Программа по развитию внимания и мышления.
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему
Для успешного обучения в школе, необходимо в дошкольном возрасте уделять большое внимание развитию таких направлений, которые помогут в дальнейшем сформировать у учащихся любое универсальное действие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_programme.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ МОК ЗАПАД
Дополнительная образовательная программа
« Развитие логики, внимания, мышления»
Программа рассчитана на возраст 4-5, 6-7 лет.
Срок реализации 1 год для возраста 6-7лет, 2 года для возраста 4-5 лет.
Потребности социальной адаптации и самореализации личности и развития общества в целом, определяемые объективными параметрами современного уровня развития производственных отношений, выдвигают на первый план новые требования к результатам образования. Как отмечено в Концепции развития образования в Российской Федерации, «формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться». Главная цель программы развитие образно- ассоциативного стиля мышления и всех видов памяти.
Воспитатель Гришина А.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для успешного обучения в школе необходимо в дошкольном возрасте уделять большое внимание развитию таких направлений, которые помогут в дальнейшем сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие. Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) необходимо:
1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД ( универсального учебного действия)
3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию; самоопределения, саморазвития, самовоспитания.
Уже в предшкольном возрасте у детей начинает закладываться понятийное, словесно - логическое мышление. Для успешного обучения в школе, понимание учебного материала у дошкольников должны быть заложены три составляющих мышления:
- элементарные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнения, обобщения, классификации
- активность, раскованность мышления позволяющая находить несколько вариантов решения
- организованность, целенаправленность, проявляющаяся в ориентации на выделение существенного в явлениях
Если это будет заложено в дошкольном возрасте, то облегчит процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков в начальной школе.
Формирование любого умения проходит 4 этапа.
- 1 Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
- 2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
- 3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
- 4. Контроль.
В программе показано как через специальные игры и упражнения можно, сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающем мире. Развитие познавательных процессов у дошкольников напрямую зависит от системности в обучении. Необходимо соблюдать последовательность в применении специальных игр и упражнений с развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Желаемого результата в обучении можно достичь, используя систему. Чтобы приучить ребенка к умственному труду необходимо сделать его интересным и занимательным. Интерес, может, быть, достигнут разными методами, одним из важнейших является дидактическая игра. Именно она содержит наибольшие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, т.к. игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. Роль игры - научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу, действовать по правилам, стремиться к результату.
В результате образовательного процесса мы достигаем формирование у
детей ряда важных и востребованных способностей, умений и качеств
личности – а именно:
- способности восприятия и запоминания разных видов информации
- устойчивости внимания
- способности к самообучению и быстрому освоению новых знаний
- свободы и выразительности речи
- навыка продуктивного общения
- кругозора и общей культуры
- уверенности в своих силах
Цель программы:
- научить анализировать, думать, рассуждать
- повысить предметно – понятийные представления
Задачи программы:
- развитие познавательного интереса, включение в познавательную деятельность, развить образно - ассоциативное мышление и образную речь
- формирование социальной активности, культуры общения и поведения в социуме
- развитие самостоятельности, формирование потребностей в самопознании, саморазвитии.
Основные принципы работы по данной программе:
- принцип развития. Основная задача – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность к дальнейшему развитию.
- принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
- принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
- принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь, и который так или иначе переживаю и осмысливаю для себя.
- принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
- принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
- принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
- креативный принцип. Необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе.
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю, продолжительностью 30 минут, по 64 занятия в год.
Формы занятий.
- совместная деятельность с педагогом
- групповые, подгрупповые, индивидуальные занятия, проводимые преимущественно в игровой форме
- Соревнования и конкурсы
Формы контроля.
- контроль выполнения заданий на каждом занятии
- ведение « Дневника достижений»
- участие в конкурсах
Общая схема организации занятия (30 мин).
1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–7 мин).
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Дети сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия. Каждый ребенок должен принять участие в игре.
Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:
- понимать, что от него требуется в игре;
- определить, может он играть в эту игру или не может;
- определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
2. Затруднение в игровой ситуации (1–5 мин).
В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Учитель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
3. Открытие нового знания или умения (5–8 мин).
Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин).
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (2–3 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.
5. Повторение и развивающие задания.
Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.
6. Итог занятия.
Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали; б) где новое пригодится.
Педагог прививает старшим дошкольникам следующие учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Педагог поддерживает усилия дошкольников качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения дошкольников, способствует становлению у детей положительной самооценки.
Классификация игр используемых в процессе обучения:
- дидактические
- развивающие
- игры на развитие пространственного воображения
- игры со счетными палочками
- загадки
- логические задачи
- игры, способствующие развитию творческому воображению
В системе отслеживания и оценивания результатов обучения могут использоваться тестирования, выставки, конкурсы.
Учебно- тематический план:
№ | Наименование разделов и тем | Продолжительность( общее количество часов) |
1. | Развитие внимания, памяти | 64 |
2. | Развитие мышления | 64 |
3. | Развитие речи | 64 |
4. | Развитие моторики | 64 |
К концу года обучения дети должны :
- быть способными к самообучению и освоению новых знаний
- способны воспринимать и запоминать разные виды информации
- уметь концентрировать свое внимание
- уметь свободно и выразительно выражать свои мысли
- развить кругозор
- быть уверенными в своих силах
Содержание основных разделов программы.
- Развитие внимания и памяти
Занятия знакомят детей с понятием «память» и видами памяти.
На занятиях по данному разделу проводятся тесты для проверки
различных видов памяти. Для детей дошкольного возраста тесты проводятся в форме игры.
Формирование зрительно - предметного восприятия и словаря - одна из важных составляющих дошкольника. Достаточное развитие речевых и зрительных функций является необходимым и для формирования мышления.
- Развитие мышления.
Наглядно-образный тип мышления
С трёх-четырёх лет и до первого класса, у ребёнка активно формируется наглядно-образный тип мышления. Помимо уже имеющихся навыков освоения окружающих предметов путём активного восприятия их «руками», ребенок начинает мыслить, оперируя системой образов. Этот тип мышления отражается в способности ребёнка к рисованию. Рисуя, ребенок воплощает в действительность, возникающие в его сознании образы. Развитие этого типа мышления способствуют занятия рисованием лепкой, конструированием, аппликацией.
Словесное – логическое мышление
В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий тип мышления — словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом словесно-логическом мышлении.
Творческое мышление
Этот тип мышления характеризует способность к творчеству – то есть созданию новых, нестандартных решений.
Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются :
- Сравнение
- Обобщение
- Анализ
- Синтез
- классификация
Развитие мышления у детей дошкольного возраста – задача, решение которой напрямую зависит от того, насколько успешно ребёнок освоил и может пользоваться вышеперечисленными мыслительными операциями.
Развитие образно-ассоциативного мышления.
Занятия этого раздела направлены на развитие образно-ассоциативного
мышления. Чем лучше будут развиты эти стили мышления, тем выше
будет скорость запоминания. Поэтому, особенно на первых порах, этому
разделу отводится большее количество часов.
В первую очередь дети знакомятся с понятием «ассоциация»,
тренируются в подборе произвольных ассоциаций, выстраивании цепочек
ассоциаций. Для повышения темпа подбора произвольных ассоциаций можно
использовать различные игры и упражнения, например «Найди пару»,
«Ниточки слов», «Умные цепочки» и др. Важно, чтобы каждый ребёнок
научился не только быстро подбирать ассоциации, но и объяснять (оценивать)
получившуюся пару слов.
Следующим этапом работы является переход от непроизвольных
ассоциаций к конкретным (заданным). Для этого дети знакомятся с органами чувств .
Особое место в данном разделе занимают обобщающие занятия по
подбору управляемых ассоциаций, в которые педагог может включать
упражнения на запоминание последовательности слов (постепенно от 5 до 10-
15)
На протяжении всего раздела каждое занятие должно включать игры и
упражнения на развитие образного мышления. Дети осваивают приёмы
выделения главных признаков. На занятиях можно
использовать игры «Что это?», «Превращалки», «Внимательные глазки».
Кроме этого необходимо научить детей видеть (представлять) образы в
штрихах картин, узорах, обоях, окружающих объектах, цветах. Данные упражнения
также способствуют развитию связи между левым и правым полушариями
мозга, а, следовательно - повышают способности к образно-ассоциативному
восприятию мира.
- Развитие образной речи.
Так как главной задачей программы является не просто развитие
образной памяти, а развитие и совершенствование умения запоминать
информацию в общении или при изучении каких-либо литературных
источников, в программу включён раздел «Развитие образной речи».
На занятиях дети знакомятся с алгоритмами составления мини-рассказов,
рассматривая объект рассказа снаружи (описательно) и «изнутри» (используя
метод эмпатии). Дети дошкольного и младшего школьного возраста составляют
мини-рассказы о предмете, букве, цифре, геометрической фигуре,
произведении искусства. С детьми младшего школьного возраста можно
использовать игру «Испорченный телефон», «Звенья одной цепи» и др.
Помимо работы с прозой, в данном разделе ведётся работа со
стихотворными формами, начиная от простого к сложному. Дети дошкольного
возраста знакомятся с понятиями «рифма» и «ритм» на
примере сказки Н. Носова «Незнайка и его друзья» (глава «Как Незнайка
сочинял стихи»), совместно с педагогом делают выводы о прочитанном и
формулируют правила стихосложения. Эти правила обобщаются в алгоритм, и
на его основе учащиеся составляют двустишия и четверостишия на заданные
темы. На занятиях можно использовать различные игры и упражнения - такие
как «Найди рифму», «Что напутал поэт», «Продолжи стихотворение».
- Развитие моторики
Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. В дошкольном возрасте развитие мелкой моторики проводится через игры и игровые упражнения.
- Пальчиковые игры и упражнения (игры манипуляции, сюжетные пальчиковые упражнения, пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой)
- Игры с палочками Кюизенера
- Работа с крупами
- Игры - шнуровки
Литература:
Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина «Школа внимания». Методика развития и коррекции внимания.
А.В. Белошистая « Развитие логического мышления у дошкольников».
А.В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей».
Е.В. Соловьева « Математика и логика для дошкольников».
В.П. Новикова, Л.И. Тихонова « Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера».
М. Аромштам, О. Баранова « Пространственная геометрия для малышей».
Е.В. Колесникова « Я решаю логические задачи».
К.В. Шевелев « Развитие математических способностей у дошкольников».
Приемы эйдетики для детей – упражнения.
Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
Л.Г. Петерсон, Н.П.Холина «Раз – ступенька, два – ступенька».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры – помощники, для развития внимания, памяти, мышления.
В материале описаны виды памяти, их развитие и подборка игр....
Рекомендации для родителей по развитию внимания и мышления для детей 5-7лет.
Рекомендации для родителей по развитию внимания и мышления для детей 5-7лет....
Учебно-методическое пособие. Картотека игр на развитие внимания и мышления.
Задачи: развивать зрительную память ребенка....
Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие внимания и мышления.
Конспект занятия разработан для индивидуального занятия для детей старшего дошкольного возраста....
памятка для родителей "Развитие внимание, памяти, мышления посредством развивающих игр"
Пямятка для родителей содержит информационный материал о развитии познавательной сферы дошкольника, упражнения для занятий с детьми в домашних условиях, дан список настольных игр....
Занятие на развитие внимания, памяти, мышления
Практический материал для педагогов и психологов...
Методическое пособие по развитию сенсорных представлений, развитие внимания, памяти, мышления
Задания для детей на основе сенсорных представлений...