Циферка
материал по математике (младшая группа) на тему
Дополнительная образовательная программа "Циферка" для детей 3-4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop._programma_tsiferka.doc | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития - детский сад №14» г.о. Саранск
Рассмотрена и одобрена «Утверждаю»
на заседании педагогического Заведующая МАДОУ
совета №___ от «Центр развития –
детский сад №14»
«__» _________ 2016 ___________Г. Х. Нарбекова
Протокол № от
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«ЦИФЕРКА»
Возраст детей: 3-4 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Прохорова Ю.Е.
Саранск 2016-2017 гг.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Учебно-тематический план | 8 |
4. | Содержание изучаемого курса | 10 |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 16 |
6. | Список литературы | 18 |
7. | Приложения |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа «Циферка» (далее - Программа) |
Руководитель программы | Воспитатель Прохорова Юлия Евгеньевна |
Организация-исполнитель | МАДОУ «ЦРР - Детский сад №14» г.о. Саранск |
Адрес организации исполнителя | г. Саранск ул. Полежаева д. 115 «а» |
Цель программы | Развитие и совершенствование математических способностей у детей младшего дошкольного возраста |
Направленность программы | познавательная |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы | - сравнивать, группировать предметы по размеру, цвету, форме, цвету; - понимать смысл обозначений: впереди - сзади, вверху - внизу, слева - справа; на, над - под; слов: утро, вечер, день, ночь; - определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше - меньше; столько же; - решать доступные занимательные и игровые задачи; - проявлять интерес, любопытство к познанию окружающего мира. . |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность дополнительной образовательной программы познавательная, обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование математических умений и навыков; формирование представлений об окружающем мире, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Познание».
2. Новизна программы «Циферка». К работе с детьми привлекаются родители, которым предоставляется возможность принять участие в занятиях в роли равноправного партнера, познакомиться с достижениями детей, увидеть особенности учебно-игрового общения с дошкольниками. Партнерство со взрослым во время обучения, совместное решение проблемно-поисковых задач - основной путь организации обучения по программе: не навязывать ребенку готовых знаний, а указать пути их приобретения.
3. Актуальность программы. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить, не только вычислять и измерять, но и рассуждать. Логическое мышление - это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. У детей в процессе познавательного развития складывается логико-математический опыт, представленный ими освоенностью средств познания: эталонов, моделей, речи и способов познания: наблюдения, классификации, измерения и т. д., в результате которого они смогут использовать освоенные способы действий в новых самостоятельных играх.
4. Отличительные особенности программы. Идея программы заключается в том, что ребенок, проведя исследовательскую деятельность с плоскостным раздаточным материалом, имеет возможность сохранить полученный опыт в виде созданной им иллюстрации. В дальнейшем ребенку предоставляется возможность дополнить свою картинку при помощи цветных карандашей (развить сюжет, дорисовать детали).
5. Педагогическая целесообразность программы.
Программа разработана с учётом принципов: систематичности, психологической комфортности, учёта возрастных особенностей, деятельностного подхода к развитию детей и ориентирована на развитие личности ребёнка.
6. Цель программы – развитие и совершенствование математических способностей у детей младшего школьного возраста.
7. Задачи программы.
обучающие:
- учить практическим действиям сравнения, счета, измерения;
- учить пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям;
- формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;
развивающие:
- развивать психические процессы (слуховое и зрительно-пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторная координация);
- развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
- развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые;
воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
- воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения навыками учебной деятельности.
8. Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 3-4 года. Дети принимаются без специального отбора, одной из задач является дифференцированный подход к процессу обучения.
9. Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 учебный год.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
- общее кол-во часов в учебный год (октябрь-май) - 8 часов 30 минут;
- занятие 1 раз в неделю (четверг) во второй половине дня, длительностью 15 минут (один академический час).
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Система диагностики рассчитана на получение необходимой психолого-педагогической информации с целью решения в дальнейшем конкретных практических задач:
- формирование и развитие отсутствующих или недостаточно развитых математических способностей;
- целенаправленная деятельность в работе со способными детьми.
Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, анализ продуктов деятельности.
К концу 1 года обучения ребенок может:
- сравнивать, группировать предметы по размеру, цвету, форме, цвету;
- понимать смысл обозначений: впереди - сзади, вверху - внизу, слева - справа; на, над - под; слов: утро, вечер, день, ночь;
- определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше - меньше; столько же;
- решать доступные занимательные и игровые задачи;
- проявлять интерес, любопытство к познанию окружающего мира.
