по математике на тему

Семочкина Наталья Александровна

В данной консультации длля педагогов раскрыта методика работы по формированию математических представлений у детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznaem_igraya.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №4                                                                                         имени Героя Советского Союза Д.П. Левина

СП «Детский сад №56»г.о. Сызрань Самарской области                                                                                                              

Консультация для педагогов

на тему:  «Познаем, играя»

Подготовил:

методист Илюхина И. В.

старший воспитатель  Семочкина Н.А.

г. Сызрань

2016 год

 «Без игры нет и не может быть полноценного

 умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

 через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий. Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

   Современная математика при обосновании таких важнейших понятий, как «число», «геометрическая фигура» и т. д., опирается на теорию множеств. Поэтому формирование понятий в школьном курсе математики происходит на теоретико-множественной основе.

    Выполнение детьми в детском саду различных математических операций с предметными множествами позволяет в дальнейшем развить у малышей понимание количественных отношений и сформировать понятие о натуральном числе. В математике заложены огромные возможности для развития детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.                                                              Умение выделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу на основе одного общего для всех их признака - важное условие перехода от качественных наблюдений к количественным.

    Некоторое время назад нас заинтересовала проблема организации и совершенствования познавательных способностей детей с нарушениями речи, так как у  многих детей с речевыми нарушениями наблюдаются неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, трудности воспроизведения, отставание в развитии словесно логического мышления.

    В свой работе мы опираемся на методики Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки», В.П. Новиковой «Математика в детском саду», Л.Ф. Тихомировой «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников». Но использование данных методик в группах с нарушениями речи  имеет особенности, т.к. в любую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья  необходимо включать здоровьесберегающие технологии. Подбор  таких элементов  как пальчиковая гимнастика, например, способствует не только формированию мелких движений и координации руки, но и позитивно влияет на развитие интеллекта; динамические и оздоровительные паузы, различные виды массажа - снижают напряжение и позволяют использовать все время занятия более эффективно. Так как наряду с речевыми проявлениями для детей с общим недоразвитием речи характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение внимания и памяти, словесно-логического мышления, использование данных методик в работе в группе с нарушениями речи имеет свою специфику, т.к. речь и психические процессы тесно связаны между собою, следовательно, такие дети испытывают затруднения  и нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.

    В своей работе мы используем следующие принципы:

- развивающее и воспитывающее обучение;

- научность обучения;

- активность в обучении;

- систематичность;

- практическая направленность в обучении;

- доступность и прочность в обучении;

- сочетание коллективного обучения с индивидуальным подходом.

   Образовательная деятельность по формированию  математических представлений проходит  на материале изучаемых лексических тем и позволяет осуществлять коррекцию интеллектуально - речевых возможностей детей. В процессе математических операций дети расширяют пассивный и активный словарный запас, начинают понимать значение  математических терминов. Использование разнообразных предметов для составления и сравнения множеств, счета, определения величины, формы и положения в пространстве позволяет расширять и вербализировать чувственный опыт.

   Формирование речи предполагает анализ и сравнение речевых единиц, выделение, обобщение языковых правил, то есть  высокий уровень сформированности вербально-логической и аналитико-синтетической деятельности в целом. В связи с этим я поставила перед собой задачу: помочь детям в решении  проблемных заданий, формировать  у них практический опыт   поиска  ответа на вопрос и нахождение путей  правильного решения.

    Перед нами встал ряд вопросов: о выборе форм, методов, приёмов, содержания и средств проведения развивающих занятий.    Анализ психолого-педагогической литературы помог нам найти ответы на интересующие вопросы, и мы оставили свой выбор на организации развивающей работы  математическими средствами. На основании этого мы
планируем и проводим работу с учетом возрастных и психофизических, индивидуальных и речевых  особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья; внедряем развивающие игры в процесс обучения детей математике и организуем разнообразные действия с предметами, которые помогают усвоению счета, создаем возможности для формирования понятия о натуральном числе, представление о величинах и их свойствах, о геометрических фигурах, для ориентировке в пространственных направлениях и во времени.

   Образовательная деятельность  носит интегрированный характер, в которой математические задачи сочетаются с задачами других образовательных областей. Это способствует лучшему овладению математическими знаниями. Работая с детьми с нарушениями речи, мы поставили перед  собой такие  психолого -педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, понижать уровень тревожности ребёнка, развивать чувство уверенности и владения ситуацией, повышать уровень развития творческой активности и общий уровень умственного развития ребёнка.

   Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных развивающих  игр и игровых упражнений. В игре ребенок приобретает новые знания, умения.  Ведь игра – это первые кирпичики знаний, опираясь на которые дети начинают сами придумывать новые варианты  своей деятельности, развивая  логические способности. Математика и логика – две неотъемлемые части аналитических способностей ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра –  это способ познания окружающего мира. Детей в математической игре привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Следовательно, активное участие, тем более выигрыш в  игре зависят от того, насколько ребёнок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает детей быть внимательными, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Развивающая  игра помогает  ребёнку  освоить  новые знания  в легкой, непринуждённой форме.

