Программа занятий кружка "Умка" старшая группа
рабочая программа по математике (старшая группа) по теме
Программа кружковых занятий в старшей группе по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_kruzhka_starshaya_gruppa.docx | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» п.Алексеевский
Советского района Республики Марий Эл
Утверждаю:
Заведующая МДОУ
__________Т.С. Митрофанова
Рабочая программа занятий кружка «Умка»
0
Направление: Познание
Срок реализации: 1 год
Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа)
Руководитель: воспитатель Ружейникова Светлана Николаевна
Принята на педагогическом совете
Протокол № ___от .09.2015г.
п.Алексеевский
Пояснительная записка
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Работа по организации кружка «Умка» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю 20-25 минут в старшей группе, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Деятельность кружка организуется на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.
Цель кружковой работы.
Развитие познавательной активности, интерес к математике, развитие логическое мышление у дошколят.
Основные задачи кружка:
- развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
- развитие математических способностей и склонностей;
- качественная подготовка ребенка к школе;
Разделы рабочей программы:
- количество и счет;
- ознакомление с геометрическими фигурами;
- определение величины;
- ориентировка во времени, пространстве;
- решение логических задач.
Ожидаемые результаты:
- дети должны понимать независимость числа от величины, расположения предметов и направления счета;
- уметь решать арифметические задачи и записывать решение;
- устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
- ориентироваться на листе бумаги в клетку, пространстве;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
В соответствие с разделами планирую свою работу, где определяю содержание, задачи, сроки проведения.
1.Количество и счет.
Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах10, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
Поставленные цели реализую через следующие игры:
- «Назови следующее, предыдущее число»;
- «Назови соседей числа»;
- «Назови меньше на 1, больше на 1»;
- «Вверх вниз по числовой лестнице»;
- «Составь и реши задачу»;
- «Чудесный мешочек»;
- «Кто знает, пусть дальше считает».
Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.
2. Геометрические фигуры.
Цель раздела: закреплять представления о многоугольниках и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
Игры, помогающие реализовать задачи раздела:
- «Назови предметы заданной формы»,
- «Что общего и чем различаются фигуры»,
- «Найди предмет такой же формы»,
- «Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,
- «Найди лишнюю фигуру»,
- «Конструктор»,
- «Почини одеяло»,
- Игры со счётными палочками.
Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.
3. Определение величины.
Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
4. Ориентировка во времени
Цель раздела: развивать чувство времени, учить определять время по часам, знакомить с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закреплять представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.
В работе использую следующие дидактические игры:
- «Вчера, сегодня, завтра»
- «Дни недели»
- «Мой режим дня по часам»
- «Определи время по часам»
- «Когда это бывает?»
- «Что перепутал художник?»
Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен года), совершенствуют представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение определять время по часам.
5. Логические задачи
Основной задачей данного раздела – является развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Используемые пособия (различные ребусы «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», задачи в стихах, задачки-шутки, логические задачки, работа со счётными палочками) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.
Используемая литература:
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» по редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
- Новикова В.П. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.
- Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1982г.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1985г.
- Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада/
Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.: Просвещение, 1997г.
- Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2010 г.
Тематическое планирование
Сентябрь.
1 неделя.
Знакомство с цифрами.
Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 1 до 9. Познакомить с цифрой 0.
2 неделя.
Счёты.
Познакомить со счётами, рассмотреть их, объяснить их назначение. Познакомить с калькулятором, объяснить его значение.
3 неделя.
Геометрические фигуры.
Побеседовать о геометрических фигурах, повторить ранее изученные и познакомить с новыми фигурами (трапеция, ромб), ввести понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников.
4 неделя.
Волшебные фигуры.
Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур.
Октябрь.
1 неделя.
Порядковый счёт.
Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами. Учить порядковому счёту.
2 неделя.
Интересные слова «между», «за», «после», «перед».
Закрепить умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называть себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других.
3 неделя.
Ориентирование на листе бумаги.
Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левой и правой, верхней и нижней стороне листа.
4 неделя.
Ориентирование на листе бумаги.
Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, верхних и нижних углах.
Ноябрь.
1 неделя.
Лесенка.
Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания.
2 неделя.
Рисование фигур по точкам.
Развивать графические навыки детей, закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
3 неделя.
Левая и правая рука.
Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением».
4 неделя.
Близко – далеко.
Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов.
Декабрь.
1 неделя.
12 месяцев.
Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь».
2 неделя.
Время года. Сезоны.
Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать, сколько их.
3 неделя.
Знакомство с часами.
Познакомить детей с часами, рассказать об их значении. Рассказать, какие часы бывают.
4 неделя.
Весы. Их использование.
Познакомить детей с весами, рассказать, какие бывают весы и их значение. Дать понятие «вес».
Январь.
1 неделя.
Какие бывают линейки.
Познакомить детей с линейкой, рассказать о её значении.
2 неделя.
Рисуем по линейке.
Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.
3 неделя.
Пишем цифры: 0, 1, 2, 3.
Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.
4 неделя.
Пишем цифры: 4. 5. 6.
Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.
Февраль.
1 неделя.
Пишем цифры: 7, 8, 9.
Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.
2 неделя.
Расставь числа по порядку.
Развивать умение расставлять числа по порядку.
3 неделя.
Задачи на смекалку.
Развивать логику, находчивость, внимательность. Закреплять умение выполнять арифметические действия.
4 неделя.
Задачи на действия (сложение). Познакомить со знаком «+».
Развивать мышление, учить слушать текст задачи и понимать, какое действие нужно сделать.
Март.
1 неделя.
Задачи на действия (вычитание). Познакомить со знаком «-».
Развивать мышление, учить слушать текст задачи и понимать, какое действие нужно сделать.
2 неделя.
Задачи на составление целого из частей.
Развивать мышление детей, умение делить целое на части.
3 неделя.
Математические задачки в стихах.
Развивать логическое мышление детей.
4 неделя.
Головоломки.
Обучение решению задач на смекалку. Упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола.
Апрель.
1 неделя.
Составление фигур из треугольников и квадратов.
Учить детей составлять геометрические фигуры из определённого количества палочек, пользуясь приёмом пристроения к одной фигуре, взятой за основу.
2 неделя.
Составление фигур из треугольников и квадратов.
Упражнять детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения.
3 неделя.
Логические задачи на поиск недостающих фигур.
Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности.
4 неделя.
Знакомство с «Монгольской игрой».
Май.
1 неделя.
Знакомство с игрой «Колумбово яйцо».
2 неделя.
Загадки математического содержания.
3 неделя.
Задачки-шутки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия средней группы детского сада по программе «Детство». Тема: Развитие мелкой моторики на занятиях ИЗО деятельности.
Конспект открытого занятия средней группы детского сада по программе «Детство» Тема: Развитие мелкой моторики на занятиях ИЗО деятельности Воспитатель дошкол...
Программа занятий по изготовлению цветов в старших группах как средство развития мелкой моторики
Это книга содержит подробное описание действий по созданию цветов из бумаги и детские стихи о цветах ....
Программа занятий вокальной группы «Ладушка»
Воспитание детей на народных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Народная песня – это эффективная форма работы с детьми разл...
Конспекты занятий подготовительной группы по программе "Детство" с ФГОС
Конспекты занятий на год разработаны в соответствии с программой "Детство", с учётом требований по ФГОС....
программа занятий педагога - психолога для занятий с детьми группы кратковременного пребывания с задержкой психического развития
рабочая программа...