Диагностические мероприятия по отслеживанию результатов усвоения программы позволяют проанализировать успехи дошкольников на каждом этапе обучения. Педагогический анализ освоения программы проводится 2 раза в год методом наблюдения за детьми, в процессе свободной игровой деятельности и в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
12. Форма подведения итогов.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме итоговых занятий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
1 | Добро пожаловать в математику | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
2 | Знакомство с понятиями один и много | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
3 | Утро. Большой – маленький. | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
4 | День. Круг. | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
5 | Вечер. Высокий - низкий. | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
6 | Ночь. Сравнение предметов, | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
7 | Число 1 и 2. Толстый, тонкий. | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
8 | Слева, справа, на, под. | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
9 | Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник. | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
10 | Числа 1, 2, 3. Наверху, внизу, посередине. | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
11 | Сравнение чисел 2 и 3. Логическая задача. | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
12 | Зима. Число 4. Квадрат. | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
13 | Геометрические фигуры. Логические задачи. | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
14 | Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник. | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
15 | Число 5 и цифра 5. | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
16 | Число 5 .Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача. | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
17 | Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача. | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
18 | Времена года. Овал. Слева, справа. | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
19 | Сравнение по высоте. | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
20 | Куб, шар. | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
21 | Порядковый счет. | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
22 | Прямоугольник. | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
23 | Геометрические фигуры. Логические задачи | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
24 | Счет в пределах пяти. | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
25 | Сравнение предметов по высоте | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
26 | Сравнение предметов по величине. | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
27 | Ориентировка во времени. | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
28 | Счет в пределах пяти. | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
29 | Числовой ряд | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
30 | Порядковый счет. | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
31 | Игра - путешествие. | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
32 | Математическая загадка | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
33 | Ориентировка во времени | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
34 | Развлечение | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
Итого: | 34 | 8 часов 30 мин | 2 часа 50 мин | 5 часов 40 мин |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«ЦИФЕРКА»
Тема | Модуль | Количество занятий | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
Тема №1 | Добро пожаловать в математику | 1 | Вызвать у детей интерес к математике, желание узнать новое. | Беседа | фронтальная | Презентация «Программа дополнительного образования «Циферка» |
Тема №2 | Знакомство с понятиями один и много | 1 | Учить детей находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из неё один предмет. | Беседа. Практическое занятие | фронтальная | Консультация «Как дошкольнику подружиться с математикой». |
Тема №3 | Утро. Большой – маленький. | 1 | Познакомить с частью суток - утро. Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; сравнивать знакомые предметы по величине. | Беседа. Практическое занятие | фронтальная | Беседа с родителями «Развитие логического мышления у детей». |
Тема №4 | День. Круг. | 1 | Познакомить с частью суток – день, с геометрической фигурой – круг; обводить круг по точкам. | Беседа. Практическое занятие | фронтальная | |
Тема №5 | Вечер. Высокий -низкий. | 1 | Познакомить с частью суток - вечер; учить сравнивать знакомые предметы по величине. | Беседа. Практическое занятие | фронтальная | |
Тема №6 | Ночь. Сравнение предметов, | 1 | Познакомить с частью суток - ночь. Продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где много; упражнять в рисовании предметов округлой формы. | Беседа. Практическое занятие | фронтальная | Консультация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в процессе изучения окружающего мира». |
Тема №7 | Число 1 и 2. Толстый, тонкий. | 1 | Познакомить с числом 1 и 2 и цифрой 1 и 2; сравнивать знакомые предметы по величине: толстый, тонкий. | Беседа. Практическое занятие | фронтальная | Беседа с родителями о возникших трудностях при обучении |
Тема №8 | Слева, справа, на, под. | 1 | Учить различать и называть пространственные направления от себя; выделять признаки сходства и различия. | Беседа. Практическое занятие | фронтальная | Мастер-класс для родителей «Математические игры для детей младшего дошкольного возраста» |