 В образовательной деятельности использую следующие типы игр:

• игры по сенсорному воспитанию,

• словесные игры,

• игры с дидактическими игрушками,

• настольно-печатные игры,

• игры-путешествия,

• игры-поручения,

• игры-предположения,

• игры-загадки,

• игры-беседы (игры-диалоги).

   В своей работе мы уделяем большое внимание именно математической подготовке воспитанников с речевыми нарушениями. Содержание работы по формированию элементарных математических способностей, включает в себя следующее:

-формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности). Их сформированность проявляется в настойчивом стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, и возможностью прилагать для этого достаточные усилия;

-формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи;

-усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки). Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения в коллективе;

-формирование у детей навыков организованного поведения, организованной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе  игр, деятельности по интересам.

   Каждый вид детской деятельности определенным образом влияет на развитие личности ребенка. Задача формирования развития познавательной деятельности, в том числе и математической, дошкольника рассматривается в  современной дошкольной педагогике как некое дополнение к основной задаче - развитию игровой деятельности.

  Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развивать у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этой науке  в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

   Главное, что благодаря игровым формам подачи математических знаний у ребенка пропадает страх перед новым. Ребенок знает, что ему все под силу!

   Основной целью реализации данного опыта  является формирование у детей математических знаний и умений, однако, не менее важно воспитать в ребенке любознательность, операционные стороны мышления, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.

   Таким образом, очевидно, что задачи умственного развития ребенка с особыми образовательными потребностями должны решаться в тесной взаимосвязи с задачами воспитания, коррекции речевых нарушений, формированием нравственно-волевых качеств личности.

   Наша задача как воспитателя детского сада, проводящего занятия по математике,— включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала. Для этого он, прежде всего, должен хорошо знать индивидуальные особенности детей, отношение их к таким занятиям, уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала. Индивидуальный подход в проведении занятий по математике дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим занятиям. Обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.

   На занятиях по математике мы используем различные методы (словесный, наглядный, игровой)  и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).

   Большое место в работе с детьми с речевыми нарушениями  всех возрастных групп занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств (эталонных образцов, простейших схематических изображений, предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах и ситуациях различных свойств и отношений, применение общего способа действия в новых условиях.

   Работая с детьми имеющие с нарушениями речи, мы стараемся решить  коррекционные задачи во всех видах деятельности. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений неразрывно связано с речью   моих воспитанников.  Так при  формировании навыков счета, мы  активизируем в  детской речи количественные (1-10) и порядковые числительные  ( первый – десятый), обучаем ответам на вопросы : сколько  всего?, который по счету?. При обучении различению контрастных и смежных частей суток, временной последовательности водятся в активный словарь  существительные – названия частей суток, дней недели и наречий (утро, день, вечер, ночь, понедельник,  вчера, сегодня, завтра).

   Усвоение  пространственных  отношений невозможно без понимания и использования наречий, выражающих пространственное расположение ( внизу ,вверху, слева, справа и т. д.).    Формируя  практический опыт измерения и сравнения предметов у  дети с нарушениями речи,  мы обогащаем их словари сравнительными  прилагательными ( выше, ниже, шире, уже, длиннее, короче).

   Таким образом, речевой  и математический опыт ребёнка  при использовании выбранных мною методик   расширяется и обогащается одновременно,  развивая  у нашего малыша  мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.).

 

Литература:

Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.
Калинченко  А. В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод, пособие / А. В. Калинченко. — М.: Айрис-пресс, 2005.
Щербаков Е. И. Методика обучения математики в детском саду.- М., 2000.                    Герасимова А. С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5 – 6 лет / М.: Айрис-пресс. 2007.                                                                                             Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. – М.: Школьная пресса, 2005.                                                                                                         Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010.                                                                                                                                                    Юдина Я. Л., Захарова И. С. Сборник логопедических упражнений. – М.: ВАКО, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие с педагогами по теме: «Познай себя»

Цель данного занятия это расширение представлений педагогов о связи между психикой и телом, понимании важности языка тела и развитие чувствительности к невербальным средствам общения....

Консультация для педагогов ДОО "Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры детей дошкольного возраста"

В данном материале раскрывается три основных метода руководства играми детей, структурные компоненты и основные направления развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста....

«Консультация для педагогов ДОО "Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры детей дошкольного возраста»

В данном материале раскрывается три основных метода руководства играми детей, структурные компоненты и основные направления развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста....

презентация на тему "Познаем мир,играя"

презентация на тему "познаем мир,играя"...

Консультация для педагогов. Использование в работе игры «Волшебный сундучок» и учебно - игровое пособие «Играем в математику».

Цель: Познакомить педагогов с использование логико – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Консультация для родителей на тему: "Познаем природу родного края".

Даны рекомендации  как помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы....