ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация по математике на тему
Осуществлять математическое развитие необходимо на занятиях и закреплять в разных видах детской деятельности. Одним из эффективных дидактических средств в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей является устное народное творчество. Использование фольклора и литературных произведений поможет детям в изучении учебного материала, добиться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 37.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДОШКОЛЬНИКОВ
Современные дети живут и развиваются в эпоху инновационных технологий. Федеральный государственный образовательный стандарт к обновлению содержания дошкольного образования предполагает серьезные изменения в познавательном преобразовании дошкольников, частью которого является математическое развитие. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется в детском саду через образовательную область «Познавательное развитие». На неё возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребёнка, и подготовке его к школе. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал личности. Однако, часто можно услышать, что математика – скучная наука. А ведь нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность.
Осуществлять математическое развитие необходимо на занятиях и закреплять в разных видах детской деятельности. Одним из эффективных дидактических средств в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей является устное народное творчество. Использование фольклора и литературных произведений поможет детям в изучении учебного материала, добиться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры: закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени; формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма и размер), а также это приобщит детей к активной умственной деятельности, умению выделять главные свойства предметов и явлений, разовьёт активность, наблюдательность, смекалку, научит делать элементарные умозаключения, строить высказывания, суждения, сформирует быстроту реакции.
Правильно организованная работа по развитию математических способностей дошкольников, включающая элементы устного народного творчества (потешки, загадки, считалки, поговорки, пословицы, скороговорки, фрагменты сказок и т.п.), способствует повышению интереса к самому процессу.
Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т. д.). Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.
Ещё один вид малых форм фольклора – скороговорка. Цель скороговорки – научить быстро и чётко выговаривать фразу, которая намеренно выстроена затруднённым для произнесения образом. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Соревновательное и игровое начало очевидно и привлекательно для детей.
Пословицы и поговорки на занятиях по математике можно использовать с целью закрепления количественных представлений. Пословицы можно предложить и с заданием: вставь в пословицы пропущенные названия чисел.
Из всего многообразия жанров и форм устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.). Она несёт познавательную и эстетическую функции. Считалки-числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчёт предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счёт в прямом и обратном направлении.
С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счёту, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок», «Теремок», «Красная шапочка» и т. д.). Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик»" и т. д.). Присутствие сказочного героя на занятии по математики или занятие-сказка придаёт обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.
В народе давно получили признание задачи-шутки, как одно из средств повышения интереса к изучению математики. Цель задач-шуток: содействовать воспитанию у детей наблюдательности, внимательного отношения к содержанию задач, к ситуациям, описанным в них, осторожного отношения к применению аналогий при решении задач.
Задачи-шутки по своей структуре часто составлены так, что призывают детей к решениям, аналогичным тем, которые применялись при решении похожих задач, рассматривавшихся на занятиях по математике. Но ситуация, описанная в задачах-шутках, обычно требует иного решения. Для получения ответов на вопросы задач-шуток, во-первых, не требуется выполнять какие-либо арифметические действия, а нужно только объяснить правильные ответы. Во-вторых, в процессе работы над задачами по тем или иным причинам дети допускают ошибки и получают неправильные ответы, а обнаружив самостоятельно или с помощью воспитателя в этих ответах противоречия с жизненными наблюдениями и фактами, исправляют ошибки и объясняют правильное решение. Такая работа над задачами содействует развитию логического мышления учащихся, ибо приучает их рассматривать и объяснять явления в соответствии с логикой жизни.
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.
Регулярное использование на занятиях по развитию математических способностей системы специально подобранного репертуара устного народного творчества, направленного на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Таким образом, можно смело утверждать: математика — это совсем не скучно и не сложно, а познавательно и интересно. Особенно, если знаешь ключик к детскому сердцу. Ключик этот — устное народное творчество! Распахивая перед детьми волшебные двери в страну устного народного творчества, мы не только знакомим их с математикой, но и учим любознательности, доброте, взаимовыручке, доверию к миру, умению преодолевать трудности.
Подготовила:
старший воспитатель
МБДОУ «Степновский детский сад»
комбинированного вида
Е.В.Кузнецова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ .
Рассматривание видов интеграции используемых в занятиях по ФЭМП....
конспект НОД в старшей группе по развитию речи "Проделки бабушки Федоры". Сообщение и презентация по теме "Использование интегративного подхода при формировании элементарных математических представлений дошкольников" Презентация
Конспект НОД по развитию речи тема "Посуда"Консультация и презентация из опыта работы ....
конспект НОД в старшей группе по развитию речи "Проделки бабушки Федоры". Сообщение и презентация по теме "Использование интегративного подхода при формировании элементарных математических представлений дошкольников" Презентация
Конспект НОД по развитию речи тема "Посуда"Консультация и презентация из опыта работы ....
Статья: "Использование устного народного творчества в формировании элементарных математических представлений у дошкольников."
Согласно ФГОС одной из составляющих образовательной области «Познание» является формирование элементарных математических представлений дошкольников, т.е. первичных представлений об основны...
Картотека потешек по формированию культурно-гигиенических навыков младших дошкольников с использованием устного народного творчества
Культурно-гигиенические навыки - очень важная часть повседневного поведения. Быть опрятным, чистым и аккуратно причесанным требует не только гигиена, но и нормы человеческих отношений. Дети должны пон...
«Использование дидактических игр для формирования элементарных математических представлений дошкольников»
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...
"Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений дошкольников"
Выступление на педагогическом совете...