Тема №9 | Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник. | 1 | Познакомить с числом 3 и цифрой 3; продолжать называть числительные по порядку, указывая на предметы; видеть в форме предметов геометрические фигуры. | Беседа. Практическое занятие | фронтальная | Досуг «Математическая страна» |
Тема №10 | Числа 1, 2, 3. Наверху, внизу, посередине. | 1 | Закрепить числа и цифры, называть числительные от 1 до 3. Упражнять в ориентировке в пространстве. | Беседа. Практическое занятие | фронтальная | Консультация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста». |
Тема №11 | Сравнение чисел 2 и 3. Логическая задача. | 1 | Учить различать равенства и неравенства групп по количеству входящих в них предметов. Развивать зрительное внимание. | Беседа. Практическое занятие | фронтальная | Читаем вместе с детьми: М.Дружинина «Разноцветные стихи» |
Тема №12 | Зима. Число 4. Квадрат. | 1 | Познакомить с числом и цифрой 4; обследовать квадрат осязательно-зрительным путем, рисовать квадраты по точкам; различать и называть время года – зима. | Беседа. Практическое занятие | фронтальная | Круглый стол «В мире занимательной математики» |
Тема №13 | Геометрические фигуры. Логические задачи. | 1 | Учить видеть форму предметов, соотносить её с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. | Беседа. Практическое занятие | фронтальная | Тематическая выставка «Дидактические игры и пособия для математического развития» |
Тема №14 | Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник. | 1 | Учить различать равенства и неравенства групп предметов, выражая результаты определения в речи; обследовать форму осязательно - двигательным и зрительным путем. | Беседа. Практическое занятие | фронтальная | Участие родителей в создании развивающей среды. |
Тема №15 | Число 5 и цифра 5. | 1 | Познакомить с числом 5 и цифрой 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; развивать зрительное внимание. | Беседа. Практическое занятие | групповая | Изготовление пособия по математике из подручных материалов |
Тема №16 | Число 5 .Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача. | 1 | Закреплять навыки счета в пределах пяти; умение различать и называть части суток. Развивать логическое мышление. | Беседа. Практическое занятие | фронтальная | Наглядная информация «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей». |
Тема №17 | Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача. | 1 | Учить различать равенств и неравенства групп по количеству входящих в них предметов, | Беседа. Практическое занятие | групповая | |
Тема №18 | Времена года. Овал. Слева, справа. | 1 | Закреплять умение различать и называть времена года. | Беседа. Практическое занятие | Родительское собрание «Наши успехи и достижения». | |
Тема №19 | Сравнение по высоте. | 1 | Упражнять в счете в пределах пяти, учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения, упражнять в умении составлять предметы из треугольников. | Беседа. Практическое занятие | ||
Тема №20 | Куб, шар. | 1 | Познакомить с геометрическими телами – кубом и шаром; учить обследовать их осязательно – двигательным способом; уточнить представление о временах суток. | Беседа. Практическое занятие | Беседа с родителями « Как сделать изучение математики увлекательным» (Логические блоки Дьенеша) | |
Тема №21 | Порядковый счет. | 1 | Учить составлять квадрат из счетных палочек; называть предметы квадратной формы. | Беседа. Практическое занятие | ||
Тема №22 | Прямоугольник. | 1 | Учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в счете в пределах пяти. | Беседа. Практическое занятие | ||
Тема №23 | Геометрические фигуры. Логические задачи | 1 | Учить видеть форму предметов, соотносить её с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. | Беседа. Практическое занятие | Консультация «Математика на кухне» | |
Тема №24 | Счет в пределах пяти. | 1 | Упражнять в счете в пределах пяти: учить соотносить числительное с существительным; находить заданное фигуры. | Беседа. Практическое занятие | ||
Тема №25 | Сравнение предметов по высоте | 1 | Упражнять в умении сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов. | Беседа. Практическое занятие | Совместный досуг «В мире математики» | |
Тема №26 | Сравнение предметов по величине. | 1 | Продолжать учить сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения; упражнять в ориентировке в пространстве: слева, справа, вверху, внизу. | Беседа. Практическое занятие | Читаем вместе с детьми О. Емельянова. Геометрические фигуры и формы. Загадки для детей. | |
Тема №27 | Ориентировка во времени. | 1 | Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете. | Беседа. Практическое занятие | ||
Тема №28 | Счет в пределах пяти. | 1 | Упражнять детей в счете в пределах пяти; укреплять знание цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой. | Беседа. Практическое занятие | ||
Тема №29 | Числовой ряд | 1 | Игра, чтение. | Беседа. Практическое занятие | ||
Тема №30 | Порядковый счет. | 1 | Показ, инсценировка, игра. | Беседа. Практическое занятие | ||
Тема №31 | Игра -путешествие. | 1 | Чтение, показ сюжета, беседа. | Беседа. Практическое занятие | ||
Тема №32 | Математическая загадка | 1 | Развивать логическое мышление, внимание. | Беседа. Практическое занятие | ||
Тема №33 | Ориентировка во времени | 1 | Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете. | Беседа. Практическое занятие | ||
Тема №34 | Развлечение | 1 | Итоговое занятие по освоению программы дополнительного образования «Циферка» |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Дополнительная образовательная программа реализуется через следующие формы занятий: фронтальная, групповая.
На занятиях используются следующие методы организации педагогической деятельности:
- наглядные (демонстрация наглядных пособий);
- практические (упражнение, экспериментирование, моделирование);
- игровые (дидактические игры, ролевые игры);
- словесные (рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы).
Поскольку основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игра, обучение математике ведется через игровые проблемные ситуации (деловые игры), совместное выполнение заданий, взаимоконтроль, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование различных праздников и досугов.
Дидактическое обеспечение дополнительной образовательной программы располагает широким набором материалов и включает:
• видео- и фотоматериалы по разделам занятий;
• литературу для обучающихся по математическому развитию (журналы, учебные пособия, книги и др.);
• литературу для родителей;
• методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива);
• иллюстративный материал по разделам программы (рисунки, таблицы, шаблоны фигур и др.);
• логические блоки Дьенеша, альбомы для блоков Дьенеша.
Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы связано с наличием следующих средств, предметов, инструментов:
• кабинет со столами, стульями и школьной доской;
• компьютер, проектор.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
- Венгер, Л. A. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. A. Венгер. – М. : Педагогика, 1989. – 120 с.
- Волина, В. В. Математика / В. В. Волина. – Екатеринбург: Издательство АРДЛТД. – 1997.
- Давыдов, В. В. Проблемы развивающегося обучения /
В. В. Давыдов. – М. : Высшая школа, 1986. – 310 с. - Дидактические игры и занятия в детском саду / под ред. C. Н. Новоселовой. – М. : Просвещение, 1985. – 92 с.
- Ерофеева, Т.И. В кругу друзей математики / Т. И. Ерофеева. – М. : «Просвещение», 2013. – 23 с.
- Колесникова, Е. В. Математика для детей 3-4 лет /
Е. В. Колесникова. – М. : Творческий центр, 2005. – 42 с. - Колесникова, Е. В. Математика для детей 3-4 лет /
Е. В. Колесникова. – М. : ТЦ Сфера, 2015. - Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. – М.: «Просвещение», 1990. – 94 с.
- Новикова, В. П. Математика в детском саду / В. П. Новикова. – М. : Мозаика – Синтез, 2010. – 22 с.
- Султанова, М. Н. Путешествие в страну математики /
М. Н. Султанова. – М. : Вентана - Граф, 2013. – 67 с. - Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей / Л. Ф. Тихомирова. – М. : Академия развития, 1996. – 45 с.
- Усова, А. П. Игра и организация в жизни детей / А.П. Усова. – М. : Педагогика, 1984. – 125 с.
- Фалькович, Т. А. Формирование математических представлений /
Т. А. Фалькович. – М. : Вако, 2012. – 203с.
Список литературы для детей
- Альбом по развитию математических способностей, логического мышления, памяти, интеллекта, цвето - и формовосприятия. – Санкт-Петербург, АСТ, 2013. – 64 с.
- Игры для развития математических способностей. – М. : Эксмо, 2013. – 80 с.
- Математика для дошколят. Суперраскраска. – Санкт-Петербург, Стрекоза, 2007. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная образовательная программа "Циферка"
дополнительная образовательная программа по математическому развитию в младшей группе...
Веселая циферка
Стихи про цифры...
Волшебные циферки
Мне сегодня хочется немного рассказать об уникальности методики Николая Александровича Зайцева «Стосчет» и как в более простом формате, я использую ее для формирования эл...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) «На помощь к Циферке»
Конспект по ФЭМП для средней группы, с применением социо-игровых технологий...
Циферки
Игры на запоминание цыфр...